"Малые Тюдоры": штрихи к коллективному портрету династии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 14:47, курсовая работа

Описание работы

«Малые Тюдоры» - Эдуард VI и Мария I – занимают, несомненно, важное место не только в истории Англии в целом, но и в истории династии Тюдоров, как характерные ее представители. Зажатые между грандиозными и драматическими периодами правления Генриха VIII и Елизаветы I, эти два монарха обычно выглядят как бедные родственники, заполняя собой период кризиса и нестабильности – так называемый «среднетюдоровский кризис». Долгое время десятилетие правление «малых Тюдоров» рассматривалось в общединастическом контексте, и неизменно проигрывало в сравнении с более успешными ее представителями. Действительно, несовершеннолетний мальчик и женщина – пусть и первая в истории Англии королева – на троне кажутся если не катастрофой, то свидетельством слабости или кризиса, как королевства, так и династии.

Файлы: 1 файл

Малые Тюдоры штрихи к коллективному портрету династии.doc

— 367.00 Кб (Скачать файл)

Что касается танца, который  они могли исполнять, то можно  назвать один ирландский танец, о  котором есть упоминания о том, что  он исполнялся при тюдоровском дворе  – это тренчмор. Танец был упомянут в связи с рождественскими  представлениями 1551 – 1552 годов при дворе Эдуарда VI –«thre garments of sarsenett with iij payre of sloppes of owde store, for them that daunsed trenchemore …»166. Согласно Шону Донелли, автору статьи «Тренчмор: ирландский танец в Тюдоровской Стюартовской Англии?», танец был назван по местности, в которой находился замок с таким названием, в графстве Килкенни167. Что касается того, как танец попал ко двору юного монарха, то трудно будет не связать его появление с именем человека, на чьих землях этот замок и располагался – Томас Батлер, десятый граф Ормонд, который в детстве обучался вместе с Эдуардом168. Четкого описания танца нет, но по тем свидетельствам, которые дошли до нашего времени, можно судить о том, что он был быстрым, живым и даже яростным. Очень возможно, что, используя такой танец, постановщик стремился подчеркнуть бытовавший стереотип об ирландцах как о «диких и яростных».

Музыка и танцы были главным элементом придворной маски  и «ирландские» не стали исключением. И хотя она не была исключительно  ирландской, волынка в форме духового píb mhór прочно ассоциировалась в глазах Тюдоров с Ирландией169, где она функционировала как военный инструмент упомянутых  легковооруженных пехотинцев. У музыкантов для рассматриваемой нами маски были указаны «четыре барабана, дудки и две волынки»170.

В рождественской маске 1551 года тренчмор исполняли «германцы», которые так же присутствуют в нашем представлении. Возможно, он обставлен как танец войны.

Что касается пилигримов, то здесь, как мне кажется, мы определенно  имеем дело с переодетыми членами  двора, как в масках времен Генриха VIII. Мотив странников, пришедших из далеких земель и попавших на пиршество, чтобы благословить и восславить хозяина дома, был известен, и не вижу причин, почему бы он не продолжал использоваться. У Шекспира в его драме «Генрих VIII» описан подобный пример171.

В целом необходимо отметить несчастливое отсутствие описаний придворных масок времен королевы Марии, и если хроники практически во всех подробностях сохранили празднества и представления, устроенные по случаю въездов королевы в Лондон, то о развлекательной жизни двора мы знаем немного.

От представлений перейдем к заключительной части работы, а  именно к костюмам – второму по значимости элементу придворной маски, который делал основной вклад  в зрелищный элемент представления.

 

Костюм

Как уже было отмечено, пышный и богатый костюм являлся  традиционным атрибутом маски, и  в эпоху правления Марии традиция не была нарушена. Если обратиться к  работникам Службы Развлечений, то можно  увидеть, что большая часть из них – это портные, занятые пошивом и изготовлением масок. Так, Мэг Твикросс назвала Службу ведущим дизайнером костюмов страны172.

Счета Службы и Гардероба  достаточно информативны, так как  эти организации покупали и рассчитывались за необработанный материал, купленный  оптом, а в счетах Службы Развлечений сохранились подробные, детализированные описания костюмов.

 

Чтобы понимать, какие  костюмы и почему именно такие, шились для придворных масок, необходимо помнить, что маска - это, прежде всего, зрелище, яркое и фантастичное, полное блеска и роскоши, и костюм в полной мере должен был соответствовать красочному действу. Самые известные изображения костюмов для маски принадлежат Иниго Джонсу и относятся уже к стюартовскому периоду, эскизов же для тюдоровских костюмов мне найти не удалось. Судя по описаниям, эскизы существовали, но по какой-то причине не сохранились или вообще не сохранялись.

Ткани для костюмов использовались самые разнообразные и дорогие. В счетах я нашла упоминания о  шелковой тафте, подкладочном шелке, атласе, бархате, парче, атласе, дамасте, шерсти и сарже. Характерно то, что для отделки использовалось много золота, серебра, блесток, и верхние платья в основном шились из тканей, отражающих свет. Благодаря этому все исполнители в свете факелов и свечей просто сияли, и зрелищный эффект был потрясающим.

