Процесс образования и становления Индийского Союза

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 17:10, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучение комплекса вопросов, связанных с процессом становления основ Индийской государственности, развитие партийно-политической, государственно – правовой структуры Индии. А так же изучение комплекса вопросов, связанных с событиями в середине ХХ века. Выявление и раскрытие новых форм взаимоотношений между Индией и Англией как суверенными государствами

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 134.54 Кб (Скачать файл)

Положительные изменения  в программных установках и тактике  индийских коммунистов способствовали дальнейшему развертыванию массового  движения в стране. Работа коммунистов  и сотрудничавших с ними демократов в массовых организациях трудящихся была несколько облегчена в результате того, что в середине 1950 году наметился  известный поворот во внутренней политике правительства Неру к большей  демократизации общественной жизни. С  лета 1950 года начали постепенно освобождать  из тюрем арестованных коммунистов, осенью того же года был снят запрет с деятельности компартии и некоторых массовых организаций в штате Мадрас, а с января следующего года – в штате Западная Бенгалия. Активизировалась деятельность руководимых коммунистами крестьянских союзов, в особенности после легализации в августе 1951 года. Всеиндийского кисан сабха. За короткий срок в его рядах снова оказалось свыше 800 тыс. человек. Наряду с местными отделениями Всеиндийского крестьянского союза, находившегося под руководством коммунистов, в деревне в конце 40-х – начале 50-х годов действовали также другие крестьянские организации. В шести штатах были созданы кисан сабха, руководимые социалистами, но подлинно массовыми они были лишь в двух штатах – Бихаре и Уттар Прадеше. В марте 1949 года провинциальные кисан сабха были объединены в общеиндийскую организацию – Индийский крестьянский совет. Несколько позднее Хинд кисан панчаят слился с крестьянскими организациями, руководимыми крестьянскими демократами С.С. Сарасвати, Я. Шармой и другими, образовав Самъюкта кисан сабха. Основное влияние этого союза распространялось на Бихар, Уттар Прадеш, отдельные округа Западной Бенгалии и других штатов. Национальный конгресс в своей работе в деревне в основном опирался на местные партийные организации, а также на созданный еще во время войны Н.Г. Рангой Национальный крестьянский конгресс. Он ориентировался на зажиточную верхушку крестьянства и наибольшим влиянием пользовался на юге страны. Индийская крестьянская конференция поддерживала аграрную политику Национального конгресса.

Основным направлением организованного  крестьянского движения была борьба за скорейшее осуществление и  радикализацию обсуждавшихся в законодательных собраниях штатов законопроектов об отмене системы заминдари. Во всех штатах проходили массовые митинги и демонстрации, составлялись и направлялись в органы законодательной и исполнительной власти петиции, содержавшие требования крестьян. Массовые выступления крестьян нередко заканчивались столкновениями с полицией. Наряду с борьбой крестьянства за землю вторым важнейшим направлением как организованного, так и стихийного крестьянского движения была борьба за улучшение условий аренды. В предвидении аграрных реформ помещики-заминдары стали проводить массовый сгон с земли арендаторов с правами постоянной аренды, чтобы расширить площадь земель, сдававшихся в аренду издольщикам. Эти земли по законам об аграрной реформе сохранялись за землевладельцами. Сопротивление крестьян перерастало в вооруженные столкновения с помещиками, и поэтому в некоторых штатах местные правительства издали специальные указы, запрещавшие заминдарам сгон с земли крестьян-арендаторов. Под давленном выступлений крестьян-издолыциков, самой бесправной и эксплуатируемой части арендаторов, в большинстве штатов в конце 40-х – начале 50-х годов были приняты законы, регулировавшие арендные отношения: устанавливались максимальные ставки платы, ограничивавшие право землевладельца на сгон арендатора с арендуемого участка. Однако это законодательство почти не было осуществлено вследствие сопротивления землевладельцев, связанных с местным административно-налоговым аппаратом, а также слабой политической организованностью, низким уровнем классового сознания массы крестьян-арендаторов. Поэтому кисан сабха, руководимые коммунистами, повсюду проводили массовые агитационные кампании и другие формы работы среди арендаторов с целью информировать их о принятом арендном законодательстве и поднять на борьбу за ограничение феодальной эксплуатации. В отдельных районах страны началась организованная борьба сельскохозяйственных рабочих, направляемая специально созданными союзами, которые выступили с требованиями повышения поденной заработной платы и улучшения условий труда. Однако борьба сельского пролетариата носила локальный и ограниченный характер и занимала весьма незначительное место в общем потоке аграрного движения. В рабочем движении начала 50-х годов наряду с экономическими стачками, направленными против капиталистической рационализации и за повышение заработной платы, важное значение имели выступления профсоюзов за соблюдение предпринимателями законов о труде, изданных в 1948 году. В деятельности профсоюзов все большее место стали занимать вопросы отношений с предпринимателями и правительственными органами, контролировавшими осуществление рабочего законодательства. В 1950 году был опубликован законопроект, фактически устанавливавший правительственный контроль над деятельностью профсоюзов, однако его проведение было сорвано вследствие мощного протеста организованного рабочего класса.

