Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 21:22, контрольная работа
Древнейшим видом предпринимательской деятельности является торговый обмен. Можно сказать, что торговля не представляет собой явления, отделимого от общего процесса человеческого развития. В своем изначальном состоянии торговля была тождественна простому натуральному обмену. Развитие торговли в мире связано с появлением и расширением товарного производства. При товарном производстве связующим звеном между производством и потреблением выступает рынок, а характер этой связи находит свое выражение в процессе купли-продажи.
Глава I. Древняя Русь: истоки предпринимательской деятельности 1
1.1. Зарождение торговли и предпринимательства на Руси 1
1.2. Купечество и его социально-правовой статус 4
1.3. Роль денежного обращения в развитии предпринимательства 7
Глава II. Предпринимательство на Руси в период ее феодальной раздробленности 9
2.1. Новые очаги предпринимательства. Негативное влияние на экономику Руси ордынского ига 9
2.2. Великий Новгород как центр ремесел и торговли на Северо-Западе Руси 11
2.3. Новгородские предприниматели и их первые объединения 13
2.4. Падение Великого Новгорода и судьба местного купечества 16
Глава III. Развитие предпринимательства в Московской Руси (XIV-XVII вв.) 18
3.1. Возрождение торговли и ремесел на Руси после монголо-татарского нашествия 18
3.2. Развитие торгового предпринимательства в эпоху Ивана Грозного 22
3.3. Создание Московской компании и ее деятельность 25
3.4. Развитие торговых путей в XVI-XVII вв. 27
3.5. Начало государственного и частного предпринимательства в производственной сфере 29
3.6. Формирование денежной системы 31
3.7. Иерархия торгового сословия и торговая политика государства в XVII веке 31
3.8. Развитие мануфактурного производства в XVII веке 37
Глава IV. Петровские преобразования в России и развитие предпринимательства 40
4.1. Экономическая обстановка в России в начале XVIII века. Реформы Петра I в области финансов и торговли 40
4.2. Изменение положения купечества и создание нового предпринимательского класса 43
4.3. Петровская политика поощрения государственного и частного промышленного предпринимательства 44
4.4. Известные русские предприниматели эпохи Петра I 47
Глава V. Предпринимательство в России в период правления Екатерины II 49
5.1. Политика «поощрения промышленности и торговли» при преемниках Петра I. «Экономический либерализм» Екатерины II 49
5.2. Изменение экономического и правового статуса купечества 52
5.3. Купеческое, дворянское и крестьянское предпринимательство. «Капиталистые» мужики 54
5.4. Переселенческая политика Екатерины II и ее влияние на развитие предпринимательства 56
Глава VI. Предпринимательство в первой половине XIX века – в эпоху зарождения капитализма в России 58
6.1. Попытки проведения либеральных реформ и их роль в развитии предпринимательства 58
6.2. Начало промышленного переворота и становления капиталистического предпринимательства в России 62
6.3. Развитие предпринимательства в сфере транспорта и в торговле 65
6.4. Финансовое положение России и развитие банковского дела 68
Глава VII. Реформы Александра II и развитие предпринимательства в пореформенный период 72
7.1. Реформы 1860-1870-х гг. и формирование класса промышленной буржуазии 72
7.2. Строительство в России железных дорог и «железнодорожные короли» 75
7.3. Освоение новых экономических районов иностранными и отечественными предпринимателями 76
7.4. Предпринимательство в легкой промышленности, мелких кустарных промыслах и в торговле 77
Глава VIII. Деловой мир России конца XIX – начала XX вв. Представительные организации российской буржуазии 77
8.1. Торгово-промышленная и финансовая политика российского государства 77
8.2. Социально-классовое оформление российской буржуазии 77
8.3. Банковское и биржевое дело. Возникновение финансового капитала и финансовой олигархии 77
8.4. Представительные организации и политические партии российской буржуазии 77
Глава IX. Конфессиональное предпринимательство в России 77
9.1. Участие церкви в предпринимательской деятельности в домонгольский период 77
(к оглавлению) 77
9.2. Развитие монастырского предпринимательства в условиях формирования централизованного государства 77
9.3. Старообрядческое предпринимательство 77
9.4. Еврейское предпринимательство 77
Глава X. Благотворительность и меценатство в деятельности российских предпринимателей 77
10.1. Основные этапы становления благотворительности и меценатства в России 77
10.2. Религиозно-этические и социальные мотивы благотворительности российского купечества 77
Таким образом, формирование при Александре I более благоприятных условий для предпринимательской деятельности явилось закономерным следствие проведенных либеральных реформ. Ту же политику, хотя и менее последовательно, проводил и Николай I.
