Македонские завоевания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2015 в 09:46, курсовая работа

Описание работы

Актуальность работы связана с принятием Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), ориентирующего на то, что образование в целом и историческое образование в частности становится важнейшим ресурсом социально-экономического, политического и культурного развития страны.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….. 3стр
Глава 1. Особенности темы «Mакедонские завоевания» и ее место в основной образовательной программе основной школы при работе по ФГОС ООО
1.1 Место курса и темы в основной образовательной программе и в учебном плане школы МБОУ «Новолуговская» ООШ № 57»..……………………...7стр
1.2 УМК для работы по теме «Македонские завоевания»….…………….23стр
1.3 Ожидаемые результаты изучения темы………………………………...28стр
Глава 2. Модель организации изучения темы «Македонские завоевания» при работе по ФГОС ООО
2.1 Особенности методики изучения темы…………………… …………...34стр
2.2 Технологические карты уроков по теме «Македонские завоевания»…………………………………………………………………...47стр
2.3 Рефлексия на уроках истории и оценка результатов изучения темы……..……………………………………………………………………65стр
Заключение ……………………………………………………………….…73стр
Список использованной литературы………………………………………..74стр

Файлы: 1 файл

выпускная табакаева окончательный вариант.docx

— 484.78 Кб (Скачать файл)

б) в конце урока как средство закрепления изученных на уроке вопросов;

в) в ходе проверки знаний, когда ученик путем анализа документа выявляет степень понимания вопроса;

г) в процессе самостоятельной домашней работы ученика как средство дополнительной информации. Вопрос о том, на каком этапе урока и с какой учебной целью использовать документ, в каждом конкретном случае решает учитель в зависимости от избранного им варианта урока и других педагогических условий.

Изучая  тему «Македонские завоевания» , учащиеся должны достичь личностные,  метапредметные, предметные результаты.

  Личностные результаты изучения истории Древнего мира:

-  Представление о видах  идентичности, актуальных для становления  человечества и общества, для  жизни в современном поликультурном  мире.

-    Приобщение к  истокам культурно-исторического  наследия человечества, интерес  к его познанию о «Македонских завоеваниях» за период учебного курса и школьного обучения.

-    Освоение гуманистических  традиций и ценностей, становление  которых началось в Древнем  мире, уважение к личности Александра Македонского, правам и свободам человека, культурам разных народов.

-   Опыт эмоционально-ценностного  и творческого отношения к  фактам прошлого и историческим  источникам, способам изучения и  охраны.

На материале истории Древнего мира формируются начальные основы и ряд общеисторических понятий: классы, государства, культура, исторические источники и др. Эти понятия используются и углубляются в дальнейшем изучении истории. В курсе истории Древнего мира, не даются конкретные определения: у учащихся еще нет конкретных исторических знаний , необходимых и достаточных для сознательного усвоения этих сложных и обобщающих понятий. Поэтому, по мнению автора, учителю необходимо доступно и образно раскрывать важнейшие черты, присущие этим понятиям.

   Курс истории Древнего мира содержит богатый и красочный материал также и для развязывания важных воспитательных задач школы.

Большой трудовой подвиг людей, которые преобразовывали своим трудом долины рек и пустыни, прокладывали каналы и строили дамбы, сооружали величественные сооружения, воспитывает уважение к труду.

 Метапредметные результаты изучения истории Древнего мира:

-  Способность  планировать и организовывать  свою учебную и коммуникативную  деятельность в соответствии  с задачами изучения истории, видами учебной и домашней  работы, во взаимодействии с одноклассниками  и взрослыми.

-  Готовность  формулировать и высказывать  собственное мнение по проблемам  прошлого и современности, выслушивать  и обсуждать разные взгляды  и оценки исторических фактов, вести конструктивный диалог.

-  Умения проводить  поиск основной и дополнительной  информации в учебной и научно-популярной  литературе, Интернете, библиотеках  и музеях, обрабатывать ее в  соответствии с темой и познавательными  заданиями, представлять результаты  своей творческо-поисковой работы  в различных форматах (таблицы, сочинения, планы, схемы, презентации, проекты.)

-  Способность  решать творческие и проблемные  задачи, используя контекстные знания  и эвристические приемы.

 

  Предметные результаты изучения истории Древнего мира:

овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;

способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;

умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;

расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;

готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

  Рассказ о Македонских завоеваниях способствует воспитанию чувства восхищения, стремления наследовать пример героев, способствуют воспитанию патриотизма. Выдающиеся памятники литературы и искусства древности дают большие возможности для эстетического воспитания учеников . Сознательное усвоение знаний, формирование идей, воспитание чувств неразрывно связано с развитием мышления, воображения, памяти школьников. Это многосторонний единый процесс. При этом, чем больше активность и самостоятельность учеников в учебной деятельности, тем эффективнее развиваются дети, формируются их умения и навыки. Для успешного решения стоящих перед обучением истории образовательно-воспитательных задач важно знать, как учащиеся усваивают содержание курса. Без глубокого изучения состояния знаний школьников невозможно целенаправленно воздействовать на процесс обучения с целью его дальнейшего совершенствования. 

