Македонские завоевания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2015 в 09:46, курсовая работа

Описание работы

Актуальность работы связана с принятием Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), ориентирующего на то, что образование в целом и историческое образование в частности становится важнейшим ресурсом социально-экономического, политического и культурного развития страны.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….. 3стр
Глава 1. Особенности темы «Mакедонские завоевания» и ее место в основной образовательной программе основной школы при работе по ФГОС ООО
1.1 Место курса и темы в основной образовательной программе и в учебном плане школы МБОУ «Новолуговская» ООШ № 57»..……………………...7стр
1.2 УМК для работы по теме «Македонские завоевания»….…………….23стр
1.3 Ожидаемые результаты изучения темы………………………………...28стр
Глава 2. Модель организации изучения темы «Македонские завоевания» при работе по ФГОС ООО
2.1 Особенности методики изучения темы…………………… …………...34стр
2.2 Технологические карты уроков по теме «Македонские завоевания»…………………………………………………………………...47стр
2.3 Рефлексия на уроках истории и оценка результатов изучения темы……..……………………………………………………………………65стр
Заключение ……………………………………………………………….…73стр
Список использованной литературы………………………………………..74стр

Файлы: 1 файл

выпускная табакаева окончательный вариант.docx

— 484.78 Кб (Скачать файл)

   На некоторых уроках целесообразно организовать работу по составлению плана. Для этой цели более всего подходит материал, в котором, во-первых, отсутствуют новые для учащихся понятия, т. е. такие параграфы учебника, где на новом материале рассматриваются знакомые учащимся процессы и явления; во-вторых, уроки, где работа над планом не помешает решению воспитательных задач

   Работая с наглядными пособиями, особенно с иллюстрациями учебника, необходимо формировать у школьников отношение к ним как к важнейшему источнику знаний. На это должны быть нацелены и задания к иллюстрациям.    Наиболее характерные для действующего учебника 5 класса задания требуют анализа иллюстраций, сопоставления их и формулирования вывода в результате такого сопоставления, установления связи иллюстраций с текстом.

  Современный урок  немыслим без использования технических средств обучения по теме « Македонские завоевания». Их применение связано с умением органически включать эти средства в живую ткань урока. Следует учитывать, что, используя диафильм, кинофильм или диапозитивы, мы значительно расширяем сферу применения наглядности на уроке и усиливаем, как правило, воздействие учебного материала на эмоции ученика, но частично сокращаем или вовсе лишаем себя возможности излагать материал.

   Чтобы добиться прочного и сознательного усвоения материала на таком уроке как «Македонские завоевания», необходимо сочетать демонстрацию экранных пособий с различными приемами организации активной познавательной деятельности учащихся. Поэтому, планируя использование технических средств, необходимо тщательно готовиться к такому уроку. Учитель предварительно просматривает экранное пособие, намечает, какие части и в каком месте изложения будут демонстрироваться, какие задания для самостоятельной работы будут предложены учащимся. 

 2.2 Технологические карты уроков по теме «Македонские завоевания»

   

  Для проведения уроков по изучению «Македонские завоевания» составляются технологические  карты  и сценарий, с предполагаемыми ответами учащихся, что облегчит проведение урока начинающему учителю. 

Урок 45 Тема «Города Эллады подчиняются Македонии».

Педагогические цели:

Способность ознакомлению с особенностями социально-экономического и политического устройства Македонии; содействовать развитию умения определять причины ослабления греческих полисов в конце v-lv в. до н.э.; создать условия для формирования представлений о противоборстве Греции и Македонии, деятельности Демосфена по сплочению греческих полисов, определения последствий поражения греческого войска в битве при Херонее.

Тип и вид урока

Изучение и первичное закрепление новых знаний /урок исследование

Планируемые результаты

Расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории человечества в целом.

Личностные результаты

Применение правил делового сотрудничества: сравнивать различные точки зрения, считаться с мнением другого человека,проявлять терпение и доброжелательность.