На развитии стачечной  борьбы в эти годы отрицательно сказалось  тяжелое продовольственное положение, сложившееся в стране в 1951–1953 года, рост дороговизны: в условиях серьезных  материальных лишений рабочим было трудно проводить длительные стачки. Поэтому наблюдались значительные колебания в общем числе потерянных рабочих дней – от 13 ашн. в 1950 году до 3–4 млн. в 1951–1954 года. Отрицательно на борьбе рабочего класса сказался также раскол профсоюзного движения и левосектантский уклон в работе профсоюзов, руководимых коммунистами. Несмотря на серьезные трудности объективного и субъективного характера, массовые выступления рабочих, крестьян, мелкой городской буржуазии оказали влияние на исход первых всеобщих выборов, явившихся важным событием внутриполитической жизни Индии после провозглашения республики.

Первые всеобщие выборы в  такой обширной стране, как Индия, не обладавшей к тому же ни достаточным  административным персоналом, ни опытом буржуазного парламентаризма, проводились  не одновременно. Они проходили с 25 октября 1951 по 24 февраля 1952 года. Развернувшаяся в 1951 году предвыборная кампания способствовала активизации различных политических организаций и выявила расстановку  социально-политических сил. Уже накануне выборов было очевидно, что в своей популярности среди массы избирателей, впервые шедших к избирательным урнам, Национальный конгресс далеко опередил все другие политические организации. Это определялось как исторической ролью Конгресса, приведшего национальную революцию к победе, его положением правящей партии, так и своеобразием Конгресса как массовой политической организации. Национальный конгресс, оставаясь крупнейшей и наиболее влиятельной партией национальной буржуазии, в значительной мере сохранял характер общенациональной организации, опиравшейся на широкие слои городской мелкой буржуазии и крестьянство. В программных установках и тактической линии партии учитывались, прежде всего, интересы этих классов. В руководстве конгрессистских организаций также были представлены различные мелкобуржуазные слои. Эти особенности организационно-политической структуры Конгресса как партии весьма способствовали сохранению его массовой базы. Национальный конгресс находился как бы в центре спектра политической жизни Индии, правую часть которого образовали различные партии феодальной и коммуналистической реакции. Наиболее влиятельными среди них были Рам раджья паришад, созданное бывшими князьями, Хинду маха сабха – старейшая организация индусского коммунализма и возникший накануне выборов Джан сангх, опиравшийся в основном на индусскую торговую буржуазию и шовинистически настроенную часть городских средних слоев

Эти, а также другие организации  правой оппозиции в основном представляли интересы феодально-помещичьих и торгово-ростовщических слоев в индийском обществе. На левом фланге находилась успешно  восстанавливавшая свое влияние  Компартия Индии, революционно-демократические  партии «Форвард блок», Революционно-социалистическая, Рабоче-крестьянская партия Махараштры и некоторые другие. Революционно-демократические партии действовали в пределах отдельных штатов и не имели общеиндийского характера. В их идеологии элементы марксизма своеобразно сочетались с мелкобуржуазным социализмом и гандизмом. Своего рода «левый центр» состоял из мелкобуржуазных Социалистической партии и Кисан маздур праджа партии. Для политики этих партий, на идеологию которых значительное влияние оказала западная социал-демократия, весьма характерными были антикоммунизм и враждебность к социалистическим странам.