Помимо блеска масочные костюмы отличались пестротой и  некоторой хаотичностью исполнения: большие отрезы ткани, особенно в  женских костюмах, просто драпировались  и, возможно, нашивались и прикреплялись  непосредственно на исполнителе. Также можно отметить их многослойность, что вообще было характерно для костюма того времени. Редко где указано только одно платье: в счетах Марии можно отметить только один пример однослойного костюма – турецкие факельщики для маски «Влюбленных Леди»173.

Что касается цветов, то один костюм мог порой являть собой  такую пестроту расцветок, что удивительно, как у зрителей не болели глаза  от обилия красок и блеска. Например, костюм моряков сочетал в себе пурпурный, зеленый, красный, черный и  белый цвета174. Такие женские маски, как «Влюбленные леди» и «Богини охоты»,  одевались в красный, белый, желтый, черный, красно-коричневый и пурпурный цвета175. Все это отделывалось разноцветными лентами, простые белые ткани раскрашивались, а ленты и тесьма еще и вышивались золотой или серебряной нитью.

Интересны характерные  или даже национальные особенности  костюмов, призванные отметить то, какая  все-таки маска ставилась. Так, в  костюме турецких магистратов мы видим турецкий головной убор, возможно, феску с золотыми кисточками176. Те же кисточки мы видим в костюме факельщиц-турчанок для маски «Влюбленные леди». В маске «Германцы» можно найти на головных уборах дубовые листья177, которые должны были подчеркивать их воинскую сущность, так как дуб был символом мужества, воинской доблести и силы. Для меня осталась неясной символика раковины гребешка, упоминания о которой есть в описании костюмов «Турецких Магистратов» и «Влюбленных Леди»178. Изображение раковины имело много значений. К примеру, она была символом паломников и паломничества, связывалась со Святым Иаковом, а также с изображениями Девы Марии. Возможно, в данном случае раковина не несла в себе никакой смысловой нагрузки.

Конечно, атрибутика не только намекала на происходящее, но и подчеркивала особенности масок. Посохи у «Пилигримов», разнообразное оружие, венки и корзины с фруктами у «Влюбленных Леди», луки со стрелами у «Купидонов» и «Богинь охоты», кандалы у «Галерных рабов» - все это дополняло костюмы и отвечало замыслу, заложенному в маску.

Интересны упоминания львов в масках «Богинь Охоты» и «Греческих Воинов»179. В обеих масках частью костюма были золоченые львиные головы с висящими из пасти языками, которые прикреплялись на грудь и спину исполнителей. Здесь, скорее всего, мы также видим символ доблести, силы и удачи в военном и охотничьем деле.

Отдельно можно отметить трехголового Цербера180 в маске «Греческих Воинов». Среди имен, написанных на туниках воинов, как указано в описи костюмов, есть имя Геркулес или Геракл. Скорее всего, Цербер сопутствовал именно этому исполнителю, так как укрощение трехглавого стража Аида было, по легенде, одиннадцатым подвигом Геракла.

 

Безусловно, одним из самых важных элементов масочного  костюма была непосредственно сама маска, или «vizar», как ее называли тогда. Мэг Твикросс отмечает, что техника изготовления масок практически не изменилась со средневековья: «кожа, полотно, (полотно покрывали гипсом), ткани, вырезание, литье или лепка, украшение и декорирование продолжали использоваться»181. Достаточно новой была техника папье-маше, известная с начала 16 века. В счетах встречается следующее обозначение, которое с успехом можно отнести к папье-маше: «… Carver John Carowe for viij headpices of past and symen mowlded worke like morien helmettes…»182

Самым простым способом замаскировать лицо была сетка, простая или украшенная. Такой способ был очень популярен, к примеру, при дворе Максимилиана I. Для английских представлений, насколько можно судить, все же изготовлялись маски из папье-маше, но в счетах времен правления Марии все же есть пример использования сетки: «…vizars garnished with hair and spangle and netting upon the fronte…»183 - маски «Влюбленных Леди». Надо сказать, что сетку часто использовали, чтобы не только скрыть личность исполнителя, но зачастую поменять цвет кожи. Однако в данном конкретном случае, я думаю, вуаль использовалась для придания образу загадочности.

Парики применялись  не очень часто, но упоминания о них  есть – для той же маски «Влюбленных  Леди». Вообще, если отметить это представление, то здесь мы имеем пример самого искусного и сложного головного убора, какой был изготовлен для придворных представлений королевы Марии: помимо ткани и вуали использовались также ленты и цветочные венки, сделанные из шелка, и все это, как мне кажется, являло собой великолепное сооружение184.