Метапредметные результаты

Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и в познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; готовность к сотрудничеству с соучениками, к коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе.

Основное содержание темы, понятия и термины

Местоположение Македонии, характеристика ее социально-экономического и политического устройства. Пелопонесская война. Упадок греческих полисов. Возвышение Македонии при правлении Филиппа ll, реформа армии. Наступление Македонии на север Греции. Деятельность Демосфена, объединение крупнейших полисов против македонской угрозы. Битва при Херонее (338г. до нашей эры). Смерть Филиппа ll, переход к власти Александру Македонскому. Македоняне, македонская фаланга, филиппика.

Образовательные ресурсы

Учебник. Карта «Древняя Греция».

 

п/п

Этап

УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма контроля

1.

Организационный момент.

Умение настраиваться на творческую работу, оказывать друг другу помощь.

Приветствует учащихся.

Проверяет готовность к уроку.

Включение обучающихся в образовательный процесс.

 

2.

Повторение изученного материала

Осуществляют контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

Организует работу с хронологией;

3000г. до н.э., 2600г. до н.э., 1792-1750 г. до н.э., 1500 г. до н.э., 525г. до н.э.,490г. до н. э., 480 г. до н.э., 443г. до н. э.,

Называют даты важнейших событий, соотносят год с веком, устанавливают последовательность исторических событий.

хронология

3.

Постановка учебной задачи.

Принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем, планируют учебные действия.

Используют знаково-символические средства.

Организует работу с картой.(Приложение 1)

-Балканский полуостров

-Маленькая горная  страна Македония

-Сегодня на  уроке речь пойдет о печальных  событиях в истории Греции:

В 4 в. до н. э. города –государства Эллады потеряли свою независимость.Формулирует проблему:

-почему Македонии  удалось подчинить Персию? Почему  греки, разгромившие в 5 в .до н.э. мощное персидское войско, не смогли противостоять македонскому царю?

Находят на карте  Балканский полуостров. Показывают север Балканского полуострова. Грецию и Македонию.

Работа с картой

4.

Физ. минутка

 

Контролирует выполнение физ. минутки

Выполняют физ. минутку.

1 мин.

5.

Усвоение новых знаний и способов действий. Упадок Греции в 4 в. до н.э. Демосфен.

Принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения.

Используют знаково-символические средства.

-Какие крупные  города-государства были в Греции?

-Где они находились?

Рассказывает о Пелопонесской войне (431-404 гг. до.н.э.

Находят на карте и показывают Афины и Спарту. На основе рассказа учителя формулируют причины ослабления Греции, записывают их в виде тезиса. Анализируют документальный источник.

Работа с картой. Беседа по вопросам.

6.

 Закрепление  знаний и способов действий

Используют знаково-символические средства; устанавливают причинно-следственные связи, строят логическую цепь рассуждений.

Предлагает показать на карте страны, города, ставшие участниками изучаемых исторических событий.

Осуществляет проверку поставленной в начале урока проблемного вопроса.

-Что означают слова Филиппа  Македонского о том, что груженный  золотом осел может взять неприступную  крепость?

-В наши дни грозную, обвинительную называют филиппкой. Подумайте как возникло это название.

 

 

Находят на карте Грецию, Македонию, Спарту, Херонею. Излагают суждения о причинах исторических событий.  Раскрывают смысл фраз, крылатоговыражателя.

 

Рассказ, беседа по вопросам.

7.

Информация о домашнем задании

Принимают учебную задачу

Задания 47 (1,2) в рабочей тетради. Сообщение об Александре Македонском.

Внимательно слушают и записывают домашнее задание.

Беседа.


