Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2015 в 09:46, курсовая работа
Описание работы
Актуальность работы связана с принятием Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), ориентирующего на то, что образование в целом и историческое образование в частности становится важнейшим ресурсом социально-экономического, политического и культурного развития страны.
Содержание работы
Введение…………………………………………………………………….. 3стр Глава 1. Особенности темы «Mакедонские завоевания» и ее место в основной образовательной программе основной школы при работе по ФГОС ООО 1.1 Место курса и темы в основной образовательной программе и в учебном плане школы МБОУ «Новолуговская» ООШ № 57»..……………………...7стр 1.2 УМК для работы по теме «Македонские завоевания»….…………….23стр 1.3 Ожидаемые результаты изучения темы………………………………...28стр Глава 2. Модель организации изучения темы «Македонские завоевания» при работе по ФГОС ООО 2.1 Особенности методики изучения темы…………………… …………...34стр 2.2 Технологические карты уроков по теме «Македонские завоевания»…………………………………………………………………...47стр 2.3 Рефлексия на уроках истории и оценка результатов изучения темы……..……………………………………………………………………65стр Заключение ……………………………………………………………….…73стр Список использованной литературы………………………………………..74стр
«Новосибирский институт повышения
квалификации и переподготовки
работников образования»
Кафедра истории, обществознания
и экономики
Табакаева Марина Петровна
Модель изучения
темы
«Македонские завоевания»
в 5-м классе основной
школы
при работе по ФГОС
ООО
Выпускная итоговая работа
по специальности «История»
Научный руководитель:
Сафонов Юрий Игоревич,
доцент, кандидат философских
наук,
Новосибирск 2014
Оглавление
Введение……………………………………………………………………..
3стр
Глава 1. Особенности
темы «Mакедонские завоевания» и ее место
в основной образовательной программе
основной школы при работе по ФГОС ООО
1.1 Место курса и темы
в основной образовательной программе
и в учебном плане школы МБОУ «Новолуговская»
ООШ № 57»..……………………...7стр
1.2 УМК для работы по
теме «Македонские завоевания»….…………….23стр
1.3 Ожидаемые результаты
изучения темы………………………………...28стр
Глава 2. Модель организации
изучения темы «Македонские завоевания»
при работе по ФГОС ООО
2.1 Особенности методики
изучения темы…………………… …………...34стр
2.2 Технологические карты уроков
по теме «Македонские завоевания»…………………………………………………………………...47стр
2.3 Рефлексия на уроках
истории и оценка результатов изучения
темы……..……………………………………………………………………65стр
Заключение ……………………………………………………………….…73стр
Список использованной литературы………………………………………..74стр
Приложения……………………………………………………….………….77стр
Введение
Актуальность работы связана с принятием Федерального
государственного образовательного стандарта
основного общего образования (ФГОС ООО),
ориентирующего на то, что образование
в целом и историческое образование в
частности становится важнейшим ресурсом
социально-экономического, политического
и культурного развития страны. Следуя
требованиям ФГОС, учитель истории должен
не снабжать ребенка большим количеством
исторических знаний, а помочь ему сформировать
собственную, адекватную научным представлениям
картину прошлого и с ее помощью систематизировать
или добывать любые исторические знания,
которые пригодятся ему в жизни, заставить
по-новому взглянуть на предмет «История».
Введение ФГОС основного общего
образования ставит перед учителем задачу:
быть готовым к организации образовательного
процесса в современной информационно-образовательной
среде. Основные задачи образования сегодня
– не просто вооружить ученика фиксированным
набором знаний, а сформировать у него
умение и желание учиться всю жизнь, работать
в команде, способность к самоизменению
и саморазвитию на основе рефлексивной
самоорганизации. Для того чтобы знания
обучающихся были результатом их собственных
поисков, необходимо организовать эти
поиски, управлять ими, развивать познавательную
деятельность учащихся. Вместо простой
передачи знаний, умений и навыков от учителя
к ученику приоритетной целью становится
развитие способности ученика самостоятельно
ставить учебные цели и задачи, проектировать
пути их реализации, контролировать и
оценивать свои достижения, иначе говоря,
умение учиться.
Целью работы
является демонстрация навыков теоретического
и практического моделирования процесса
планирования и преподавания истории
в русле выполнения требований Стандарта
В соответствии с указанной
целью выделяются следующие задачи:
Систематизировать необходимый теоретический и
методический материал по теме «Македонские завоевания»,
отраженный в различных источниках, по теме работы с точки зрения его адекватного использования
на уроках истории.
