Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2012 в 18:53, дипломная работа
Целью Систематизация и классификация научных школ в археологии. Освещение в данной работе социокультурных принципов методики полевых исследований.
Задачи исследования: 1)Изучить методику полевой археологии:
- Разведка;
- Раскопки;
- Камеральная археология;
- Лабораторная археология;
Введение
Глава 1. Методология и принципы полевой археологии
1.Методология полевой археологии
2.Принципы полевой археологии
Глава 2.Научные школы в Археологии:
2.1Диффузианиская школа
2.2Структуралистская школа
2.3 Новая археология (процессуализм)
2.4Постпроцессуальная школа
Заключение
Список литературы
Сам Соссюр предполагал расширение своей концепции на всю культуру: "Язык есть система знаков, выражающих понятия, а, следовательно, его можно сравнить с письмом, с символическими обрядами, с формами учтивости, с военными сигналами и т. д."
Роман Якобсон (1896 - 1982), еще один эмигрант из России в Пражской лингвистической школе (а потом в США), разработал классификацию знаков. Она охватывает:
1) знаки-индексы, в которых между означающим и означаемым
действительная связь - например, дым от огня;
2) иконические знаки, в которых вместо этой связи есть лишь
внешнее сходство - таковы рисунки на грузах; и
3) знаки-символы, в которых налицо только условное соглашение о
связи - таковы слова и многие сигналы.
В 1957 г. американский лингвист Ноэм Хомский (1928 - ) в книге "Синтаксические системы" выдвинул теорию порождающей грамматики. Исходя из того, что ребенок легко усваивает сложнейшую грамматическую систему любого языка, Хомский предположил, что в нашем мозгу изначально заложена некая универсальная грамматика (т. е. универсальная структура), которая позволяет усваивать грамматику любого языка, а затем порождать любые фразы речи. Изучать эту универсальную грамматику можно обобщением частных грамматик на основе психологии.
Таким образом, структурализмом стали называть такое изучение языка, при котором он понимается как система знаков и при котором изучение направлено на структурные отношения знаков между собой, а в самих знаках на связи явлений материального мира (например, звучаний) со смыслами, значениями, которые эта система им придает. Так что на выходе выступает и система понятий, смыслов, символическая система. Изучение выявляет общие схемы ряда частных систем и структур. Такое изучение игнорирует развитие, историю, конкретных персон, потому что изучает существующие взаимодействия и общие структуры. Структурализм изначально был признан возможным не только в изучении языка, но и всякой знаковой системы в культуре: письменности, сигнальных систем, обычаев, обрядов и т. п.
Еще до кристаллизации лингвистического структурализма со схожими идеями выступил Арнольд ван Геннеп (1873 - 1957) -голландец по происхождению, родившийся в Германии и обучавшийся во Франции, а работавший сначала преподавателем французского в Польше, а потом профессором этнографии и директором музея во франкоязычной части Швейцарии. Книгой, которая прославила его имя, стали "Обряды перехода" (1909).
В жизни каждого аборигена можно усмотреть прохождение одних и тех же основных этапов - рождение, половое созревание, брак, рождение детей, старение, смерть. Каждый этап оформляется в первобытном обществе определенными строго предписанными обрядами. Этот цикл проходят все, и каждый повторяет заново все положенные обряды.
Переход каждого порога оформляется специальными обрядами, и в каждом Ван Геннеп различает три шага: 1) отделение (от прежнего состояния - лишение прежнего имени, прежних одежд и проч.), 2) переход - пороговая фаза (очищение от следов прежней жизни и прохождение через суровые испытания - нужно показать свои способности выдержать их, свою готовность к новому статусу) и 3) внедрение в новое состояние и переключение (обретение новых знаний, нового имени, новых одежд и признание новыми силами, обычно выраженное совместной трапезой).
Со структурализмом ван Геннепа роднит выявление структурности обрядов как системы символов, их общей схемы и отход от истории к повторяющемуся циклу жизни каждого индивида.
В межвоенные десятилетия среди историков Франции сформировалась школа Анналов, которая с самого начала была близка структурализму по своим установкам, а после Второй мировой войны прямо с ним стыковалась.
Школу эту тогда возглавляли Люсьен Февр и Марк Блок. Они перенесли внимание с изучения событий на прослеживание "истории структур", с истории вещей на историю "ментальности". Февр ввел понятие "духовного оснащения", он считал, что вся культура покоится на общем для ее носителей ментальном субстрате. Еще больше повернул историков к "социальным структурам" их преемник в послевоенной Франции Фернан Бродель. Это он ввел для их анализа понятие "длинной протяженности". Структуры он противопоставил более быстро сменяющимся "конъюнктурам" и совсем мимолетным событиям -"эпидерме истории", "По своему темпераменту я - "структуралист", -писал он, - события и даже краткосрочные конъюнктуры мало меня привлекают...". Структура для историка есть конструкт, модель, учил этот историк, но эта модель отражает реальность, связанную с длинной протяженностью. Люди вынуждены действовать в рамках этих малоподвижных структур. Лидер третьего поколения историков школы Анналов Леруа ладюри, прямо занявшийся культурантропологическими аспектами средневековой истории, называет сельскую историю Франции за четыре века с эпохи Возрождения "недвижимой историей". Как выразился Жак Ле Гофф, идеалом истории, лишенной событий, является этнология.
