Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 21:22, контрольная работа
Древнейшим видом предпринимательской деятельности является торговый обмен. Можно сказать, что торговля не представляет собой явления, отделимого от общего процесса человеческого развития. В своем изначальном состоянии торговля была тождественна простому натуральному обмену. Развитие торговли в мире связано с появлением и расширением товарного производства. При товарном производстве связующим звеном между производством и потреблением выступает рынок, а характер этой связи находит свое выражение в процессе купли-продажи.
Глава I. Древняя Русь: истоки предпринимательской деятельности 1
1.1. Зарождение торговли и предпринимательства на Руси 1
1.2. Купечество и его социально-правовой статус 4
1.3. Роль денежного обращения в развитии предпринимательства 7
Глава II. Предпринимательство на Руси в период ее феодальной раздробленности 9
2.1. Новые очаги предпринимательства. Негативное влияние на экономику Руси ордынского ига 9
2.2. Великий Новгород как центр ремесел и торговли на Северо-Западе Руси 11
2.3. Новгородские предприниматели и их первые объединения 13
2.4. Падение Великого Новгорода и судьба местного купечества 16
Глава III. Развитие предпринимательства в Московской Руси (XIV-XVII вв.) 18
3.1. Возрождение торговли и ремесел на Руси после монголо-татарского нашествия 18
3.2. Развитие торгового предпринимательства в эпоху Ивана Грозного 22
3.3. Создание Московской компании и ее деятельность 25
3.4. Развитие торговых путей в XVI-XVII вв. 27
3.5. Начало государственного и частного предпринимательства в производственной сфере 29
3.6. Формирование денежной системы 31
3.7. Иерархия торгового сословия и торговая политика государства в XVII веке 31
3.8. Развитие мануфактурного производства в XVII веке 37
Глава IV. Петровские преобразования в России и развитие предпринимательства 40
4.1. Экономическая обстановка в России в начале XVIII века. Реформы Петра I в области финансов и торговли 40
4.2. Изменение положения купечества и создание нового предпринимательского класса 43
4.3. Петровская политика поощрения государственного и частного промышленного предпринимательства 44
4.4. Известные русские предприниматели эпохи Петра I 47
Глава V. Предпринимательство в России в период правления Екатерины II 49
5.1. Политика «поощрения промышленности и торговли» при преемниках Петра I. «Экономический либерализм» Екатерины II 49
5.2. Изменение экономического и правового статуса купечества 52
5.3. Купеческое, дворянское и крестьянское предпринимательство. «Капиталистые» мужики 54
5.4. Переселенческая политика Екатерины II и ее влияние на развитие предпринимательства 56
Глава VI. Предпринимательство в первой половине XIX века – в эпоху зарождения капитализма в России 58
6.1. Попытки проведения либеральных реформ и их роль в развитии предпринимательства 58
6.2. Начало промышленного переворота и становления капиталистического предпринимательства в России 62
6.3. Развитие предпринимательства в сфере транспорта и в торговле 65
6.4. Финансовое положение России и развитие банковского дела 68
Глава VII. Реформы Александра II и развитие предпринимательства в пореформенный период 72
7.1. Реформы 1860-1870-х гг. и формирование класса промышленной буржуазии 72
7.2. Строительство в России железных дорог и «железнодорожные короли» 75
7.3. Освоение новых экономических районов иностранными и отечественными предпринимателями 76
7.4. Предпринимательство в легкой промышленности, мелких кустарных промыслах и в торговле 77
Глава VIII. Деловой мир России конца XIX – начала XX вв. Представительные организации российской буржуазии 77
8.1. Торгово-промышленная и финансовая политика российского государства 77
8.2. Социально-классовое оформление российской буржуазии 77
8.3. Банковское и биржевое дело. Возникновение финансового капитала и финансовой олигархии 77
8.4. Представительные организации и политические партии российской буржуазии 77
Глава IX. Конфессиональное предпринимательство в России 77
9.1. Участие церкви в предпринимательской деятельности в домонгольский период 77
(к оглавлению) 77
9.2. Развитие монастырского предпринимательства в условиях формирования централизованного государства 77
9.3. Старообрядческое предпринимательство 77
9.4. Еврейское предпринимательство 77
Глава X. Благотворительность и меценатство в деятельности российских предпринимателей 77
10.1. Основные этапы становления благотворительности и меценатства в России 77
10.2. Религиозно-этические и социальные мотивы благотворительности российского купечества 77
Однако компаньоны не полностью выполняли свои обязанности по поставкам государству, но экспортировали большое количество пушек в Голландию: в 1646 г. более 600, в первые месяцы 1647 г. – около 360 штук. В результате в марте 1647 г. правительство царя Алексея Михайловича конфисковало Тульские заводы и передало их боярину Григорию Пушкину[12].