 

Урок 46

Тема урока: «Поход Александра Македонского на Восток»

Цель урока: познакомить обучающихся с одним из могущественных полководцев древности, дать представление о его личности и завоевательных походах.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Планируемые результаты:

Личностные: сформировать своё отношение к исторической личности изучаемой эпохи, выяснить какой же он герой: отрицательный или положительный, уважение к истории и роли личности в истории.

Предметные: познакомить с завоеваниями Александра Македонского, используя карту, рассказывать о военных победах Великого завоевателя, знать исторические понятия, даты и события.

Метапредметные: развивать логическое мышление, лаконично и чётко формулировать свои идеи, версии, уметь правильно делать самостоятельные выводы и суждения.

Методы обучения:объяснительно-иллюстративный, проблемный.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, работа в парах, группах.

Средства обучения: проектор, интерактивная доска, презентация, учебник, рабочие тетради, доска, атлас, настенная карта.

Основные понятия, изучаемые на уроке: фаланга, эллинизм, стратег, автократ.

п/п

Этап

УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы обучения

1.

Организационный момент.

Умение настраиваться на творческую работу, оказывать друг другу помощь.

Здравствуйте, ребята! Садитесь. Давайте наш урок начнём с пожелания друг другу добра, ведь доброта – самое удивительное явление в мире. «Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно – я тебе помогу, мы друг другу поможем».

Я рада, что у вас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдёт интересно и увлекательно, итак, за работу

Включение обучающихся в образовательный процесс.

Фронтальная.

2.

Погружение в историческую эпоху.

Находят достоверную информацию из отрывка фильма, анализируют

Сейчас я предлагаю вам посмотреть фрагмент фильма о Македонии, для того, чтобы погрузиться в историческую эпоху, которую мы изучаем. Смотрите и слушайте внимательно, так как вы должны ответить на вопросы:

- Кто был царём  македонского царства?

- Каково его  любимое занятие?

- Как звали  его жену?

- Какое имя  дали своему сыну Олимпия и  Филипп?

- Кто догадался, о ком идёт речь?

- Как вы считаете, продолжил ли Александр Македонский  завоевательные походы своего  отца?

Да, ребята, вы правильно определили тему нашего урока. Итак, за работу!

Внимательно смотрят и слушают фрагмент фильма о Македонии.

Беседа.

3.

Изучение нового материала.

Определять цель, проблему в учебной деятельности, выдвигать версии, обобщать, делать выводы, находить достоверную информацию в различных источниках, выделять причины и следствия, умение работать в группах, парами, излагать своё мнение, аргументируя его.

Сегодня на уроке мы попробуем выяснить, почему Александру Македонскому удалось завоевать полмира? И его по праву называли царём Азии. Мы попытаемся дать свою оценку произошедшим событиям. -Как вы думаете, что для этого нам необходимо знать? Ваши предложения, идеи, версии.

- Где жил Александр  Македонский?- Найдите на карте (Приложения 1) территорию государства Македония.

Отрываем тетради, записываем число и тему урока.

Для того, чтобы выяснить причины завоевания такой большой территории в Азии предлагаю разделиться на 4 группы. Каждая группа получит задание и начнёт работать. Задания на крточках (Приложение 2). Но, прежде чем приступить к выполнению заданий, давайте, ребята вспомнить правила работы в группах:

- не кричать, уметь  договариваться, быть активным; и  т.д.

 По выполнению  задания группа берётся за  руки и поднимает их вверх.

1 группа –  даст нам характеристику личностным  качествам Александра Македонского. Для выполнения задания вам нужно внимательно прочитать материал и   дать ответы на поставленные вопросы.

Посмотрите на карту и посчитайте – сколько городов имеют названия Александрия? О чём это вам говорит?

2 группа –  расскажет нам о первой битве  греко-македонского войска на  реке Граник против персов (Воспользуйтесь материалами учебника на стр.190-191, прочитайте и ответьте на вопросы:

- Как вы считаете, почему греки участвовали в походе против персов?

- Первая битва  и поражение огромной персидской  державы. Почему?