С 60-х гг. в самосознании французских историков школы Анналов история ментальностей расширяется на смежные аспекты и перерастает в "историческую антропологию". Таков был фон, на котором появился Леви-Стросс. В исторической антропологии уже, конечно, чувствуется отсвет "Структурной антропологии" Леви-Стросса (1958), только этот отпрыск школы Анналов параллелен Леви-Строссу, но, как видим, он закономерно вырос из традиции Анналов, которая значительно старше Леви-Стросса.
Мир событий и предметов вокруг нас по Леви-Строссу хаотичен. Порядок в этот хаос вносится человеческим разумом. Этот порядок и есть сущность предметно-событийного мира. В наших восприятиях реальности помимо явной информации есть и скрытая, которую мы не осознаем. А ее надо выявить. Эта информация - структура, внесенная в мир нашим разумом, то есть структура нашего разума. Тут есть нечто схожее с идеей универсальной грамматики Хомского, выдвинутой примерно в то же время.
Структура эта неизменна с того времени, как возник человек. Леви-Стросс решительно против Леви-Брюля. Первобытное мышление по логической мощи равно нашему. Замечалось, что в книге Леви-Стросса "Разум дикаря" речь идет не столько о разуме дикаря, сколько о разуме самого Леви-Стросса (Стейнер). По Леви-Строссу, разум профессора французского коллежа по своей структуре ничем не отличается от разума австралийского аборигена (Мендельсон). Свой разум он считал неолитическим.
Но разум, о котором говорит Леви-Стросс - это не рассудок, не сознание, и структуры, о которых он говорит, - это не структуры сознания, а структуры бессознательного. Бессознательное Леви-Стросса отличается и от подсознательного (т. е. особой формы памяти) и от бессознательных импульсов по Фрейду (чисто биологических). Бессознательное у Леви-Стросса логично, рационально и есть не что иное, как скрытый, неосознаваемый механизм знаковых систем (. Они не ощущаются самими практикующими их людьми, как не осознается говорящими грамматика.
Бессознательное не содержит конкретных идей, мыслей и чувств. Оно есть форма. По Леви-Строссу, "бессознательное всегда пусто, или, точнее, оно так же чуждо образам, как желудок чужд проходящей через него пище" .
Механика этого кода прячется по Леви-Строссу в бинарных оппозициях. Везде он их находит. Человек/животное, природа/культура, сырое/вареное. Приготовление пищи помимо прямого смысла, понятного всем, имеет еще и скрытый смысл: люди готовят пищу, чтобы показать, что они не дикие животные. Огонь и приготовление пищи - основные символы, отличающие культуру от природы.
В "Элементарных структурах родства" Леви-Стросс резко противопоставляет структурный метод исследования историческому. Исторический анализ объясняет структуру как результат развития или комбинации прежних структур, обычно более простых. История, сетует Леви-Стросс, уродует элементы структуры. Не будь истории, элементы структуры можно было бы наблюдать в чистом виде, без искажений и примесей. Была бы логика и гармония. А так везде разлад, нагромождение разных явлений. Исторический факт сугубо субъективен, определяется выбором и оценкой историка.
Структурный метод выявляет лежащие в основе фактов принципы, коренящиеся в структуре человеческого разума и имеющие вечный неизменный характер. Объяснить структурно - значит найти принцип, над которым не властна история. "Черты прошлого имеют объяснительную ценность, поскольку они совпадают с чертами настоящего и будущего". Структурный метод - это "средство убежать от истории".
Между бронзовым веком, античностью и современностью нет взаимопроникновения.
Леви-Стросс не стремится изучать весь материал. Достаточно знать несколько фактов, чтобы мысль могла от них оттолкнуться. Разум заменяет недостаток фактов логическими звеньями.
Структурный анализ нередко дает результаты, далекие от реальности. Леви-Строса это не беспокоит. Структура - это результат работы разума, модель. "Теория, разработанная туземцами". Например, правило жениться на дочери брата матери. Но у матери может не быть брата или у него - дочери. Отвлечемся от этого.
