Органы городского самоуправления Симбирской губернии в конце XIX – начале XX веков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 09:53, дипломная работа

Описание работы

Целью исследования является изучение процесса становления и функционирования органов городского самоуправления Симбирской губернии, выявление многообразия вариантов развития муниципальных органов власти в губернском и уездных городах в рамках отдельного региона Российской империи во второй половине XIX века.
В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:
• выявить особенности организационной структуры органов городского самоуправления, социальную, экономическую базу, полномочия и функции муниципальной власти;
• определить варианты развития органов городского самоуправления во второй половине XIX века в пределах одного региона;
• проследить основные направления реформ городского самоуправления, установить особенности их реформирования в условиях Симбирской губернии;
• рассмотреть взаимодействие органов городского общественного самоуправления с губернской администрацией и земскими учреждениями;
• исследовать хозяйственно-экономическое и социально-культурное направления деятельности городов Симбирской губернии и их особенности в различных типах городов данного региона в рассматриваемый период.

Содержание работы

Введение
ГЛАВА I. Городское самоуправление в России: генезис и развитие
1.1. Теория городского самоуправления.
1.2. История городского самоуправления в России до 1870 года.
1.3. Подготовка и реализация реформы городского управления во второй половине 19 века.
Глава II: Деятельность Симбирского городского самоуправления (вторая половина 19 – начало 20 вв.)
2.1. Особенности деятельности городского самоуправления в Среднем Поволжье.
2.2. Особенности развития Симбирского городского самоуправления в начале XX века.
Заключение
Список литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

Городское самоуправление.docx

— 138.08 Кб (Скачать файл)

Сызранский купец второй гильдии С. Г. Чурин городским головой являлся с 1876 г., переизбирался вплоть до начала ХХ века, до введения Городового положения 1870 г. состоял в должности ратмана в Сызранском городовом магистрате.

Купец А. И. Пастухов до городской реформы 1870 г. был гласным городским головой Карсуна,  после введения Городового положения – гласным городской думы, а с 1877 г. вновь был избран городским головой уже реформированных органов муниципальной власти. На эту должность его переизбирали вплоть до середины 90-х гг. XIX века. Предшественник А. И. Пастухова на должности городского головы Карсуна также принадлежал к купеческому сословию.

Алатырский отставной губернский секретарь С. В. Зайцев со времени введения в Алатыре Городового положения в 1872 г. состоял гласным и членом городской управы, а с января 1881 г. был избран городским головой. Кроме того, С. В. Зайцев состоял председателем городского Сиротского суда, членом Попечительского совета Алатырской женской гимназии и членом Училищного совета. В середине 90-х гг. на должность городского головы Алатыря был избран князь Оболенский. Предшественником С. В. Зайцева на должности городского головы был купец второй гильдии Ф. А. Константинов.

Алатырский посад в 1879 г. возглавил мещанин Д. Н. Чехобалов, который прежде в должностях по выбору не состоял. С середины 90-х гг. органы самоуправления посада возглавил И. П. Парфенов.

В Курмыше с 1878 г. городским головой являлся купец И. Ф. Агимарин, который с 1877 г. был членом от купечества в Курмышском Сиротском суде. До него в этой должности состоял купец Ф. М. Меркулов, а в 80-х гг. городским головой стал А. Назаров, который также являлся купцом.

  Уездный город Буинск  возглавлял на протяжении нескольких  десятилетий купец второй гильдии  П. Е. Карсаков. Городским головой он стал в декабре 1878 г. и был им до конца 90-х гг. XIX века. Прежде чем возглавить органы городского самоуправления он с 1873 г. являлся мещанским старостой, а с 1876 г. П. Е. Карсаков – председателем Буинского городского Сиротского суда.  До него должность городского головы занимал тоже купец Я. С. Терехов.

На городского секретаря (или секретаря управы) кроме лежащих  на нем по закону обязанностей возлагалось  наблюдение за канцелярией управы и  контроль за делопроизводством, заведование перепиской по делам городского головы, присутствие при обсуждении городской управою некоторых дел.

Городской поверенный должен был вести судебные дела города, которые ему передавала управа, по требованию городской думы предоставить заключения в качестве юрист-консульта органов городского самоуправления.

Городской архитектор составлял  проекты и сметы всех зданий и  сооружений, содержащихся на средства города, наблюдал за всеми постройками, проверял качество строительных материалов, наблюдал за ходатайствами частных  лиц об утверждении планов и фасадов  зданий и о разрешении строительных работ.

