Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 09:53, дипломная работа
Целью исследования является изучение процесса становления и функционирования органов городского самоуправления Симбирской губернии, выявление многообразия вариантов развития муниципальных органов власти в губернском и уездных городах в рамках отдельного региона Российской империи во второй половине XIX века.
В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:
• выявить особенности организационной структуры органов городского самоуправления, социальную, экономическую базу, полномочия и функции муниципальной власти;
• определить варианты развития органов городского самоуправления во второй половине XIX века в пределах одного региона;
• проследить основные направления реформ городского самоуправления, установить особенности их реформирования в условиях Симбирской губернии;
• рассмотреть взаимодействие органов городского общественного самоуправления с губернской администрацией и земскими учреждениями;
• исследовать хозяйственно-экономическое и социально-культурное направления деятельности городов Симбирской губернии и их особенности в различных типах городов данного региона в рассматриваемый период.
Введение
ГЛАВА I. Городское самоуправление в России: генезис и развитие
1.1. Теория городского самоуправления.
1.2. История городского самоуправления в России до 1870 года.
1.3. Подготовка и реализация реформы городского управления во второй половине 19 века.
Глава II: Деятельность Симбирского городского самоуправления (вторая половина 19 – начало 20 вв.)
2.1. Особенности деятельности городского самоуправления в Среднем Поволжье.
2.2. Особенности развития Симбирского городского самоуправления в начале XX века.
Заключение
Список литературы
Приложения
С 1865 года городской бюджет увеличился почти в 3 раза, достигнув суммы в 148,339 рубля 31½ копейки, "причем дальнейшее увеличение доходов шло не только без всякого обременения жителей новыми налогами, но с постоянным облегчением обязательных для них расходов".67 В последующем десятилетии городские доходы несколько уменьшались, с 1876 года они начинают подниматься, в 1879 году превысили 200,000 рублей. С 1883 доходы начали медленно снижаться. На уменьшение городских доходов повлияли упадок сборной ярмарки, составляющей один из самых главных источников дохода и в течение десяти лет (1884-1893) превышение расходов над доходами.
Реформа 1870 в Симбирске вызвала вполне логичную активизацию деятельности органов самоуправления. Были составлены статистические сведения об учреждении Городского общественного управления по Городовому Положению 16 июня 1870 года.68 В этот отчет вошли сведения о количестве обывателей имеющих право голоса на выборах по избирательным спискам, так же производилось деление избирателей по разрядам. Такая таблица была сделана по городам всей Симбирской губернии. Так количество обывателей имеющих право голоса на выборах по избирательным спискам первого разряда в Симбирске было 36, второго разряда 175, третьего разряда 1381. Избирателей действительно принимавших участие на выборах гласных в Городскую Думу первого разряда – 27, второго – 61, третьего 105, всего 193. Из общего числа лиц, участвовавших в выборах по уполномочию – первого разряда 16, второго – 13, третьего – 20, итого – 49. По форме №2 того же отчета общее число гласных в Симбирске равнялось 72, из них пользовавшихся личным правом голоса на выборах дворян и лиц духовного звания – 16, купцов, почетных граждан из купеческого сословия – 29, мещан, ремесленников, крестьян, бессрочноотпускных нижних чинов – 11. В состав новой Думы из гласных прежней Думы вошел всего 41 человек. В Городской Управе всего было 5 человек.69 Эти статистические сведения направлялись Симбирскому Губернатору, тот в свою очередь направлял их в Хозяйственный Департамент МВД. Составление таких отчетов было в новинку и не везде было успешным. Так по городу Сенгилею и Карсуну статистические сведения пришлось корректировать. Косвенным свидетельством медленного прохождения реформы можно считать то, что вышеозначенные отчеты датированы маем 1883 года.
В 1879 году был поднят вопрос "об устранении медленности в делах по городскому общественному управлению"70. Ревизионная комиссия постановила, что такое положение дел связано с очень большим объемом работы, который выполняет Городская Управа.71 На 1879 год в составе Управы было человека: 3 члена Управы и секретарь, также был и вольнонаемный кассир. Комиссия постановила упразднить должность кассира и прибавить одного члена.
Не успели прочно укорениться изменения, связанные с реформой 1870 года, как последовала реформа 1892 года. И в 1896 году последовал циркуляр из Хозяйственного Департамента МВД за №52 в котором говорилось " городскому общественному управлению предоставлено лишь участие в издании обязательных для местных жителей постановлений, составленных Городской Думой или по заявлению Начальника полиции, утверждение и издание их к всеобщему руководству принадлежит Губернатору".72 Причем в этом циркуляре говорилось и о том, что часто постановления издаются Городскими думами без указания на утверждения их Губернаторами. С этого времени начинается активная официальная переписка между Симбирским Губернатором и различными департаментами МВД по вопросам городского самоуправления. На имя губернатора приходят циркуляры, разъясняющие ту или иную сторону деятельности органов самоуправления.73 В 1901 году Н.Н.Оглоблин написал статью "Сонный город", посвященную его путешествию по Волге. Статья эта была помещена в "Историческом Вестнике" и был в ней фрагмент, посвященный городу Симбирску. " О Симбирске приходилось слышать, и читать, что это редкий тип захолустного губернского города, каких уже мало осталось на Руси".74 Автор примечает много положительных и отрицательных сторон городской жизни. Рассказывает весьма печальную историю с городским водопроводом, который "оказался очень полезен для пожарных целей, а для питья вода его почти не годится…Дело в том, что водопровод берет воду из того места реки Свияги, где плотина городской мельницы образовала стоячий, загнивающий пруд.…Есть простое средство поправить дело – снести плотину при городской мельнице, как и советовал известный специалист Алтухов.…Но…город не решается расстаться со своей мельницей, которая не только не дает ему никакой прибыли, но даже дает постоянный дефицит", говорит о неблагоустроенности Венца. В то же время подмечает он большие расходы города на народное образование – до 30 тыс. в год, 16% годового бюджета.75
Несмотря на некоторые
позитивные сдвиги, к которым привела
реформа 1870 года, все же следует признать,
что органы городского самоуправления
в Симбирске находились в таком
же печальном положении, что и
в других городах. Явный недостаток
свободы в принятии решений, нехватка
сотрудников и, как следствие, медленное
решение дел. Осуществление контроля
над деятельностью органов
На протяжении второй половины XJX века объем контрольных полномочий губернаторской администрации претерпел ряд изменений, связанных с реформированием муниципального управления 1870 и 1892 гг.
