Процесс образования и становления Индийского Союза

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 17:10, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучение комплекса вопросов, связанных с процессом становления основ Индийской государственности, развитие партийно-политической, государственно – правовой структуры Индии. А так же изучение комплекса вопросов, связанных с событиями в середине ХХ века. Выявление и раскрытие новых форм взаимоотношений между Индией и Англией как суверенными государствами

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 134.54 Кб (Скачать файл)

31 декабря 1947 года Индия  передала вопрос о Кашмире  на рассмотрение Совета Безопасности  ООН. Была образована Комиссия  ООН по Кашмиру, в которой  представители англо-американского  блока заняли позицию углубления  индо-пакистанских противоречий. Весной 1948 года военные действия были  прекращены, и с 1 января 1949 года  вступило в силу соглашение  о прекращении огня. Еще осенью 1947 года после отречения от  престола правителя Кашмира, его  наследник, получивший пост главы  государства в бывшем княжестве,  подписал соглашение о присоединении  Джамму и Кашмира к Индии,  которое, однако, предоставляло новой  провинции особую автономию и  оставляло открытым окончательное  решение вопроса о будущем  статусе Кашмира. События в  Кашмире и Хайдарабаде способствовали  усилению напряженности в отношениях  между двумя основными религиозными  общинами – индусов и мусульман.  Раздел Индии на два доминиона  и установление границ новых  государств сопровождались массовым  переселением индусов и сикхов  из Пакистана в Индию, а мусульман  – в Пакистан. Эти массовые  передвижения населения охватили  в основном пограничные районы  обоих государств. Из внутренних  районов Индии в Пакистан выехали  в основном лишь представители  имущей верхушки торгово-промышленной  буржуазии. Массовое переселение  индусского и мусульманского  населения вызвало резкое обострение  индусско-мусульманской розни в  обоих доминионах. Грабежи, разрушение  жилищ беженцев, массовые убийства  стали повседневным явлением. В  ответ на зверства, чинившиеся  религиозными фанатиками в Западном  Пенджабе в отношении беженцев  – индусов и сикхов, в Раджастхане, в Дели начались мусульманские погромы, распространившиеся на Бихар и некоторые другие районы Индии.

Ганди, поборник индусско-мусульманского единства, глубоко переживал происходившее. В знак протеста против мусульманских погромов он объявил голодовку. Позиция Ганди вызвала глубокое недовольство в среде индусских шовинистских кругов, группировавшихся вокруг партии Хинду маха сабха в близкой к ней военизированной религиозной организации «Раштрия сваям севак сангх». Реакционные «руги не устраивала не только позиция Ганди по проблеме индусско-мусульманских отношений, но и известная радикализация его общественно-политических взглядов, которая произошла в 40-е годы. В обстановке разгула религиозно-шовинистической пропаганды член Хинцу члаха сабха 30 января 1948 года совершил на Ганди покушение, в результате которого он скончался. Убийство Ганди вызвало всеобщее возмущенно в Индии. Общественное мнение потребовало запрещения индусских религиозно-общинных организаций. В некоторых местах произошли убийства членов этих организаций. Правительство запретило деятельность Раштрия сваям севак сангха, а Хияду маха сабха была вынуждена заявить, что прекращает политическую деятельность и переходит к культурно-просветительной работе. В ходе трагических событий января 1948 года, завершившихся гибелью национального лидера, «отца индийской нации» М.К. Ганди, был нанесен серьезный удар по позициям индусского коммунализма в стране.

Наряду с укреплением  государственного суверенитета вторая важнейшая задача заключалась в  преодолении экономических последствий  расчленения страны на два доминиона. Таким образом, фактический раздел между двумя новыми доминионами был проведен в соответствии с «Планом 3 июня», известным также как План Маунтбаттена. Граница между Индией и Пакистаном была определена на основании отчёта британской правительственной комиссии и первоначально называлась «линия Редклиффа». Пакистан возник как два не соединённых друг с другом анклава – Восточный Пакистан и Западный Пакистан, между которыми лежала Индия. Пакистан был образован из территорий, населённых преимущественно мусульманами, а Индия – преимущественно индусами. И для того, то бы закрепить за собой роль верховного атрибута на Индостанском полуострове, английские правящие круги при поддержке американских империалистов спровоцировали многочисленные конфликты между Индией и Пакистаном. Таким образом, как Индийский союз, так и Пакистан по существу, как и прежде фактически оставались колониями.