Заводы Виниуса были не
единственными предприятиями
Всего в России на протяжении XVII в. действовало до 30 мануфактур, но из них стабильно работали не более 15 – свободные деньги купцы предпочитали вкладывать не в промышленность, а в торговлю, так как торговая прибыль была по-прежнему гораздо выше промышленной.
Тем не менее, все активнее
начало развиваться и частное
отечественное промышленное предпринимательство.
Так, в 1694-1695 гг. был заложен Тульский
завод Н.Д. Демидова, ставший первым
крупным вододействующим
О боярине Борисе Ивановиче Морозове современники говорили, что у него жажда золота была «как обыкновенно жажда пить». Огромное хозяйство Морозова являло собой пример товарной направленности практически всех его звеньев, будь то сельское хозяйство, промыслы или промышленное производство. Вотчины Морозова насчитывали 9 тыс. крестьянских дворов более чем в 300 селах и деревнях. Будучи свояком царя Алексея Михайловича (мужем сестры царицы), он управлял делами русского государства и возглавлял четыре важнейших приказа, в том числе Приказ большой казны – главное финансовое ведомство государства.
Ведущее место
в промышленной деятельности Морозова
занимало изготовление поташа, применявшегося
при производстве канатов и различных
красителей: около 30 морозовских предприятий
(будных майданов) выпускали 56% производимого
в стране поташа (до 80-90 тыс. пудов
в год) и обеспечивали владельцу
ежегодный доход от продажи этого
товара до 180 тыс. руб. К тому же царский
родственник добился права
Помимо этого
Морозов занимался
Действовали в имениях Морозова и винокуренные заведения, где перерабатывалось зерно, поступавшее из его вотчин.
Характерно, что поташное, металлургическое и винокуренное производства Морозова были тесно связаны с государственным хозяйством. Поташ производился для нужд государства, винокурение обслуживало казенную питейную монополию, а металлургические заводы изготавливали вооружение для армии. Морозову принадлежали также кирпичные и кожевенные заведения, мукомольные мельницы и рыбные промыслы. Промышленное предпринимательство боярина сочеталось с оптовой торговлей. Он не только продавал хлеб, полученный из своих владений, но занимался скупкой и перепродажей зерна и других сельскохозяйственных продуктов, вел экспортную торговлю хлебом и кожей.
В пределах вотчин Б.И. Морозова находились крупные торгово-промышленные села Лысково и Мурашкино, по своим размерам, числу жителей и уровню производства превосходившие многие города России того времени[13].
Б.И. Морозов самый известный представитель знати, занимавшийся предпринимательством, однако, помимо него промышленным и торговым предпринимательством занимались князья Милославский, Черкасский, Одоевский, Ромодановский и др.
На путь промышленного предпринимательства в XVII в. встало и купечество. Наиболее знатными в этой иерархии являлись именитые люди Строгановы, далее шли гости, которых к концу XVII в. насчитывалось 34, далее следовали торговые люди Гостиной (158 человек) и Суконной (116 человек) сотен.
Следующими «по рангу»
шли посадские торгово-
На путь купеческого, торгово-промышленного предпринимательства вставали и отдельные ремесленники, принадлежавшие большей частью к посадским людям, а иногда и крестьянам.
Таким образом, особенностью
предпринимательской
Вопросы для самоподготовки:
1. В чем заключались особенности мануфактурного производства в России?
2. Какие привилегии были предоставлены Иваном IV купцам Московской компании?
3. Как изменялась иерархия торгового сословия в рассматриваемый исторический период (XIV-XVII вв.)?
4. В чем заключались особенности формирования денежной системы в России?