Обосновать и охарактеризовать основные методы и приемы, используемые в ходе преподавания истории в 5 классе основной общеобразовательной школы, в рамках разработанной модели, изучения темы «Македонские завоевания».
Сформулировать выводы и рекомендации по оптимальному использованию предлагаемая модель изучения темы «Македонские завоевания» в учебном процессе по истории в русле обеспечения планируемых результатов по достижению учащимися необходимых целевых установок, знаний,
умений, компетенций и компетентностей.
Объект работы
Содержание и организация
учебного процесса по истории на ступени
ООШ при переходе на ФГОС.
Предмет работы
Разработка модели изучения
темы « Македонские завоевания» на уроках
истории Древнего мира в 5 классе ООШ.
Содержательно
- методические основы работы
Нормативные документы:
-Федеральный закон « Об образовании
в РФ» № 273- ФЗ от 29.12.2012;
-Федеральный государственный
образовательный стандарт основного общего
образования;
-Федеральный государственный
образовательный стандарт начального
общего образования;
-Примерные программы
по учебным предметам « История
5-9 классы»;
-Авторская программа по истории
А.А. Данилова;
- Рабочая программа по
истории Муниципального бюджетного общеобразовательного
учреждения «Новолуговская основновная
общеобразовательная школа №57».
Учебно-методический
материалы:
1. Рабочие программы. Всеобщая
история. Предметная линия учебников
А. А. Вигасина - О. С. Сороко - Цюпы. 5 - 9 классы.
М.: Просвещение, 2014 г.
2.Вигасин А.А. , Годер
Г.И. , Свенцицкая И.С. История Древнего мира . 5 класс: учебник для общеобразовательных
учреждений. М.: Просвещение, 2012 г.
3.Годер Г.И. История Древнего
мира. 5 класс: рабочая тетрадь: в 2-х частях.
М.: Просвещение, 2014г.
4.Годер Г.И. Методическое
пособие по истории Древнего мира. 5 класс:
пособие для учителя. М.: Просвещение, 2013г.
5.Крючкова Е.А. История
древнего мира. 5 класс: Проверочные и контрольные
работы. М.: Просвещение, 2014 г.
6.Атлас и контурные карты
по истории Древнего мира для 5 класса.
М.: Дрофа, 2014 г.
Работа состоит из двух глав,
каждая из которых делится на три параграфа,
введения, заключения, приложения и списка
литературы. Общий объем работы составляет
83 страницы.
Глава 1.Особенности
темы « Mакедонские завоевания», ее место
в основной образовательной программе
основной школы при работе по ФГОС ООО
1.1. Место
курса и темы в основной образовательной
программе и в учебном плане МБОУ «Новолуговская
ООШ №57».
Федеральный государственный
образовательный стандарт предусматривает
задачи изучения истории в основной школе:
-формирование у молодого
поколения ориентиров для гражданской,
этнонациональной, социальной, культурной
самоидентификации в окружающем мире;
-овладение учащимися
знаниями об основных этапах
развития человеческого общества
с древности до наших дней
в социальной, экономической, политической,
духовной и нравственной сферах;
- воспитание учащихся
в духе патриотизма, уважения
к своему Отечеству, многонациональному
государству, в соответствии с идеями
взаимопонимания, толерантности и мира
между людьми и народами, в духе демократических
ценностей современного общества;
-развитие способности
учащихся анализировать содержащуюся
в различных источниках информацию
о событиях и явлениях прошлого
и настоящего, руководствуясь принципом
историзма, в их динамике, взаимосвязи
и взаимообусловленности;
- формирование у школьников
умений применять исторические
знания для осмысления сущности
современных общественных явлениий, в
общении другими людьми в современном
поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном
обществе.
Исходя их требований
стандарта предмет «История» изучается
на ступени основного общего образования
в качестве обязательного
Предмета.
Программа
МБОУ «Новолуговская» ООШ № 57» предусматривает
на изучение истории в среднем звене 384
часа из ни т.е. по 2 часа в неделю. х из 70
часов на изучение истории в 5 классе сроки
реализации данной программы на 2015-2016
учебный год. Количество часов, отведенное
на изучение учебного предмета «История»
в среднем звене, в рамках ФГОС, состоит
из 384 часов, из них 70 часов отводятся на
изучение истории в 5 классе. Это по 2 часа
в неделю. На изучение раздела, изучающего
Древнюю Грецию, выделяется 20 уроков, из
них 4 урока на изучение темы «Македонские
завоевания». Программа должна
быть реализована в 2015-2016 г.г.