Леви-Стросс вводит специальную терминологию («понятийный инструментарий»), которая очень привлекает неофитов, жаждущих научности: зоэма - животный персонаж, "арматура" - совокупность устойчивых элементов содержания, "бинарный оператор" - персонаж, создающий оппозицию (например, белка может бегать по дереву вверх и вниз, создавая, таким образом, оппозицию верха и низа), и т. д. Бинарные оппозиции он ухитряется видеть в чем угодно - по одному противоположному свойству, например, уши/анальное отверстие, глаза/испражнения.
Он вводит также специальный исследовательский инструментарий, с помощью которого можно производить трансформацию мифов, чтобы выявить их сходства:
1) наложение оппозиций - совмещение, когда оппозиции
приравниваются, вот мифы и оказываются схожими;
2) инверсия - замена на противоположное, то есть схожими
признаются полярно несхожие мифы;
3) введение медиаторов - персонажей-посредников, промежуточных
тем, то есть если мифы никак не поддаются уподоблению, то можно
поискать, нет ли чего-то немного похожего на тот и другой случай
порознь, например, в оппозиции сырое/вареное медиатором будет
копченое или поджаренное. Охота - промежуточный член в оппозиции
жизни и смерти.
Поскольку классическая археология всё еще развивалась в теснейшем контакте с историей античного искусства, новые эстетические ценности соскользнули из трудов историков искусства в археологию. К пониманию ценности архаического искусства призвал венский археолог-античник Эмануэль Лёви (1857 - 1938), ученик Конце, в книге 1900 г. "Передача природы в древнейшем греческом искусстве", и в том же году Адольф Фуртвенглер выпустил книгу "Античные геммы", в которой было заложено новое понимание крито-микенского и этрусского искусства. Глубокое проникновение в архаическое искусство показал немец Бото Грэф (Войю Сгаег", 1857 - 1917), издавая с 1901 г. архаические вазы акрополя. Он читал лекции в Берлине и Иене. А молодой Рихард Дельбрюк с 1903 г. публиковал "Памятники позднеантичного искусства". Дальше размывание классической нормы плавно перетекло в понимание готики, первобытного примитива и т. д.
В этой обстановке идеи структурализма, став знаменем истории искусства, не могли не сказаться на археологии. Основываясь на этих идеях, немецкие археологи-античники Кашниц фон Вейнберг, Швейцер, Матц и др. в межвоенный период разработали концепцию структурального анализа классического греческого объемно-изобразительного искусства. Они специализировались на эгейском и классическом искусстве -скульптуре и архитектуре.
Гвидо кашниц фон вейнберг (1890 - 1958) происходил из Вены и воспитан под крылом Венской школы искусствоведения Ригля и Дворжака. Еще в 1929 г. в рецензии на переиздание труда Ригля Кашниц фон Вейнберг, который подписывал свои работы и как Кашниц-Вейнберг, выдвинул задачу - изучать внутреннюю организацию художественной формы - структуру. Именно в свои кёнигсбергские годы он этим занялся, видя в структурах то, что характеризует не одного какого-нибудь художника, а все художественные произведения целой эпохи. Это нечто не-индивидуальное и неизменяемое, постоянное, привязанное к конкретным культурам и не имеющее ничего общего с историей, социальной средой и т. п. Структуры не столько изменяются, сколько сменяются. Цельность структуры у него напоминает культуры Фробениуса и Шпенглера, понимаемые как организмы - и не случайно, Кашниц-Вейнберг весьма почитал этих авторов.
Структуралисты не отрицали движение, изменения в истории культуры, они лишь отрицали постепенность и преемственность в этом движении. То есть они, по сути, предложили новый ответ на "проклятый вопрос" археологии - почему в культурно-историческом процессе видны разрывы, переломы, скачки. Если эволюционисты видели за этим явлением лакуны в наших знаниях, если диффузионисты относили их за счет приходов стилей, культур и народов со стороны, то структуралисты сочли резкие сдвиги законом самого существования систем - законом смены структур.
Бернгард швейцер (1892 - 1966) из Кенигсберга, работавший также в Лейпциге и Тюбингене, включился в структурные исследования. Продумывая геометрический стиль в росписи керамики Эгейского мира, Швейцер сравнивал не только его сюжеты, но и композицию с Гомеровским эпосом: та же тяга к симметрии, те же непременные повторы, те же стандартные готовые фигуры (в эпосе формулы), то же замедленное изображение быстрых движений и т. д. То есть в основе обоих явлений -геометрического стиля и эпоса - лежал один и тот же вкус, одна и та же система мышления.
Швейцер доказывал, что в Эгейском мире существовал радикальный разрыв между поздним бронзовым веком (Микенами) и прото- и раннегеометрическим периодом. Сравнивая трехручный позднемикенский грушевидный кувшин с его более поздним производным, Швейцер констатирует, что функция та же, а форма изменилась - он объяснял: потому что изменилось чувство формы!
Информация о работе Методологические проблемы Археологии конца XIX—началоXX века