   В процессе изучения темы « Македонские завоевания» формируются следующие компетенции учащихся: 

   Определив ожидаемые результаты  темы « Македонские завоевания» выделим критерии для оценивания устного ответа учащихся на уроках истории

Оценка «5» ставится, если ученик:

1. Показывает глубокое  и полное знание и понимание  всего объема программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых  понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.

2. Умеет составить полный  и правильный ответ на основе  изученного материала; выделять  главные положения, самостоятельно  подтверждать ответ конкретными  примерами, фактами; самостоятельно  и аргументировано делать анализ, обобщать, выводы. Устанавливает межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, четко, связно, обоснованно и безошибочно излагает учебный материал: дает ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делает собственные выводы; формирует точное определение и истолкование основных понятий; при ответе не повторяет дословно текст учебника; излагает материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использует наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники.

3. Самостоятельно, уверенно  и безошибочно применяет полученные  знания в решении проблем на  творческом уровне; допускает не  более одного недочета, который  легко исправляет по требованию  учителя.

Оценка «4» ставится, если ученик:

1. Показывает знания всего  изученного программного материала. Дает полный и правильный ответ на основе изученных теорий;

 допускает незначительные  ошибки и недочеты при воспроизведении  изученного материала, определения  понятий, неточности при использовании  научных терминов или в выводах  и обобщениях; материал излагает  в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую  ошибку или не более двух  недочетов и может их исправить  самостоятельно при требовании  или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный  материал; подтверждает ответ конкретными  примерами; правильно отвечает на  дополнительные вопросы учителя.

2. Умеет самостоятельно  выделять главные положения в  изученном материале; на основании  фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутри предметные связи. Применяет полученные знания на практике в видоизмененной ситуации, соблюдает основные правила культуры устной и письменной речи, использует научные термины.

3. Не обладает достаточным  навыком работы со справочной  литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает  медленно). Допускает негрубые нарушения  правил оформления письменных  работ.

Оценка «3» ставится, если ученик:

1. Усвоил основное содержание  учебного материала, имеет пробелы  в усвоении материала, не препятствующие  дальнейшему усвоению программного  материала; материал излагает несистематизировано, фрагментарно, не всегда последовательно.

2. Показывает недостаточную сформулированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

3. Допустил ошибки и  неточности в использовании научной  терминологии, определения понятий  дал недостаточно четкие; не использовал  в качестве доказательства выводы  и обобщения из наблюдений, фактов  или допустил ошибки при их  изложении.

4. Испытывает затруднения  в применении знаний, при объяснении  конкретных явлений на основе  теорий, или в подтверждении конкретных  примеров практического применения  теорий.

5. Отвечает неполно на  вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание  текста учебника, но недостаточно  понимает отдельные положения, имеющие  важное значение в этом тексте.

6. Обнаруживает недостаточное  понимание отдельных положений  при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает  неполно на вопросы учителя, допуская  одну - две грубые ошибки.

Оценка «2» ставится, если ученик:

1. Не усвоил и не  раскрыл основное содержание  материала; не делает выводов  и обобщений.

2. Не знает и не понимает  значительную или основную часть  программного материала в пределах  поставленных вопросов или имеет  слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов.

3. При ответе (на один  вопрос) допускает более двух  грубых ошибок, которые не может  исправить даже при помощи  учителя.

4. Не может ответить  ни на один их поставленных  вопросов.

5. Полностью не усвоил  материал.

Оценка «1» ставится, если ученик:

1. Отказался  ответить  по теме при неуважительной  причине или при полном незнании  основных положений темы.

Рассмотрев эти аспекты, переходим к представлению особенности методики, изучения темы « Македонские завоевания».

 

Глава 2 Модель организации изучения темы «Македонские  завоевания» при работе по ФГОС ООО

  

 

2.1 Особенности методики изучения темы.

   С учетом того, что история античности изучается в школьном курсе, когда учащиеся еще недостаточно хорошо знакомы с основными положениями и закономерностями исторической науки, в программу, опирающуюся на ФГОС, заложен принцип формирования понятийного аппарата. Особое внимание в программе уделяется центральным вопросам фундаментальной подготовки учащихся, таким как типология государств, роль общины в социальной и государственной структуре античных обществ, особенности рабства. Основное внимание сосредоточено на темах, связанных с концепцией полиса, его сущностью, этапами развития (знания по этим темам помогут установить причины победы греков).

