31 декабря 1947 года Индия
передала вопрос о Кашмире
на рассмотрение Совета Безопасности
ООН. Была образована Комиссия
ООН по Кашмиру, в которой
представители англо-американского
блока заняли позицию углубления
индо-пакистанских противоречий. Весной
1948 года военные действия были
прекращены, и с 1 января 1949 года
вступило в силу соглашение
о прекращении огня. Еще осенью
1947 года после отречения от
престола правителя Кашмира, его
наследник, получивший пост главы
государства в бывшем княжестве,
подписал соглашение о присоединении
Джамму и Кашмира к Индии,
которое, однако, предоставляло новой
провинции особую автономию и
оставляло открытым окончательное
решение вопроса о будущем
статусе Кашмира. События в
Кашмире и Хайдарабаде способствовали
усилению напряженности в отношениях
между двумя основными религиозными
общинами – индусов и мусульман.
Раздел Индии на два доминиона
и установление границ новых
государств сопровождались массовым
переселением индусов и сикхов
из Пакистана в Индию, а мусульман
– в Пакистан. Эти массовые
передвижения населения охватили
в основном пограничные районы
обоих государств. Из внутренних
районов Индии в Пакистан выехали
в основном лишь представители
имущей верхушки торгово-промышленной
буржуазии. Массовое переселение
индусского и мусульманского
населения вызвало резкое обострение
индусско-мусульманской розни в
обоих доминионах. Грабежи, разрушение
жилищ беженцев, массовые убийства
стали повседневным явлением. В
ответ на зверства, чинившиеся
религиозными фанатиками в Западном
Пенджабе в отношении беженцев
– индусов и сикхов, в Раджастхане,
в Дели начались мусульманские погромы,
распространившиеся на Бихар и некоторые
другие районы Индии.
Ганди, поборник индусско-мусульманского
единства, глубоко переживал происходившее.
В знак протеста против мусульманских
погромов он объявил голодовку. Позиция
Ганди вызвала глубокое недовольство
в среде индусских шовинистских кругов,
группировавшихся вокруг партии Хинду
маха сабха в близкой к ней военизированной
религиозной организации «Раштрия сваям
севак сангх». Реакционные «руги не устраивала
не только позиция Ганди по проблеме индусско-мусульманских
отношений, но и известная радикализация
его общественно-политических взглядов,
которая произошла в 40-е годы. В обстановке
разгула религиозно-шовинистической пропаганды
член Хинцу члаха сабха 30 января 1948 года
совершил на Ганди покушение, в результате
которого он скончался. Убийство Ганди
вызвало всеобщее возмущенно в Индии.
Общественное мнение потребовало запрещения
индусских религиозно-общинных организаций.
В некоторых местах произошли убийства
членов этих организаций. Правительство
запретило деятельность Раштрия сваям
севак сангха, а Хияду маха сабха была
вынуждена заявить, что прекращает политическую
деятельность и переходит к культурно-просветительной
работе. В ходе трагических событий января
1948 года, завершившихся гибелью национального
лидера, «отца индийской нации» М.К. Ганди,
был нанесен серьезный удар по позициям
индусского коммунализма в стране.
Наряду с укреплением
государственного суверенитета вторая
важнейшая задача заключалась в
преодолении экономических последствий
расчленения страны на два доминиона.
Таким образом, фактический раздел между
двумя новыми доминионами был проведен
в соответствии с «Планом 3 июня», известным
также как План Маунтбаттена. Граница
между Индией и Пакистаном была определена
на основании отчёта британской правительственной
комиссии и первоначально называлась
«линия Редклиффа». Пакистан возник как
два не соединённых друг с другом анклава –
Восточный Пакистан и Западный Пакистан,
между которыми лежала Индия. Пакистан
был образован из территорий, населённых
преимущественно мусульманами, а Индия –
преимущественно индусами. И для того,
то бы закрепить за собой роль верховного
атрибута на Индостанском полуострове,
английские правящие круги при поддержке
американских империалистов спровоцировали
многочисленные конфликты между Индией
и Пакистаном. Таким образом, как Индийский
союз, так и Пакистан по существу, как и
прежде фактически оставались колониями.
