Отмена крепостного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 19:02, реферат

Описание работы

Изучение отмены крепостного права имеет огромное значение для понимания процесса исторического развития России в эпоху капитализма, определившего расстановку классовых сил в пореформенный период и обусловившего создание экономических и политических предпосылок для буржуазно-демократической революции.
Эта проблема неоднократно являлась предметом научного исследования, однако до сих пор ряд вопросов, связанных с крестьянской реформой, полностью не изучен.
Наиболее важное значение имеет изучение вопроса реализации реформы и ее результатов.

Содержание работы

Введение *

Глава 1
Предпосылки отмены крепостного права *

Глава 2
Подготовка отмены крепостного права *

Глава 3
“Положения 19 февраля 1861 года” *

Глава 4
Последствия реформы *

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по истории.docx

— 227.59 Кб (Скачать файл)

Волостное управление составлялось из волостного схода, волостного старшины с волостным правлением и волостных  должностных лиц и представителей от каждых десяти дворов крестьян. Волостной  сход избирал волостных должностных  лиц и судей, а так же разрешал различные вопросы, касавшиеся всей волости. Фактическим хозяином волости  являлся волостной старшина.

Все административные крестьянские органы находились в непосредственном подчинении у мировых посредников, которые выбирались исключительно потомственные дворяне-помещики.

Все это говорит, что юридическое “раскрепощение” крестьян оставило их полностью зависимыми от местногодворянства.

Глава 4

Последствия реформы

Разрабатывая крестьянскую реформу, правительство Александра I I ясно отдавало себе отчет в грабительском характере ее и испытывало огромный страх при мысли о возможности крестьянского восстания. В связи с этим еще заблаговременно был принят ряд мер для предотвращения этого.

Обнародование “Положений 19 февраля” произошло в период великого поста с 7 марта по 2 апреля. Объявление о “дарованной крестьянам воле” производилось путем чтения манифеста, в котором излагалось основное содержание реформы. Основная задача манифеста заключалась в том, чтобы доказать, что ограбление крестьян является актом “величайшей справедливости”, вследствие чего они безропотно должны выполнять свои повинности помещику.

Обнародование “Положений” сразу же вызвало мощный подъем крестьянского движения. Сохраняя наивную веру в царя, крестьяне отказывались верить в подлинность “Положений” и манифеста, утверждая, что царь дал “настоящую волю”, а дворянство и чиновники либо ее подменили, либо истолковывают в своих интересах. Среди крестьян нашлись люди, пытавшиеся истолковать“Положения” с точки зрения крестьянских интересов. На первых порах крестьянское движение проявлялось главным образом в отказе от выполнения барщины и уплаты оброка, но вскоре начались и крестьянские волнения. Следует отметить, что и войска, посылаемые на подавление крестьянских волнений, вызывали большую тревогу у господствующих классов: они хоть и не выражали открыто своего неповиновения, но вне строя не только выражали сочувствие крестьянам, но иногда и возглавляли движение.

Несмотря на размах крестьянского  движения и его активность, оно  по-прежнему было стихийным и неорганизованным, не имевшим никакой политической программы, потому не выросшим в революцию. Вскоре легенда о том, что “Положения” подменили, сменяется легендой о том, что через два года придет “истинная воля”, и крестьянское движение постепенно угасает.

И в заключение. Проведение реформы не изменило классовой природы царской монархии, оставшейся по-прежнему диктатурой помещиков-крепостников. Процесс экономического развития в пореформенный период характеризовался утверждением и дальнейшим ростом капитализма во всех отраслях народного хозяйства. В сельском хозяйстве этот процесс находил свое выражение в разложении крестьянства, т.е. постепенном распаде его на буржуазию и пролетариат, а также капиталистической эволюции помещичьего хозяйства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нажмите на картинку и Вы будете поражены результатом! Предсказание будущего!



 
 
 
 
СОДЕРЖАНИЕ 
 
 
ВВЕДЕНИЕ...............................................................................................................3 
 
1. Предпосылки отмены крепостного права............................................................5 
 
2. Подготовка и проведение реформы.....................................................................8 
 
3. Последствия реформы.........................................................................................12 
 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ......................................................................................................17 
 
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ....................................................................................19 
 
 
ВВЕДЕНИЕ 
 
Крестьянская реформа в России, известная также как отмена крепостного права - реформа, проведенная в 1861 году, упразднившая крепостное право в Российской империи. Явилась первой по времени и наиболее значимой из реформ императора Александра II; возвещалась Манифестом об отмене крепостного права от 19 февраля 1861 года. 
 
С окончанием Крымской войны в истории России началась новая полоса. Современники называли ее эпохой Освобождения или эпохой Великих реформ. Получилось так, что предыдущий период истории прочно соединился с именем Николая I, а новый - с именем его преемника. 
 
Крепостное хозяйство таило в себе угрозу. Оно не обнаруживало явных признаков скорого своего краха и развала. Оно могло просуществовать еще неопределенно долгое время. Но свободный труд производительнее подневольного - это аксиома. Крепостное право диктовало всей стране крайне замедленные темпы развития. Крымская война наглядно показала растущее отставание России. В ближайшее время она могла перейти в разряд второстепенных держав. 
 
Крепостное право - это основная причина и главный источник зла опутавшего Россию того времени. Но эту проблему надо было решать, а не отворачиваться от нее. Насильственное решение вопроса не устранит эту проблему. 
 
Реформа 19 февраля 1861 года, уничтожив крепостное право, которое крепкой цепью сковывало развитие производительных сил России, открыла дорогу капитализму. Эго был первый шаг на пути превращения самодержавной монархии из государства феодально-дворянского в государство буржуазное. Однако реформа 19 февраля была не просто буржуазной реформой, а буржуазной реформой, проводимой «крепостниками».  
 
По какому пути пойдет дальнейшее развитие России – вот вопрос, который волновал прогрессивные слои российского общества. В революционном движении того времени, мы видим наличие нескольких различных направлений, начиная с умеренных, сохранивших остатки надежды на возможность мирного преобразовании социально-политического строя, и кончая крайними, не видевшими иного исхода, кроме революции. 
 
^ Целью данной работы является анализ причин проведения крестьянской реформы, ход проведения реформы и ее последствия для страны. 
 
Для этого необходимо решить следующие задачи: 
 
- изучить предпосылки отмены крепостного права; 
 
- рассмотреть подготовку и проведение реформы; 
 
- проанализировать последствия реформы. 
 
^ Структура работы. Работа состоит из введения, трех пунктов, заключения и списка литературы.  
 
 
1. Предпосылки отмены крепостного права 
 
По окончании Крымской войны обнаружились многие внутренние недостатки Российского государства. Нужны были перемены, и страна с нетерпением ждала их. Среди реформ, на первом месте, конечно же, была идея освобождения крепостных. Крестьяне с каждым годом все сильнее выражали недовольство существующей системой. Расширялась барщинная форма эксплуатации крестьянина, что и вызывало кризисные ситуации. Об этом пишут О. И. Чистяков и Т. Е. Новицкая: «О кризисе крепостного строя свидетельствовал рост крестьянских волнений в середине XIX века; поводы к бунтам были различны, но в массе своей они имели антикрепостнический и антидворянский характер». Государственный механизм начал давать сбои, и это было следствием внутреннего кризиса. В результате, имея лучшего в мире солдата, прекрасных боевых офицеров, Россия потерпела поражение в Крымской войне. О. И. Чистяков и Т. Е. Новицкая считают, что «произошло не потому, что в штабе засели предатели и шпионы, а потому, что российский чиновник преследовал в войне свои, отличные от общегосударственных цели; для него война была источником обогащения». 
 
Россия в 1835 году получила Свод Законов, в 1845 году было принято Уложение о наказанных уголовных и исправительных, а суд продолжал оставаться неправым, чему немало способствовала отсталость процессуального законодательства. Процветало взяточничество. 
 
Стране были жизненно необходимы преобразования во всех сферах жизни российского общества. Сложностью этих преобразований было то, что в их основе лежала социально – экономическая реформа, то есть реформа, которая затрагивала интересы главных классов общества и которая должна была проходить в условиях общего кризиса, а потому неверные шаги могли привести к мощному социальному взрыву. 
 
