Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 09:53, дипломная работа
Целью исследования является изучение процесса становления и функционирования органов городского самоуправления Симбирской губернии, выявление многообразия вариантов развития муниципальных органов власти в губернском и уездных городах в рамках отдельного региона Российской империи во второй половине XIX века.
В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:
• выявить особенности организационной структуры органов городского самоуправления, социальную, экономическую базу, полномочия и функции муниципальной власти;
• определить варианты развития органов городского самоуправления во второй половине XIX века в пределах одного региона;
• проследить основные направления реформ городского самоуправления, установить особенности их реформирования в условиях Симбирской губернии;
• рассмотреть взаимодействие органов городского общественного самоуправления с губернской администрацией и земскими учреждениями;
• исследовать хозяйственно-экономическое и социально-культурное направления деятельности городов Симбирской губернии и их особенности в различных типах городов данного региона в рассматриваемый период.
Введение
ГЛАВА I. Городское самоуправление в России: генезис и развитие
1.1. Теория городского самоуправления.
1.2. История городского самоуправления в России до 1870 года.
1.3. Подготовка и реализация реформы городского управления во второй половине 19 века.
Глава II: Деятельность Симбирского городского самоуправления (вторая половина 19 – начало 20 вв.)
2.1. Особенности деятельности городского самоуправления в Среднем Поволжье.
2.2. Особенности развития Симбирского городского самоуправления в начале XX века.
Заключение
Список литературы
Приложения
Только в 80-х-90-х годах XX века городское самоуправление стало более пристально изучаться историками и правоведами. В середине 80-х гг. XX века проблемы городского самоуправления рассматривала В. А. Нардова. Исследовав обширный статистический материал (документы фонда Хозяйственного департамента Министерства внутренних дел), она выявила некоторые особенности развития органов городского самоуправления в целом по Российской империи после введения Городового положения 1870 г. В работах В. А. Народовой рассматривается история подготовки и проведения правительством городской реформы, исследуются взаимоотношения органов городского самоуправления с губернской администрацией, приводится обширный статистический материал по губернским городам, сведения о доле горожан получивших избирательные права, сословной принадлежности избирателей, гласных, городских голов и т.д.
В 90-е
годы XX в. уже современные российские
авторы при анализе местного самоуправления
в России, активно обратились к
работам дореволюционных
В 1992 г. вышел сборник статей под названием «Имперский строй России в региональном измерении (ХIХ-начало XX века)» по материалам межрегионального семинара «Региональные процессы в имперской России», где рассматриваются проблемы местного и центрального управления, особенности правового регулирования взаимоотношений на различных исторических этапах.
Глубокая и содержательная монография группы авторов, вышла в 1995 г. под названием «Институты самоуправления: историко-правовое исследование». Ценность работы состоит в последовательном применении авторами сравнительно-исторического метода: сопоставляются не только структуры местного самоуправления на различных этапах исторического развития России, но и соответствующие структуры в странах Западной Европы, хронологические рамки работы ограничиваются концом XIX века. В 1996 года появился ряд работ по вопросам земского и городского самоуправления: «Власть и реформы: от самодержавной к советской России», «Земское и городское самоуправление в дореволюционной России». В 2000 г. вышла книга А. Н. Бурова «Местное самоуправление в России: исторические традиции и современная практика». Так же, яркие исследования, посвященные городу - работы О. Р. Бурдиной и М. Н. Шмелевой и цикл работ М. Г. Рабинович. В 2000 г. увидели свет работы П. Г. Рындзюнского, посвященные городам, А. Н. Зорина, посвященные быту городского населения. В этих работах рассматриваются разные стороны проблемы местного самоуправления на общероссийском уровне, по-новому оценивается введение Городового положения 1892 г.: применение термина «контрреформа» многими авторами считается неоправданным.
В целом
с конца XX века резко увеличилось
количество исследований, связанных
с проблемой становления, развития
и функционирования органов городского
самоуправления. Авторами исследовался
широкий круг вопросов муниципальной
власти во второй половине XIX века: взаимоотношения
органов городского самоуправления
с центральной властью и
Все эти работы, так или иначе, посвящены городу, рассматривают его с разных сторон и с разной степенью глубины, но на сегодняшний день городское самоуправление остается темой недостаточно изученной и проработанной, что в свою очередь является стимулом для дальнейшей работы в этом направлении.
