История предпринимательства в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 21:22, контрольная работа

Описание работы

Древнейшим видом предпринимательской деятельности является торговый обмен. Можно сказать, что торговля не представляет собой явления, отделимого от общего процесса человеческого развития. В своем изначальном состоянии торговля была тождественна простому натуральному обмену. Развитие торговли в мире связано с появлением и расширением товарного производства. При товарном производстве связующим звеном между производством и потреблением выступает рынок, а характер этой связи находит свое выражение в процессе купли-продажи.

Содержание работы

Глава I. Древняя Русь: истоки предпринимательской деятельности 1
1.1. Зарождение торговли и предпринимательства на Руси 1
1.2. Купечество и его социально-правовой статус 4
1.3. Роль денежного обращения в развитии предпринимательства 7
Глава II. Предпринимательство на Руси в период ее феодальной раздробленности 9
2.1. Новые очаги предпринимательства. Негативное влияние на экономику Руси ордынского ига 9
2.2. Великий Новгород как центр ремесел и торговли на Северо-Западе Руси 11
2.3. Новгородские предприниматели и их первые объединения 13
2.4. Падение Великого Новгорода и судьба местного купечества 16
Глава III. Развитие предпринимательства в Московской Руси (XIV-XVII вв.) 18
3.1. Возрождение торговли и ремесел на Руси после монголо-татарского нашествия 18
3.2. Развитие торгового предпринимательства в эпоху Ивана Грозного 22
3.3. Создание Московской компании и ее деятельность 25
3.4. Развитие торговых путей в XVI-XVII вв. 27
3.5. Начало государственного и частного предпринимательства в производственной сфере 29
3.6. Формирование денежной системы 31
3.7. Иерархия торгового сословия и торговая политика государства в XVII веке 31
3.8. Развитие мануфактурного производства в XVII веке 37
Глава IV. Петровские преобразования в России и развитие предпринимательства 40
4.1. Экономическая обстановка в России в начале XVIII века. Реформы Петра I в области финансов и торговли 40
4.2. Изменение положения купечества и создание нового предпринимательского класса 43
4.3. Петровская политика поощрения государственного и частного промышленного предпринимательства 44
4.4. Известные русские предприниматели эпохи Петра I 47
Глава V. Предпринимательство в России в период правления Екатерины II 49
5.1. Политика «поощрения промышленности и торговли» при преемниках Петра I. «Экономический либерализм» Екатерины II 49
5.2. Изменение экономического и правового статуса купечества 52
5.3. Купеческое, дворянское и крестьянское предпринимательство. «Капиталистые» мужики 54
5.4. Переселенческая политика Екатерины II и ее влияние на развитие предпринимательства 56
Глава VI. Предпринимательство в первой половине XIX века – в эпоху зарождения капитализма в России 58
6.1. Попытки проведения либеральных реформ и их роль в развитии предпринимательства 58
6.2. Начало промышленного переворота и становления капиталистического предпринимательства в России 62
6.3. Развитие предпринимательства в сфере транспорта и в торговле 65
6.4. Финансовое положение России и развитие банковского дела 68
Глава VII. Реформы Александра II и развитие предпринимательства в пореформенный период 72
7.1. Реформы 1860-1870-х гг. и формирование класса промышленной буржуазии 72
7.2. Строительство в России железных дорог и «железнодорожные короли» 75
7.3. Освоение новых экономических районов иностранными и отечественными предпринимателями 76
7.4. Предпринимательство в легкой промышленности, мелких кустарных промыслах и в торговле 77
Глава VIII. Деловой мир России конца XIX – начала XX вв. Представительные организации российской буржуазии 77
8.1. Торгово-промышленная и финансовая политика российского государства 77
8.2. Социально-классовое оформление российской буржуазии 77
8.3. Банковское и биржевое дело. Возникновение финансового капитала и финансовой олигархии 77
8.4. Представительные организации и политические партии российской буржуазии 77
Глава IX. Конфессиональное предпринимательство в России 77
9.1. Участие церкви в предпринимательской деятельности в домонгольский период 77
(к оглавлению) 77
9.2. Развитие монастырского предпринимательства в условиях формирования централизованного государства 77
9.3. Старообрядческое предпринимательство 77
9.4. Еврейское предпринимательство 77
Глава X. Благотворительность и меценатство в деятельности российских предпринимателей 77
10.1. Основные этапы становления благотворительности и меценатства в России 77
10.2. Религиозно-этические и социальные мотивы благотворительности российского купечества 77

Файлы: 1 файл

735482_5298A_istoriya_predprinimatelstva_v_rossii.docx

— 398.59 Кб (Скачать файл)