Крымская война разорила страну. За годы войны дефицит в государственном бюджете составил около 800 млн. рублей серебром. В годы войны в 13 раз сократился вывоз хлеба по сравнению с предвоенным временем, льна в 8 раз, пеньки – в 6 раз, сала – в 4 раза. Сократился импорт машин, объем которого сократился в 10 раз, в 2,5 раза сократились объемы ввоза хлопка, в 1,5 раза – красителей, что немедленно сказалось на состоянии текстильной промышленности центральных губерний России, в том числе и столичных. К осени 1854 года московская хлопчатобумажная промышленность наполовину сократила производство, что вызвало ряд банкротств фабрикантов и купцов. 
 
В стране еще не сложились общественные силы, способные возглавить назревшие преобразования, инициатива исходила «сверху», с высоты трона. Она признает, что были внутренние социально – экономические причины, заставившие приступить к отмене крепостного права. Однако определяющим фактором как считает Л. Г. Захарова, явилась «несостоятельность крепостной системы в непосредственном соприкосновении и столкновении России с европейскими странами в середине XIX века». 
 
В исторической литературе существуют два мнения о причинах отмены крепостного права. Согласно первому из них, к середине XIX века крепостное хозяйство еще далеко не исчерпало своих возможностей, и выступления против правительства были очень слабы. Ни экономическая, ни социальная катастрофы России не грозили, но, сохраняя крепостное право, она могла выбыть из числа великих держав. Главные же причины отмены крепостного права – политические – и, прежде всего, унизительное поражение России в Крымской войне, развеявшее миф о военном могуществе империи, вызвавшее раздражение в обществе и угрозу стабильности в стране. 
 
Подчеркивается также негативное влияние Крымской войны и на экономическую ситуацию в стране, выразившееся в отвлечении более 10 % работников от хозяйственной деятельности в ходе рекрутских наборов; в сокращении на 13 % численности скота в результате реквизиции и падежа от болезней; расстройстве финансов: за годы войны дефицит государственного бюджета составили 800 млн. руб., что в 3 раза больше годовых поступлений в казну; сокращением экспортно-импортных операций, следствием чего явилось заметное ухудшение положения помещичьих хозяйств, ориентированных на внешние рынки, и сокращение производства на отечественных предприятиях. 
 
Согласно второму мнению к середине XIX в. старые производственные отношения в России пришли в явное несоответствие с развитием экономики, как в сельском хозяйстве, так и в промышленности. Это несоответствие стало проявляться давно, и оно могло бы тянуться еще очень долго, если бы в недрах феодальной формации не развивались ростки, а затем и сильные элементы новых капиталистических отношений, которые подрывали устои крепостничества. Происходили одновременно два процесса: кризис феодализма и рост капитализма. Развитие этих процессов в течение первой половины XIX в. вызвало непримиримый конфликт между ними и в области базиса - производственных отношений, и в области политической надстройки. Начала снижается производительность труда крепостных, так как помещики хотели производить больше продукции и этим подрывали силы крестьянского хозяйства. Многие помещики пытались вводить новые системы ведения хозяйства, применять новейшую технику, закупать улучшенные сорта, породистый скот. Такие меры приводили их к разорению, и соответственно, к усилению эксплуатации крестьян. 
 
В большинстве крупных стран Европы феодальные отношения были к этому времени ликвидированы, и они стали обгонять Россию по развитию промышленности. Если в 1800 г. Россия и Англия выплавляли одинаковое количество чугуна - около 10 млн. пудов, то в 1850 г. соотношение было 16 млн. в России против 140 млн. в Англии. Расплата за отсталость не замедлила сказаться: через 40 лет после блестящих побед в Отечественной войне над объединенной армией почти всех крупных европейских держав Россия потерпела жестокое поражение в Крыму. 
 
 
^ 2. Подготовка и проведение реформы 
 
Подготовка реформы сначала велась тайно. Затем к ней были привлечены широкие круги дворянства: в 1858 году во всех губерниях (кроме Архангельской, где не было крепостных крестьян) были созданы выборные дворянские комитеты для составления проектов реформы. Центральное руководство подготовкой реформы сосредоточилось в созданном в 1858 году Главном комитете по крестьянскому делу. Для сведения воедино материалов губернских комитетов при Главном комитете были созданы редакционные комиссии. 
 
Ни торгово-промышленная буржуазия, ни тем более крестьянство к подготовке реформы не были допущены. А готовившие реформу дворяне стремились главным образом к тому, чтобы обеспечить собственные интересы. 
 
Центральным вопросом реформы, по которому шла борьба внутри помещичьего класса, был вопрос о том, освобождать крестьян с землей или без земли. По этому вопросу шли споры между группами крепостников и либералов. К крепостникам принадлежала феодально-бюрократическая знать, а также помещики, хозяйство которых в основном базировалось на отработанной ренте. Либералы выражали интересы торгово-промышленной буржуазии и обуржуазившихся помещиков. Борьба между ними была не принципиальной: и крепостники, и либералы стояли за отмену крепостного права при сохранении помещичьего землевладения и самодержавия, но либералы при этом хотели несколько ограничить царский абсолютизм и были против освобождения крестьян без земли. Конечно, оставить крестьян совершенно без земли было невозможно. Но помещики черноземных губерний, где земля высоко ценилась, стремились освободить крестьян с минимальным наделом и за выкуп. Такое «освобождение» сохраняло в руках помещиков почти всю землю и обеспечивало их хозяйство рабочими руками. Помещики нечерноземных губерний, где земля не представляла такой ценности, считали возможным освобождение крестьянина с землей, но за высокий денежный выкуп; в этом случае помещики получали капитал для ведения капиталистического хозяйства на оставшейся у них земле. 
 
Существовала также классовая борьба вокруг реформы. Интересы народных масс в царских комитетах и комиссиях не представлял никто. Основная борьба вокруг реформы велась не между дворянскими группировками, а между помещиками и самодержавием, с одной стороны, и крестьянством - с другой. Интересы крестьян выражали революционные демократы. Несмотря на жесткую цензуру, в своих выступлениях они призывали к полной ликвидации крепостничества и помещичьего землевладения, к передаче всей земли крестьянам без всякого выкупа. Борьба революционных демократов, непрекращающиеся крестьянские волнения заставили царское правительство отказаться от наиболее реакционных вариантов реформы и пойти на некоторые уступки крестьянству. Было принято компромиссное, примирившее всех помещиков решение освободить крестьян с минимальным наделом земли за выкуп. Такое освобождение обеспечивало помещиков, как рабочими руками, так и капиталом. 
 
Закон об отмене крепостного права – «Положение о крестьянах вышедших из крепостной зависимости» - был подписан Александром II 19 февраля 1861 года. Этот закон состоял из отдельных «Положений», касавшихся трех основных групп вопросов: 
 
1. Упразднение личной зависимости крестьян от помещиков. 
 
2. Наделения крестьян землей и определения крестьянских 
 
повинностей. 
 
3. Выкупа крестьянских наделов. 
 
За пользование надельной землёй крестьяне должны были отбывать барщину или платить оброк и не имели права отказа от неё в течение 9 лет. Размеры полевого надела и повинностей должны были фиксироваться в уставных грамотах 1861, которые составлялись помещиками на каждое имение и проверялись мировыми посредниками. Крестьянам предоставлялось право выкупа усадьбы и по соглашению с помещиком - полевого надела, до осуществления этого они именовались временнообязанными крестьянами. «Общее положение» определяло структуру, права и обязанности органов крестьянского общественного управления (сельского и волостного) и волостного суда. 
 
В 4 «Местных положениях» определялись размеры земельных наделов и повинностей крестьян за пользование ими в 44 губерниях Европейской России. Первое из них – «Великороссийское» для 29 великороссийских, 3 новороссийских (Екатеринославская, Таврическая и Херсонская), 2 белорусских (Могилёвская и часть Витебской) и части Харьковской губерний. Вся эта территория делилась на 3 полосы (нечернозёмную, чернозёмную и степную), каждая из которых состояла из «местностей». В первых двух полосах устанавливались в зависимости от «местности» высший (от 3 до 7 десятин; от 23/4 до 6 десятин) и низший (1/3 высшего) размеры душевых наделов. Для степной определялся один «указный» надел (в великороссийских губерниях от 6 до 12 десятин; в новороссийских от 3 до 61/2 десятин). Надельная земля предоставлялась «сельскому обществу» (т. е. общине) по числу душ (только мужских), к моменту составления уставных грамот имевших право на надел. От земли, находившейся в пользовании крестьян до 19 февраля 1861, могли быть произведены отрезки, если душевые наделы крестьян превышали высший размер, установленный для данной «местности», или если у помещиков при сохранении существующего крестьянского надела оставалось менее 1/3 всей земли имени. Наделы могли уменьшаться по специальным соглашениям крестьян с помещиками, а также при получении дарственного надела. При наличии в пользовании крестьян наделов низшего размера помещик обязан был или прирезать недостающую землю, или снизить повинности. За высший душевой надел устанавливался оброк от 8 до 12 руб. в год или барщина - 40 мужских и 30 женских рабочих дней в год. Если надел был менее высшего, то повинности уменьшались, но не пропорционально. 
 