1.2 Особенности
социально-экономического развития
Индии в период независимости
Послевоенные экономические
трудности, связанные с неурожайными
годами, сокращением военного производства,
дефицитом некоторых видов сырья
и промышленных изделий, усугубились
разделом страны на два доминиона. К
Пакистану отошли сельскохозяйственные
районы, дававшие 40% сбора хлопка, 85%
джута, 40% пшеницы. В Индии сразу
же очутилась нехватка сырья для
основной отрасли промышленности –
текстильной, а также продовольствия.
Вооруженный конфликт 1947–1948 годах,
за которым последовала торговая война
между Индией и Пакистаном в 1949–1950 годах,
нанес удар по сложившимся еще в колониальный
период межрайонным хозяйственным связям.
Перед Индией встала задача создания собственной
хлопковой и джутовой базы, в то время
как перед Пакистаном – собственной текстильной
промышленности. Нормализация торговых
отношений между Индией и Пакистаном затруднялась
также нерешенностью ряда других экономических
вопросов, включая урегулирование проблемы
имущества беженцев, взаимных финансовых
претензий, раздела валютных резервов.
Разорванными оказались единая ирригационная
система и транспортная сеть: долгое время
связь с Ассамом поддерживалась в основном
по воздуху. В условиях сокращения снабжения
текстильной промышленности сырьем, узости
рынка сбыта фабрики либо закрывались,
либо переходили на неполную рабочую неделю.
От нехватки сырья и трудностей сбыта
особенно страдало мелкое производство,
ручное прядение и ткачество.
К осени 1949 года объем производства
в основных отраслях промышленности
составлял лишь 60–70% уровня, достигнутого
в период второй мировой войны. Депрессивное
состояние промышленного производства
определялось не только затруднениями
на рынках сырья и готовых изделий,
но и изношенностью капитального
оборудования. Подобное же положение
сложилось и на транспорте, где 60%
паровозного и вагонного парка
нуждалось в замене. Сокращение производства
обостряло проблему занятости. В
некоторых районах безработица
среди промышленных и мануфактурных
рабочих достигла угрожающих размеров.
Например, в Восточном Пенджабе численность
промышленных рабочих в 1946/47 – 1947/48
хозяйственных годах сократилась
на 1/3. Положение на рынке труда
усугубилось наплывом беженцев, численность
которых составила свыше 7 млн. человек.
Нехватка промышленных товаров широкого
потребления сочеталась с продовольственным
дефицитом: в первые годы после достижения
независимости сельскохозяйственное
производство составляло 90% довоенного
уровня. Возможности варирования для
индийской буржуазии на экономическом
фронте крайне ограничивались господствующим
положением, которое занимал иностранный,
в основном английский, капитал в важнейших
отраслях экономики. Согласно первой переписи
иностранных капиталовложений в Индии,
проведенной по данным на июнь 1948 года,
было установлено, что они составляли
общую сумму 3,2 млрд. рупий, из которых
на Англию приходилось 72%. Под иностранным
контролем находилось 97% всех капиталовложений
в нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей
промышленности, 93% – в резиновой, 90% –
в узкоколейных железных дорогах, спичечном
производстве, 89% – в джутовой промышленности,
86% – в чайно-плантационном хозяйстве,
73% – в горнодобывающей промышленности.
Иностранные монополии получали ежегодно
в среднем 1,2–1,5 млрд. долл. прибыли на вложенный
капитал.
Постепенно были значительно
расширены посевы под джутом и
хлопчатником. Начались новые ирригационные
работы. Для освоения целинных земель
в 1947 году была создана государственная
тракторная организация. Однако с гораздо
меньшим успехом была проведена
кампания по увеличению производства
продовольствия. Продовольственный
дефицит не уменьшался, в 1947–1950 годах
Индия ввезла свыше 10 млн. т зерна.
Несмотря на принятые меры, душевое
потребление основных продовольственных
товаров продолжало сокращаться. В
1948 году в городах было введено
рационирование важнейших продовольственных
товаров. Разгул спекуляции продовольствием
и предметами первой необходимости
тяжело сказался на бюджетах семей
рабочих, ремесленников, мелких и средних
служащих, низших прослоек предпринимателей.
В то же время путем спекулятивных
сделок создавались громадные состояния
– усилился процесс первоначального
накопления.
