Развитие отношений между
народами, государствами, цивилизациями;
проблемы войны и мира в истории.
Сквозная линия
– человек в истории. Она предполагает
характеристику условий жизни и быта,
их потребностей и интересов, восприятия
мира, ценностей, жизни и деятельности
отдельно взятого человека.
Содержание подготовки школьников
по истории определяется с учетом деятельностного и компетентностного
подходов, во взаимодействии
категорий «знания», «отношения», «деятельность».
Предусматривается как овладение ключевыми
знаниями, умениями, способами деятельности,
так и готовность применять их для решения
практических, в том числе новых задач.
Особенности организации
учебного процесса по предмету: в 5 классе изучении
истории Древнего мира осуществляется
в форме элементарно-систематических
или сюжетных курсов. На данной ступени
преобладают антропологические, цивилизационные
и культурологические подходы
Эти линии непосредственно
отражаются в содержании учебного
предмета Древнего мира по
теме « Македонские завоевания».
Это в частности проявляется при рассмотрении
следующих аспектах темы «Македонские
завоевания»
Содержание учебного
предмета «История» по теме «Македонские
завоевания». В IV веке до н.э. Соперничество
Афин и Спарты за господство над Элладой.
Междоусобные войны греческих полисов
и их ослабление. Усиление северного соседа
Греции – македонского царства. Города
Эллады подчиняются Македонии. Возвышение
Македонии при царе Филиппе. Аристотель
– учитель Александра. Македонская фаланга.
Конница. Осадные башни. Потеря Грецией
независимости. Битва при Херонее. Гибель
Филиппа. Александр – царь Македонии и
Греции. В Александрии Египетской. Распад
державы Александра после его смерти.
Складывание пространства эллинистического
мира на территории державы А.Македонского:
Египетское, Македонское, Сирийское царства.
Александрия Египетская. Фаросский маяк
– одно из чудес света. Музей. Александрийская
библиотека.
Данный курс играет важную роль
в осознании школьниками исторической
обусловленности многообразия окружающего
их мира, создает предпосылки для понимания
уважения ими других людей и культур. Содержание
предмета построено на основе проблемно-хронологического
принципа, что позволяет уделить необходимое
внимание к наиболее важным сквозным проблемам
раз вития человеческого общества и особенностям
развития отдельных регионов, а также
проследить динамику исторического развития
и выделить его основные этапы.
Основная программа предполагает
использование цивилизационно - гуманитарного
подхода, предполагающего выделение отдельной
культурной общности и особенности её
общественно-культурных достижений на
основе идей гуманизации, прогресса и
развития, цивилизационного, многофакторного,
позволяющего показать всю сложность
и многомерность истории какой-либо страны.
Наиболее актуальными и значимыми для
выполнения задач ФГОС являются системно
- деятельностный, компетентностный, дифференцированный,
личностно ориентированный и проблемный
подходы.
Школа сегодня стремительно
меняется, пытается попасть в ногу со временем.
Главное же изменение в обществе, влияющее
и на ситуацию в образовании, — это ускорение
темпов развития. А значит школа должна
готовить своих учеников к той жизни, о
которой сама еще не знает.
Поэтому сегодня
важно не столько дать ребенку как можно
больше конкретных предметных знаний
и навыков в рамках отдельных дисциплин,
а вооружить его такими универсальными
способами действий, которые помогут ему
развиваться и самосовершенствоваться
в непрерывно меняющемся обществе путем
сознательного и активного присвоения
нового социального опыта. То есть, важнейшей
задачей современной системы образования
является формирование совокупности “универсальных
учебных действий”, обеспечивающих компетенцию
“научить учиться”. Именно об этом идет
речь в стандартах второго поколения.
Приоритетным направлением, обозначенным
в новом образовательном стандарте, является
целостное развитие личности в системе
образования. Оно обеспечивается, прежде
всего, через формирование универсальных
учебных действий (УУД), которые создают
возможность самостоятельного успешного
усвоения новых знаний, умений и компетентностей,
включая организацию усвоения, то есть
умения учиться. При этом знания, умения
и навыки рассматриваются как производные
от соответствующих видов целенаправленных
действий, т.е. они формируются, применяются
и сохраняются в тесной связи с активными
действиями самих учащихся.