Особенности крестьянской реформы для отдельных категорий крестьян и специфических районов определялись 8 «Дополнительными правилами» - «Об устройстве крестьян, водворённых в имениях мелкопоместных владельцев, и о пособии сим владельцам», «О приписанных к частным горным заводам людях ведомства Министерства финансов», «О крестьянах и работниках, отбывающих работы при Пермских частных горных заводах и соляных промыслах», «О крестьянах, отбывающих работы на помещичьих фабриках», «О крестьянах и дворовых людях в Земле Войска Донского», «О крестьянах и дворовых людях в Ставропольской губернии», «О крестьянах и дворовых людях в Сибири», «О людях, вышедших из крепостной зависимости в Бессарабской области». 
 
«Положение об устройстве дворовых людей» предусматривало освобождение их без земли, однако в течение 2 лет они оставались в полной зависимости от помещика. «Положение о выкупе» определяло порядок выкупа крестьянами земли у помещиков, организацию выкупной операции, права и обязанности крестьян-собственников. Выкуп же полевого надела зависел от соглашения с помещиком, который мог обязать крестьян выкупать землю по своему требованию. Цена земли определялась оброком, капитализированным из 6% годовых. В случае выкупа по добровольному соглашению крестьяне должны были внести помещику дополнительный платёж. Основную сумму помещик получал у государства, которому крестьяне должны были погашать её в течение 49 лет ежегодными выкупными платежами. 
 
Важное место в реформе 1861 г. занимало решение аграрного вопроса. Закон исходил из принципа признания за помещиками права собственности на всю землю в его имении, в том числе и на крестьянскую надельную. Крестьяне получали надел не в собственность, а в пользование, за установленные законом повинности в виде сбора или барщины. Чтобы стать собственником своей надельной земли, крестьянин должен был выкупить ее у помещика. 
 
В нечерноземных и черноземных районах России устанавливались «высшая» и «низшая» (треть «высшей») нормы надела, а степных районах - одна («указная») норма. Закон предусматривал отрезку от земельного надела, если он не достигал «низшей». В результате крестьяне за счет отрезки от наделов потеряли свыше 0,20 своих земель, а в черноземных земледельческих губерниях, в которых преобладала барщинная система и земля особенно высоко ценилась, потери крестьян достигали до 30 - 40%. Но беда была не только в этом. Обычно отрезались наиболее ценные и необходимые для крестьян угодья, без которых было невозможно нормальное ведение хозяйства: луга, выпасы и пр. Крестьянин вынужден был арендовать на кабальных условиях эти крайне необходимые ему «отрезанные земли». Землепользование крестьян сужалось также еще чересполосицей и лишением лесных угодий. 
 
Перевод крестьян на выкуп знаменовал собой полное прекращение феодальных отношений в бывшей помещичьей деревне. Однако фактическими собственниками своих наделов крестьяне могли стать лишь в том случае, если они выплачивали за них всю выкупную сумму. В основу ее исчисления была положена не рыночная цена земли, а размеры оброка, так что выкупная цена оказывалась в 1,5 раза выше рыночной. Разумеется, крестьяне были не в состоянии сразу выплатить выкупную сумму. Поэтому дело выкупа взяло на себя государство. Казна сразу выплатила помещикам деньгами и ценными бумагами основную часть выкупной суммы, а другую часть удержала с помещиков в счет погашения их долгов казне, а затем уже взыскивала ее в виде выкупных платежей с крестьян. Срок окончания таких платежей был установлен в 49 лет. До 1907 г., когда выкупные платежи с крестьян были отменены, крестьяне уплатили свыше 1540 млн. руб., т.е. в 1,5 раза больше первоначально установленной с них выкупной суммы и все еще оставались «должниками» казны. 
 
 
^ 3. Последствия реформы 
 
Итак, реформа проводилась на основе «Положений» 19 февраля 1861 (опубликованы 5 марта). Крестьяне получали личную свободу и право распоряжаться своим имуществом. Помещики сохраняли собственность на принадлежащие им земли; полученные от помещиков наделы крестьяне обязаны были выкупать, что в ряде мест встретило сопротивление крестьянства. До выкупа крестьяне назывались временнообязанными и несли повинности в пользу помещика. На местах реформу проводили мировые посредники, контролировавшие составление уставных грамот на каждое имение. 
 
Реформа об освобождении крепостных крестьян была проведена в интересах помещиков. Крепостные получили землю не безвозмездно. По закону они должны были единовременно уплатить помещику за свой надел около пятой части обусловленной суммы. Остальную часть помещикам выплачивало государство. Однако крестьяне должны были возвращать царскому правительству эту сумму (с процентами!) ежегодными платежами в течение 49 лет. В итоге, заплатив помещикам 550 миллионов рублей, царское правительство собрало со всех крестьян около двух миллиардов рублей золотом. 
 
Следует подчеркнуть: после реформы у крестьян по всей стране осталось на одну пятую часть земли меньше, чем было до 1861 года. 
 
После реформы усилилось расслоение крестьянства. Некоторые крестьяне богатели, покупали землю у помещиков, нанимали работников. Из них впоследствии сформировался слой кулачества – деревенской буржуазии. 
 
Многие бедные крестьяне разорялись и отдавали свои наделы за долги кулакам, а сами нанимались в батраки или уходили в город, где становились добычей алчных заводчиков и фабрикантов. 
 
Социальные противоречия между безземельными крестьянами и богатыми землевладельцами (помещиками и кулаками) явились одной из причин грядущей русской революции. После реформы вопрос о земле стал жгучей проблемой российской действительности. Ведь свобода – это еще не хлеб! По всей России 30 тысяч помещиков владели таким же количеством земли, которое имели 10.5 миллионов крестьянских дворов. В этой ситуации русская революция была неизбежной! 
 
«За первым впечатлением радости наступила другая пора, самая трудная в крестьянском деле: знакомство 100 тысяч помещиков и 20 миллионов крестьян с новыми Положениями, введением во всю сферу веками сложившихся личных и хозяйственных отношений новых начал, но еще не усвоенных, а уже требовавших немедленного практического применения». Крестьяне из Манифеста узнали, что их ожидает перемена к лучшему. Но в чем? Это не обнаруживалось тут же и непосредственно. Естественно, возникло у крестьян недоумение: в чем же состоит воля? Они стали обращаться к помещикам, священникам, чиновникам, ища разъяснений. Никто их удовлетворить не мог. Крестьянство заподозрило обман: воля есть, но ее скрывают. Оно стало само искать ее в Положениях. Появились грамотеи, которые, путая крестьян, становились подстрекателями. «Были, хотя и немного, также примеры несомненной злонамеренности или корысти». Крестьянство устремилось и по другому пути. По меткому выражению одного губернского Присутствия, «оно начало, так сказать, расправлять свои усталые члены, потягиваться во все стороны и пробовать: до какой степени можно теперь безнаказанно не выходить на барщину, не исполнять задаваемых уроков, не слушаться вотчинного начальства». Началось пассивное сопротивление. Там, где помещики поняли, что надо дать народу одуматься и смягчали свои требования, недоразумения улаживались легче. Там же, где они видели в неповиновении крестьян проявление анархии и с помощью властей прибегали к мерам строгости, или где, действительно, были тяжелые хозяйственные условия, возникли более серьезные столкновения. Волнения иногда разрастались настолько, что делали необходимым применение энергичных мер. «Эти меры усмирили народ, но они его не убедили». Крестьяне продолжали верить в то, что будет и «чистая воля», и «земля даром», только получат они это через два года.  
 
Как видим, правительство не замалчивало той трагедии, которая обнаруживалась при проведении Реформы. Оно имело мужество открыто заявить, что примененные им меры строгости усмирили народ, но не убедили его. Действительно, пусть волнения резко пошли на убыль, пусть бунты стали прекращаться: крестьянство, отказавшись от наступления, лишь перешло к обороне! Положения оно не приняло.  
 