Известная стабилизация к 1949
году экономического положения в
стране стимулировала перевод денежных
накоплений имущих классов в промышленное
предпринимательство. Несмотря на продолжавшееся
сокращение текстильного производства,
наметился рост продукции в некоторых
отраслях тяжелой промышленности что
было связано с оживлением гражданского
и промышленного строительства. Началось
обновление подвижного состава на железных
дорогах и станочного парка на фабрично-заводских
предприятиях путем довольно значительного
увеличения ввоза капитального оборудования.
Импорт машин в первые
годы независимости в большой
степени покрывался средствами из образовавшихся
в период войны стерлинговых авуаров
Индии, составлявших в 1947 году общую
сумму в 15 млрд. рупий. По англо-индийскому
финансовому соглашению, подписанному
в июле 1948 года, 5 млрд. рупии списывалось
на уплату за военное имущество, пенсии
английским чиновникам и другие, а
оставшиеся 10 млрд. обеспечили для английской
промышленности рынок сбыта капитального
оборудования, которое шло на модернизацию
и расширение промышленных мощностей
Индии. Англо-индийское соглашение
на какое-то время усилило влияние
английских монополий на ход экономического
развития страны, однако не предотвратило
проникновения в Индию конкурирующих
монополий, а также не препятствовало
укреплению национальной буржуазии. Индийская
буржуазия, слабая в финансовом и
особенно в техническом отношении,
создавала новые отрасли производства
в основном на базе соглашений с
иностранным капиталом в форме
смешанных компаний. За первые три
года независимости было создано 88
смешанных компаний – в автосборочном,
тракторосборочном, велосипедном и
других производствах. Правительство
стимулировало частное предпринимательство,
введя покровительственные таможенные
тарифы, известные ограничения в
деятельности иностранного частного капитала.
Для финансирования промышленного
строительства в 1948 году была создана
государственная промышленно-финансовая
корпорация с капиталом 100 млн. рупий.
Наиболее полно принципы экономической
политики правительства доминиона
Индийский Союз были изложены в Декларации
о промышленной политике, оглашенной
Джавахарлалом Неру в Учредительном собрании
в апреле 1948 года. В этом программном документе
был зафиксирован курс на развитие так
называемой смешанной экономики путем
зарезервирования за государством определенных
сфер предпринимательства. Монополией
государства объявлялись производство
вооружений и атомной энергии, а также
железные дороги. В группе отраслей тяжелой
промышленности, включая черную металлургию,
угольную и нефтяную промышленность, а
также самолетостроение и некоторые другие
виды машиностроения, государство резервировало
за собой исключительное право на создание
новых предприятий. Наконец, объектом
государственного регулирования и планирования
были объявлены еще 17 важнейших отраслей
тяжелой и легкой промышленности.
Курс на государственный
капитализм проявился и в национализации
1 июля 1948 года Резервного банка Индии,
и в принятии в 1949 году Закона о
банках, усилившего правительственный
контроль за деятельностью частных акционерных
банков. На государственный сектор, образованный
на базе бывшей собственности колониального
правительства, в 1948 году приходилось
лишь 6% всего промышленного производства.
Как бы ни были ограничены первые госкапиталистические
мероприятия правительства Неру, его экономическая
политика радикально отличалась от политики
колониальных властей. Таким образом,
принятые в 1948, а затем в 1956 опубликованные
правительственные декларации, определяли
политику государства в области промышленного
строительства. Основные отрасли тяжёлой
и энергетической промышленности объявлялись
исключительной или преимущественной
сферой государственного предпринимательства.
Национализированные в связи с этим транспорт,
средства связи, два крупнейших банка,
страховые компании, а также предприятия
металлургической, металлообрабатывающей,
энергетической, химической и других отраслей
промышленности, гидроэнергетические
и оросительные системы, строительство
которых развернулось с середине 50-х годах
составили основу государственного сектора.
Одновременно государство оказывало финансовую
и организационную поддержку частному
предпринимательству. Наиболее полным
выражением государственно-капиталистической
политики стали пятилетние планы экономического
развития, определяющие развитие государственного
сектора и способствующие индустриализации
Индии.