Фундаментальное ядро включает систему
общих универсальных учебных
действий (УУД), на формирование
которых направлен образовательный процесс. Овладение
учащимися универсальными учебными действиями
выступает как способность к саморазвитию
и самосовершенствованию путем сознательного
и активного присвоения нового социального
опыта. УУД создают возможность
самостоятельного успешного усвоения
новых знаний, умений и компетентностей,
включая организацию усвоения, то есть
умения учиться. В широком значении термин
«универсальные учебные действия» означает
умение учиться, т.е. способность субъекта
к саморазвитию и самосовершенствованию
путем сознательного и активного присвоения
нового социального опыта. Согласно Фундаментальному
ядру содержания общего образования
необходимость изучения истории
в школе обусловливается ее познавательными
и мировоззренческими свойствами. Знание
национальной и мировой истории – современный
показатель общей культуры человека. Главная
цель школьного исторического образования
- формирование у учащихся исторического
мышления как основы гражданской идентичности
ценностно-ориентированной личности.
Реализация этой задачи заложена в основу
современных образовательных программ
по истории.
Исходя из этого, рассмотрим
формирование универсальных учебных действий
учащихся в ходе изучения темы «Македонские
завоевания»
Личностные универсальные
учебные действия.
В рамках когнитивного компонента будут
сформированы:
- историко-географический образ,
включая представление о территории Македонских
завоеваний, её географических особенностях;
знание основных исторических событий
развития государственности и общества,
его достижений и культурных традиций;
- образ социально-политического
устройства — представление о государственной
организации Македонии, знание государственной
символики (герб, флаг), знание государственных
праздников;
- знание об этнической принадлежности,
освоение национальных ценностей, традиций,
культуры, знание о народах и этнических
группах Македонии;
- ориентация в системе моральных
норм и ценностей и их иерархизация, понимание
конвенционального характера морали;
- основы социально-критического
мышления, ориентация в особенностях социальных
отношений и взаимодействий, установление
взаимосвязи между общественными и политическими
событиями Греции и Персии;
В рамках ценностного и эмоционального
компонентов будут сформированы:
- уважение к истории, культурным
и историческим памятникам;
- эмоционально положительное
принятие своей этнической идентичности;
- уважение к другим народам
мира и принятие их, межэтническая толерантность,
готовность к равноправному сотрудничеству;
- уважение к личности и её достоинству,
доброжелательное отношение к окружающим,
нетерпимость к любым видам насилия и
готовность противостоять им;
- уважение к ценностям семьи,
любовь к природе, признание ценности
здоровья, своего и других людей, оптимизм
в восприятии мира;
- потребность в самовыражении
и самореализации, социальном признании;
- позитивная моральная самооценка
и моральные чувства — чувство гордости
при следовании моральным нормам, переживание
стыда и вины при их нарушении.
В рамках деятельностного
(поведенческого) компонента будут сформированы:
- готовность и способность
к участию в школьном самоуправлении в
пределах возрастных компетенций (дежурство
в школе и классе, участие в детских и молодёжных
общественных организациях, школьных
и внешкольных мероприятиях);
- готовность и способность
к выполнению норм и требований школьной
жизни, прав и обязанностей ученика;
- умение вести диалог о Македонских
завоеваниях на основе равноправных отношений
и взаимного уважения и принятия; умение
конструктивно разрешать конфликты;
- готовность и способность
к выполнению моральных норм в отношении
взрослых и сверстников в школе, дома,
во внеучебных видах деятельности;
- потребность в участии
в общественной жизни ближайшего социального
окружения, общественно полезной деятельности;
- умение строить жизненные
планы с учётом конкретных социально-исторических,
политических и экономических условий;
- устойчивый познавательный
интерес к Александру Македонскому и становление
смыслообразующей функции познавательного
мотива;
- готовность к выбору профильного
образования.
