Данная разработка технологических
карт изучения темы « Македонские
завоевания» построена на основании требований
ФГОС. Анализ результативности усвоения
пройденного материала проводится на
основании уровня выполнения тестовой
работы (Приложение 5) и устной рефлексии
в конце урока. Подробнее это будет
рассмотрено в следующем параграфе.
2.3 Рефлексия на
уроках истории. Оценка результатов изучения
темы.
Один из принципов
развивающего обучения - принцип активности
и сознательности. Ребенок может быть
активен, если осознает цель учения, его
необходимость, если каждое его действие
является осознанным и понятным. Обязательным
условием создания развивающей среды
на уроке является этап рефлексии. Слово
рефлексия происходит от латинского
reflexio – обращение назад. Словарь иностранных
слов определяет рефлексию как
размышление о своем внутреннем состоянии,
самопознание. Толковый словарь русского
языка трактует рефлексию как самоанализ.
В современной педагогике под рефлексией
понимают самоанализ деятельности и её
результатов.
Рефлексия может осуществляться не
только в конце урока, как это принято
считать, но и на любом его этапе. Рефлексия
направлена на осознание пройденного
пути, на сбор в общую копилку замеченного
обдуманного, понятого каждым. Её цель
не просто уйти с урока с зафиксированным
результатом, а выстроить смысловую цепочку,
сравнить способы и методы, применяемые
другими со своими. Исходя из функций
рефлексии, предлагается следующая
классификация:
-рефлексия настроения
и эмоционального состояния
-рефлексия деятельности
-рефлексия содержания
учебного материала
Проведение
рефлексии настроения и эмоционального
состояния целесообразно в начале урока
с целью установления эмоционального
контакта с группой и в конце деятельности.
Применяются карточки с изображением
лиц, цветовое изображение настроения,
эмоционально-художественное оформление
(картина, музыкальный фрагмент).
Рефлексия деятельности дает возможность
осмысления способов и приемов работы
с учебным материалом, поиска наиболее
рациональных. Этот вид рефлексивной деятельности
приемлем на этапе проверки домашнего
задания, защите проектных работ. Применение
этого вида рефлексии в конце урока
дает возможность оценить активность
каждого на разных этапах урока, используя
например прием «лестницы успеха». Эффективность
решения поставленной учебной задачи
(проблемной ситуации) можно оформить
в виде графического организатора «рыбья
кость»
Рефлексия содержания учебного материала
используется для выявления уровня осознания
содержания пройденного. Эффективен прием
незаконченного предложения, тезиса, подбора
афоризма, рефлексия достижения
цели с использованием «дерева целей»,
оценки «приращения» знаний и достижения
целей (высказывания Я не знал… - Теперь
я знаю…); прием анализа субъективного
опыта и достаточно известный прием синквейна,
который помогает выяснить отношение
к изучаемой проблеме, соединить старое
знание и осмысление нового.
Обычно в конце урока подводятся его итоги,
обсуждение того, что узнали, и того, как
работали – т.е. каждый оценивает свой
вклад в достижение поставленных в начале
урока целей, свою активность, эффективность
работы класса, увлекательность и полезность
выбранных форм работы. Ребята по кругу
высказываются одним предложением, выбирая
начало фразы из рефлексивного экрана
на доске по теме «Македонские завоевания».
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…
Таблица 2. Рефлексия в различных
формах и приемах.
Этап урока |
Форма рефлексии |
Организационный этап, вводно-мотивационный |
Выбор индивидуальной цели
учеником (учащийся может предложить проблемный
вопрос, совершенно отличающийся от других)
Ребята могут выразить свои
пожелания по теме урока, с чего бы они
начали изучение темы урока
Рефлексия выступает своеобразной
диагностикой индивидуальных предпочтений
учащихся |
Этап изучения, осмысления |
Решение учебных задач (Что
мы знаем, что нам нужно узнать)
Выбор формы организации учебной
деятельности
Групповая или индивидуальная
рефлексия |
Заключительный этап |
Подведение итогов, учащиеся
говорят о позитивных и негативных элементах
урока
Осознание учащимися уровня
их знаний, умений и навыков (в том числе
с перспективой на будущее, практическое
применение этих знаний) |
Организация рефлексии
на уроках истории, в частности при изучении
темы «Македонские завоевания», является
средством развития критического мышления
(через контакт с новой информацией).
Результаты изучения темы
«Македонские завоевания» видны из содержания
следующей таблицы:
Таблица 3. Результаты успеваемости
в 5 классе
Наблюдается положительная
динамика результатов при использовании
модели изучения темы при работе
по ФГОС. Увеличилось количество
успевающих учащихся на «5»
и «4», а число успевающих на
«3» уменьшилось на 4 человека.