3 группа –  сражение у города Исс. Работайте по учебнику, стр.191-193, прочитайте и ответьте на вопросы:

- Почему и здесь  войско Александра Македонского  одержало победу?

- Почему Египет  встретил Александра Македонского  как освободителя от персов?

4 группа- сражение  при Гавгамелах. Учебник на стр.193-194, прочитайте и ответьте на вопросы:

- Почему войско  Александра Македонского одержало  победу над войском противника  превосходящего по численности  не менее чем в пять раз?

- В чём, на ваш  взгляд, кроется успех военных  побед Александра Македонского?

 

Выясняют основный вопрос, над которым они будут работать. Используя речевые средства участники группы объясняют своё задание и дают ответы. Записывают в тетради даты основных сражений.

 

Хронология

4.

Физ. минутка (после ответа группы №2).

 

Контролирует выполнение физ. минутки

Выполняют физ. минутку.

 

5.

Изучение нового материала. Работа с дополнительными материалами.

Расширять объём знаний по изучаемой теме.

Ребята, вам понравилась такая историческая личность как Александр Македонский? Предлагаю вам ознакомиться с дополнительным материалом с целью расширения ваших знаний по изучаемой теме.

Выходят по одному к доске, каждый из них берёт  леписток «Светика-самоцветика» и читает дополнительную информацию об Александре Македонском.

Работа с документом.

6.

 Рефлексия.

Представлять информацию в различных формах.

А сейчас, ребята, закрепим свои полученные знания практически. Предлагаю выполнить задание, которое изложено в

 

Используя записи в тетради по датам основных сражений (334,333,331годы до н.э.) и отметьте их на «ленте времени».

Обучающиеся выполняют практическое задание, меняются тетрадями и осуществляют взаимопрове-рку. Далее сверяют правильность выполнения задания.(Приложение 3).

Чертят «ленту времени» и отмечают даты. Один учащийся выполняет эту работу на доске.

Беседа по вопросам.

7.

Подведение итогов урока, дача домашнего задания.

Оценивают свои способности и самостоятельно выбирают задания.

Анализирует совместно с учащимися отметки за урок. Даёт домашнее задание. Параграф 42(всем).

По выбору:

- Составить кроссворд  по данной теме (базовый уровень  – отметка «3»).

- Написать историческое  эссе об Александре Македонском (повышенный уровень – отметка  «4»).

-- Написать историческое  эссе об Александре Македонском  с презентацией (высший  уровень  – отметка «5»).

Внимательно слушают и записывают домашнее задание.

Задание в рабочей тетради.


 

Урок 47 Тема «В Александрии Египетской»

Педагогические цели

Способствовать определению последствий завоевательной политики и государственной деятельности Александра Македонского; создать условия для развития умения характеризовать достижения эллинистической культуры, которая была создана благодаря объединению научных знаний, практических навыков, художественных приемов греков и восточных народов.

Тип и вид урока

Усвоение знаний, навыков и умений, урок путешествие

Планируемые результаты (предметные) 

Готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

Личностные результаты

Проявление понимания и уважение к ценностям культур к других народов; умение анализировать  и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих. Строить свои взаимоотношения с их учетом.

Метапредметные результаты

Владение умением работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и сообщать факты и т.д.) использовать современные источники информации, в том числе материалы электронных носителях.

Содержание темы

Распад державы Александра Македонского. Восточное Средиземноморье. Александрийский порт. Фаросский маяк - одно из семи чудес света.

Образовательные ресурсы  Учебник. Карты: «Распад державы Александра Македонского», «Александрия Египетская»

п/п

Этап

УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма контроля

1.

Организационный момент.

Умение настраиваться на творческую работу, оказывать друг другу помощь.

Приветствует учащихся.

Проверяет готовность к уроку.

Включение обучающихся в образовательный процесс.

 

2.

Постановка учебной задачи

Принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем

Сообщает тему урока, предлагает сформулировать учебные задачи. Ставит проблему.