1.2 Особенности  социально-экономического развития  Индии в период независимости

Послевоенные экономические  трудности, связанные с неурожайными годами, сокращением военного производства, дефицитом некоторых видов сырья  и промышленных изделий, усугубились  разделом страны на два доминиона. К  Пакистану отошли сельскохозяйственные районы, дававшие 40% сбора хлопка, 85% джута, 40% пшеницы. В Индии сразу  же очутилась нехватка сырья для  основной отрасли промышленности –  текстильной, а также продовольствия. Вооруженный конфликт 1947–1948 годах, за которым последовала торговая война между Индией и Пакистаном в 1949–1950 годах, нанес удар по сложившимся еще в колониальный период межрайонным хозяйственным связям. Перед Индией встала задача создания собственной хлопковой и джутовой базы, в то время как перед Пакистаном – собственной текстильной промышленности. Нормализация торговых отношений между Индией и Пакистаном затруднялась также нерешенностью ряда других экономических вопросов, включая урегулирование проблемы имущества беженцев, взаимных финансовых претензий, раздела валютных резервов. Разорванными оказались единая ирригационная система и транспортная сеть: долгое время связь с Ассамом поддерживалась в основном по воздуху. В условиях сокращения снабжения текстильной промышленности сырьем, узости рынка сбыта фабрики либо закрывались, либо переходили на неполную рабочую неделю. От нехватки сырья и трудностей сбыта особенно страдало мелкое производство, ручное прядение и ткачество.

К осени 1949 года объем производства в основных отраслях промышленности составлял лишь 60–70% уровня, достигнутого в период второй мировой войны. Депрессивное состояние промышленного производства определялось не только затруднениями  на рынках сырья и готовых изделий, но и изношенностью капитального оборудования. Подобное же положение  сложилось и на транспорте, где 60% паровозного и вагонного парка  нуждалось в замене. Сокращение производства обостряло проблему занятости. В  некоторых районах безработица  среди промышленных и мануфактурных  рабочих достигла угрожающих размеров. Например, в Восточном Пенджабе численность  промышленных рабочих в 1946/47 – 1947/48 хозяйственных годах сократилась  на 1/3. Положение на рынке труда  усугубилось наплывом беженцев, численность  которых составила свыше 7 млн. человек. Нехватка промышленных товаров широкого потребления сочеталась с продовольственным  дефицитом: в первые годы после достижения независимости сельскохозяйственное производство составляло 90% довоенного уровня. Возможности варирования для индийской буржуазии на экономическом фронте крайне ограничивались господствующим положением, которое занимал иностранный, в основном английский, капитал в важнейших отраслях экономики. Согласно первой переписи иностранных капиталовложений в Индии, проведенной по данным на июнь 1948 года, было установлено, что они составляли общую сумму 3,2 млрд. рупий, из которых на Англию приходилось 72%. Под иностранным контролем находилось 97% всех капиталовложений в нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности, 93% – в резиновой, 90% – в узкоколейных железных дорогах, спичечном производстве, 89% – в джутовой промышленности, 86% – в чайно-плантационном хозяйстве, 73% – в горнодобывающей промышленности. Иностранные монополии получали ежегодно в среднем 1,2–1,5 млрд. долл. прибыли на вложенный капитал.

Постепенно были значительно  расширены посевы под джутом и  хлопчатником. Начались новые ирригационные  работы. Для освоения целинных земель в 1947 году была создана государственная  тракторная организация. Однако с гораздо  меньшим успехом была проведена  кампания по увеличению производства продовольствия. Продовольственный  дефицит не уменьшался, в 1947–1950 годах  Индия ввезла свыше 10 млн. т зерна. Несмотря на принятые меры, душевое  потребление основных продовольственных  товаров продолжало сокращаться. В 1948 году в городах было введено  рационирование важнейших продовольственных  товаров. Разгул спекуляции продовольствием  и предметами первой необходимости  тяжело сказался на бюджетах семей  рабочих, ремесленников, мелких и средних  служащих, низших прослоек предпринимателей. В то же время путем спекулятивных  сделок создавались громадные состояния  – усилился процесс первоначального  накопления.