В итоге реформы подготовили 19 законодательных актов, которые либо относились к отдельным территориям, либо регулировали отдельные вопросы (например, положение о выкупе). Две основные идеи реформы: 
 
- немедленное исполнение законов после их опубликования; 
 
- решение о земельных наделах откладывалось, крестьяне переводились во временно обязанное состояние, отношения с помещиками (теперь только земельные) регулировались уставными грамотами, в которых фиксировались права и обязанности сторон, условия, размер и сроки выкупа.  
 
Документы разочаровали население, поскольку: 
 
- землю не получил тот, кто ее не имел. Помещикам разрешалось взамен выкупа забирать у крестьян по одной десятине на душу. Размер надела имел разную цену: первые десятины стоили дороже, большие – дешевле. Это сделали потому, что бы у крестьян осталось больше земли, поскольку выкупать больше земли было выгоднее.  
 
- не была установлена частная собственность на землю. У крестьян было особое ограничение земельного права.  
 
Но в целом, государство последовательно проводило меры по формированию гражданского общества, всё население приобретает почти единые права в обществе, хотя даже в крестьянской среде наблюдалось расслоение. 
 
Что касается процесса изменения социально-экономической структуры деревни, то сами крестьяне назвали его «раскрестьяниванием». Эволюция крестьянского хозяйства в пореформенный период представляла собой относительное обнищание крестьянства, его поляризацию, выделение из среды крестьянства новых классов - сельской буржуазии и сельского пролетариата.  
 
Беднейшие и середняцкие хозяйства не имели возможности приобретать новые сельскохозяйственные орудия, осуществлять какие-либо агротехнические мероприятия. Основным орудием в крестьянском хозяйстве оставалась соха (еще в 1910 году в России сохи составляли 43 % всех орудий пахоты). 
 
В конце 80-х - начале 90-х годов сельской буржуазии принадлежало в различных губерниях России от 34 до 50 % всей крестьянской земли - надельной, купчей, арендной - и от 38 до 62 % рабочего скота, а сельской бедноте (около 50 % всех крестьянских дворов) - лишь от 18 до 32 % земли и от 10 до 30 % рабочего скота. Промежуточным звеном были середняки, на долю которых приходилось около 30 % крестьянских дворов. 
 
Эволюция помещичьего хозяйства состояла во все большей интенсификации земледелия на базе широкого использования наемного труда, применения сельскохозяйственных машин. 
 
Пореформенное помещичье хозяйство, переходное по своему социально-экономическому содержанию, сводилось к двум основным системам: отработочной и капиталистической. Отработочная система состояла в том, что страдавшие от малоземелья крестьяне вынуждены были арендовать землю у своих бывших владельцев и за это обрабатывать землю своим инвентарем ту часть земли, которая оставалась у помещика. Эта система господствовала в губерниях Черноземного Центра и Среднего Поволжья. 
 
Капиталистическая система, при которой обработка помещичьей земли производилась вольнонаемными рабочими с применением машин и минеральных удобрений, преобладала в Прибалтике, на Правобережной Украине, в Новороссии и на Северном Кавказе. Батраки рекрутировались из беднейших крестьян, которые продавали или бросали свои мизерные наделы и уходили на заработки. Число батраков в 1890 году достигало 3,5 млн. человек (около 20% всего мужского населения рабочего возраста). 
 
Процесс развития капитализма в сельском хозяйстве России вел ко все большему распространению капиталистической системы помещичьих хозяйств и вытеснению отработочной. При этом земля разорившихся помещиков сплошь и рядом попадала в руки наиболее крупных дворян, а также купцов и сельской буржуазии. 
 
 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
 
Крестьянская реформа 1861 - это процесс переворота, начальная стадия которого - освобождение помещичьих крестьян от личной крепостной зависимости, конечная - превращение их в мелких собственников-хозяев, при сохранении значительной части дворянского землевладения и крупногопомещичьего хозяйства. Осуществление этой цели мыслилось мирным путем, минуя революционные потрясения, характерные для стран Западной и Центральной Европы. Механизм осуществления этого процесса заключался в самом законодательстве. Крестьяне получали по закону личную свободу и право распоряжаться своим имуществом. Им предоставлялось право выкупа усадьбы. Полевой надел крестьяне получали в постоянное (неотъемлемое) пользование за повинность (конкретные условия определялись уставными грамотами), а по требованию помещика или по соглашению с ним — в собственность за выкуп (выкупные акты). Хотя помещики не обязывались переводить крестьян на выкуп, внутренние пружины закона вынуждали их к этому (постоянное пользование крестьян наделами и неизменность повинности в течение 20 лет). Крестьяне, не перешедшие на выкуп, назывались временнообязанными. К началу 1880-х годов их оставалось всего 15%, и с 1 января 1882 для них был введен обязательный выкуп. Крестьяне, вышедшие на выкуп, назывались крестьянами-собственниками. Цена выкупа определялась капитализированным из 6% оброком, 20-25% которого крестьянин должен был единовременно уплатить помещику (в случае добровольного соглашения с ним). Остальную сумму помещик получал от государства, а крестьянин погашал ее в течение 49 лет (выкупная операция). Стоимость земли по выкупу фактически превышала ее действительную ценность. Поэтому крестьяне ряда губерний переходили на дарственный надел (1/4 от положенного, но без выкупа). В результате реализации реформы землепользование крестьян значительно сократилось, отрезки составили до 1/5 надельной земли. 
 
Крестьянская реформа 1861 года приоткрыла путь для капиталистического развития страны, она сохранила в деревне крепостнические пережитки, продолжавшие держать крестьянство в экономическом и политическом закостенении. Население деревни, то есть громаднейшее большинство русского народа, попало под двойной гнет. Оно продолжало страдать от эксплуатации со стороны помещичьего землевладения. И одновременно с этим его начинало давить развитие капитализма, которому реформа 19 февраля открыла доступ в деревню. Но, несмотря на грабительский для крестьян характер реформы 1861 г., значение ее для дальнейшего экономического и социального развития страны было велико. Реформа явилась переломным моментом, «гранью» отделявшей феодальную эпоху от капиталистической. Такой громадный социальный акт, как отмена крепостного права, не мог пройти бесследно для всего государственного организма, за столетия привыкшего к крепостному праву. Затронув краеугольный камень феодальной империи, необходимо было менять и другие несущие конструкции социально-политического строя: орган местного управления, полиции, суда и армии. Крестьянская реформа, таким образом, неизбежно вела к другим преобразованиями. Обнародование Манифеста и «Положений» 19 февраля 1861 г., содержание которых обмануло надежды крестьян на «полную волю», вызвало взрыв крестьянского протеста весной - летом 1861 г. Фактически не было ни одной губернии, в которой крестьяне не протестовали бы против неприемлемых для них условий освобождения. В течение 1861 г. произошло 1860 крестьянских волнений. К осени 1861 г. правительству с помощью воинских подразделений и с применением массовых наказаний розгами удалось подавить взрыв крестьянского протеста, однако весной 1862 г. поднялась новая волна крестьянских выступлений, связанных на этот раз с введением в действие уставных грамот. В период 1863 - 1870 гг. были проведены аграрные реформы в соответствии с принципами «Положений» в удельной деревне, поземельное устройство государственных крестьян, а также реформы в национальных окраинах России (Грузии, Бессарабии и Абхазии). 
 
 
^ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 
 
1. Анисимов Е. История России от Рюрика до Путина. Люди. События. Даты. – СПб: Питер, 2006. – 592 с. 
 
2. Арсланов Р.А., Керов В.В. и др. История России с древнейших времен до конца XX века: пособие для поступающих в Вузы. - М.: Высш. шк., 2001. - 784 с. 
 
3. Барабанов В.В., Николаев И.М., Рожков Б.Г.  История России с древнейших времен до конца XX века. - М.: АСТ, Астрель, 2003. - 496 с. 
 
4. Левандовский А.А. История России XIX век. – М.: Росмэн, 2003. – 271 с. 
 
5. Платонов С. Ф.Полный курс лекций по русской истории. – М.: Астрель, 2006. – 704 с. 
 
6. Попова Т. Российская монархия. Эпохи. События. Судьбы. – М.: АСТ, 2006. – 784 с. 
 
7. Сахаров А. Н. История России с древнейших времен до начала XXI века. – М.: АСТ, 2006. – 943 с.


 

 

4.Причины и последствия  реформ А2.