Колониальная структура
индийской экономики, засилье иностранного
капитала определили и место Индии
в системе международного разделения
труда. По-прежнему Индия представляла
аграрно-сырьевой придаток развитых капиталистических
стран, прежде всего Англии: в 1946/47 годах
60% всей стоимости импорта составили
продовольственные и промышленные
товары широкого потребления, а 52% экспорта
– сырье и продовольствие. Раздел
страны в целом обострил противоречия
экономического развития Индии, определявшиеся
колониальной структурой ее народного
хозяйства. Впервые годы после достижения
независимости Индия по-прежнему
представляла отсталую аграрную страну,
в экономической структуре которой
господствовали докапиталистические
уклады. По данным о национальном доходе
на 1948/49 г., на сельское хозяйство приходилось
48,1%, кустарное и ремесленное производство
– 11,5 и фабрично-заводскую промышленность
– 8,3%. Господство феодальных пережитков
в системе землевладения и
землепользовании, средневековый уровень
технической оснащенности сельского
хозяйства обусловили один из самых
низких в мире уровней производительности
труда. На одном из последних мест
в мире находилась Индия и по уровню
национального дохода на душу населения,
составлявшего в 1948 года 246 рупий. Это
было в 10 раз меньше, чем в Англии,
и в 20 раз меньше, чем в США.
В то время как экономическая
мощь индийской национальной буржуазии,
в особенности её монополистической
верхушки, возросла, материальное положение
трудящихся масс улучшилось весьма незначительно
по сравнению с колониальным периодом.
Основным внутренним источником финансирования
планов экономического развития было
всё возрастающее прямое и косвенное
налогообложение.
Перед молодым индийским
государством встала грандиозная задача
преодоления вековой отсталости
и создания многоотраслевой современной
экономики. В первые годы после достижения
независимости усилия правительства
в экономической области были
в основном направлены на преодоление
последствий раздела страны.
1.3 Характерные
черты внутренней и внешней
политики правительства доминиона
Правительство Неру установило
дружественные отношения с СССР
и другими социалистическими
странами, одним из первых признало
КНР. Вместе с тем в эти годы
во внешней политике Индии наблюдались
известные колебания и непоследовательность,
что объяснялось как внутриполитическим
положением Индии, так и в особенности
давлением со стороны бывшей метрополии,
сохранявшей значительное экономическое
и политическое влияние в стране.
Так, Индия, поддержавшая правительство
Хо Ши Мина, в еще большей степени принципы
национального суверенитета проводились
во внешней политике правительства доминиона.
Еще 7 сентября 1946 году временное правительство
колониальной Индии заявило о нейтралитете
Индии и не вхождении в военные блоки.
Принципы мира и позитивного нейтралитета
получили свое дальнейшее и полное развитие
после достижения страной независимости.
Активизации внешней политики Индии способствовало
то обстоятельство, что страна не переживала
периода дипломатической изоляции: к началу
1950 года Индия установила дипломатические
отношения с 39 государствами.
На съезде правящей партии
Национальный конгресс в Джайпуре в специальной
резолюции были определены принципы внешней
политики Индии: антиколониализм, мир
и нейтралитет, неучастие в военных блоках.
Индийские представители в ООН выступили
с инициативой передачи подмандатных
территорий в опеку ООН. Антиколониальная
линия во внешней политике Индии особенно
ярко проявилась в борьбе, которую вели
ее представители в органах ООН против
расовой дискриминации в Южной Африке.
Первой попыткой со стороны Индии установить
разносторонние контакты с азиатскими
странами было проведение в 1947 году в Дели
Межазиатской конференции, в которой участвовали
представители 32 государств. Однако отсутствие
общей политической платформы весьма
ограничило ее позитивные результаты.
На проведенной в 1949 году в Дели международной
конференции по индонезийскому вопросу
Индия ограничилась поддержкой решений
ООН, которая фактически не оказала никакой
помощи национальным силам в борьбе с
колониализмом. В эти же годы Индия предприняла
попытку опереться на США, рассчитывая
на американское финансовое и техническое
содействие процессу индустриализации
страны. Неру рассчитывал также путем
расширения индийско-американских связей
несколько ослабить английское давление
на Индию. С этой целью он предпринял продолжавшуюся
с 11 октября по 7 ноября 1949 года поездку
в США. Хотя попытка добиться политического
сближения и не удалась, американская
политика в Индии объективно способствовала
установлению в последующие годы широкого
индо-американского экономического сотрудничества
и привлечению в Индию американского капитала.