6.2. Начало промышленного
переворота и становления
Наиболее активно процесс формирования капиталистического способа производства происходил в промышленности. Для России начала – середины XIX в. было характерным широкое распространение мелкой, преимущественно крестьянской, промышленности. В 1850-е гг. вся обрабатывающая промышленность выпускала продукции на 550 млн. руб., при этом две трети ее приходились на долю мелкой промышленности, представленной в основном крестьянскими кустарными промыслами. Если в XVIII в. развивались преимущественно отрасли, которые удовлетворяли спрос государства (суконное, парусно-полотняное, писчебумажное, горнозаводское производства), то в первой половине XIX в. происходил быстрый рост производств, вполне независимых от спроса государства и работавших на рынок (например, хлопчатобумажного производства).
В 1808 г. купец
Пантелеев открыл в Москве первую
частную бумагопрядильную фабрику.
В условиях присоединения России
к континентальной блокаде
В Москве текстильная промышленность
стала возрождаться в 1820-1830-е гг.
Этому способствовали, во-первых, введение
(в 1822 г.) протекционистского таможенного
тарифа, приведшее к увеличению пошлины
на ввозимые из-за границы готовые
мануфактурные изделия, а во-вторых
– значительное удешевление импортной
хлопковой пряжи вследствие технического
совершенствования производства на
английских фабриках, что, в свою очередь,
было вызвано промышленными
Таким образом, уже на первом этапе промышленного переворота в хлопчатобумажном производстве Россия освободилась от импорта английской пряжи и перешла на американский и частично среднеазиатский хлопок, что повлекло за собой удешевление производства. Вместе с механизацией процесса ткачества это привело в 1830-1850-е гг. к снижению цен на 70%, что еще более укрепило позиции хлопчатобумажной отрасли, позволило ей составить мощную конкуренцию другим текстильным отраслям и выйти на первое место. Остальные отрасли текстильной промышленности в разной степени оказались готовыми к восприятию технического прогресса, что было связано с особенностями используемого сырья, применяемыми технологиями и, главное, исторически сложившимися типами предприятий.
В русской промышленности того времени действовали три типа мануфактур: крепостная (вотчинная), посессионная и вольнонаемная, которые назывались либо фабриками (в легкой и пищевой отраслях), либо заводами (в горнодобывающей отрасли и металлургии). Вотчинная мануфактура создавалась в помещичьих имениях и обслуживалась трудом крепостных крестьян. Посессионные мануфактуры принадлежали частным лицам либо казне, а трудились на них или навсегда причисленные к заводам и фабрикам казенные крестьяне, или приписанные (с выплатой компенсации прежним владельцам) беглые и бродяги, или купленные с разрешения правительства крепостные крестьяне. Все они считались принадлежащими самой мануфактуре, а не ее владельцу, и не могли быть проданными отдельно от нее. Вольнонаемные мануфактуры создавались предпринимателями – выходцами из купцов и "капиталистых" мужиков, и там использовался труд наемных рабочих – как правило, крестьян-отходников и лично свободных мещан (горожан).
Основанные на подневольном
труде вотчинные и посессионные
мануфактуры преобладали в
Другое проявление развития
капитализма в России – начало
промышленного переворота, состоявшего
в переходе от мануфактуры, основанной
преимущественно на ручном труде, к
фабрике, базировавшейся на машинной технике
(использовании паровых
Одним из признаков промышленного переворота был рост числа промышленных предприятий и количества занятых на них рабочих. Если в 1804 г. в России было свыше 2400 мануфактур с общим числом рабочих более 95 тыс., в 1825 г. – соответственно 5260 и 210 тыс., то в 1856 г. насчитывалось уже 11 560 предприятий, на которых были заняты почти 519 тыс. рабочих. Таким образом, за 50 лет общее число предприятий увеличилось в пять, а количество рабочих – более чем в пять раз.