По объему выплавляемого  чугуна Россия в полтора раза превосходила Англию и другие передовые страны Европы, так как уральские домны  достигали высоты 13-14 м (в Западной Европе – 7-8 м) и ширины 4 м. В 1779 г. заводчики  были освобождены от обязательных поставок металла в казну. Развитие русской  черной металлургии стимулировалось  не столько внутренним спросом, сколько  значительным экспортом железа. На 1780-е гг. пришелся пик металлургического  экспорта: в 1782 г. из России было вывезено 3,8 млн. пудов железа при выплавке 8-9 млн. пудов, т.е. около половины произведенного черного металла было продано  за границу. В 1793-1795 гг. ежегодный вывоз  железа составлял около 3 млн. пудов, далее наметился спад и в вывозе, и в производстве черных металлов. Падение производства железа в конце  XVIII – первой половине XIX вв. во многом объясняется тем, что горнозаводская промышленность всецело основывалась на принудительном труде, а это способствовало тому, что цена на железо, в отличие от Англии (где за четверть столетия она понизилась на 60%) и других европейских стран не снижалась. Вывоз русского железа за границу неуклонно сокращался, а его сбыт внутри страны не возрастал.

Во второй половине XVIII в. стала бурно развиваться легкая промышленность. Число только текстильных мануфактур – суконных, полотняных, шелковых и др. – возросло за время царствования Екатерины II с 231 до 1082, т.е. в 4,5 раза. Значительная часть продукции шла на экспорт.

Конкуренцию купцам в текстильной  промышленности составили предприниматели-дворяне. В 1770-е гг., по данным Мануфактур-коллегии, из 305 текстильных предприятий им принадлежали 57, причем на долю последних  приходилось около трети общего оборота. Особенно много было вотчинных  суконных производств, тесно связанных  с казной. Из 40 основных суконных предприятий 19 принадлежали дворянам. К началу XIX в. из 98 суконных фабрикантов, поставлявших свои изделия государству, к дворянскому сословию принадлежали 74 человека, в то время как к купеческому – лишь 12.

Дворянство не стояло в  стороне и от таких "неблагородных", но приносивших большой доход  видов деятельности, каковыми являлись винокурение и откуп. Некоторые  помещики нажили крупные состояния  на винной торговле, тем более что  в 1754 г. они получили монополию на производство и продажу вина, а  с 1775 г. специальным указом купцам было запрещено винокурение. Во времена  Екатерины II возникло много вотчинных мануфактур, опиравшихся на барщинную эксплуатацию крестьян, которые получили наибольшее распространение как раз в винокурении и суконной промышленности. Кроме того, дворянство создавало посессионные мануфактуры, в которых соединялись элементы несвободного и наемного труда. Рабочая сила, земля и недра находились в условной собственности мануфактуры.

Хотя основную массу промышленных изделий, как и прежде, давало мелкое ремесленное производство, но все  большее развитие получало не только городское, но и чрезвычайно развившееся  сельское домашнее ремесло. Крестьяне  поставляли на рынок холст и полотно, грубое сукно, обработанную кожу и овчину, гончарные изделия и изделия  из дерева. Именно в крестьянской среде  во второй половине XVIII в. заявили о себе известные в будущем предпринимательские династии Абрикосовых, Расторгуевых, Солдатенковых, Хлудовых и др.

Новым явлением в российской экономике стала крестьянская мануфактура. Государственные и оброчные помещичьи  крестьяне, расширяя собственное домашнее производство, начинали нанимать работников или использовали труд многочисленных надомников, покупая для них сырье, ткацкие станы и забирая готовую  продукции. Так, благодаря предпринимательской  инициативе крепостных крестьян графа  Шереметева возник Иваново-Вознесенский текстильный район. В середине XVIII в. здесь было только пять полотняных мануфактур, а к концу 1780-х гг. – более 50, причем это уже были предприятия новой для России отрасли текстильного производства – хлопчатобумажной.

В 1760-х гг. в московской губернии почти 62% крестьян одновременно с земледелием занимались обработкой льна, конопли и бумажной пряжи. Из них в 1770-х гг. 40% работали на рынок. Кроме того, крестьяне производили  лопаты, дуги, мочала, рогожи; организовывали столярное, печное, колесное, кирпичное  и прочие производства; изготовляли  для продажи масло, холст, сукно, бумагу и другие изделия. Возрастание  числа отходников, особенно из Московской, Ярославской и Нижегородской  губерний, где 10-20% крестьян постоянно  находились на заработках, привело  к резкому росту городского населения, которое увеличилось за 1724-1796 гг. в четыре раза (с 328 тыс. до 1301 тыс. человек).

