Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2012 в 18:53, дипломная работа
Целью Систематизация и классификация научных школ в археологии. Освещение в данной работе социокультурных принципов методики полевых исследований.
Задачи исследования: 1)Изучить методику полевой археологии:
- Разведка;
- Раскопки;
- Камеральная археология;
- Лабораторная археология;
Введение
Глава 1. Методология и принципы полевой археологии
1.Методология полевой археологии
2.Принципы полевой археологии
Глава 2.Научные школы в Археологии:
2.1Диффузианиская школа
2.2Структуралистская школа
2.3 Новая археология (процессуализм)
2.4Постпроцессуальная школа
Заключение
Список литературы
Когда в 1964 - 65 гг. во Франции появились работы крупнейшего археолога Франции Андре Леруа-Гурана по палеолитическому искусству и религии, в них увидели структуралистскую методику. То есть если в своих культур-антропологических работах до 1960-х годов Леруа-Гуран был неоэволюционистом, то в своих работах по первобытному искусству он обратился к структурализму. Поворот был радикальный, хотя и подготовленный предыдущим движением мысли исследователя. Дело в том, что еще его двухтомник "Жест и слово", вышедший в 1964 - 65 гг., но создававшийся раньше, был уже посвящен не технике, а "материальному поведению человека" и лежащей в основе его "социальной символике", менталитету. Говоря о "символах языка", Леруа-Гуран брал язык в самом широком смысле, понимая под ним "символическую транспозицию, а не кальку реальности". Искусство - это система знаков. Много места в этом труде было уделено сложению в человеческом мышлении моделей пространства - маршрутной, радиальной.
Понятие "цепи операций" также имеет структуралистские коннотации, означая проникновение в психику первобытного человека и связывая типологию с мысленными шаблонами, с мысленными структурами.
С точки зрения Леруа-Гурана, пещера может рассматриваться "как текст"; палеолитические изображения - это "мифограммы", то есть графические соответствия словесным мифам. Поэтому пещеру он рассматривает как "мифологический сосуд", т. е. контейнер мифов. Расположение изображений в пещере, перенесенное на ее план, стало для Леруа-Гурана основным ключом к пониманию: он увидел в этой конфигурации некую метаструктуру, некий синтаксис, информирующий о "метафизике", то есть мировоззренческой ментальности первобытных людей. Он разбил идеальный план пещеры на структурные части (вход, первый тайник, центральный зал, периферию, другие тайники, галереи, терминалы, т. е. окончания). Сами изображения, составляющие как бы словарь, он разбил на два класса: животные и условные знаки (человеческие фигурки, отпечатки рук, геометрические знаки). Частота, с которой изображались разные виды животных, была различной: бизон и лошадь вместе составляли 60 - 70 % всех изображений, деля эту сумму поровну, тогда как некоторые другие животные (мамонт, козерог и олень) составляли еще 20 -30 %, а остальные (медведь, носорог, кошачьи) - вообще мизерные доли.
Далее, оказалось, что главные животные размещены преимущественно (91 % всех бизонов и 86 % всех лошадей) в центральном зале пещеры, а олень - в галереях, у входа, в передней периферии зала и в терминале. Вместе с лошадью и бизоном в центральном зале оказались мамонт (58 %) и бык (92 %). Треугольник, трактуемый как знак женского пола, оказался в центре (45 %) и в тайнике (36 %). И т. д..
2.3 Новая археология (процессуализм)
2.3.1 Гемпелианское направление.
В 1962 г. в журнале "Америкен Антиквити" появилась статья Люиса Бинфорда "Археология как антропология". Люис Бинфорд был тогда никому неизвестным ассистентом в Чикагском университете, только недавно приоывшим туда из провинции. Ун ооъявил, что археология имеет антропологические цели, то есть является точной наукой - как физика или химия. Самим автором без ложной скромности эта статья и несколько следующих были представлены как переворот в науке, как научная революция. Чуть позже он пояснил, что "идеи и теории точной науки стары, ... однако на поприще археологии эти идеи - революционны". Так они и оценивались повсюду молодыми американскими археологами, и с этого момента работы этого направления получили общее обозначение: Новая Археология.
Как бы ни возникло обозначение "Новая Археология", оно было столь же неудобным и непрактичным, сколь и неверным. Неудобным потому, что от этого названия трудно образовать прилагательные. Непрактичным потому, что наука не стоит на месте - что сегодня ново, завтра будет старым. Такое имя можно избрать, только если быть убежденным, что вот сказана истина в последней инстанции и больше ожидать нечего. Что это Новый Завет.