Известная стабилизация к 1949 году экономического положения в  стране стимулировала перевод денежных накоплений имущих классов в промышленное предпринимательство. Несмотря на продолжавшееся сокращение текстильного производства, наметился рост продукции в некоторых  отраслях тяжелой промышленности что было связано с оживлением гражданского и промышленного строительства. Началось обновление подвижного состава на железных дорогах и станочного парка на фабрично-заводских предприятиях путем довольно значительного увеличения ввоза капитального оборудования.

Импорт машин в первые годы независимости в большой  степени покрывался средствами из образовавшихся в период войны стерлинговых авуаров  Индии, составлявших в 1947 году общую  сумму в 15 млрд. рупий. По англо-индийскому финансовому соглашению, подписанному в июле 1948 года, 5 млрд. рупии списывалось  на уплату за военное имущество, пенсии английским чиновникам и другие, а  оставшиеся 10 млрд. обеспечили для английской промышленности рынок сбыта капитального оборудования, которое шло на модернизацию и расширение промышленных мощностей  Индии. Англо-индийское соглашение на какое-то время усилило влияние  английских монополий на ход экономического развития страны, однако не предотвратило  проникновения в Индию конкурирующих  монополий, а также не препятствовало укреплению национальной буржуазии. Индийская  буржуазия, слабая в финансовом и  особенно в техническом отношении, создавала новые отрасли производства в основном на базе соглашений с  иностранным капиталом в форме  смешанных компаний. За первые три  года независимости было создано 88 смешанных компаний – в автосборочном, тракторосборочном, велосипедном и  других производствах. Правительство  стимулировало частное предпринимательство, введя покровительственные таможенные тарифы, известные ограничения в  деятельности иностранного частного капитала. Для финансирования промышленного  строительства в 1948 году была создана  государственная промышленно-финансовая корпорация с капиталом 100 млн. рупий. Наиболее полно принципы экономической  политики правительства доминиона  Индийский Союз были изложены в Декларации о промышленной политике, оглашенной Джавахарлалом Неру в Учредительном собрании в апреле 1948 года. В этом программном документе был зафиксирован курс на развитие так называемой смешанной экономики путем зарезервирования за государством определенных сфер предпринимательства. Монополией государства объявлялись производство вооружений и атомной энергии, а также железные дороги. В группе отраслей тяжелой промышленности, включая черную металлургию, угольную и нефтяную промышленность, а также самолетостроение и некоторые другие виды машиностроения, государство резервировало за собой исключительное право на создание новых предприятий. Наконец, объектом государственного регулирования и планирования были объявлены еще 17 важнейших отраслей тяжелой и легкой промышленности.

Курс на государственный  капитализм проявился и в национализации 1 июля 1948 года Резервного банка Индии, и в принятии в 1949 году Закона о  банках, усилившего правительственный  контроль за деятельностью частных акционерных банков. На государственный сектор, образованный на базе бывшей собственности колониального правительства, в 1948 году приходилось лишь 6% всего промышленного производства. Как бы ни были ограничены первые госкапиталистические мероприятия правительства Неру, его экономическая политика радикально отличалась от политики колониальных властей. Таким образом, принятые в 1948, а затем в 1956 опубликованные правительственные декларации, определяли политику государства в области промышленного строительства. Основные отрасли тяжёлой и энергетической промышленности объявлялись исключительной или преимущественной сферой государственного предпринимательства. Национализированные в связи с этим транспорт, средства связи, два крупнейших банка, страховые компании, а также предприятия металлургической, металлообрабатывающей, энергетической, химической и других отраслей промышленности, гидроэнергетические и оросительные системы, строительство которых развернулось с середине 50-х годах составили основу государственного сектора. Одновременно государство оказывало финансовую и организационную поддержку частному предпринимательству. Наиболее полным выражением государственно-капиталистической политики стали пятилетние планы экономического развития, определяющие развитие государственного сектора и способствующие индустриализации Индии.

