Методологические проблемы Археологии конца XIX—началоXX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2012 в 18:53, дипломная работа

Описание работы

Целью Систематизация и классификация научных школ в археологии. Освещение в данной работе социокультурных принципов методики полевых исследований.
Задачи исследования: 1)Изучить методику полевой археологии:
- Разведка;
- Раскопки;
- Камеральная археология;
- Лабораторная археология;

Содержание работы

Введение
Глава 1. Методология и принципы полевой археологии
1.Методология полевой археологии
2.Принципы полевой археологии
Глава 2.Научные школы в Археологии:
2.1Диффузианиская школа
2.2Структуралистская школа
2.3 Новая археология (процессуализм)
2.4Постпроцессуальная школа
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Фёдоров Д.В. Диплом.doc

— 352.00 Кб (Скачать файл)

2.              Археологическая экспликация - это упорядоченное множество высказываний, направленных на реконструкцию событий или способов жизни древних людей и общественных групп на основе тех особенностей, которые выявляются в данном комплексе археологических материалов и наблюдений.

Под интерпретацией понимаются исследовательские операции, с помощью которых обеспечиваются выход за рамки отдельных фактов и включение их в единую теорию всемирно-исторического процесса. Со-гласно Ж. К. Гардену, интерпретация - это «широкий процесс осмысления результатов какой-нибудь обработки и организации археологических фактов и наблюдений».

Ж. К. Гарденом выделяются три типа интерпретаций:

а)              простые интерпретации (совпадение, влияние, наследование). Построения эти можно считать простыми на том основании, что они опираются на элементарные построения, основанные на анализе однородных серий памятников, а, следовательно, малоперспективные для обоснования достаточно развернутых интерпретаций: городские поселения, предметы пастушеского хозяйства, бытовая керамика и т. д. В этом случае речь идет только о поверхностной и как бы незавершенной форме аргументации;

б)              нормативные интерпретации (идеи, верования, культурные ценности). При таких интерпретациях предполагается, что человеческое поведение подчиняется идеям, ценностям, верованиям и мотивациям, общим для всех членов сообщества;

в) динамические интерпретации (системы поведения). Отличительной чертой третьего типа интерпретаций является сосредоточение основного влияния на процессы, регулирующие изменяющееся воздействие исторических и социологических факторов на материальную культуру. Согласно представлениям К. Флэнери, «теоретический процесс состоит не только в том, чтобы "за артефактами увидеть Индию", но, скорее, в том, чтобы и за артефактами, и за Индией увидеть систему».

Керамика в большинстве реставрируется в стационарных лабораториях. Однако результаты лабораторной работы во многом зависят от предварительной полевой работы. В погребальных комплексах обычно находят раздавленные сосуды, фрагменты которых хорошо соединяются, Места соединения надо пометить простым карандашом еще в могиле. Лучше это сделать с внутренней стороны фрагментов. Прежде чем керамика будет реставрирована, ее нужно помыть, удалить соли, корки и высушить. Плохо обожженная керамика, которую нельзя мыть, должна быть очищена при помощи мягкой щетки, чтобы не оставалось никаких крошек на соединяемых поверхностях. Необходимо сделать сухую зачистку склеиваемых фрагментов и установить порядок их сборки. При этом надо соблюдать следующие правила:

1)              Перед склеиванием отдельных частей предметов следует очистить отдельные фрагменты в местах их склеивания, обработать ватным тампоном, смоченным в спирте, для того чтобы удалить всю грязь;

2)              Склеивание начинать от основания сосуда или от венчика, его верхней части;

3)              Затем следует нанести клей на обломанные концы черепка, держа оба черепка отдельно, пока клей не станет липким. Соединив их, надо сжать их и поместить в ящик с песком, чтобы они могли высохнуть в равновесии под равномерным давлением. Остатки клея можно убрать скальпелем, когда он высохнет[12].

Археологу в ходе раскопок приходится реконструировать по раскопанным остаткам археологические объекты: первоначальный вид кургана, устройство могильного сооружения, землянки, каменной кладки или очага, первоначальное положение погребенного и т.д.

Простейшие реконструкции делаются непосредственно в поле, в ходе раскопок, причем часто даже не графически, а описательно, в виде дневниковых записей о первоначальном предполагаемом виде, фотре, размерах предмета, его конструкции. Такие реконструкции связаны обычно с научными предположениями.