Примерная
основная образовательная программа основного
общеобразовательного учреждения
предусматривает изучения следующих
аспектов истории Древней Греции.
Античный мир: понятие.
Карта античного мира.
Древняя Греция
Население Древней Греции: условия
жизни и занятия. Древнейшие государства
на Крите. Государства ахейской Греции
(Микены, Тиринф и др.). Троянская война.
«Илиада» и «Одиссея». Верования древних
греков. Сказания о богах и героях.
Греческие города-государства:
политический строй, аристократия и демос.
Развитие земледелия и ремесла. Великая
греческая колонизация. Афины: утверждение
демократии.
Законы Солона, реформы Клисфена.
Спарта: основные группы населения, политическое
устройство. Спартанское воспитание. Организация
военного дела.
Классическая Греция. Греко-персидские
войны: причины, участники, крупнейшие
сражения, герои. Причины победы греков.
Афинская демократия при Перикле.
Хозяйственная жизнь в древнегреческом
обществе. Рабство. Пелопоннесская война.
Возвышение Македонии. Культура
Древней Греции. Развитие наук. Греческая
философия. Школа и образование.
Литература. Архитектура и скульптура.
Быт и досуг древних греков. Театр. Спортивные
состязания; Олимпийские игры.
Период эллинизма. Македонские
завоевания. Держава Александра Македонского
и её распад. Эллинистические государства
Востока. Культура эллинистического мира.
Изучение
истории в 5 классе играет важнейшую роль
личностного развития и социализации
учащихся, приобщения их к национальным
и мировым культурным традициям, интеграции
в исторически сложившееся многонациональное
и многоконфессиональное сообщество.
В процессе обучения истории в 5 классе
у учащихся формируются яркие, эмоционально
- окрашенные образы различных исторических
эпох, складываются представления о выдающихся
деятелях и ключевых событиях прошлого.
Знания об историческом опыте человечества
и историческом пути российского народа
важны и для понимания современных общественных
процессов, ориентации в динамично развивающемся
информационном пространстве. При изучении
истории «Древней Греции», а именно темы
«Македонские завоевания», можно увидеть
наглядно, результаты мужества и героизма
молодого Александра Македонского,
которые уже более двух тысяч лет вдохновляют
всех, мало-мальски, амбициозных людей
и дают надежду на то, что любые честолюбивые
планы могут сбыться.
Для того чтобы понять
и определить действительно ли были «Македонские
завоевания» великими, достойными или
принятые в постоянном стремлении к чему-то
несбыточному. Это учащиеся узнают
из главы «Города Эллады подчиняются Македонии».
Далее о планах завоевания Персии,
начало похода на Малую Азию, завоевания
Сирии, вступление греко-македонской армии
в Египет, гибель Персидской державы
ребята узнают из главы «Поход Александра
Македонского на восток».
Исходя из данной
примерной программы, тема «Древняя Греция»
изучается в истории Древнего мира в 5
классе согласно и учебному плану
МБОУ «Новолуговская ООШ №57»
При изучении темы «Македонские
завоевания» должны быть отражены содержательные
линии курса истории:
Историческое время –
хронология и периодизация процессов
и событий.
Историческое пространство – историческая карта мира,
ее динамика, отражение на исторической
карте взаимодействия человека, общества
и природы, основных географических, экологических,
этнических, социальных, геополитических
характеристик развития человечества.
Историческое
движение - эволюция трудовой и хозяйственной
деятельности людей, развитие материального
производства, техники; изменение характера
экономических отношений.
Формирование и развитие
человеческих общностей – социальных,
этнонациональных, религиозных и др.; динамика
социальных движений в истории (мотивы,
движущие силы, формы);
Образование и развитие
государств, их исторические формы и типы;
эволюция и механизмы смены власти; взаимоотношения
власти и общества; тенденции и пути преобразования
общества; основные вехи политической
истории;
История познания человеком
окружающего мира и себя в мире; становление
религиозных и светских учений и мировоззренческих
систем; развитие научного знания и образования;
развитие духовной и художественной культуры;
многообразие и динамика этических и эстетических
систем и ценностей; вклад народов и цивилизаций
в мировую культуру;