 
Крепостное право стало непреодолимым  тормозом для дальнейшего развития страны. Подневольный труд крепостных, по их оценкам, стал крайне неэффективен, помещики в погоне за прибылью безмерно усиливали эксплуатацию. Это вело к деградации хозяйства, к ожесточению  крестьянства. Назрел переход от феодализма к капитализму. Страна шла к революции, но крестьянство не являлось подлинно революционной силой, и правительству  удалось отделаться реформой. Падение  крепостничества стало важнейшим  рубежом истории России. Предоставление крестьянам свободы требовало создания условий ее осуществления в социальной, культурной и экономической областях жизнедеятельности общества. Крестьянская реформа 1861 г. была самым крупным социально-экономическим и политическим преобразованием в истории России, повлекшим за собой другие либеральные реформы. Связь этой реформы с последующими подчеркивается ввиду того, что предоставление крестьянам личной свободы требовало создания условий ее осуществления в социальной, культурной и экономической областях. Эти условия были предоставлены проводимыми либе-ральными реформами, осуществление которых облегчилось изменением природы Российского государства. 
 
В основе взаимозависимости крестьянской реформы с реформами 60-70-х гг. лежит то, что они осуществлялись в едином русле либеральных на-строений, необходимость которых назрела после господства политического режима Николая I. Либерализму свойственно подчеркивать отсутствие классо-вых, групповых и национальных предрассудков, индивидуализм, самоценность личности. Поэтому все реформы были нацелены на преодоление классовой дискриминации по отношению к крестьянству. 
 
Земская реформа 1864 г. создала первое подлинно местное самоуправление для всех классов, которые существовали еще с допетровских времен. Крестьянам предоставлялись политические права: избирательное право предполагало участие крестьян в выборах членов земских собраний (выборные от крестьян входили в состав третьей курии). В первую курию входили землевладельцы, а во вторую - городские избиратели. Созданные органы местного самоуправления в губерниях (губернские собрания и губернские управы) и уездах (уездные собрания и уездные управы) должны были осуществлять кон-троль над школами, больницами, почтой, путями сообщения, торговлей, страховой службой, статистикой и др. 
 
Городская реформа 1870 г. предполагала проведение мер, похожих по духу на земскую реформу, направленных на усовершенствование городско-го управления. Избиратели также делились на три курии. 
 
Роль земств во второй половине XIX в. велика. Развитие крестьянского хозяйства поддерживалось и стимулировалось земским ссудно-сберегательными товариществами и различными формами кооперации. 
 
Судебная реформа 1864 г. была направлена на улучшение судебной процедуры. В ходе нее были созданы коронный и мировой суды. Специально для крестьян были созданы волостные суды. Хотя судебная реформа и сохраняла некоторые черты сословности, она способствовала обретению крестьяна-ми права на справедливое судейство, поскольку раньше суд над крестьянами вершили сами помещики, следуя своим интересам, а не букве закона. 
 
Военная реформа 1874 г. вводила всеобщую воинскую повинность. Этот закон по своему духу был глубоко демократическим, поскольку до этого времени введенную Петром I рекрутскую повинность несли лишь податные сословия (крестьяне, мещане и др.). Сословные различия в армии и особенно на флоте сохранялись, хотя по заслугам любой солдат мог стать офицером. 
 
Финансовая реформа, возглавленная министром финансов либералом Рейтерном, в ходе которой были проведены следующие меры: 
 
1. отменены винные откупа, откупа на соль, сахар, нефть, введена акцизная система; 
 
2. провозглашены принципы гласности, законности и контроля за администрацией; 
 
3. увеличены налоги и уменьшены расходы; 
 
4. 1859 г. – ликвидирована система казенных билетов; 
 
5. создана разветвленная сеть кредитных учреждений, состоящая из Государственного банка (1860 г.) и частных коммерческих банков. 
 
Реформа народного просвещения предоставляла университетам широкую автономию: они могли сами решать научные, учебные и административ-но-финансовые вопросы. Крестьяне, получившие личную свободу, должны были пользоваться правом получения образования, однако финансовые трудно-сти не позволяли им этого делать. Поэтому Министерство народного просвещения выделяло гимназиям особые фонды для обучения одаренных детей за казенный счет. Поскольку все реформы проводились с целью предоставления всем гражданам равных прав, необходимо было предоставить женщинам возможность получать образование, начало которому было положено в 70-х гг. 
 
Итоги либеральных реформ 60-70-х гг.: 
 
1. реформы обозначили курс государства на создание третьего сословия – сословия мелких собственников. 
 
2. формирование в России гражданского общества и правового государства. 
 
Вывод: 
 
Становление нового хозяйственного уклада, основанного на свободном труде, потребовало развития самодеятельности населения. Это могло быть реализовано через местное самоуправление (земская и городская реформа). Отмена крепостного права способствовала развитию промышленности, а значит, финансовой реформы (в частности, банковской). Требовались грамотные работники и специалисты для капиталистического производства (Положение о начальных народных училищах, новый устав гимназий, университетский устав (равенство)) Подверглись незначительному изменению цензурные правила. Цензура отменялась на ориг., переводные и столичные издания. Устранение сословности в вышеперечисленных реформах являлось одной из их причин. 
^

45. Крестьянская реформа  1861 (причины, подготовка, сущность, последствия)

 
Причины: 
 
кризис феод-крепостнической сист, о чем свидельствовали след факты: 1. Разорение части помещиков. 2. Об известном упадке пом-его хоз-ва свид-вал рост их задолженности госуд-ным кредитным учреждениям, в которые были заложены земли и крепостные. 3. Стремление помещиков к пр-ву хлеба на продажу приводило к расширению барской запашки и сокращению крестьянских наделов. Некоторая часть крестьян при этом оставалась без земли, такие крестьяне переводились в дворовые. 4. Низкую производ-ть крес-ких хоз-в гос-во и помещики компенсировали ростом податей. 5. Рост оброчных платежей приводил к тому, что крестьяне отрывались от сельского хозяйства и начинали заниматься промыслами. Постепенно из них вырастала мелкая крестьянская промышленность, продукция которой пользовалась спросом на внутреннем рынке. Одновременно несмотря на наличие крепостнических отношений развивалась фабрично-заводская промышленность, которая имела свой рынок. 6. В 30-е годы XIX в. в России начался промышленный переворот - переход от мануфактуры к фабрике. Фабричный труд на основе машин и механизмов требовал свободного наемного работника. 
 
При Ал-ре II была предпринята широкомасш.акция по решению проблемы, к-рая впервые глубоко затронула базисные отношения. Итак, по реформе 1861 г. крестьяне получили: 
 
1. Личную свободу, право приобретать недвижимость, открывать промышленные и торговые заведения. 
 
2. Землю - усадебный и полевой наделы. 
 
Связь крестьян с помещиками не была сразу разорвана. По закону крестьяне на некоторое время становились временнообязанными и должны были выполнять повинности в виде барщины и оброка, а затем переходили на выкуп. Этот выкуп за полученную землю крестьяне должны были выплачивать в течение 49 лет.Гос-во расплачивалось с помещиками за землю, переданную крестьянам, а последние в течение 49 лет выплачивали свой долг в казну.  
 
Были созданы новые (временные) органы. Высшим учреждением был Главный комитет об устройстве сельского состояния с непосредственным подчинением императору. Средним звеном явились губернские по крестьянским делам присутствия. Низшим звеном были мировые посредники, выполнявшие следующие задачи: док-ное оформление новых отношений между помещиками и крестьянами, надзор за сельским самоуправлением и судебные функции. Благодаря их деятельности реформа постепенно, но неуклонно проводилась в жизнь. 
 
При всем огромном позитивном значении реформа не была свободна и от недостатков. Это объясняется тем, что реформа 1861 г. представляла собой компромисс 'последовательных либералов - авторов реформы с основной массой помещиков, негативно относившихся к освобождению крестьян с землей. • Крестьяне получили недостаточное количество земли и вынуждены были арендовать доп-ые участки у помещиков.• Сохранялись различные формы полукрепостнической зависимости крестьян от помещиков. • Тяжесть выкупных платежей. Фактически выплаченные суммы в итоге оказались значительно выше первоначально намеченной суммы. •Крестьяне продолжали оставаться неполноправным податным сословием, платившим подушную подать, которая не зависела от размера имущества и дохода.•Оставалась круговая порука - коллективная ответственность за уплату налогов каждым членом ообщины.• Как следствие - фактическое прикрепление крестьян к земле, существенное ограничение свободы передвижения. 
 
Крестьяне были разочарованы реформой, т.к ожидали большего.  
 