Можно сделать вывод,
что приведенная методика, которую
использует автор выпускной квалифицированной
работы обладает соответствующей эффективностью.
Эту методику можно использовать при
изучении последующих тем истории
Древнего мира.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Представленная модель
организации темы « Македонские завоевания»
разработана в соответствии с требованиям
ФГОС. Учитель в первую очередь
опирался не на свои исторические знания
по этой теме и желание поделиться ими
с учениками, а на то, чтобы ребята сами
пробовали свои силы в предположениях,
умозаключениях, выводах, а главное в умении
отстаивать свою точку зрения, используя
факты из различных материалов и источников.
Выпускная квалификационная
работа разрабатывалась в соответствии
с задачами, поставленными при подготовке
к выполнению этой работы. Модель, представленная
в этой работе, создает основу для изучения
других тем по истории, в том числе и по
истории Древнего мира. Она наиболее оптимальна
и соответствует требованиям ФГОС.
В выпускной квалификационной
работе реализованы цели и задачи,
сформулированные во введении. В результате
работы представлена конкретная модель
изучения темы «Македонские завоевания»,
которая создана с учетом требований ФГОС
ООО. На взгляд автора эта модель является
более оптимальной для работы на уроках
истории с тем контингентом учащихся,
которые изучают историю МБОУ «Новолуговская
ООШ 57».
Думается разработанная
модель позволит учителю истории оптимизировать
свою учебно-воспитательную деятельность
на уроках истории. Таким образом, ожидаемые
результаты изучения истории исходя
из требования в ФГОС стали реальными.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный закон «
Об образовании в РФ» № 273-ФЗ
от 29.12.2012
2. Федеральный государственный
образовательный стандарт основного
общего образования. 2-е издание.
Изд. «Просвещение», Москва 2013г.
3. Федеральный государственный
образовательный стандарт начального
общего образования. Изд. «Просвещение»,
Москва 2011г.
4. Примерная программа
по учебным предметам. История 5-9
классы. 2-е издание. Москва « Просвещение»
2011г.
5. Поурочное планирование «История
Древнего мира» по учебнику А.А. Вигасина,
Г.И. Годера и С.С. Свеницкой.
6.Примерная основная образовательная
программа образовательного учреждения.
7. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С.
Свенцицкая. Всеобщая история. История
Древнего мира. Учебник. 5 класс Издательство
"Просвещение" 2013 г.
8.История Древнего мира. Электронное
приложение к учебнику А. А. Вигасина, Г.
И. Годера, И. С. Свенцицкой. 5 класс (CD)
9.Г. И. Годер. Всеобщая история.
История Древнего мира. Рабочая тетрадь.
5 класс. В 2 частях
10.Е. А. Крючкова. Всеобщая история.
История Древнего мира. Проверочные и
контрольные работы. 5 класс Издательство
"Просвещение" 2013 г.
11.Н. И. Шевченко. Всеобщая история.
История Древнего мира. Методические рекомендации.
5 класс
12.Сборник рабочих программ
« Школа России»; Просвещение 2011; с 368
.13 ДаниловД.Д., КузнецовА.В.,
ЛисейцевД.В. , КлоковВ.А., РогожкинВ.А.,
ПавловаН.С., СизоваЕ.В., ДавыдоваС.М., Кузнецова
С.С.и другие «Авторская программа» изд.
« Баласс» 2012;
14. Овчинникова С.А «Рабочая
программа по истории». МКОУ Чулымская
СОШ;
15ДаниловД.Д., ТурчинаМ.Е.,
Монченко Л.Н. « Всеобщая история»5 класс;
Методические рекомендации для учителя.
Москва; Баласс 2013
16.Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая
И.С. « Всеобщая история. История Древнего
мира» 5 класс 3-е изд.-М.; «Просвещение»2012
17. ДаниловД.Д., СизоваЕ.В., КузнецовА.В.,
КузнецоваС.С., Николаева А.А.учебник «Всеобщая
история. История Древнего мира»5 класс,
Москва изд. «Баласс» 2012
18. Геродот «История» в рус.пер.
Г. А. Стратановского, М., 2006
19. Годер Г.И. « Методическое
пособие по истории Древнего мира» пособие
для учителя Москва « Просвещение» 1988,
стр 174
20.Киселев
Е. «Походы Александра Македонского. Правда
и вымысел» М., 2005. С. 10
21. Практикум по истории древнего
мира/ Под ред. И.С.Свенцицкой. М., 1981.