Городской управляющий (в  Симбирске – таксатор) выполнял следующие обязанность: сдача оброчных статей в арендное содержание, заключение со съемщиками контракта, надзор за исполнением  контракта, получение денег с  арендаторов, изыскание новых способов увеличения доходов, от использования  принадлежащего городу имущества. Даже в Симбирске – губернском центре – до 1890 г. данные полномочия городского управляющего не были зафиксированы ни в каких нормативных документах, а при выработке «инструкций» для городского управляющего Симбирская городская дума опиралась, прежде всего, на уже сложившийся порядок, который усвоили арендаторы («обставить теми же условиями, которые уже практически выработались у земледельцев»).102   

В городе Курмыше и Алатырском посаде существовали должности только городского (посадского) старосты и его помощника.

В Ардатове помимо городского старосты и его помощника нанимались лица на должности городского врача, фельдшера, и регистратора, секретаря, оплачивали деятельность членов Оценочной  комиссии, Учетного комитета и Подготовительного  комитета.

Только в трех городах  губернии (Симбирске, Сенгилее, Сезране) на средства муниципальных властей содержались городской архитектор и инженер. При этом в Сызране должность городского архитектора существовала только до введения в действие Городового положения 1892 г. Для ведения судебных дел города только Симбирск и Сызран, как наиболее крупные в торгово-промышленном отношении города губернии, нанимали на постоянную службу поверенного по судебным делам, только в этих двух городах активно шло строительство водопровода, и существовала должность бухгалтера по водопроводу. Кроме того, губернский город на постоянную службу нанимал помощников секретаря, ветеринара, акушерок, ветеринарного фельдшера, фельдшериц и присяжных оценщиков. Во всех городах, кроме Курмыша и Алатырского посада существовала должность городского врача, фельдшера, секретаря городской думы. В Сызране члены раскладочной комиссии по раскладке налогов с недвижимых имуществ являлись одновременно присяжными оценовщиками. В Карсуне не было городского врача, но должность его занимал по совместительству земский врач.

Не смотря на то, что сдача  городской земли в аренду была одной из важнейших статей дохода муниципальных властей, специальный  управляющий городскими землями (таксатор) имелся только в двух городах губернии: в Симбирске и Алатыре; а землемер – в трех: в Симбирске, Сызране и Алатыре.

Во всех городах Симбирской губернии, где действовали городские  общественные банки, обязательно существовали должности директора городского общественного банка, его заместителя (товарища) и бухгалтера банка, кроме  того, в ряде городов имелся также  помощник бухгалтера банка. Городских  общественных банков не было в Карсуне (разорился в середине 80-х гг. и  был ликвидирован), Курмыше и Алатырском посаде.

Городская дума могла возлагать  предварительное рассмотрение сложного дела на отдельных своих членов или  специальные комиссии из гласных, которые  возглавлялись членами управы. Обязательным было создание ревизионной комиссии для рассмотрения отчета управы по исполнению городского бюджета.

По реформе 1892 г. в состав городских органов самоуправления стали входить только городская  дума и городская управа. Дума в  этой структуре выступала в роли представительского собрания, а управа - в качестве исполнительного органа. Дума состояла под председательством  городского головы из гласных, избираемых сроком на 4 года. Минимальным количеством  гласных являлось 20. Они избирались от 100 городских избирателей. От каждых дополнительных 50 избирателей добавлялось  по 3 гласных, пока их количество не достигнет: в городских поселениях и мелких уездных городах 40, а в губернских и крупных городах – 60.

В результате введения Городового положения 1892 г. количество гласных  в составе городских дум значительно  сократилась. В соответствии с новым  законодательством для Симбирска  число гласных сокращалось до 35 человек, в уездных городах, кроме  Курмыша, а так же  Алатырского посада, в городские думы стали выбирать по 20 гласных. Но данные нововведения на составе органов городского самоуправления практически не отразились. До 1892 г. в новую городскую думу переизбиралось в среднем около половины состава предыдущей, даже после введения нового Городового положения и сокращения числа гласных, это явление сохранялось. Многие гласные Симбирской городской думы, избранной на восьмое четырехлетие, входили в состав городских дум 80-х гг. и даже середины 70-х гг. XIX века. 

Городская управа состояла из председателя (городского головы) и 2-х членов и избиралась из числа  гласных или имевших право  голоса. Число членов управы могло  быть увеличено до 3 в крупных  уездных городах. Один из членов управы назначался заместителем («заступающим место») городского головы, который  имел право исполнять его обязанности. При отсутствии заместителя исполнял обязанности городского головы старший  по времени избрания и количеству голосов гласный. Распределение  обязанностей между членами управы производилось путем внутреннего  распределения и последующего утверждения  думой.