После небольшого периода падения производства сельскохозяйственной продукции, вызванного ходом преобразований, организационной и хозяйственной перестройкой, в аграрном секторе наметился ряд позитивных процессов. 
 
• Пошел процесс интенсификации сельского хозяйства 
 
• Сельское хозяйство в большей степени приобретает товарный характер  
 
• Возрастает экспорт хлеба 
 
• Развивается аренда земли. Основными арендаторами являются кулацкие хозяйства (предпринимательская аренда) и бедняцкие (аренда от нужды). 
 
• Увеличивается количество частновладельческой земли у крестьян• Идет процесс дробления крестьянских хозяйств из-за роста сельского населения, появляются мелкие и мельчайшие наделы и безнадельные дворы. 
 
• Сокращается помещичье землевладение 
 
• Вновь начали расти долги помещиков 
 
Таким образом, отмена крепостного права ускорила развитие кап-ких отношений в сельском хозяйстве, несмотря на сохранение целого ряда пережитков крепостничества. Крестьянская реформа, наряду с другими либеральными реформами, ускорили промышленное развитие страны. 
 
Значение отмены крепостного права. 
 
Реформа 1861г., являясь грабительской по отношению к крестьянам, в известной мере ущемляла и экон. интересы помещиков; личное освобождение крестьянина ликвидировало монополию помещиков на эксплуатацию дарового креп. труда, реформа заставила отдать крестьянам в собственность их надельную землю.  
 
Крестьянская реформа 1861г., несмотря на свою непоследовательность и противоречивость, явилась в конечном счете важным ист. Актом прогрессивного значения. Она стала переломным моментом, гранью м/у Россиекй крепостной и Россией свободного предпринимательства, создав необходимые условия для утверждегния капитализма в стране.

 

План  
  1.      Предпосылки отмены крепостного права в России, подготовка реформы  
2.      Суть крестьянской реформы 1861 года  
3.      Последствия отмены крепостного права  
Список использованной литературы 

 

