Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 21:04, контрольная работа
В результате советская концепция прав человека сильно отличалась от концепции превалирующей на Западе, где частная собственность является основой экономики. Советское государство рассматривалось как источник прав человека. Поэтому, по мнению Дэвида Шимана, советский закон отклонил западные понятия «верховенства права», как вера в то, что закон должен быть больше, чем просто инструментом политики. Политические и гражданские права считались бессмысленными без основных «экономических прав», которые на государственном уровне обеспечивают первичную медико-санитарную помощь, адекватное питание, право на образование вместо либерального права собственности. Наконец, каждый был обязан пожертвовать своими личными правами и желаниями в пользу коллективных потребностей.
1.Введение 2
2.Советская правовая система 3
3.Правозащитное движение в СССР 8
4.Нарушение прав человека в СССР 13
5.Заключение 15
6.Список использованной литературы 16
1.Введение
2.Советская правовая система
3.Правозащитное движение
в СССР
4.Нарушение прав человека
в СССР
5.Заключение
6.Список использованной
литературы
Советский
Союз был создан на большей части территории
бывшей Российской империи после тяжелых и кровопролитных войн.
Экономический и политический кризис
во время первой мировой войны вначале спровоцировал крушение многовековой
монархии. В ходе последовавшей гражданской
войны бывший правящий класс, поместное дворянство,
был изгнан из страны, а новое политическое
руководство, партия большевиков, специальны
В результате
советская концепция прав человека сильно отличалась от концепции
превалирующей на Западе, где частная
собственность является основой экономики.
Советское государство рассматривалось
как источник прав человека. Поэтому, по
мнению Дэвида Шимана, советский закон
отклонил западные понятия «верховенства
права», как вера в то, что закон должен
быть больше, чем просто инструментом
политики. Политические и гражданские
права считались бессмысленными без основных
«экономических прав», которые на государственном
уровне обеспечивают первичную медико-санитарную
помощь, адекватное питание, право на образование
вместо либерального права собственности. Наконец, каждый был обязан
пожертвовать своими личными правами
и желаниями в пользу коллективных потребност
Цель данного
реферата установить, каким образом
осуществлялась защита прав
Фактически граждане обладали широким спектром прав, в частности Конституция СССР 1936 года и Конституция СССР 1977 года всем гражданам предоставляли равные права:
Провозглашались неприкосновенность личности и тайна переписки.
На практике многие из этих деклараций не соблюдались. Например, цензура в СССР носила тотальный и идеологический характер, а переписка подвергалась массовой перлюстрации. В СССР сложилось тоталитарное государство. Основные права и интересы граждан провозглашались лишь формально. Было фактически сведено на нет действие законов.
В Конституции СССР 1977 года
говорилось, что граждане СССР «обладают
всей полнотой социально-экономических,
политических и личных прав и свобод,
провозглашенных и
Конституция также провозглашала защиту семьи: создание и развитие широкой сети детских учреждений, организация службы быта и общественного питания, выплата пособий по случаю рождения ребёнка, предоставление пособий и льгот многодетным семьям, а такие других видов пособий и помощи семье (ст. 58).
Конституцией гарантировалась неприкосновенность личности (арест не мог проводиться иначе как на основании судебного решения или с санкции прокурора) и неприкосновенность жилища (никто не имел права без законного основания войти в жилище против воли проживающих в нём лиц).
В 1990 году были приняты значительные поправки в Конституцию 1977 года, в частности, накануне его распада в Советском Союзе была введена многопартийная политическая система.
Некоторые исследователи, среди которых литературный критик Латынина Алла, доктор филологических наук Геннадий Жирков и доктор педагогических наук Арлен Блюм, отмечают, что тоталитарный характер советской системы и наличие репрессивных и цензурных органов по контролю со стороны коммунистической партии в значительной степени противоречили соблюдению конституционных прав граждан.
До 1936 г. сложившийся в Советском Союзе режим диктатуры пролетариата конституционно не гарантировал личных прав и свобод, о которых впервые упоминает Конституция СССР 1936 года.