В результате реформирования органов городского самоуправления на основе Городового положения 1892 г. изменился  механизм взаимодействия городских дум и управ: городская управа фактически была включена в систему государственных органов, подчинена бюрократическому аппарату и оказалась связана двойной зависимостью – и от думы, и от местной губернской администрации.

В небольших городских  поселениях вводилось упрощенное общественное управление. Вместо городской думы учреждалось собрание городских  уполномоченных в количестве от 12 до 15 уполномоченных. Уполномоченные избирались сходом местных домохозяев сроком на 4 года из числа лиц, владевших недвижимостью  стоимостью не менее ста рублей. Собрание уполномоченных на тот же четырехлетний срок избирало городского старосту (с одним или двумя  помощникам). Староста председательствовал  в собрании и одновременно являлся  исполнительным органом городского управления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение:

 

При исследовании органов городского самоуправления Симбирской губернии во второй половине XIX века, была рассмотрена правительственная  политика в отношении органов  городского самоуправления, структура  муниципальных органов власти, их функции и социальный состав, характер избирательного законодательства, взаимоотношения  городских властей с губернской администрацией и земствами и  основные направления деятельности.

На  протяжении 50-х - 60-х гг. XIX века управление в городах осуществлялось губернским правлением, подчиненными ему палатами, полицмейстерами, подчиненными непосредственно  губернатору. Эти органы управления сочетались с элементами сословного самоуправления: сословными собраниями городского общества, которые исполняли  роль распорядительного органа, и  городскими думами, ведавшими текущими общественными делами. При этом органы городского самоуправления и в административном и в финансовом плане были отделены от государственных, однако их деятельность осуществлялась под контролем губернаторов и Министерства внутренних дел.

До  введения Городового положения 1870 г. губернское правление не только осуществляло контроль над деятельностью органов городского самоуправления и напрямую вмешивалось в хозяйственные внутригородские дела. Введение Городового положения 1870 г. несколько изменило ситуацию: органы городского самоуправления получили хозяйственную самостоятельность, но при этом был создан дополнительный контрольный орган - Симбирское губернское по городским делам присутствие. В ведении губернаторов осталось утверждение наиболее важных постановлений городских дум и обязательных постановлений, контроль над законностью действий органов городского самоуправления.

Симбирское  губернское по городским делам присутствие  следило за законностью действий органов городского самоуправления и в случае обнаружения нарушений  рекомендовало те или иные действия городским властям или отменяло незаконное решение. Однако присутствие  являлось не только контролирующей инстанцией, но и средством защиты интересов, как самих органов городского самоуправления, так и горожан.

В ходе разработки Городового положения 1870 г. произошел отказ от строгой правительственной опеки, реформа строилась на принципе доверия общественным учреждениям в хозяйственных местных делах. После введения Городового положения 1870 г. органы муниципальной власти в пределах своей компетенции стали действовать самостоятельно. Основная же обязанность губернаторов стала заключаться в том, чтобы не допустить нарушений действующего законодательства и выхода за рамки установленной компетенции органами городского самоуправления. На органы городского самоуправления были возложены обременительные для центральной власти хозяйственные функции. Муниципальные органы не были наделены функциями принудительной власти и не могли самостоятельно проводить свои решения в действие без содействия со стороны правительственных органов.

Однако  с середины 70-х годов XIX века отношение  правительственной власти к органам  самоуправления начинает меняться: принимается  ряд нормативных актов, которые  были направлены на ограничение самостоятельности  муниципальных властей и расширение полномочий губернаторов. Смена внутриполитического  курса привела к признанию  необходимости проведения очередной  серии реформ. Правительственная власть обосновывала проведение новой реформы городского самоуправления необходимостью исправить недостатки в структуре и деятельности городских учреждений, созданных на основе Городового положения 1870 г., согласовать порядок их действия с началами, введенными в 1890 г. в деятельность земских учреждений, изменить состав гласных за счет привлечения представителей дворянства и установлением более жесткого контроля за деятельностью городских дум.

В целом  изменения, произошедшие в городском  общественном управлении в связи  с введением Городового положения  1892 г., были определены правительственной политикой в отношении органов муниципальной власти за все предшествующее время. Городская реформа 1892г. явилась следствием изменения внутриполитического курса. Введение Городового положения 1892 г. стало логическим итогом свертывания либерального курса.

Реформирование  системы городского самоуправления проводилось по двум основным направлениям: ограничение избирательного права  и расширение контрольно-надзорных  функций государственных органов  над деятельностью городского самоуправления. Таким образом, с точки зрения изменения правовой основы функционирования органов городского самоуправления введение Городового положения 1892 г. можно назвать контрреформой, так как оно вызвало целый ряд новых ограничений в их деятельности.

Информация о работе Органы городского самоуправления Симбирской губернии в конце XIX – начале XX веков