Другого порядка реконструкции связаны с фактами в ходе научного полевого исследования, с их фиксацией, обобщением и построением на бумаге чертежа реконструируемого объекта. Таковы, например, реконструкции деревянных перекрытий могильных ям, когда по сгнившим остаткам производится подсчет бревен, устанавливается их положение и реконструируется все перекрытие.

Наибольшей сложностью и научной самостоятельностью отличаются реконструкции строительных объектов в археологии: зданий, хозяйственных объектов, церквей по остаткам конструкций, фундаментам. Как правило, это большая и специфическая научная работа. Она требует наличие исходных археологических данных: о конструкции  основания, его устройстве, размерах, подсчете обнаруженных в ходе раскопок строительных деталей, о количестве строительного материала. Кроме того, требуются знания архитектуры исторических построек, закономерностей строительного стиля, приемов. При этом требуется разработка научных обоснований, почему именно так, а не иначе исследователь реконструирует археологический объект.

 

 

II Принципы полевой археологии

Таблица 2

Принципы полевой археологии

Полевая археология донаучного периода

Полевая археология научного периода

Принцип сенсационности

Принцип подлинности

Принцип всесторонности

Принцип сенсацион-ности в донаучной полевой археологии

Принцип сенсацион-ности в научной полевой археологии

Аутентичность находок в донаучный период

Аутентичность находок в научный период

Принцип всесторон-ности в донаучный период

Принцип всесторон-ности в научный период

Подходы

Индивидуальный подход

Протокольный подход

Проверочный подход

Полнота исследования

Обобщающий подход

(Холюшкин Ю.П. Системная археология: Учеб. Пособие/ Новосиб. гос. унт-т. Новосибирск, 2010. 208с. Рис. 33. Классификационный фрагмент «Принципы полевой археологии»)

 

2.1 Принцип сенсационности

В донаучную эпоху археологии особый интерес у археологов проявлялся к неординарным находкам. Прежде это были вещи эффектные и дорогие- раритеты, уникумы, драгоценные украшения, произведения искусства. Сейчас такие вещи тоже пользуются особым вниманием, но наряду с ними могут цениться- как уникумы- вещи с важными надписями, артефакты, оказавшиеся  в необычных обстоятельствах, словом, вещи, особо информативные.

Было бы лицемерием отрицать, что есть особо завидные находки, как и особо привлекательные памятники. Дело не только в том, что, скажем, царские погребения богаче рядового, содержит больше материала, реже встречается. Дело еще в том, что, характеризуя властителя большой территории и содержа произведения наиболее изощренных мастеров, оно оказывается гораздо более информативным. Так что, естественно, такое погребение вызывает не только сенсацию среди обычной публики. Оно вызывает также особое волнение среди археологов, хоть они обычно и отрицают это- мол, нам все равно, мы с равным вниманием обрабатываем как исключительные, так и рядовые находки. По идее, полагалось бы с равным, но все зе на самом деле это внимание будет в одних случаях «равнее», чем в других. Это касается и хранения, и обработки, и публикационных возможностей, и ассигнований на продолжение раскопок.

Но среди менее знаменательных находок проводится градация. В полевой археологии принято выделять так называемые индивидуальные находки, отделчть их от прочего материала. Черепки, кости, битый камень кучками в большие пакеты и отправляют на склад, а вот редкие украшения, особо выделанные орудия, фрагменты с изображениями или надписями укладывают по отдельности в небольшие коробки, которые археолог держит при себе[13].

2.2 Принцип подлинности

В XIX веке в рамках позитивизма археологические находки  обрели функцию потенциальных исторических источников, из которых ученые призваны извлекать информацию для исторических реконструкций, а эта информация должна быть достоверной, соответственно находки- надежными. Но еще до того надежность находок стала цениться у антиквариев, поскольку повальное увлечение образованных слоев античными древностями придало им ценность материальную. Ложная древность была столь же скандальным приобретением, как и фальшивая монета.

Соответственно аутентичность находки стала непременным требованием уже давно. Подразумевается подлинность вещи и всех ее деталей, достоверность ее древнего возраста и ее происхождения из археологического памятника, из раскопок. Должно быть гарантированно, что это не феномен природы, а произведение рук человека, явление культуры и что это не какой-то современный объект, ошибочно признанный древним или намеренно выдаваемым за древний, что это не подделка. Функция исторического источника только усилила этот принцип и придала ему новое значение.