Колониальная структура  индийской экономики, засилье иностранного капитала определили и место Индии  в системе международного разделения труда. По-прежнему Индия представляла аграрно-сырьевой придаток развитых капиталистических  стран, прежде всего Англии: в 1946/47 годах 60% всей стоимости импорта составили  продовольственные и промышленные товары широкого потребления, а 52% экспорта – сырье и продовольствие. Раздел страны в целом обострил противоречия экономического развития Индии, определявшиеся колониальной структурой ее народного  хозяйства. Впервые годы после достижения независимости Индия по-прежнему представляла отсталую аграрную страну, в экономической структуре которой  господствовали докапиталистические  уклады. По данным о национальном доходе на 1948/49 г., на сельское хозяйство приходилось 48,1%, кустарное и ремесленное производство – 11,5 и фабрично-заводскую промышленность – 8,3%. Господство феодальных пережитков в системе землевладения и  землепользовании, средневековый уровень  технической оснащенности сельского  хозяйства обусловили один из самых  низких в мире уровней производительности труда. На одном из последних мест в мире находилась Индия и по уровню национального дохода на душу населения, составлявшего в 1948 года 246 рупий. Это  было в 10 раз меньше, чем в Англии, и в 20 раз меньше, чем в США. В то время как экономическая  мощь индийской национальной буржуазии, в особенности её монополистической  верхушки, возросла, материальное положение  трудящихся масс улучшилось весьма незначительно  по сравнению с колониальным периодом. Основным внутренним источником финансирования планов экономического развития было всё возрастающее прямое и косвенное  налогообложение.

Перед молодым индийским  государством встала грандиозная задача преодоления вековой отсталости и создания многоотраслевой современной  экономики. В первые годы после достижения независимости усилия правительства  в экономической области были в основном направлены на преодоление  последствий раздела страны.

1.3 Характерные  черты внутренней и внешней  политики правительства доминиона

Правительство Неру установило дружественные отношения с СССР и другими социалистическими  странами, одним из первых признало КНР. Вместе с тем в эти годы во внешней политике Индии наблюдались  известные колебания и непоследовательность, что объяснялось как внутриполитическим положением Индии, так и в особенности  давлением со стороны бывшей метрополии, сохранявшей значительное экономическое  и политическое влияние в стране. Так, Индия, поддержавшая правительство Хо Ши Мина, в еще большей степени принципы национального суверенитета проводились во внешней политике правительства доминиона. Еще 7 сентября 1946 году временное правительство колониальной Индии заявило о нейтралитете Индии и не вхождении в военные блоки. Принципы мира и позитивного нейтралитета получили свое дальнейшее и полное развитие после достижения страной независимости. Активизации внешней политики Индии способствовало то обстоятельство, что страна не переживала периода дипломатической изоляции: к началу 1950 года Индия установила дипломатические отношения с 39 государствами.

На съезде правящей партии Национальный конгресс в Джайпуре в специальной резолюции были определены принципы внешней политики Индии: антиколониализм, мир и нейтралитет, неучастие в военных блоках. Индийские представители в ООН выступили с инициативой передачи подмандатных территорий в опеку ООН. Антиколониальная линия во внешней политике Индии особенно ярко проявилась в борьбе, которую вели ее представители в органах ООН против расовой дискриминации в Южной Африке. Первой попыткой со стороны Индии установить разносторонние контакты с азиатскими странами было проведение в 1947 году в Дели Межазиатской конференции, в которой участвовали представители 32 государств. Однако отсутствие общей политической платформы весьма ограничило ее позитивные результаты. На проведенной в 1949 году в Дели международной конференции по индонезийскому вопросу Индия ограничилась поддержкой решений ООН, которая фактически не оказала никакой помощи национальным силам в борьбе с колониализмом. В эти же годы Индия предприняла попытку опереться на США, рассчитывая на американское финансовое и техническое содействие процессу индустриализации страны. Неру рассчитывал также путем расширения индийско-американских связей несколько ослабить английское давление на Индию. С этой целью он предпринял продолжавшуюся с 11 октября по 7 ноября 1949 года поездку в США. Хотя попытка добиться политического сближения и не удалась, американская политика в Индии объективно способствовала установлению в последующие годы широкого индо-американского экономического сотрудничества и привлечению в Индию американского капитала.

Информация о работе Процесс образования и становления Индийского Союза