Таким образом, основными направлениями исследования органов городского самоуправления во второй половине XIX века были споры о характере самоуправления и его функциях, анализировались проведенные реформы городского самоуправления с политико-правовой точки зрения. В советский период рассматривались преимущественно сами реформы, а ключевым объектом рассмотрения вопроса о местном самоуправлении были земства. При этом преобладали исследования общероссийского характера. Только на современном этапе развития проблема городского самоуправления стала изучаться на региональном уровне.
Источниковая база исследования представлена комплексом опубликованных и архивных документов. Архивные документы были выявлены в Государственном архиве Ульяновской области (далее - ГАУО).
На
основании анализа документов были
выделены следующие группы источников:
законодательные акты, делопроизводственная
документация, источники статистического
характера, источники личного
Первая группа источников включает нормативные документы, санкционированные верховной властью. Законодательные и нормативные источники представлены законодательными актами, регулирующими функционирование городских учреждений, реализующие и уточняющие реформы городского управления второй половины XIX века. Важнейшими нормативными актами являются Городовые положения 1870 и 1892 гг., сборники нормативных актов, дополняющих и уточняющих статьи Городовых положений, изданных Правительствующим Сенатом и Министерством внутренних дел.
Другими не менее важными нормативными источниками, характеризующими законотворческую деятельности органов городского самоуправления Симбирской губернии, являются обязательные постановления городских дум, которые имели силу закона в конкретном муниципальном образовании. Как правило, обязательные постановления за несколько лет публиковались отдельными сборниками.
Вторая группа источников - делопроизводственная документация - материалы местных учреждений (городских дум, канцелярии губернатора, Губернского по городским делам присутствия) достаточно многочисленны, разнообразны и отражают большинство аспектов, связанных с формированием, деятельностью, структурой органов городского самоуправления Симбирской губернии во второй половине XIX века. Данная группа источников представлена документами Российского государственного исторического архива, Государственного архива Ульяновской области.
Основная масса делопроизводственных источников по проблеме органов городского самоуправления Симбирской губернии выявлена в Государственном Архиве Ульяновской области, в котором были изучены фонды Канцелярии Симбирского губернатора (Ф. 76), Симбирского губернского правления (Ф. 88), Симбирского губернского по городским делам присутствия (Ф. 640), Симбирского губернского по земским и городским делам присутствия (Ф. 84), Симбирской городской управы (Ф. 137), Симбирской городской думы (Ф. 144), Симбирского губернского статистического комитета (Ф. 48), фонды городовых магистратов (ратуш) (Ф. 747, 746, 32).
Третья группа объединяет источники статистического и справочного характера. Справочные и статистические источники представлены «Памятными книжками и адрес-календарями лиц, служащих в Симбирской губернии», которые содержат данные о структуре государственных и общественных учреждений, о личном составе чиновников, гласных городских дум. Некоторые из этих изданий содержат очерки истории губернии и отдельных городов. Фонд Симбирского губернского статистического комитета Государственного архива Ульяновской области содержит статистические сведения о сословной структуре населения городов Симбирской губернии, числе зданий в городах, ценах на продовольственные и непродовольственные товары, количестве городских жителей, о заводах и фабриках, расположенных в городской черте и их доходности. Кроме того, данные о численности городского населения и распределении горожан по сословиям были почерпнуты в «Статистических обозрениях Российской империи» и материалах Первой всеобщей переписи населения Российской империи 1897 г.
В четвертую группу входят источники личного происхождения. Источники личного происхождения представлены воспоминаниями местных общественных деятелей, гласных городских дум. В «Автобиографии» С. С. Рогозина, гласного Симбирской городской думы, показан характер взаимоотношений гласных городской думы, борьба различных групп внутри Симбирской городской думы, отношение гласных к городскому хозяйству и городским делам. Воспоминания А. В. Ястребова, который также являлся активным деятелем городского общественного управления, содержат ряд сведений и критических замечаний о взаимоотношениях гласных Симбирской городской думы и их культурном облике.
Следующей важной группой источников является периодическая печать, прежде всего газета «Симбирские губернские ведомости». В этом издании содержатся распоряжения центральных и местных органов власти, постановления городских дум, отчеты городских общественных банков, журналы заседаний городских дум, росписи доходов и расходов органов городского самоуправления, списки избирателей и гласных, избранных в городские думы.
Таким образом, источниковая база дипломной работы является разнообразной и достаточной для всестороннего освещения поставленной проблемы и достижения намеченной цели. Комплексный подход в исследовании источников, их критический анализ, сравнение и обобщение полученных результатов позволяет достаточно полно раскрыть характер органов городского самоуправления Симбирской губернии во второй половине XIX века и основные направления их деятельности.