До принятия Конституции РСФСР 1937 года часть населения СССР была лишена избирательных прав по социальным признакам — мера, во многом зеркальная избирательным законам Российской империи, существенно ограничивавшим права податных сословий — крестьян и рабочих.
Юридически Конституция СССР 1936 года и Конституция СССР 1977 года провозглашали неприкосновенность личности и тайну переписки. Но на практике переписка подвергалась массовой перлюстрации.
Отдел политконтроля ГПУ, образованный 21 декабря 1921 года, занимался перлюстрацией почтово-телеграфной корреспонденции. Уже осенью 1922 года политконтроль корреспонденции проводился в почтовых учреждениях в 120 городах РСФСР. Запрещалась перлюстрация корреспонденции ведущих партийных и государственных деятелей, органов печати и дипломатической почты.
За один лишь август 1922 года работники политконтроля проверили 135 000 из 300 000 поступивших в РСФСР из-за границы почтовых отправлений и отцензурировали все 285 000 писем, отправленных из РСФСР за границу
Зарождение правозащитного
движения (или движения диссидентов, от
лат. несогласный) обычно связывают с XX
съездом КПСС, критикой культа личности
И. В. Сталина, с «оттепелью», с попытками
десталинизации.
Правозащитное движение
родилось в 1965 г. С этого года началась
и целенаправленная борьба партийно-государственного
аппарата с диссидентством.
В правозащитном движении выделяют
несколько этапов: период становления
(1965—1972); период кризиса и широкого международного
признания (1973—1975); хельсинкский период
(1976—1985).
Период становления
(1965—1972). Наиболее заметные события этого
периода: демонстрация на Красной площади
против ввода войск стран Варшавского
Договора в Чехословакию (1968), начало выхода
«Хроники текущих событий» (1968), создание
первых работ, с изложением и обоснованием
целей движения («Размышления о прогрессе,
мирном сосуществовании и интеллектуальной
свободе» академика А. Д. Сахарова, «Жить
не по лжи», «Письмо вождям Советского
Союза» А. И. Солженицына), создание Комитета
прав человека в СССР (1970), деятельность
«самиздата» (работы Сахарова, Солженицына,
повести и романы В. Максимова и В. Гроссмана,
стихи И. Бродского, Н. Коржавина, О. Мандельштама,
«Реквием» А. Ахматовой и др.).
Период кризиса и
широкого международного признания (1973—1975).
Эти годы ознаменованы активным наступлением
властей на правозащитное движение: высылка
Солженицына за публикацию на Западе книги
о репрессивной политике советской власти
в 20—50-е гг. «Архипелаг ГУЛАГ», приостановка
выхода «Хроники текущих событий», кампания
в прессе против Сахарова, награжденного
Нобелевской премией мира (1974), арест
и суд над П. Якиром и В. Красиным, согласие
которых сотрудничать с КГБ
вызвало кризис движения.
Хельсинкский период (1976—1985). Подписание Советским Союзом Заключительного Хельсинкского
акта в 1975 году, в соответствии с которым СССР
добровольно взял на себя обязательство
соблюдать права и свободы граждан, послужило
толчком для возникновения правозащитного
Хельсинкского движения, которое зародилось
вначале в СССР, а затем стало международным.
12 мая 1976 года группой из 11 правозащитников была основана Московская Хельсинкская группа с целью мониторинга соблюдения СССР гуманитарных статей Хельсинкского акта и предания гласности фактов нарушения прав человека в советском государстве. Группу возглавил советский физик, член-корреспондент АН Армянской ССР Юрий Орлов. Вслед за МХГ в 1976—1977 годах были созданы хельсинкские группы на Украине, в Литве, Грузии и Армении. В январе 1977 года по инициативе Петра Григоренко при МХГ была создана Рабочая комиссия по расследованию использования психиатрии в политических целях.