Соответственно этому принципу вещи обзавелись документами- «паспортами», этикетками. Сначала это было осуществлено в коллекциях, затем в музеях, затем переметнулось в экспедиции. Издание каталогов коллекций и музеев, популярное уже в XVIII веке, помогло отработке методов и форм паспортизации находок.

Принцип подлинности находок способствовал отделению имитаций, копий, воспроизведений от подлинников, восстановленных деталей- от изначальных, реставрации и реконструкции- от консервации находок. Как уже отмечено, прежде больше ценились целые находки, и антикварии стремились привести « порченные», ветхие находки в надлежащий вид- соскребали паутину, чистили находки до блеска, восстанавливали недостающие детали так, чтобы они как можно меньше отличались от сохранившихся, чтобы различие было незаметным и т.д. даже Микеланджело и Тольвальдсен участвовали в такой реставрации античных скульптур. Строя в конце XVIII века историю искусств древности, И.И. Винкельман сетовал на ошибки ученых из-за неумение отличать реставрационные части от подлинных и требовал указывать при реставрации все позднейшие добавления. В Новое время это стало нормой, и Казанова вообще отказался реставрировать скульптуры Парфенона[14].

2.3 Принцип всесторонности

При раскопках надо добиваться, чтобы самые разные виды информации были извлечены из источника, не были упущены, чтобы охват видов информации был максимально возможным.

     Введение этого принципа археология обязана романтическому интересу европейского общества к культуре народных масс, возникшему после наполеоновских войн и усилившемуся с демократизацией общества. Принцип этот можно рассматривать как расширение принципа комплексности. Он выражается в рассмотрении внимания исследователей за рамки вещей и вообще за рамки материальной культуры— на среду, которая ее охватывает. В какой-то мере она, правда, тоже затронута историей, видоизменена человеком и, таким образом, по крайней мере, причастна к культуре.

     Изучению подлежит грунт, в который включены находки, т.е. грунт, содержащий их и наполняющий пространство между ними,— культурный слой. «В процессе раскопок надо думать не о скорейшем удалении культурного слоя, а о его наибольшем изучении»— Д.А.Авдусин. Однако и стерильные прослойки также могут многое поведать об истории обитания на данном месте— о времени и характере перерывов, о стихийных бедствиях и т.п. Более того, само деление на культурные и стерильные слои чересчур упрощает реальное распределение остатков. Куда отнести курганную насыпь или подсыпку городищенского вала? И в том и в другом случаях земля эта остатков в норме не содержит, так что в этом смысле ее можно было бы назвать стерильной, но она не является естественным отложением, она транспортированна, искусственно подобрана, имеет структуру, внесенную людьми, да и находки в ней все-таки могут встретиться— непример подлинно стерильным, естественным отложениям. Это некий промежуточный, третий вид напластывания.

     Само отсутствие всякого грунта-пустота— тоже представляет интерес для археолога. С тех пор как Фиорелли в Помпеях догадался заполнять пустоты в в вулканическом пепле жидким гипсом и он, застывая, обозначил фигуры погибших людей и животных, истлевших за два тысячалетия внутри окаменевшей вокруг них грязи с пеплом, прием заполнения пустот использовался неоднократно . Родственный этому прием представляет изучение окаменелых следов в грунте (такова знаменитая цепочка следов гоминид в Африке) или умение выявлять отпечатки совершенно истлевших тел в могилах.

     В XX веке, особенно во второй половине, к этому добавилось изучение всей древней природной среды— флоры и фауны, геоморфологии и почв, ландшафтного окружения и т.д.

     Принцип всесторонности в научный период можно выразить словами Дитца о том, что подлинным предметом археологии является вся совокупность материала, старого и нового, погребенного или на поверхности[15].

Глава 2.Научные школы в Археологии

Таблица 3

Характеристика научных школ

Фаза формирования и развития коммуникационной сети

Фаза интенсивного развития программы нового направления

Классицизм

Модернизм

Постмодернизм

 

 

 

 

 

 

 

Антикварный подход и умозрительные интерпретации

Систематизационное и культурно- историческое направление

Структурализм

Процессуальное направление

Постпоцессуальное напраление

Информация о работе Методологические проблемы Археологии конца XIX—началоXX века