5. Что представлял собой Гостиный двор в XVI-XVII вв.?
6. Каким образом укрепление власти великого князя на Руси сказывалось на развитии предпринимательства в рассматриваемый период?
Литература:
1. Велувенкамп Ян Виллем Архангельск. Нидерландские предприниматели в России. 1550-1785. М.: РОССПЭН, 2006.
2. Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций в трех книгах. Кн. 1,2. М., 1993.
3. Флоря Б.Н. Изменения социального состава населения Московского Кремля в конце XV – начале XVI вв. // Средневековая Русь. М., 1996. Вып. 1.
4. Перхавко В.Б. Гости-сурожане // Вопросы истории. 1993. № 6.
5. Семенов Л.С. Путешествие Афанасия Никитина. М., 1980.
6. История предпринимательства в России: В 2 кн. Кн. 1. От Средневековья до середины XIX века. М, 2000.
7. Шумилов М.М. Торговля и таможенное дело в России: становление, основные этапы развития (IX-XII вв.) СПб., 2006.
8. Зимин А.А. Россия на рубеже XV-XVI столетий (Очерки социально-политической истории). М., 1982. С. 30.
9. Андреев А.Р. Строгановы. XIV-XX вв. Энциклопедическое издание. М., 2000.
[1] Ключевский В.О. Указ.соч. С. 339.
[2] Голикова Н.Б. Привилегированные купеческие корпорации России XVI – первой четверти XVIII в. Т. I. М., 1998. С. 220.
[3] Велувенкамп Ян Виллем. Архангельск. Нидерландские предприниматели в России. 1550-1785. М., 2006. С. 41.
[4] Велувенкамп Ян Виллем.. Указ.соч. С. 129.
[5] Андреев А.Р. Строгановы. XIV-XX вв. Энциклопедическое издание. М., 2000. С. 6-7.
[6] Голикова Н.Б. Привилегированные
купеческие корпорации России XVI-первой
четверти XVIII в.
Т. I. М., 1998. С. 299.
[7] Голикова Н.Б. Указ.соч. С. 299-300.
[8] Велувенкамп Ян Виллем. Указ.соч. С. 49.
[9] Там же. С. 50-51.
[10] Там же. С. 80.
[11] Велувенкамп Ян Виллем. Указ.соч. С. 80-81.
[12] Велувенкамп Ян Виллем. Указ.соч. С. 107-116.
[13] История предпринимательства
в России. Книга первая. От средневековья
до сер. XIX в. М., 2000.
С. 169-170.
Глава IV. Петровские преобразования в России и развитие предпринимательства
4.1. Экономическая обстановка в России в начале XVIII века. Реформы Петра I в области финансов и торговли
В XVIII в. границы России продолжали расширяться. В первой четверти столетия в ее состав вошли земли, открывавшие широкий доступ к Балтийскому морю: побережье Финского залива, Эстляндия, Лифляндия, часть Карелии. Позднее, ближе к середине века, к России отошла часть земель Казахстана и, наконец, в последней трети века были присоединены Южная и Правобережная Украина, Белоруссия, Литва, Курляндия, Новороссия и Крым; был установлен протекторат над Грузией. Именно в XVIII в. русские морские экспедиции открыли Аляску и Алеутские острова, где были основаны восемь факторий, начавших освоение этого края.
В результате этого политико-географическое положение России коренным образом изменилось. Была преодолена ее относительная изолированность, она получила непосредственный доступ сначала к Балтийскому, а потом и к Черному морям, странам Центральной Европы, Балканам, Кавказу и Средней Азии. Тем самым были созданы важные предпосылки для активного включения России в международные политические и экономические отношения и для дальнейшего расширения ее влияния.
Увеличение территории (соответственно и населения) государства являлось важнейшим условием его дальнейшего развития. Приобретение новых земель имело огромное экономическое значение, новые морские порты дали мощный импульс развитию торговли. Численность населения с 1719 по 1795 г. выросла в 2,4 раза – с 15,5 до 37,2 млн. человек.
Успешными были начинания, связанные
с развитием путей сообщения.