К концу столетия в предпринимательстве  появился новый феномен – "капиталистые" мужики, которых еще называли "крепостными фабрикантами". Часто помещики принуждали крепостных к переходу от земледелия к занятию промыслами, и численность подобных предпринимателей непрерывно увеличивалась. Некоторые крестьяне имели уже своих собственных крепостных и владели деревнями, купленными, естественно, на имя своих господ, а также содержали по тысяче и более рабочих. Располагая значительными средствами, многие из них "покупали" себе свободу.

Именно так стали свободными представители известных в будущем  предпринимательских династий –  Коноваловы, Морозовы и др. Отличительная  черта крестьянского предпринимательства  – работа на внутренний рынок, а  также то, что оно во многом основывалось на вольнонаемном труде.

В качестве примера  можно привести историю династии Прохоровых, основавших в конце XVIII в. фабрику, получившую впоследствии название "Товарищество Прохоровской трехгорной мануфактуры". Родоначальником этой предпринимательской династии являлся Василий Иванович Прохоров. Его отец, Иван Прохорович, принадлежал к монастырским крестьянам Троице-Сергиевой лавры. В 1764 г., когда у монастырей были отобраны вотчины, он освободился от крепостной зависимости и вскоре переехал с семьей в Москву. Чем первое время занимался в Москве Иван Прохорович – неизвестно, но вероятно, что никакого прибыльного и надежного дела он не имел, что и заставило его отдать сына, Василия Ивановича, приказчиком на службу к купцу. Однако уже в 1784 г. он приписался к московскому купечеству и начал самостоятельно заниматься пивоваренным производством, а в 1799 г. заключил договор на устройство в Москве ситценабивной фабрики. С момента появления этой фабрики и ведет отсчет своей деятельности династия Прохоровых, расцвет которой пришелся на следующее столетие[1]. Подобные биографии имели многие "капиталистые" мужики, начавшие свою предпринимательскую деятельность в эпоху Екатерины II.

Создавалась парадоксальная ситуация: крепостная система в России играла немаловажную роль в генезисе капитализма в экономике. К концу  XVIII в. крепостничество обрело близкие к рабству формы, барщина увеличилась в 2,5 раза, реальный оброк – более чем в 1,3 раза, крестьян можно было ссылать на каторгу, отдавать в солдаты, переселять, продавать без семьи. При этом на рубеже XVIII-XIX вв. происходит законодательное закрепление деловой активности крестьян. Согласно Уставу Санкт-Петербурга (1798 г.), а затем и Уставу Москвы (1799 г.) крестьянская торговля облагалась платой в пользу города – акцизом, что означало ее признание законной. Размер акциза зависел от вида продающегося в лавках товара и был довольно высоким – 25, 50, 100 руб. Мелочная торговля тоже облагалась акцизным налогом и тем самым также была узаконена.

Однако не стоит преувеличивать предпринимательскую активность крестьянства в целом: в 1766 г. насчитывалось всего 5,5 тыс. торгующих крестьян, что составляло 0,17% податного населения России. И хотя крестьяне-торговцы стали  неотъемлемой частью торгового мира России, а некоторые из них по масштабам своих операций не уступали богатейшим городским купцам, в целом положение этой группы населения оставалось весьма тяжелым в течение всего периода правления Екатерины II. 

 

5.4. Переселенческая  политика Екатерины II и ее влияние на развитие предпринимательства 

 

В своем стремлении перенести  цивилизованные отношения на русскую  почву Екатерина II прибегла к практике переселения иностранных колонистов на свободные русские территории. В 1762-1763 гг. она решила заселить колонистами южные, вновь приобретенные пустующие земли. Приглашенные переселенцы освобождались от повинностей, им предоставлялись земли, ссуды и право свободно заниматься предпринимательской деятельностью. Естественно, не все из вновь приехавших были готовы к активному производительному труду, но были и другие, весьма показательные, примеры.

В 1764 г. к императрице  обратилась община христиан-евангелистов из Германии. Это были люди, отличавшиеся трудолюбием и высокой нравственностью. На родине они подвергались преследованиям за свою веру. Им разрешили поселиться в Поволжье и предоставили дополнительные привилегии. Таким образом, появилась  колония Сарепта, вскоре ставшая  образцовой среди многих ей подобных.

Постепенно начинают вырабатываться общие принципы деловой этики  предпринимателя, включающие в первую очередь добропорядочность, достижение процветания добронравием и строгостью к себе.