22.Хрестоматия по истории Древнего
мира/ Под ред. В.Г.Боруховича, В.И.Кузищина.
Саратов, 1989.
23.Хрестоматия по истории древней
Греции/ Под ред. Д.П.Каллистова. М., 1964.
Интернет ресурсы:
1. Греко-персидские войны
— Википедия ru. Греко-персидские
войныwikipedia.org
2. Греко-персидские войны
biofile.ru›his/13068.html
3.Македонские завоевания…school.xvatit.com›index.php?…
4. Битва при Херонее | С
т р а т е г
strategwar.ru›great-fights…history…bitva-pri…480…e
5.Греко-персидскиевоины sno.pro1.ru›lib/kuzishchin/liberX.htm
6.Греко-персидские войны
причины images.yandex.ru›
7.Студопедия studopedia.ru›1_27052_greko-persidskie…prichini…
8. 100 великихвойн›5.htm bibliotekar.ru›
9. Критерии учебно-методического
комплекса по истории - рефераты...
2vg.ru›pedagogika/kriterii_uchebno.
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/f662edc0-9a21-4e21-9203-8f9057670800/view/
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/f736c409-fc74-4aac-b78e-8723f018951e/view/
http://fcior.edu.ru/card/11552/zavoevaniya-aleksandra-makedonskogo.html
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/d0945463-52b8-4562-b268-75e3c6e5484f/?
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/aef3158e-7c8f-4523-9709-5956522e1d41/?
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/f359b049-7809-4d30-8c3b-f5ae8c38f91d/?
http://reftrend.ru/684158.html
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
1 группа
Даёт характеристику
личностным качествам Александра Македонского.
Для выполнения
задания вам нужно внимательно
прочитать материал, который дан
в приложении №1 и ответы на
поставленные вопросы;
- Какие качества
присущи личности Александра
Македонского?
- Какие качества
понравились вам и почему?
2 группа
Расскажет нам о
первой битве греко-македонского войска
на реке Граник против персов.
Воспользуйтесь
материалами учебника на стр.190-191
(Первые победы).
Прочитайте и ответьте
на вопросы:
- Как вы считаете,
почему греки участвовали в
походе против персов?
- Первая битва
и поражение огромной персидской
державы. Почему?
3 группа
Сражение у города
Исс.
Работайте
по учебнику, стр.191-193 (От битвы
при Иссе до основания Александрии
Египетской). Прочитайте и ответьте на
вопросы:
- Почему и здесь
войско Александра Македонского
одержало победу?
- Почему Египет
встретил Александра Македонского
как освободителя от персов?
4 группа
Сражение при Гавгамелах.
Учебник на
стр.193-194 (Гибель персидского царства)
Прочитайте и ответьте
на вопросы:
- Почему войско
Александра Македонского одержало
победу над войском противника
превосходящего по численности
не менее чем в пять раз?
- В чём, на ваш
взгляд, кроется успех военных
побед Александра Македонского?
ПРИЛОЖЕНИЕ
3
ПОХОД АЛЕКСАНДРА
МАКЕДОНСКОГО НА ВОСТОК 334-325 г. до н.э.
334 г. до
н. э. май |
Битва на
р. Граник |
Победа
Александра, открывшая путь в Малую Азию |
333 г. до
н. э. осень |
Битва при
Иссе |
Победа
Александра. Отвергнуты мирные предложения
Дария |
331 г. до
н. э.
1 октября |
Битва при
Гавгамелах |
Разгром
главных сил Персии, бегство и смерть Дария
III.Персидское царство перестало существовать |
330-327 г.
до н.э. |
Походы
Александра в Среднюю Азию |
Захват
обширных территорий, подготовка похода
в Индию |
327 г. до
н. э. |
Поход в
долину Инда |
Победа
Александра, захват долины, усталось войска |
323 г. до
н. э. |
Вавилон |
Смерть
Александра Македонского |
ПРИЛОЖЕНИЕ
4
Заполнить контурную
карту «Распад державы Александра Македонского».1.
Обведите границы державы Александра
Македонского.
2. Закрасьте кружочек, обозначающий
город, в котором умер Александр. Обозначьте
название города первой буквой (Вавилон).
3. Закрасьте кружочек, обозначающий
основанный Александром город, ставший
крупнейшим торговым портом Восточного
Средиземноморья (Александрия).
Обозначьте его название первой буквой.
4. Надпишите названия рек, протекающих
в Египте, Двуречье, на западе Индии (Нил, Евфрат,
Тигр, Инд).
5. Надпишите названия главных государств,
образовавшихся после распада державы
Александра Македонского (Сирийское
царство, Египетские царство, Македонское
царство).