В описании каждой маски встречаются упоминания о котурнах (buskins), которые обтягивались разноцветной тканью. Я с трудом могу представить себе, как на котурнах можно было танцевать какой-нибудь задорный танец вроде хорнпайпа или тренчмора, поэтому под словом «buskins», по всей видимости, скрываются не только котурны как таковые, но и какая-то другая обувь, по крайней мере, применительно к мужским маскам, особенно воинам. Помимо котурн есть упоминание еще об одном виде обуви – сплетенные корзинщиками сандалии для маски «Германцев, Пилигримов и Ирландцев»185, по всей видимости, для «Пилигримов».

Еще одним интересным способом изготовления маски, который  я нашла в счетах, было плетение из прутьев. Из них же изготовлялись  кандалы для галерных рабов из маски «Венецианских Сенаторов», а потом покрывались золотой либо серебряной краской. Сплетенные маски упоминаются только однажды для какой-то неизвестной постановки, организованной на Рождество 1555 года.

 

Для того чтобы в полной мере представить, какие костюмы  использовались в масках времени правления королевы Марии, привожу их описания, которые остались в описях Службы Развлечений, и могут частично заменить нам отсутствие изображений186.

Мужские маски: моряки, венецианские сенаторы, турецкие магистраты, греческие  воины, простые турки, паломники, турецкие лучники, германские воины, ирландские пехотинцы.

1. Маска – 8 моряков.

 

Пурпурные с золотом  камзолы; голубые штаны до колен, по-видимому, с золотыми и зелеными полосками; голубые шляпы, обшитые  золотом и красной шелковой лентой по кругу; на шляпах черные и белые перья; пояса и шейные платки из белой и красной шелковой тафты.

 

2. Маска – греческие  воины с моряками в качестве  факельщиков.

Костюм моряков, скорее всего не изменился.

 

Длинные одеяния, верхнее  платье из белой ткани с серебром, раскрашенной в разные цвета, на груди и на спине написаны имена Геркулес, Ясон, Персей, Ахиллес, Тесей, Протей. Среднее платье и короткие рукава верхнего из белой тафты с серебром и, частично, красного атласа, раскрашенные в различные цвета. Нижнее платье из той же ткани, с нижними рукавами из не раскрашенной серебряной ткани. Шлемы-морионы в виде голов грифонов, алебарды из дерева, фальшионы, львиные головы из папье-маше.

 

3. Маска – венецианские  сенаторы и галерные рабы.

 

Длинные прямые мантии из дорогой ткани (переплетение из золотых  и серебряных нитей) с красными блестящими пуговицами и длинными рукавами. Головные уборы сенаторов из красного бархата, вышитые золотом. Котурны, обтянутые красной тканью. Кинжалы.

 

Рабы: просторные задрапированные  мантии с прямыми висящими рукавами, голубой с золотом. Головные уборы, типа тюрбанов, скорее, всего, из голубого и красного атласа с желтыми и черными перьями. Разноцветные башмаки, кандалы, раскрашенные под золото.

 

4. Маска – турецкие  магистраты.

 

Длинные турецкие мантии, красные с золотыми розетками  и раковинами гребешка, раскрытые  и обработанные широкой красной  лентой, вышитой золотом и серебром, подкладка из тонкого полотна, черное кружево. Длинные рукава из красного бархата, украшенные розетками из серебряной нити, нижние рукава золотые с белым, красным и зеленым бархатом. Фески из белой тафты, верх из красной тафты, с золотыми кисточками. Котурны голубые. Турецкие сабли.

 

Лучники: турецкое платье из малинового атласа, вышитого золотом, с серебряными пуговицами, подкладка из красного полотна. Длинные рукава, отороченные золотой лентой, нижние рукава из белого и красного дамаста. Фески такие же, как у магистратов. Котурны красные. Кинжалы. Луки со стрелами, выкрашенными в золото и серебро.

 

5. Германцы, пилигримы  и ирландские пехотинцы.

 

Германцы: прямые одеяния  из синего бархата, вышитого золотом, рукава длинные и висячие. Нижние рукава из пурпурного бархата с серебром. Головные уборы из красной тафты с золотом, на них дубовые листья из бумаги и золотые кисточки. Котурны из голубого атласа. Кинжалы широкие (возможно, сабли?)

 

Пилигримы: Короткие плащи, подбитые белой тафтой, покрытые фальшивым  серебром, обработанные серебряной тесьмой. Камзолы из разной тафты, рукава украшены тесьмой с дубовыми листьями из зеленого шелка и золота, вышитые на красном шелке, словно оплетающие его. Длинные прямые штаны различных расцветок с золотом. Шляпы из фетра, обшитые и подбитые красным подкладочным шелком, с тесьмой из желтого подкладочного шелка. Посохи.

 

Ирландские пехотинцы: верхнее платье из малиновой ткани, окаймленное зеленым шелком. Нижнее платье из желтого шелка, отороченное  белой и зеленой саржей. Желтые головные уборы с кисточкой из золота. Котурны, обтянутые тканью алого цвета. Копья, раскрашенные под золото.

 

6. Факельщики для красавиц, простые турки

Простые алые платья с  длинными рукавами на шнуровке.

Информация о работе "Малые Тюдоры": штрихи к коллективному портрету династии