Приведем слова, характеризующие "образцового купца", принадлежащие крупному торговцу из Архангельска А. Фомину, сказанные им еще во второй половине XVIII в. "Образцовому купцу" надлежало "быть трудолюбиву, ласкову, обходительну, учтиву, честну, скромну... умеющу говорить красно и порядочно и словом вкрадывающемуся... в людей. Надобно, чтоб бодрость и предприимчивость было его удел; осторожность и быстрота мыслей – его счастие, а довольная опытность и осмотрительность – его подпора. Весьма противоестественну купцу быть лениву или тратить время в излишних забавах". А самым главным А. Фомин считал "честность и непоколебимое держание своего слова"[2].

Как свидетельствовал в начале 1760-х гг. ладожский купец Иван Кабацкий, отец его, прилагая усилия к  обучению сына коммерции, в том числе  и за границей, стремился, чтоб он "не единственно для себя, но отечеству мог быть со временем способным".

Многие деловые люди той  поры соблюдали нормы честности, верности слову, добросовестности, стремились к завоеванию доброго имени и  т.п. Но были среди предпринимателей и те, кто мог обмануть, нарушить обязательства, попытаться получить прибыль  неправедными и незаконными способами, добиваться успеха с помощью протекции  или благодаря выгодному браку. Тем не менее, нерушимость и верность "купеческого слова" всегда были примером подражания для многих предпринимателей.

В период царствования Екатерины  II предпринимательство сделало новые шаги в своем развитии. Появились его новые формы (дворянское и крестьянское), получили доступ к занятию предпринимательством фактически все слои общества, был законодательно подтвержден правовой статус предпринимателей и т.д. Вместе с тем специфика социально-экономического развития России второй половины XVIII – начала XIX в. состояла в сосуществовании таких антиподов, как экономический либерализм и крепостничество, дворянское и крестьянское предпринимательство, развитие частной инициативы и укрепление дворянства как оплота самодержавия. Все это сдерживало развитие страны. Новые рыночные институты (биржи, банкирские дома и конторы, страховые общества, акционерные компании и т.д.) возникали на крепостной почве. Просвещенный абсолютизм Екатерины Великой нуждался в модернизации.

Вопросы для самоподготовки:

1.   В чем заключалась политика "экономического либерализма" проводимая Екатериной II?

2.   Какие факторы содействовали росту дворянского предпринимательства?

3.   В чем, по мнению предпринимателей XVIII века, заключалось соблюдение норм и принципов деловой этики?

4.   Каким образом Екатерина II решала проблему заселения пустующих земель в Поволжье и на Юге страны?

5.   Каким образом изменение экономического и правового статуса купечества стимулировало его социальную активность?

6.   Почему купечество оставалось полупривилегированным сословием?

7.   Какую цель преследовало правительство Екатерины II при создании ассигнационного банка? 

 

Литература:

1.   Барышников М.Н. История делового мира России. М., 1994.

2.   Леонтович В.В. История либерализма в России. 1762–1914 гг. М., 1995.

3.   Хорькова Е.П. История предпринимательства и меценатства в России: Учебное пособие. М., 1998.

4.   Туган-Барановский М.И. Русская фабрика в прошлом и настоящем M 1997.

5.   1000 лет русского предпринимательства. Из истории купеческих родов. М., 1995. 

 

[1] 1000 лет русского предпринимательства. Из истории купеческих родов. М., 1995. С. 177-181.

[2] Этические принципы ведения дел в России. М., 1999. С. 13.

 

 

 

 

 

 

Глава VI. Предпринимательство в первой половине XIX века – в эпоху зарождения капитализма в России 

 

6.1. Попытки проведения  либеральных реформ и их роль  в развитии предпринимательства  

 

К началу XIX в. Россия имела громадную территорию, простиравшуюся от Прибалтики до Аляски и продолжавшую расширяться далее – к середине XIX в. (за счет присоединения Финляндии, Царства Польского, Бессарабии, Кавказа, Закавказья, Казахстана, Приуралья и Приморья) она достигала 18 млн. кв. км. За этот период значительно увеличилась и численность населения – с приблизительно 37 млн. до 69 млн. человек.

В это время императорская  Россия в политическом и военном  смысле достигает своего наивысшего влияния в Европе, особенно после  победы над Наполеоном в 1812 г. В ходе заграничного похода русской армии  в Европу и восстановления монархии во Франции в 1815 г. Россия заключила  Священный союз с Австрией и Пруссией. В дальнейшем к нему присоединились большинство монархий Европы, кроме  Англии. Священный союз до 1830 г. был  главным органом военно-политического  регулирования внутриевропейской  политики, а Россия играла в нем  ведущую роль.

Если в политическом отношении  положение России в первой половине XIX в. было достаточно прочным и стабильным (начинает снижаться после подавления польского восстания в 1830-1831 гг.), то в экономическом отношении Россия в рассматриваемый период начинает все больше отставать от европейских стран.

Информация о работе История предпринимательства в России