Ученики получат возможность
для формирования:
- выраженной устойчивой учебно-познавательной
мотивации и интереса к учению;
- готовности к самообразованию
и самовоспитанию;
- адекватной позитивной самооценки
и Я-концепции;
- компетентности в реализации
основ гражданской идентичности в поступках
и деятельности;
- морального сознания на конвенциональном
уровне, способности к решению моральных
дилемм на основе учёта позиций участников
дилеммы, ориентации на их мотивы и чувства;
устойчивое следование в поведении моральным
нормам и этическим требованиям;
- эмпатии, как осознанного понимания
и сопереживания чувствам других, выражающимся
в поступках, направленных на помощь и
обеспечение благополучия.
Регулятивные универсальные
учебные действия
- целеполаганию, включая постановку
новых целей, преобразование практической
задачи в познавательную;
- самостоятельно анализировать
условия достижения цели « Македонских
завоеваний» на основе учёта выделенных
учителем ориентиров действия в новом
учебном материале;
- планировать пути достижения
целей;
- устанавливать целевые приоритеты;
-уметь самостоятельно контролировать
своё время и управлять им;
- принимать решения в проблемной
ситуации на основе переговоров;
- осуществлять констатирующий
и предвосхищающий контроль по результату
и по способу действия; актуальный контроль
на уровне произвольного внимания;
- адекватно самостоятельно
оценивать правильность выполнения действия
и вносить необходимые коррективы в исполнении
как в конце действия, так и по ходу его
реализации;
- основам прогнозирования как
предвидения будущих событий и развития
процесса противоборства Греции и Македонии.
Учащиеся получат возможность
научиться:
- самостоятельно ставить новые
учебные цели и задачи;
- построению жизненных планов
во временной перспективе;
- при планировании достижения
целей самостоятельно, полно и адекватно
учитывать условия и средства их достижения;
- выделять альтернативные
способы достижения цели и выбирать наиболее
эффективный способ;
- основам саморегуляции в учебной
и познавательной деятельности в форме
осознанного управления своим поведением
и деятельностью, направленной на достижение
поставленных целей;
- осуществлять познавательную
рефлексию в отношении действий по решению
учебных и познавательных задач;
- адекватно оценивать объективную
трудность как меру фактического или предполагаемого
расхода ресурсов на решение задачи;
- адекватно оценивать свои
возможности достижения цели определённой
сложности в различных сферах самостоятельной
деятельности;
- основам саморегуляции эмоциональных
состояний;
- прилагать волевые усилия
и преодолевать трудности и препятствия
на пути достижения целей.
Коммуникативные
универсальные учебные действия
Ученики научатся:
- учитывать разные мнения и
стремиться к координации различных позиций
в сотрудничестве;
- формулировать собственное
мнение и позицию, аргументировать и координировать
её с позициями партнёров в сотрудничестве
при выработке общего решения о Древней
Греции в совместной деятельности;
- устанавливать и сравнивать
разные точки зрения, прежде чем принимать
решения и делать выбор: почему греки
поддержали план Александра Македонского
на Восток;
- свою точку зрения, спорить
и отстаивать свою позицию не враждебным
для оппонентов образом;
- задавать вопросы, необходимые
для организации собственной деятельности
и сотрудничества с партнёром;
- осуществлять взаимный контроль
и оказывать в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь;
- адекватно использовать речь
для планирования и регуляции своей деятельности;
- адекватно использовать речевые
средства для решения различных коммуникативных
задач; владеть устной и письменной речью;
строить монологическое контекстное высказывание;
- организовывать и планировать
учебное сотрудничество с учителем и сверстниками,
определять цели и функции участников,
способы взаимодействия; планировать
общие способы работы;
- осуществлять контроль, коррекцию,
оценку действий партнёра, уметь убеждать;
- работать в группе — устанавливать
рабочие отношения, эффективно сотрудничать
и способствовать продуктивной кооперации;
интегрироваться в группу сверстников
и строить продуктивное взаимодействие
со сверстниками и взрослыми;
- основам коммуникативной рефлексии;
- использовать адекватные языковые
средства для отображения своих чувств,
мыслей, мотивов и потребностей;
- отображать в речи (описание,
объяснение) содержание совершаемых действий,
как в форме громкой социализированной
речи, так и в форме внутренней речи «Из
рассказов древних писателей об Александре
Македонском».
Ученики получат
возможность научиться:
- учитывать и координировать
отличные от собственной позиции других
людей в сотрудничестве;
- учитывать разные
мнения и интересы и обосновывать собственную
позицию;