Однако нужно признать, что в Новой Археологии было и в самом деле нечто реально новое, а этого многие ведущие археологи как раз и не хотели признавать. Новым было сочетание этих идей, новыми были их развитие и реализация - в беспрецедентных масштабах, и новым (для археологии) было специфическое философское обоснование всех позиций, хотя избранная философия (нео- и пост-позитивизм) была также не вполне нова. Совершенно новым был отпугивающий жаргон, наполовину заимствованный из физической и философской литературы, наполовину порожденный плохим владением литературной речью на собственном языке.
Но все согласны, что центральным и определяющим в Новой археологии является учение Бинфорда. Его и положим в основу рассмотрения.
Новая Археология распространялась, как пожар. В 1962 г. к статье Бинфорда добавилось еще 5 статей того же направления, в 1963 году их вышло еще 8, в 1964 - 10, в 1968 г. два сборника, несколько статей в третьем и капитальный труд Дэвида Кларка. Если учесть, что в 1962 - 63 гг. вышли и два труда Мальмера, близкие по многим установкам к Новой Археологии, то можно сказать, что ни одно течение археологии не входило в жизнь так взрывообразно. "Новые археологи" тогда были в массе чрезвычайно молоды. В сборнике 1968 г. ("Новые перспективы") из 16 авторов 6 ассистентов и 1 студент, в сборнике 1972 г. (под редакцией Лиони) из 17 авторов 10 ассистентов и 2 студента.
Поколением раньше Новой Археологии Тэйлор говорил о "врастании археологии в дом антропологии". Уилли и Филлипс утверждали: "Археология - это антропология или ничто". Основатель Новой Археологии заявил, что археология - это просто часть антропологии. Он, однако, не стал требовать, исходя из этого, чтобы археология заимствовала теории из антропологии. Вместо этого он просто распространил антропологическую ситуацию с теориями на археологию. По учению Уайта, антропология вся пронизана теориями, потому что она имеет дело с законами. Бинфорд это распространил действие этих законов на археологию. Статью 1962 г. "Археология как антропология" перепечатывали в ряде сборников. Она стала образцом и классикой. Ученик Бинфорда Уильям Лонгакр в 1964 г. опубликовал заметку "Археология как антропология: частный случай"; в 1970 она, сильно расширенная, вышла книгой. Пэтти Джо Уотсон, сторонница Бинфорда, выступила в 1971 г. на ежегодном собрании Американской Антропологической Ассоциации с докладом "Будущее археологии - в антропологии".
По американским представлениям, социокультурная и физическая антропология, этнология и этнография, лингвистика, первобытная археология, психология и частично социология образуют все вместе антропологический комплекс дисциплин. В соответствии с американской традицией, Бинфорд относит весь антропологический комплекс дисциплин к точным или номотетическим, т. е. законополагающим наукам, не к гуманитарному знанию. Это значит, что он предлагает считать, что первобытная археология родственна физике, химии или социологии, а не истории и не филологии или литературной критике. Его ученики даже создали особый журнал "Антропологическая археология".
Историю, как уже говорилось, Бинфорд считает описательной наукой, и, утверждает он, старая археология, которая на нее ориентировалась, тоже была такой. Новая археология должна быть другой, не описательной, не сугубо эмпирической, а теоретической наукой, которая, как настоящая наука, даст объяснения изучаемых явлений, которые можно будет использовать в социальной жизненной практике, для предсказания хода развития. Ведь если антропология изучает культуру в ее нынешнем функционировании, то археология, могущая сопоставить с этим глубокое прошлое, изучает всё развитие на большом протяжении времени и способна выявлять законы развития.
Таким образом, не история общества - сфера приложения сил Новой Археологии, и даже не история культуры, а эволюция культуры и выявление ее законов. Вот почему Бинфорд рассматривает законы культурного процесса как главную задачу изучения археологического материала. В русской терминологии мы привыкли называть прослеживаемое развитие не культурным, а культурно-историческим процессом, но это не просто различия синонимов, близких к тождественности. Говоря о культурно-историческом процессе, мы имеем в виду историю культуры, причинно-следственную связь событий и изменение социально-экономических структур, и только марксисты добавляют еще и общие закономерности хода истории; говоря же о культурном процессе, американцы имеют в виду эволюцию, близкую к биологической, и ее законы.
2.3.2 Аналитическое направление.
В начале 1990-х годов английские археологи решили учредить мемориальные лекции памяти Дэвида Кларка - раз в два года должны съезжаться археологи Британии в Кембридж на лекцию, прочесть которую приглашается известный археолог. Мне была оказана честь выступить с первой такой двухгодичной лекцией - по сути, докладом. Я получил это приглашение за два года до лекции, так что имел время подготовиться. Тему я выбрал "Принципы археологии" - как станет ясно из дальнейшего, близкую интересам Кларка. Лекция состоялась в 1993 году в театре Кембриджского университета. Зал был полон, все в черных мантиях. После лекции торжественный прием у главы старейшего колледжа Питерхауз, в котором учился и работал Кларк.