Через три дня после объявления о создании МХГ ТАСС опубликовал заявление «Провокатор предупреждён», в котором МХГ была названа «нелегальной антисоветской группой» для сбора и распространения «клеветнической антисоветской пропаганды». По оценкам правозащитников, участники МХГ подверглись жёстким преследованиям со стороны органов госбезопасности СССР. В течение четырёх лет существования в СССР хельсинкского движения был привлечен к уголовной ответственности весь первоначальный состав МХГ, а также новые члены группы, пришедшие на смену осуждённым. Часть правозащитников была депортирована из СССР, остальные получили различные сроки заключения в тюрьмах и исправительно-трудовых колониях, либо отправлены в ссылку. По оценке члена МХГ Петра Григоренко ещё большему удару подверглись национальные Хельсинкские группы. Были арестованы и отправлены в заключение почти все члены групп в Армении, Грузии, Литве и на Украине. Украинская Хельсинкская группа в ходе репрессий потеряла 17 человек при изначальном составе в одиннадцать участников и в 1981 году прекратила своё существование.
К концу 1981 года на свободе осталось лишь трое членов МХГ — Елена Боннэр, Софья Каллистратова и Наум Мейман. В сентябре 1981 года было заведено уголовное дело против Софьи Каллистратовой и члены группы заявили о прекращении своей работы ввиду её невозможности в сложившихся условиях.
Широкое обсуждение проблемы прав человека в советском обществе стало возможным в СССР после 1986 года с началом перестройки, когда появились тенденции перестроить отношения в социалистическом обществе, «дав простор гуманизму».28 июля 1989 года правозащитники Лариса Богораз, Сергей Ковалёв, Вячеслав Бахмин, Алексей Смирнов, Лев Тимофеев, Борис Золотухин провозгласили о восстановлении деятельности Московской Хельсинкской группы.
В более поздний период истории, мнение бывших правозащитников относительно своей деятельности разошлись. Некоторые из них склонны критически оценивать свою деятельность в тот период.
Правозащитное движение 60—80-х гг. не было
однородным в идейном отношении. Оно объединяло
разные течения:
— гражданские движения, выступавшие
в защиту прав человека законными средствами
в рамках Конституции;
— религиозные движения, среди которых
не только гонимые властями и официальной
церковью течения (адвентисты, пятидесятники
и др.), но и группы, выступавшие с позиций
восстановления православной традиции,
возвращения к истокам, к почве(«почвенничество»)
— национальные движения (главным образом
национальной интеллигенции, озабоченной
утратой традиций, языка и др.).
Размах правозащитного движения нельзя
преувеличивать. Его активными участниками
были несколько сотен, может быть, тысяч
человек. Не массовость, однако, определяет
его значение.
Значение правозащитного движения
лежит преимущественно в той сфере, что
связана с выработкой системы гражданских
ценностей (свобода личности, права человека,
независимость и активность), разграничением
официальной и частной жизни, формированием
предпосылок к становлению гражданского
общества, появлением такого феномена,
как общественное мнение. В этом смысле
значительной представляется роль правозащитного
движения в подготовке перестройки (вторая
половина 80-х — начало 90-х гг.) и радикальных
преобразований 90-х гг.
До середины XX века в практике международных отношений вопросы соблюдения прав человека считались внутренним делом каждого государства, в которое международное сообщество было не вправе вмешиваться. Ситуация стала меняться с образованием в 1945 году ООН, принятием Устава ООН, Всеобщей декларации прав человека, а также развитием международного права в последующие годы в виде ратификации различными государствами межгосударственных пактов и конвенций, регламентирующих аспекты гражданских прав и свобод личности.
В ходе этих процессов вопросы прав человека становятся предметом международной дискуссии. Так, например, СССР предлагал зафиксировать в Уставе ООН основные социально-экономические права, такие, например, как право на труд, право на образование, но при этом Советский Союз категорически возражал против включения в Устав ООН перечня гражданских и политических прав: свободы слова, права на свободное выражение своего мнения, права покидать свою страну и возвращаться в свою страну и ряд других прав, на включении которых настаивали США и другие страны Запада. В итоге эти принципы были отражены в Уставе ООН в общих чертах, не конкретизируя их детального содержания, что послужило в последующие годы поводом для различных трактовок положений Устава ООН и дискуссий об обязательности соблюдения тех или иных его норм и принципов.