1.                 Предпосылки отмены крепостного права в России, подготовка реформы  
В России крепостное право просуществовало гораздо дольше, чем в остальных европейских странах и приняло такие жестокие формы, что почти не отличалось от рабства. В XIX веке остро встала необходимость отказа от крепостничества.  
Предпосылки, которые, в конечном счете, привели к отмене крепостного права в России, складывались достаточно долго.  
Во-первых, углублялись социально-экономические процессы разложения крепостничества. Исследования российских историков и экономистов доказали, что возможности крепостного хозяйства как экономической системы уже на исходе первой четверти XIX века были исчерпаны. Капиталистические отношения, активно развивающиеся во второй половине XIX века, вступили в конфликт с крепостничеством. Крепостная система тормозила развитие промышленности и торговли, крестьянского предпринимательства.  
В упадок приходило помещичье хозяйство, основой которого являлся труд подневольных крестьян. Возникла кризисная ситуация, выразившаяся в прогрессирующем падении производительности труда крепостных. В первую очередь это отразилось на барщинных имениях (к середине XIX в. в них находилось 71% крепостных крестьян). Всё больше крестьян тяготились барской работой, тратя на неё всё меньше сил. Видный публицист, славянофил и сам крупный помещик, А.И. Кошелев писал в 1847 году в статье под характерным названием "Охота пуще неволи": "Взглянем на барщинскую работу. Придет крестьянин сколько возможно позже, осматривается и оглядывается сколь возможно чаще и дольше, а работает сколь возможно меньше, - ему не дело делать, а день убить". Серьезные трудности переживали и оброчные имения. Об этом свидетельствуют материалы вотчинных архивов, где говорится, начиная с 20-х годов XIX века, повсеместно растут недоимки в уплате оброков в оброчных имениях.  
Рост задолженности помещиков кредитным учреждениям и частным лицам также можно назвать показателем упадка помещичьих хозяйств. «Крепостные души» всё чаще закладывались и перезакладывались. В начале XIX в. помещиками было заложено 5% крепостных крестьян,  к 30-м годам - 42%, а к 1859 году - уже 65%. Сумма долга помещиков, заложивших своих имения только в государственных кредитных учреждениях, достигла 425 млн. руб. и вдвое превосходила годовой доход в бюджете страны.[1]  
Второй предпосылкой отмены крепостного права считается социальный фактор. Крестьянские бунты в XIX веке приобрели массовый характер. Это доказывают следующие данные: за первую четверть XIX в. было зарегистрировано 651 крестьянское волнение (в среднем по 26 волнений за год), за вторую четверть этого столетия - уже 1089 волнений (43 волнения за год), а за последнее десятилетие (1851-1860) - 1010 волнений (101 волнение за год), при этом 852 волнения приходятся на 1856-1860 гг.[2] В дальнейшем крестьянский протест уже не ограничивался локальными, разрозненными бунтами и выливался в массовые движения, охватывавшие одновременно сотни тысяч крестьян десятков губерний.  
Кроме волнений имели место быть факты убийства крестьянами помещиков и управляющих. Ум крестьян будоражили слухи о воле, распространявшиеся в то время. С 1854 года началось массовое бегство крестьян от помещиков, охватившее многие губернии.  
Также крестьяне плохо выполняли барщину, задерживали уплату оброка, травили помещичьи луга и поля. Всё это наносило существенный ущерб помещичьему хозяйству.  
Главной причиной экономической и военно-технической отсталости страны посчитали крепостное право. К этому выводу привело поражение России в Крымской войне. Военное соперничество с коалицией более развитых стран в плане экономики и технической оснастки оказалось для России невозможным. Государственные финансы оказались в состоянии глубокого кризиса, т.к. на войну было потрачено огромное количество денежных средств.  
18 февраля 1855 года умер Николай I. На следующий день на российский престол вступил его старший сын – Александр II (1818-1881).  
Ещё до вступления на престол он приобрёл значительный опыт в военных и государственных делах, поэтому на него многие возлагали надежды в переустройстве жизни российского общества. Для России это время было тяжёлым, обнаружилась полная несостоятельность николаевской системы. Перед новым императором встала задача проведения неотложных социальных, экономических и политических реформ, в первую очередь, крестьянской.  
Впервые о необходимости отмены крепостного права Александром II официально было заявлено 30 марта 1856 года перед представителями московского дворянства. Александр не хотел давать свободу крестьянам, но при этом осознавал опасность дальнейшего сохранения крепостного права, поэтому во многих источниках цитируется его изречение «Лучше отменить его сверху, чем ждать, когда оно само будет отменено снизу». Большинство представителей дворянства было против каких-либо реформ, но, надо отдать должное Александру II, он настоял на своём.  
Вскоре после этого в высших правительственных сферах началась подготовка крестьянской реформы. Появилось большое количество проектов и предложений об отмене крепостного права. В основном, проекты царю представляли помещики, хозяйство которых было сильнее втянуто в рыночные отношения. Самыми известными среди них являются проекты тверского губернского предводителя дворянства А.М. Унковского, крупного полтавского помещика М.П. Позена, помещика Самарской губернии Ю.Ф. Самарина.  
А.М. Унковским были представлены интересы помещиков нечерноземных губерний России с более развитыми товарными отношениями и широким распространением крестьянских неземледельческих промыслов, а также преобладанием оброчной формы эксплуатации. Он предлагал освободить крестьян с землей «без переходного состояния», т. е. сразу, но с «вознаграждением» помещиков как за землю, предоставляемую в надел крестьянам, так и «за самих освобождаемых крестьян». Выкуп надельной земли возлагался на самих крестьян, а выкуп личности крестьянина — «на все сословия», что, по существу, выходило на тех же крестьян, составлявших 9/10 населения страны. Проект Унковского отражал стремление помещиков нечерноземной полосы к быстрейшей ликвидации крепостных отношений и получению максимального выкупа с целью организации своего хозяйства на предпринимательских началах. В проекте Унковского обозначилось характерное для либерального направления русской общественной мысли того времени требование проведения других реформ: в области суда, администрации, печати и т. д. Это требование было четко изложено в поданном 16 октября 1859г. Александру II адресе пяти представителей тверского, ярославского и харьковского дворянства — А.М. Унковского, Д.В. Васильева, П.Н. Дубровина, Д.А. Хрущева и Д.А. Шретера, которые предлагали:  
- «даровать крестьянам полную свободу, с наделением их землей в собственность, посредством немедленного выкупа»;  
- образовать «хозяйственно-распорядительное управление, общее для всех сословий», основанное на выборном начале;  
- учредить «независимую судебную власть», т. е. суд присяжных, с введением гласного и словесного судопроизводства;  
- «дать возможность обществу путем печатной гласности доводить до сведения верховной власти недостатки и злоупотребления местного управления».  
М.П. Позен представлял интересы помещиков черноземной полосы, где особенно высоко ценилась земля и преобладало барщинное хозяйство. Проект Позена выразил стремление помещиков черноземных губерний к сохранению в своих руках максимального количества земли, но вместе с тем и их незаинтересованность в полном обезземелении крестьян: сохранение крестьянского хозяйства необходимо было для обеспечения помещиков рабочими руками.  
Интересы помещиков степной полосы, относительно слабо заселенной, с преобладанием крупного помещичьего хозяйства, выражал проект известного славянофила Ю. Ф. Самарина. В этом проекте, опубликованном в Самарин предусматривал необходимость личного освобождения крестьян с землей и предоставления им гражданских прав. Но ввиду недостатка в степной полосе рабочих рук он считал необходимым установить «переходный период» сроком на 10 – 12 лет, во время которого сохранялись бы отбывание крестьянами барщинных работ за надельную землю и право вотчинной полиции за помещиком в его имении.  
Всего в период с 1856 по 1859 гг. были представлены сотни различных проектов, разнящихся по условиям освобождения крестьян, что определялось в значительной мере различием хозяйственных интересов помещиков в зависимости от конкретных местных условий. Несмотря на различия, в проектах можно выделить общие черты, объединяющие их:  
1)                стремление сохранить помещичье землевладение, власть помещиков и самодержавную монархию;  
2)                желание создать условия для предпринимательской перестройки помещичьего хозяйства;  
3)                предотвратить крестьянское восстание.  
3 января 1857 года был образован Секретный комитет «для обсуждения мер по устройству быта помещичьих крестьян» под председательством князя А.Ф. Орлова. Комитет был составлен в основном из приверженцев крепостнического строя, поэтому действовал крайне нерешительно. Но нараставшая социальная напряженность в стране заставила Александра II принять более действенные меры.  
Губернаторам были разосланы рескрипты царя, в которых предписывалось составить из числа помещиков их губерний комитеты для подготовки местных проектов «улучшения быта помещичьих крестьян». Крестьянская реформа с этого момента стала гласной, и в феврале 1858 года Секретный комитет был переименован в «Главный комитет по крестьянскому делу для рассмотрения постановлений и предположений о крепостном состоянии».  
В губернских комитетах развернулась борьба между либеральным меньшинством и крепостническим большинством, нередко принимавшая острый характер. Лишь в одном Тверском комитете преобладали либерально настроенные помещики.  
Для рассмотрения материалов, подготовленных губернскими комитетами, и подготовки закона об освобождении крестьян 4 марта 1859 года при Главном комитете были учреждены две Редакционные комиссии.  Одна комиссия должна была подготовить проект «Общего положения о крестьянах», другая - проект «Местных положений о поземельном устройстве крестьян».  
В конце августа 1859 года проект "Положений о крестьянах" Редакционными комиссиями был в основном подготовлен. В Петербург были вызваны депутаты отдельными группами от губернских комитетов для его обсуждения. Проект был подвергнут жёсткой критике. Депутаты считали установленные Редакционными комиссиями нормы крестьянских наделов завышенными а повинности за них - заниженными, настаивали на сохранении в руках дворянства всей земли и вотчинной власти помещиков. В результате в некоторых чернозёмных губерниях были понижены нормы крестьянских наделов, а в нечернозёмных, преимущественно с развитыми крестьянскими промыслами, были повышены размеры оброка и предусмотрена так называемая «переоброчка» - пересмотр размеров оброка через 20 лет после издания «Положений о крестьянах».  
В октябре 1860 года Редакционные комиссии завершили свою работу, и передали проект в Главный комитет, где он обсуждался до 14 января 1861 года. Здесь проект подвергся новым изменениям в пользу помещиков: прежде всего снова были понижены нормы крестьянских наделов в некоторых местностях, увеличен оброк в местностях, «имеющих особые промышленные выгоды».  
28 января 1861 года проект поступил на рассмотрение последней инстанции – Государственного совета. Члены Государственного совета внесли дополнение к проекту в пользу помещиков – пункт о праве помещиков предоставлять крестьянам по соглашению с ними сразу в собственность бесплатно ("в дар") четверть надела. Тем самым помещикам давалась возможность сохранить в своих руках максимум земельных угодий, а также это было рассчитано на обеспечение его дешёвой рабочей силой.  
16 февраля 1861 года в Государственном совете обсуждение проекта «Положение о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости» было завершено.  
2.                 Суть крестьянской реформы 1861 года  
19 февраля 1861 года Александр II утвердил Положения об отмене крепостного права и издал в связи с этим Манифест об освобождении крестьян от крепостной зависимости. Кроме Манифеста, были изданы Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости; Положение об устройстве дворовых людей; Положение о выкупе; Положение о губернских и уездных по крестьянским делам учреждениях; четыре местных положения о поземельном устройстве крестьян в различных губерниях России; Правила о порядке приведения в действия Положений о крестьянах.[3] (в общей сложности 17 законодательных актов). Подписание этих актов было приурочено к шестой годовщине вступления Александра II на престол.  