В 40-х гг. XIX в. началось вытеснение из крупной промышленности мануфактур, основанных на подневольном труде, обусловленное тем, что, во-первых, такие мануфактуры по производительности труда и себестоимости продукции не могли конкурировать с вольнонаемной частнокапиталистической мануфактурой. Во-вторых, в 1830-1840-е гг. началось широкое внедрение в производство (в первую очередь в новых отраслях и на частнокапиталистических предприятиях) паровых машин и разнообразных технических усовершенствований. Эксплуатация же нового оборудования с применением подневольного труда оказывалась менее выгодной, чем его использование на вольнонаемных предприятиях. К тому же владельцы вотчинных мануфактур зачастую не имели средств для внедрения технических новшеств. В результате крепостнические мануфактуры приходили в упадок и вытеснялись более конкурентоспособными капиталистическими.
Особенно заметными
Промышленный переворот,
начавшийся в хлопчатобумажной промышленности,
затем распространился и на другие
отрасли. Уже на первом его этапе
появились предприятия, ставшие "пионерами"
отечественного машиностроения, –
санкт-петербургские литейные заводы
(завод Берда и
Следствием промышленного
переворота стало формирование новых
классов: промышленной буржуазии и
наемных рабочих –
Характерно, что большая часть предпринимателей и "торгующих крестьян" по-прежнему оставалась крепостными. Многие из них уже имели большие капиталы, владели мануфактурами, однако, как и в XVIII в., продолжали платить немалые суммы оброка помещикам, которые не торопились отпускать их на волю.
Так, миллионер, владелец крупной шелкоткацкой фабрики в Подмосковье И. Кондрашев оставался крепостным князей Голицыных вплоть до отмены крепостного права в 1861 г. Несколько десятков фабрикантов из села Иваново выкупились у графа Шереметева более чем за 1 млн. руб. Менее повезло еще одному семейству крепостных – ему Шереметев обещал вольную за 50 тыс. руб., но, получив деньги, оставил обобранное семейство в крепостной зависимости[4].
Таким образом, русская буржуазия первой половины XIX в., формировавшаяся в условиях самодержавно-крепостнического государства, страдала от гражданского неравноправия и представляла собой социальный слой, находившийся в сильной зависимости от политики властей.
"Сверху" – от правительственных
кругов – исходила и
Что касается наемных рабочих, то этот слой российского общества состоял из лично свободного населения (горожан, казенных крестьян на заработках) и крепостного населения (помещичьих крестьян-отходников). Сохранение крепостной зависимости тормозило процесс дифференциации крестьянства, выделения из его среды предпринимателей и наемных работников, живущих только за счет продажи своей рабочей силы.
6.3. Развитие предпринимательства
в сфере транспорта и в
Россия в первой половине XIX в. оставалась страной бездорожья, что существенно мешало ее экономическому развитию. Основными видами транспорта в то время были водный и гужевой (перевозки на лошадях и волах). В начале века стали функционировать каналы, которые соединяли Волгу с Северной Двиной и Балтийским бассейном (Мариинская и Тихвинская водные системы), а Днепр – с Вислой, Неманом, Западной Двиной. Правда, пропускная способность каналов была небольшой, кроме того, навигация на них имела сезонный характер – зимой она прекращалась.
Своему ускоренному развитию предпринимательство в сфере водного транспорта было обязано пароходам. Первые из них появились на реках в 1813-1817 гг. Однако существенно число пароходов начало расти только в 1840-1850-е гг.: если в 1854 г. их насчитывалось 115, то в 1860 г. – уже 392. В основном это были пароходы иностранного производства, хотя первый отечественный пароход был построен еще в 1813 г. в Петербурге на заводе Берда, в дальнейшем получившего привилегию на постройку пароходов.
Поскольку организация свободного
пароходства по рекам (оно было разрешено
в 1843 г.) требовала значительных капиталов,
в середине века возник ряд пароходных
компаний для внутреннего сообщения.
Первая компания – "Общество пароходства
на Волге" (с основным капиталом 1
млн. 300 тыс. руб.) – была создана в
1843 г.; в 1849 г. было основано общество "Меркурий"
(с основным капиталом 750 тыс. руб.) –
для срочного сообщения по Волге,
Каме, Оке. В 1853 г. были учреждены общество
"Медиатор" с основным капиталом
300 тыс. руб. для перевозки грузов
между Петербургом и другими
балтийскими портами и
Протяженность шоссейных
дорог в России была крайне невелика.
К их строительству приступили в
1817 г., но наиболее интенсивным оно
было в 1836-1855 гг. Тогда были проложены
дороги с твердым покрытием между
Москвой и Санкт-Петербургом