Дэвид Кларк из Кембриджа еще при жизни стал культовой фигурой среди молодых англичан, их признанным лидером. Для массы археологов старого толка, адептов традиционной археологии, он был типичным "новым археологом" - теоретиком, оперирующим абстракциями, математическими методами и малопонятным наукообразным жаргоном. Его и его сторонников противники объединяли с Бинфордом. И с полными основаниями: хоть Бинфорд и старше Кларка на 9 лет, главные их работы выходили одновременно:
1962 год - первая громкая статья Бинфорда "Археология как антропология" и первая же статья Кларка "Матричный анализ и археология";
1968 год - сборник Бинфордов "Новые перспективы в археологии" и монументальный труд Кларка "Аналитическая археология";
1972 год - сборник статей Бинфорда с его автобиографическими заметками и сборник под редакцией Кларка "Модели в археологии";
1977 год - книга Бинфорда "За построение теории в археологии" и сборник под редакцией Кларка "Пространственная археология".
Вот уж кто, эти двое, ворвавшись в археологию, мчались по ней, как равносильные рысаки на бегах - ноздря в ноздрю, в конном спорте это называется "в мертвом гите". Принципиальный критик Бинфорда Дон Баярд из Новой Зеландии выпустил в 1971 г. пародию на обоих - "Новые аналитические археологические перспективы: логогенетическое исследование природы археологических теоретических теоретиков" под авторством д-ра Люиса Д. Л. Бинкларка. Сочинение было составлено из реальных фрагментов Бинфорда и Кларка, поставленных вперемежку.
Чтобы следовать принципам Кларка, нужно вернуться от гипотетико-дедуктивной процедуры, которую требовали Бинфорд и его сторонники, к индуктивной процедуре, вполне традиционной для археологии. Сначала Кларк рассматривает признаки., элементарные ячейки археологического материала, потом переходит к типам и анализирует, как типы строятся из признаков, далее показывает, как типы складываются в археологическую культуру. На каждом уровне он анализирует возможности выделить большие и меньшие ячейки этого уровня. Например, на уровне культур: с одной стороны - субкультуры, с другой группы культур, которые он именует технокомплексами.
Поскольку он рассматривает каждый уровень по одним и тем же принципам, один из его критиков (швед Муберг) сказал, что книга Кларка - это многократное повторение горсти одних и тех же правил на протяжении почти 200 страниц. Да, структура построена так, но, во-первых, в том-то и суть новации, что всё многообразие уровней приведено к общему знаменателю и охвачено одной структурой, а во-вторых, книга Кларка - более, чем это. Есть в этом томе свои недостатки и просчёты, но есть много ясных и свежих мыслей.
В неопозитивистской философии науки очень распространенным было представление, что, в общем, возможно выработать такую логическую процедуру, которая автоматически поведет от материала к выводам, причем совершенно однозначно, всегда в одной и той же форме. От описания до интерпретации. Этот замысел был выдвинут еще до появления компьютеров. Эта идеальная логическая процедура получила у неопозитивистских философов науки название "аналитической машины".
Вот что было основой для названия труда Кларка. Как многие ученые, увлеченные неопозитивистскими идеями и применяющие термин "аналитический" в этом смысле, Кларк хотел реализовать этот идеал в археологии.
В соответствии с аналитической программой свой археологический анализ Кларк начинает с разбора взаимоотношений артефакта и признака. Признаки начали выделять еще таксономисты, комбинируя их в типы или классы. У Рауза и Форда эти разработки достигли большой детальности, но с теоретической глубиной эта проблема поставлена у Кларка, и именно у него наиболее отчетливо видна связь этой постановки с "аналитической философией".
Кларк создает крупные культурные структуры по принципам теории систем. Общая теория систем была к этому времени новым научным направлением, зародившимся в биологии (его создатель Людвиг фон Берталанфи), она рассматривала сложные явления, где целое больше, чем сумма частей и где каждая часть получает новые свойства, которых не было в отдельном существовании.
Кларк рассматривает культуры как динамические системы и прослеживает их динамику. Он пишет, что культура находится в состоянии подвижного равновесия - гомеостаза. Понятие введено биологами для живых систем. Оно означает, что система движется, функционирует, даже изменяется, но только в мелочах, в основном же остается той же самой, остается стабильной, на том же месте. У нее есть для этого специальные устройства, которые внимательно наблюдают воздействия среды и, когда появляется что-нибудь опасное для равновесия, они немедленно реагируют и исправляют ситуацию. Кибернетика (наука об управлении и самоорганизации динамических систем) называет эти исправительные меры негативными обратными связями. Обратные — потому что это ответы на какие-то воздействия, негативные - потому что они реагируют уменьшением или прекращением опасных движений.
Информация о работе Методологические проблемы Археологии конца XIX—началоXX века