В тот же день, 19 февраля, был учрежден Главный комитет «об устройстве сельского состояния» под председательством великого князя Константина Николаевича, заменивший Главный комитет «по крестьянскому делу». Задачей нового комитета являлось осуществление высшего наблюдения за введением в действие «Положений» 19 февраля 1861 года, рассмотрение проектов законов в дополнение и развитие этих «Положений», изменение правового и поземельного положения других категорий крестьян (удельных и государственных), решения ряда спорных и административных дел. На местах были учреждены губернские по крестьянским делам присутствия.  
По Манифесту крестьяне сразу получали личную свободу, но полное освобождение крестьяне получали не сразу с момента обнародования Манифеста и «Положений». В течение ещё двух лет крестьяне (до 19 февраля 1863 г. — такой срок устанавливался для введения в действие «Положений») обязаны были отбывать хотя и несколько измененные, но, по сути дела, те же самые повинности, что и при крепостном праве. В интересах исправного платежа повинностей крестьяне наделялись землей в личное пользование. Эта сделка происходила при согласии на неё крестьянина и землевладельца. При отсутствии такого согласия наделение землёй осуществлялось на основе местных положений. Дворовые люди освобождались без выкупа и без земли.  
Пользуясь помещичьей землей на условиях постоянного владения, крестьяне платили помещику оброк и несли барщину. Право собственности на землю сохранялось за помещиком. Усадьбы могли быть выкуплены крестьянином, полевые угодья выкупались только по согласию с помещиком и всей общиной. Выкупной договор между помещиками и крестьянами утверждался мировым посредником (назначался Сенатом из местных дворян-помещиков). До момента выкупа усадебной земли крестьяне не имели права отказываться от полевого надела. Выкупив землю, крестьянин уже не был временно обязанным. Помещик утрачивал вотчинный надзор, а крестьянин переходил в разряд крестьян-собственников. Субъектом собственности в большинстве регионов становилась община, в некоторых районах – крестьянский двор (в этом случае крестьяне получали право наследственного распоряжения землёй). В основу выкупной суммы была положена не фактическая стоимость земли, а сумма оброка, которую помещик получал до реформы, т.е. выкупная цена земли оказалась в 1,5 раза выше рыночной. При выкупе крестьянин пользовался казённой ссудой. Ссуду бывшие крепостные получали от государства. В случае, когда крестьянин выкупал полный надел и сделка совершалась по обоюдному согласию с помещиком, государство выплачивало 75-80 % капитальной суммы, а оставшиеся 20-25 % крестьяне компенсировали либо деньгами, либо отработками. Выкупную сумму государство ежегодно взыскивало с крестьян в виде «выкупных платежей» в размере 6% от ссуды. Срок выплаты выкупных платежей был установлен в 49 лет. За своевременностью этих выплат следили полицейский и фискальный аппараты правительства. С целью кредитования реформы были образованы Крестьянский и Дворянский банки.  
При определении норм надела закон учитывал особенности природных и экономических условий. Вся территория Европейской России была разделена на три полосы – нечернозёмную, чернозёмную и степную. Каждая из этих групп в свою очередь делилась на несколько местностей с учётом качества почвы, численности населения, уровня торгово-промышленного и транспортного развития. В первых двух группах устанавливались «высшая» и «низшая» (1/3 «высшей») нормы наделов, а в степной – «указная» норма. Средний размер надела для черноземной полосы колебался от 2 до 5 десятин, в нечерноземной – от 3 до 4, в степных – до 12 десятин. Закон предусматривал отрезку от надела, если он превышал «высшую» или «указную» нормы, и прирезку, если он не достигал «низшей» нормы. Помещик не мог дать земельный надел меньше «низшей» нормы, установленной местным Положением, а крестьянин не мог требовать надела больше «высшей» нормы, предусмотренной в том же Положении. Крестьяне потеряли на отрезках 20% земли в нечернозёмной полосе , 40% земли в черноземной.  
Предусматривалось безвыкупное выделение «дарственных наделов», размеры которых могли быть меньше минимальных, установленных в положении.  
Земля предоставлялась общине, помещик давал уставную грамоту, которая определяла наделы и повинности крестьян. Землёй наделялись только лица мужского пола. Душевой надел состоял из усадьбы и пахотной земли, пастбищ и пустошей.  
Если на территории надела обнаруживались полезные ископаемые или помещик собирался там строить каналы, пристани, ирригационные сооружения, то помещик имел право потребовать принудительного обмена крестьянских наделов. Если крестьянская усадьба находилась в недопустимой близости к помещичьим строениям, то осуществлялся их перенос.  
В актах, посредством которых осуществлялась реформа, содержались положения, явно указывавшие на то, что законодатель намеревался ввести крестьянскую выкупную операцию в русло общегражданского права. Статьи 33 и 34 Общего положения подчеркивали, что крестьянин получает право приобретать в собственность недвижимое и движимое имущество (а также отчуждать его и распоряжаться им) на общих основаниях и на основе гражданских узаконений. В ст. 36 предполагалось право свободного выхода крестьянина из общины с выделением ему в частную собственность надела, «соразмерного степени его участия в приобретении земли».[4]  
В течение первых девяти лет после принятия Общего положения крестьянам было запрещено продавать или закладывать свои земельные наделы.  
Временно обязанное состояние могло быть прекращено по истечении девятилетнего срока с момента выпуска Манифеста, когда крестьянин отказывался от надела. Для остальной массы крестьян это положение потеряло силу лишь в 1883 году с изданием закона об обязательном переводе крестьянина выкуп и о прекращении временно обязанного состояния, когда все они были переведены в состояние собственников.  
Крестьяне получали право заниматься торговлей, открывать предприятия, вступать в гильдии, обращаться в суд на равных основаниях с представителями других сословий, поступать на службу, отлучаться с места жительства.  
В 1863 и 1866 гг. положения реформы были распространены на удельных и государственных крестьян. Удельные крестьяне были освобождены с несколько большим наделом, чем надел помещичьих крестьян, но и у них отрезали часть земли. На выкуп удельные крестьяне были переведены сразу. Государственные крестьяне также были освобождены от крепостной зависимости с земельным наделом. Им, как правило, сохранялся тот земельный надел, которым они пользовались ранее.  
В период «временнообязанности» крестьяне оставались обособленным в правовом отношении сословием. Крестьянская община связывала своих членов круговой порукой. Выход из общины был нелёгким. «Положение о выкупе» допускало выход крестьянина из общины, по которому необходимо было уплатить за год вперед оброк помещику, казенные, мирские и прочие сборы, погасить недоимки и т. д. Поэтому выход из общины, связанный с большими материальными расходами, могли осуществить лишь зажиточные крестьяне, а для остальных он был практически невозможен. Община могла принять решение об обязательном выкупе земли.  
Сход разрешал семейные разделы земли. Сельские общества осуществляли разверстку крестьянских наделов между крестьянскими дворами, соответственно размерам этих наделов развёрстывались подати. Сход облагал членов общины другими, местными сборами и налогами. Несколько сельских обществ должны были объединяться в административно-полицейскую единицу — волость. Волостной сход большинством решал вопросы о замене общинного землепользования участковым, о разделе земли на постоянно наследуемые участки, о переделах, об удалении из общины ее членов. В период временно обязанного существования староста являлся фактическим помощником помещика и мог налагать на виновных штрафы или подвергать их аресту. Волостной суд избирался на год и решал незначительные имущественные споры или рассматривал незначительные проступки. К недоимщикам применялись такие меры, как:  
·                      отобрание доходов с недвижимости;  
·                      отдача в работу или опеку;  
·                      принудительная продажа движимого и недвижимого имущества должника;  
·                      отобрание части или всего надела.  
3.                 Последствия отмены крепостного права  
Реформа 1861 года «ударила одним концом по барину, другим по мужику».[5] В основном реформа имела негативные последствия, как для помещиков, так и для крестьян. Основную свою цель (ликвидацию прежней системы общественно-экономических отношений) реформа не выполнила. В деревнях сохранились феодально-крепостнические пережитки, крестьянство испытывало на себе давление гнёта помещичьего и растущей буржуазии и кулачества, что тормозило развитие капитализма в России.  
Реформа не оправдала надежд крестьян на полное освобождение от крепостничества. Их наделы уменьшились по сравнению с дореформенными. В сравнении со старым оброком возросли платежи. Община фактически потеряла свои права на пользование лесами, лугами и водоемами; крестьяне оставались обособленным сословием. Крестьянство по-прежнему рассматривалось как особое сословие, существующее в особом правовом режиме, не подпадающее под действия общих правовых установлений.  Говорили об особом «крестьянском праве».  
Помещики тоже понесли потери. Крестьянская реформа ущемляла их экономические интересы:  
·                    личное освобождение крестьян ликвидировало монополию помещиков на эксплуатацию дарового крестьянского труда;  
·                    реформа заставила помещиков отдать крестьянам в собственность их надельную землю.  
Несмотря на свою непоследовательность и противоречивость, крестьянская реформа в конечном счёте явилась важнейшим историческим актом прогрессивного значения. Крестьянская реформа имела огромное значение для развития капитализма в России. Говоря о положительных последствиях реформы, можно отметить следующие:  
a)                 Освобождение крестьян дало толчок интенсивному росту рынка рабочей силы.  
b)                Предоставление крестьянам имущественных и гражданских прав благоприятствовало развитию сельскохозяйственного и промышленного предпринимательства. В результате ликвидации сословного права дворян на землю, земля стала продаваться.  
c)                 Реформа 1861 года спасла помещиков от финансового краха: государство погасило эти долги за счет вычета из выкупных платежей крестьян.  
d)                Благодаря отмене крепостного права, все россияне стали свободными, по-новому встал вопрос о конституции. Ее введение стало ближайшей целью на пути к правовому государству – такому государству, которым управляют граждане в соответствии с законом и каждый гражданин имеет в нем надежную защиту.  
e)                 В России начали строиться новые фабрики и заводы, что являлось признаком технического прогресса.  
Капиталистическая перестройка хозяйства способствовала постепенному усилению буржуазии и экономическому ослаблению дворянства, в руках которого по-прежнему находилась политическая власть. Одновременно растёт и крепнет новый класс – пролетариат.  
Естественным продолжением отмены крепостного права в России были земская (1864 г.), городская (1870 г.), судебная(1864 г.), военная(1874 г.) и другие буржуазные реформы. Их основная цель – привести государственный строй и административное управление в соответствие с новой социальной структурой, в которой многомиллионное крестьянство получило личную свободу. Они стали продуктом стремления «либеральной бюрократии» продолжить политическую модернизацию страны. Для этого требовалось приспособить самодержавие к развитию капиталистических отношений и использовать буржуазию в интересах господствующего класса.  
 
Список использованной литературы  
1.                Исаев И.А. История государства и права России в вопросах и ответах: учеб. пособие – М.: Проспект, 2009. – 240 с.  
2.                Исаев И.А. История государства и права России: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2004. – 797 с.  
3.                История государства и права России: учеб. / Под ред. Ю.П. Титова. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 544 с.  
4.                История России с древнейших времён и до наших дней: учеб. / В.А. Фёдоров, В.И. Моряков, Ю.А. Щетинов. – М.: ТК Велби, ЗАО «КноРус», 2005. – 544 с.  
5.                Смирнов С.Н. История отечественного государства и права. – М.: ЮНИТИ, Закон и право, 2009. – 334 с.  
6.                Фёдоров В.А. История России. 1861 – 1917: Учеб. для вузов. – М.: Высш.шк., 2001. – 253с.  
7.                Шатилова С.А. История отечественного государства и права. – М.: Инфра-М, 2002. – 160 с. 

Информация о работе Отмена крепостного права