На Балтике возник новый крупный
порт – Санкт-Петербург (в 1724 г. сюда
уже пришли 240 иностранных судов
с товарами). В
1703 г. для соединения Санкт-Петербурга
с бассейном Волги началось сооружение
Вышневолоцкого канала, движение по которому
было открыто в 1709 г.; в 1718 г. было начато
сооружение обводного Ладожского канала;
правда, начавшееся в 1689 г. сооружение
Волго-Донского канала осталось незаконченным.
Льготы и поощрения были предоставлены
портам Риги, Выборга и др. На Котлине было
начато строительство торгового порта
для стоянки военных и торговых судов.
Принимались меры к развитию сухопутной
торговли, а также торговли по Волге и
Каспийскому морю со Средней Азией и Ираном.
Особое значение для развития внутреннего
рынка приобрели новые транспортные магистрали
– Мариинская и Тихвинская водные системы.
Новый импульс был дан развитию контактов России с западноевропейскими странами. В страну потянулись сотни иностранных предпринимателей, в большинстве своем выходцев из стран Западной Европы. Количество иностранных купцов по сравнению с XVII в. значительно увеличилось. Общее число торговых иноземцев, деятельность которых отмечается в России с 1693 по 1726 гг. составила порядка 540 человек. Подавляющее большинство среди торгующих в России западноевропейских купцов составляли представители всего 3-х стран: Англии, Голландии и Германии (примерно 400 человек или 75% всех западноевропейских купцов, торговавших при Петре I)[1].
Во время Северной войны
иностранные купцы приняли
А. Стейлс, который имел два пороховых
завода на реке Клязьме. В Москве была
организована полотняная мануфактура,
принадлежавшая голландскому купцу Ивану
Тамесу.
Всего более чем 10-летний стаж торговли в России имели 125 западноевропейских купцов. В отношении иностранного купечества существовало специальное законодательство. В частности регулировались вопросы их въезда и выезда из страны. Доступ иностранцев в Россию при Петре I, в принципе был свободным и даже поощрялся. Однако выезд иностранных купцов, особенно тех, кто достаточно давно работал в стране, регламентировался достаточно строго.
Иностранным купцам запрещалось
держать у себя дома товары, тем
более торговать в розницу. Для
оптовой торговли и хранения товаров
строились специальные
Петр I, заинтересованный в поставках оружия и военного снаряжения из-за рубежа, а также в увеличении доходов казны, предоставил некоторым иноземным купцам привилегии на закупку на внутреннем рынке экспортных товаров (льна, пеньки, щетины, мачтового леса). Когда миновал наиболее напряженный период Северной войны, большинство подобных привилегий, полученных иностранцами, было отменено.
XVIII столетие – это время реформ, кардинально изменивших уклад российского государства. Однако они явились естественным продолжением и углублением процессов, начатых в предшествующую эпоху. Происходило дальнейшее усиление роли государства во всех сферах жизни общества, в том числе и в экономике. Повышенное внимание государственной власти к экономическим вопросам объяснялось сложившейся на европейском континенте военно-политической обстановкой. XVII-XVIII столетия – это период почти беспрерывных войн, заставлявших правителей всех стран содействовать развитию в них тех отраслей промышленности, которые обеспечивали военное могущество и политическую стабильность государства. Россия в этом смысле не являлась исключением. Северная война, продолжавшаяся более 20 лет (1700-1721 гг.), войны с Турцией (1695-1696 и 1711 гг.) и Персией (1722-1727 гг.), а также внутренние стрелецкие мятежи и народные восстания вынуждали Петра I проводить реформы в интересах армии, причем специфически "российским" способом – с использованием силы и принуждения.
В условиях войны и реорганизации армии (замены стрелецкого войска регулярной армией на основе рекрутских наборов) потребовалось проведение финансовой реформы, которая на первом этапе в основном свелась к реформированию налоговой сферы (увеличению количества налогов), а также к монополизации выгоднейших статей сбыта. Острая нужда в деньгах заставила Петра I использовать внутреннюю торговлю в качестве важнейшего источника государственных доходов. Торговля облагалась разными налогами, что не могло не сдерживать ее оборота. Продажа части товаров на внутреннем рынке была объявлена государственной монополией. К ним относились соль, табак и другие товары, торговля которыми нередко отдавалась на откуп отдельным купцам, монастырям или производилась непосредственно казенными учреждениями.