Объектом данного исследования являются органы городского самоуправления Симбирской губернии во второй половине XIX века.
Предметом исследования является процесс становления функционирования и развития органов городского самоуправления, их хозяйственная, социально-культурная деятельность в рамках отдельной губернии и взаимоотношения с органами власти всех уровней нормативно-правовая база их деятельности и организационная структура.
Хронологические рамки исследования охватывают вторую половину XIX - начало XX в. - время развития капитализма в России. Именно в этот период в развитии городского самоуправления произошли значительные изменения: изменился принцип формирования их структуры, отношение к муниципальным властям со стороны центральных органов власти и губернской администрации, стали формироваться начала гражданского общества. Нижняя граница периода (50-е - 60-е гг. XIX в.) позволяет рассмотреть предреформенную ситуацию и выявить положение городов Симбирской губернии накануне городской реформа, причины и последствия ее проведения. Верхняя - определена 1905 г., так как произошедшие в этом году общеполитические события внесли качественные изменения в развитие органов городского самоуправления. Данные временные рамки позволяют проследить всю полноту изменений, преобразований муниципальных органов власти Симбирской губернии, выявить основные причинно-следственные связи и тенденции развития органов городского самоуправления малых и средних городов России.
Территориальные рамки данного исследования охватывают Симбирскую губернию и все города, существовавшие на ее территории во второй половине XIX века, которые существенно отличались друг от друга по уровню социально-культурного и экономического развития. Такой выбор позволит выявить специфику развития органов городского самоуправления в рамках отдельного региона - Симбирской губернии. Исследование на их материале структуры и основных направлений деятельности органов городского самоуправления позволяет определить их универсализм либо поливариантность и получить данные с высокой степенью достоверности.
Научная новизна работы заключается в комплексном рассмотрении органов городского самоуправления в рамках конкретного административно территориального образования - Симбирской губернии во второй половине XIX века. Изучен широкий круг проблем, ранее не являвшихся предметом специального исследования: особенности функционирования муниципальных органов уездных городов, их эволюция на протяжении 1850-1900 гг. с учетом всех проводимых в данный период реформ и проблемами, связанными с их проведением на региональном уровне.
В научный
оборот вводятся архивные материалы. Это,
прежде всего делопроизводственные
документы уездных городов
Практическая значимость. Материалы исследования могут быть использованы при дальнейшей разработке проблемы городского самоуправления Российской империи во второй половине XIX века, для подготовки обобщающих трудов, лекционных курсов, учебных пособий по отечественной истории и в краеведении.
ГЛАВА I. Городское самоуправление в России: генезис и развитие
Сам термин "самоуправление" полисемантичен. В толковом словаре русского языка С. Ожегова его значение определяется как:
1. Право на внутреннее управление своими силами.
2. Право решать дела
внутреннего управления по
Понятие "самоуправление"
как и большинство терминов в
социальных науках не имеет вполне
точного и единого научного значения
и разными авторами толкуется
по-разному. Термин "самоуправление"
появился в Англии в конце XVII века
после английской революции и
отражал прежде всего состояние английского
народа, самоуправляющегося с помощью
парламента и местных представительных
органов, не знающих административной
опеки со стороны правительственного
аппарата и его чиновников (self-government). Именно
оттуда этот термин был заимствован в
XIX веке государствоведами Германии и
России. Зарубежные юристы, изучавшие
и идеализировавшие британскую политическую
систему, механически перенесли термин
"самоуправление" на европейский
континент, где политические реалии для
его оправдания отсутствовали. Например,
прусский юрист Рудольф Гнейст называл
английские муниципалитеты "местным
самоуправлением" и автоматически переносил
это наименование на прусские земства
и городское местное управление, которое
никак нельзя было назвать самоуправляющимся.
Таким образом, прививая государственно-правовую
природу английского местного управления
на германскую почву, Рудольф Гнейст
стал рассматривать его как неотъемлемый
элемент правового государства. Любопытно,
что во Франции соответствующего термина
вовсе не существовало, он заменен понятиями
"децентрализация" или "муниципальная
власть" (pouvoir municipal)3. Местное (муниципальное), самоуправление
понимается по-разному. Известный немецкий
государствовед Г. Еллинек определял его
как "государственное управление через
посредничество лиц, не являющихся профессиональными
государственными должностными лицами
управление, которое в противоположность
государственно-