Учитывая современные требования к качественной подготовке учащегося и к преподаванию самого предмета в школах, диктуемые нам ФГОС, необходимо включать не только теоретические проблемы и фактическую историю античности, без которых не может быть фундаментальных исторических знаний, но также культура Македонии. Ведь только так, узнав об особенностях античного общества, мы сможем понять о причинах тех или иных событий, в том числе и о причинах победы Александра Македонского. Для разработки рабочей программы по истории, включающей данную модель изучения темы « Македонские завоевания», согласно ФГОС, за основу была взята авторская программа Данилова Д.Д.. Лишь в теоретической части, для лучшей адаптации пятиклассников к новым образовательным технологиям (технологии развивающего обучения), она была  немного упрощена.

   Таблица 1 выписка из календарно-тематического планирования изучения темы «Македонские завоевания» по учебнику  истории Древнего мира А.А.Вигасина, Г.И. Годера.

 

Тема

урока

Дата

проведения

Основные элементы

содержания

образования

Основные

понятия

Планируемые результаты

Д З

Предметные

Личностные

Метапредметные

Глава 10. Македонские завоевания в IV веке до н.э.

45

Города Эллады подчиняются Македонии

 

Ослабление Эллады. Македония при Филиппе II. Усиление Македонии. Потеря Грецией независимости. Приход к власти Александра Македонского

Эллины. Фаланга. Филиппика

Научатся объяснять причины ослабления Греции, раскрывать роль Филиппа в возвышении Македонии, рассказывать о борьбе эллинов за независимость, используя текст учебника и историческую карту

Будет сформирован познавательный интерес к истории на примере личности Демосфена

Научатся выявлять предпосылки завоеваний Александра Македонского (Р). Научатся определять во времени даты похода Александра Македонского на Восток и важнейшие сражения.

Смогут соотносить события с другими важнейшими датами истории Древней Греции и Древнего Востока. Научатся находить и показывать на карте места главных сражений (П).

Смогут проанализировать действия Александра, получившего власть, и изложить свое  мнение (К)

§41

46

Поход Александра Македонского на Восток

 

Покорение Восточного Средиземноморья и Египта. Падение Персидской державы. Поход в Индию. Образование державы Александра Македонского и её распад

Держава

Научатся показывать  на карте направление походов и территорию державы Александра Македонского, рассказывать о покорении Александром Восточного Средиземноморья

Смогут выразить свое отношение к державе Александра Македонского

Научатся прогнозировать на основе ранее изученного материала «Будет ли прочной держава Александра Македонского?» (Р).

Научатся составлять исторический портрет Александра Македонского. Научатся сравнивать политический курс Филиппа и Александра, объяснять причины потери независимости Греции (П).

Смогут высказать свое мнение по вопросу «Почему Демосфен не был услышан в Греции?» (К)

§42

47

В Александрии Египетской

 

Распад державы Александра после его смерти. Складывание пространства эллинистического мира на территории державы Александра Македонского: Египетское, Македонское, Сирийское царства. Александрия Египетская – крупнейший порт, торговый и культурный центр Восточного Средиземноморья. Фаросский маяк – одно из чудес света. Музей. Александрийская библиотека. Из истории древних библиотек. Греческие ученые на благо Александрии Египетской: Аристарх Самосский, Эратосфен

Фаросский маяк, Аристарх Самосский, Эратосфен

Научатся называть причины распада державы Александра Македонского. Смогут показать на карте государства, образовавшиеся в ходе распада державы Александра Македонского, рассказать  об Александрии – центре эллинистического мира

Смогут объяснить вклад  Александрии Египетской в историю мировой цивилизации

Смогут выдвинуть версии о причинах распада державы Александра Македонского (Р).

Смогут, работая с текстом учебника, определить, как греки называли музу истории (П).

Смогут составить рассказ от первого лиц, посетивших древнюю Александрию, включая в рассказ описание маяка, гавани, улиц, музея  (П, К)

§43

48

Урок повторения

 

Вклад древних эллинов в мировую культуру. Условия складывания и своеобразия эллинской культуры. Управление обществом в странах Древнего Востока и в Афинском полисе. Особенности афинской демократии

Демократия,  стратег, оратор, стратег. Спартанское воспитание, Олимпийские игры

Смогут называть самое известное в Древней Греции: имя поэта, название храма, места сражения, имя стратега

Смогут определить место и значение древнегреческой цивилизации в мировой цивилизации

Смогут подготовить проекты по заданной тематике и их презентацию (Р, П, К)

 

Информация о работе Македонские завоевания