До введения Городового положения
1870 г. губернская администрация полностью
контролировала деятельность городских
дум. В функции губернатора и
губернского правления входил контроль
над исполнением всех указов, постановлений,
«узаконений». Губернская администрация
могла также предоставлять
Симбирская городская дума обратилась в губернское правление с просьбами утвердить (разрешить) выдачу денег различным лицам. Для выдачи этих денег необходимо было получить определение губернского правления об отсутствии «препятствий на выдачу сумм». При этом суммы колебались от 17 до 30 рублей.76
Разрешение губернского правления потребовалось даже на выдачу 5 рублей 65 копеек на освещение квартиры смотрителя провиантского склада (сумма эта не была заложена в сметы, но ее можно было взять из остатков расходных статей).77
Губернское правление
не только осуществляло контроль над
деятельностью органов
Составление городского бюджета
и расходование финансовых средств
муниципальных образований
Это являлось одним из проявлений сложившейся в Симбирске после пожара 1864 г. ситуации (выгорел почти весь город): губернское правление и Контрольная палата не могли провести проверку финансовых отчетов города за 1864, 1865, 1866, 1867, 1868 гг. Городская дума всячески затягивала проверку отчетов вплоть до невыплаты жалованья лицам, которые должны были разбирать финансовые бумаги города.82
В итоге в 1869 г. для проведения проверки доходов и расходов были избраны специальные депутаты от городского общества Симбирска: по три человека от каждого сословия (дворян, чиновников, купцов и мещан). Однако даже это не сдвинуло дело с мертвой точки. В Симбирское губернское правление поступил рапорт от председателя комиссии, в котором он сообщал о противодействии со стороны думы. Согласно этому документу городская дума всячески затягивала и затрудняла деятельность комиссии по проверке городских доходов и расходов: городские власти не предоставили ни материалов (документы, дела, ведомости и т.д.), ни средств на проведение проверки.83 В итоге восемь из двенадцати членов комиссии отказались от выполнения возложенных на них обязанностей под различными предлогами, среди которых была и ссылка на нежелание заниматься подобными делами («недосуг»).84
Введение Городового положения 1870 г. несколько изменило ситуацию органы городского самоуправления получили хозяйственную самостоятельность, но при этом был создан дополнительный контрольный орган - Симбирское губернское по городским делам присутствие. В ведении губернаторов находилось утверждение наиболее важных постановлений городских дум (заем, продажа недвижимых городских имуществ) и обязательных постановлений на контроль за законностью действий органов городского самоуправления.
С момента своего образования
Симбирское губернское по городским
делам присутствие
Прежде всего, присутствие собрало сведения о состоянии городов в Симбирской губернии за несколько лет. Дореформенные думы предоставляли сметы доходов и расходов на текущий год, в которых указывались основные источники пополнения городской казны и статьи расходов. Проанализировав финансовое положения городов, Симбирское губернское по городским делам присутствие пришло к выводу, что из девяти городов губернии только в четырёх (Симбирск, Алатырь, Буинск, Сенгилей) можно провести городскую реформу без введения дополнительных налоговых сборов.
Присутствие контролировало
составление списков
В дальнейшем присутствие являлось арбитром в делах между городскими властями и горожанами. В разные годы количество дел, рассматриваемых Симбирским губернским по городским делам присутствием, колебалось от 27 до 47 в год.86
Основная масса вопросов, поступавших в это учреждение, касалась постановлений органов городского самоуправления губерний жалоб на муниципальные власти.
В августе 1890 г. в Симбирское губернское по городским делам поступила жалоба от жителей города Алатырь, которые требовали вознаграждения от города за добровольное участие в тушении пожара, но дума им отказала. Присутствие решило дело в пользу горожан на том основании, что противопожарная безопасность находится в компетенции городских властей, а участие населения необходимо поощрять, и рекомендовало муниципальным органам власти выплатить просителям требуемую сумму.87
Намного реже предметами рассмотрения
губернского по городским делам
присутствия становились
Основная масса дел, рассматриваемых Симбирским губернским по городским делам присутствием, касалась неправильных незаконных постановлений городских дум. Так, Сенгилеевская городская дума и управа постановили вознаградить полицейского надзирателя Лимонова за усердную деятельность по сбору недоимок в пользу города. Губернатор передал это дело в присутствие, которое отказало в назначении премии, так как органам городского самоуправления не было предоставлено законом права выносить какие-либо благодарности лицам, находящимся на коронной службе, а оценку служебной деятельности может давать только непосредственное начальство89.