-Почему держава  Македонского оказалась не прочной?

Слушают учителя, предлагают формулировки задач.

Беседа

3.

Усвоение новых знаний и способов действий. Распад державы Александра Македонского.

Извлекают необходимую информацию из учебного текста.

Организует работу с текстом

Найдите и назовите 3 главных государства, возникших на месте Александра Македонского

Находят на карте  Восточное Средиземноморье. Египетское, Македонское, Сирийские государства.

Работа с картой. Беседа.

4.

Физ. минутка

 

Контролирует выполнение физ. минутки

Выполняют физ. минутку.

1 мин.

5.

Закрепление знаний и способов действия

Воспроизводят по памяти информацию; умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывания в устной форме.

-Кем была создана Александрия? 

-Что вам стало  известно о нем?

-Какие древние  ученые работали в Александрии?

-Перечислите  греческих муз и богинь?

Описывают памятники культуры, перечисляют ученых и их вклад в науку.  Объясняют значение терминов.

Беседа по вопросам.

6.

 Информация  о домашнем задании

Принимают учебную задачу,

Планируют ее выполнение.

Напишите друг другу письмо из Александрии Египетской, включив в описание улицы, музеи, дома.

Воспринимают задание, выполняют.

Рассказ, беседа по вопросам.


 

Урок  45Контроль знаний по теме «Древняя Греция» 

 Планируемые результаты (предметные)Овладение  целостными представлениями об историческом пути человечества как необходимой основной для миропонимания и познания современного общества; расширения опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов а истории своей страны и человечества в целом;  готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

Личностные результаты Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений; способность к определению своих позиции и ответственному поведению в современном обществе; оценивание собственной учебной деятельности: своих достижений, самостоятельности, инициативы, ответственности, причины неудач.

Метапредметные результаты                                                               Способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность - учебную, общественную; умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно следственные связи, строить логические заключения.

Основное содержание темы, понятия и термины.

Древнейшая и архаическая Греция. Условия жизни и занятия населения. Троянская война. «Илиада» и «Одиссея». Верования древнейших греков. Сказания о богах и героях. Греческие города - государства. Развития ремесла и земледелия. Великая греческая колонизация. Афины. Утверждения демократии. Законы Солона. Организация военного дела. Рабство. Развитие наук. Архитектура и скульптура. Пелопонесская война. Возвышение Македонии. Эллинистические государства на востоке. Полис, демократия, колонизация. Битва при Херонее. Поход Александра Македонского.

Образовательные ресурсы.                                                                                     Карты: «Древняя Греция», «Образование греческих колонии», «Греко-персидские войны», « Завоевательные походы войск Александра Македонского на восток», « Распад державы Македонского». Диск « История. Древний мир».

п/п

Этап

УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма контроля

1.

Организационный момент.

Быстрое включение в деловой ритм.

Приветствует учащихся.

Проверяет готовность к уроку.

Включение обучающихся в образовательный процесс.

 

2.

Постановка учебной задачи

Принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем

Сообщает тему урока, предлагает сформулировать учебные задачи. Ставит проблему.

-Почему держава  Македонского оказалась не прочной?

Слушают учителя, предлагают формулировки задач.

Беседа

3.

Контроль знаний и способов действий.

Составляют план и последовательность действий. Воспроизводят по памяти информацию,  умеют осознанно и произвольно- строить речевое высказывания в письменной форме.

Организует самостоятельную работу учащихся (Приложение4).

Объясняют значение терминов, понятий. Называют даты основных исторических событий. Отвечают на вопросы письменно.

Карточки, тесты.

5.

Информация о домашнем задании.

Воспроизводят по памяти информацию; умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывания в устной форме.

Комментирует задание.

Воспринимают задание, уточняют.

Задания в рабочей тетради.

Информация о работе Македонские завоевания