Всего в предвыборной борьбе приняло участие около 80 политических партий. В партийно-политической структуре  Индии, для которой характерно: множество  организаций с ограниченным влиянием в пределах одного штата или даже отдельных районов внутри штата; сложное переплетение революционно-демократической  и буржуазно-националистической идеологии  и политики; слабая расчлененность буржуазных и мелкобуржуазных интересов; значительная роль религиозных, кастовых и региональных моментов в возникновении  и деятельности политических организаций, достаточно адекватно отражалась социально-классовая  структура индийского общества, переходного  по своему типу, в котором основное место занимают мелкобуржуазные  слои и группы, наличествуют классы, представляющие разлагающийся феодальный уклад. На политическую жизнь Индии  налагала отпечаток специфика самой  формирующейся индийской буржуазии, основные группы которой состоят  из мелких предпринимателей, часто  представляющих местные, национальные и региональные интересы, а также  значительная роль таких традиционных социальных институтов, как каста  и религия. Накануне выборов правосоциалистические  лидеры рассчитывали на то, что им удастся  ликвидировать своего рода политическую монополию Конгресса и создать  в стране сильную оппозицию, претендующую на власть. Однако действительность опрокинула эти расчеты. Выборы показали, что  основная масса избирателей пошла  за Конгрессом, а в качестве основной оппозиции Конгрессу слева выступила  компартия в блоке с некоторыми революционно – демократическими партиями. Коммунистам удалось создать  единый фронт в некоторых штатах: Западной Бенгалии, Бихаре, Ориссе, Мадрасе и Траванкур-Кочине. Правосоциалистические партии, а также партии коммуналистской реакции потерпели крупное поражение. На выборах в парламент Национальный конгресс получил 44,5% голосов и 74,3% мест, компартия и ее союзники – 6,7% голосов и около 10% мест. Правые социалисты собрали 12,6% голосов, но получили менее 5% мест, а три реакционные партии – Хинду маха сабха, Рам раджья паришад и Джан сангх получили лишь 4,8% голосов и 10 мест. Таким образом, Конгресс получил возможность сформировать однопартийные правительства в центре и штатах. Масса избирателей шла за партией Ганди и Неру, веря в выполнение ею программы социально-экономических преобразований, изложенных в избирательной программе. В целом выборы показали определенную левую ориентацию общественного мнения страны. Компартия, насчитывавшая около 30 тыс. членов, получила поддержку около 6 млн. избирателей. Особенно сильные позиции она завоевала в Западной Бенгалии и в южных штатах – Мадрасе, Хайдарабаде, Травашкур-Кочине, аде ее базой были массовые крестьянские организации.

Выборы дали в руки правящей партии мандат на проведение программы  экономических и социальных реформ, направленных на перестройку колониально-феодальной структуры.

 

2.2 Процесс преобразования  социально-экономической политики

Первым важнейшим шагом  в области экономической политики, направленной на капиталистическую  трансформацию унаследованного  от колониального периода экономического строя, было проведение с конца 40-х  – начала 50-х годов аграрных реформ. Конгресс еще в своем избирательном  манифесте 1946 году объявил об уничтожении  всех «посредников» между государством и земледельцем. Однако под системой «посредничества» понималось не вообще феодально-помещичье землевладение, а землевладение типа заминдари. Наряду с осуществлением законов об отмене системы заминдари были проведены некоторые другие меры, ускоряющие переход всех полуфеодальных помещиков к ведению капиталистического хозяйства. Одной из них была разработка законов об установлении максимума землевладения. Однако в течение первых 6 лет после достижения независимости этот вопрос оставался как бы отодвинутым на задний план в связи с проведением реформы системы заминдари. В 1953 году вопрос о максимуме земельного владения вновь был поставлен на повестку дня. Установление максимума землевладения было одной из первоочередных задач проведения аграрной политики в период осуществления, как первого, так и второго пятилетних планов развития национальной экономики Индии. К середине 60-х годов в большинстве штатов Индии были приняты законы о «потолке» землевладения, а в остальных – находились на различных стадиях прохождения через законодательные органы. В условиях скалда в стране более 60, земельных владений было размером менее 5 акров, по штатам были установлены такие размеры «потолка», которые во много раз превышали этот уровень.

В 1950 году при правительстве  была образована Плановая комиссия, которую  возглавил Джавахарлал Неру. Комиссия подготовила проект первого пятилетнего плана, охватывавшего период с 1 апреля 1952 по 31 марта 1956 года, 1951/52 – 1955/56 финансовые годы. Как в первом, так и в последующих пятилетних планах экономического развития содержался курс на преимущественное развитие государственного сектора в области промышленности и инфраструктуры, устанавливались контрольные задания по основным видам промышленной и сельскохозяйственной продукции, объем и основные направления инвестиций в государственном и частном секторах, источники и объем денежных накоплений в государственном секторе. Проведение политики государственного капитализма и создание государственного сектора явились важным средством ускорения экономического развития страны. В то же время создание государственного сектора не только не изменило социально-экономическую природу индийского общества, но и способствовало росту частнокапиталистического предпринимательства. Характерно, что за годы двух первых пятилетних планов экономического развития Индии оплаченный капитал частных акционерных компаний вырос на 57,4%. В 1960/61 годах доля государственных предприятий в общем годовом продукте фабрично-заводской и горнодобывающей промышленности составила лишь около 10%. Вместе с тем создание и рост государственного сектора вносят определенные изменения в экономическую и политическую обстановку в стране. Во-первых, в государственном секторе сосредоточены основные предприятия тяжелой промышленности – основы индустриализации Индии; во-вторых, государственный сектор развивается быстрее частного. Действительно, в 1951–1961 года оплаченный капитал государственных компаний увеличился с 263 млн. до 5 452 млн. рупий, а частных – с 7491 до 11894 млн. В 1951 году оплаченный капитал государственных компаний составлял всего примерно 3,5% оплаченного капитала частных компаний, а в 1961 году – уже 46%. Одной из особенностей социально-экономической жизни Индии в 1950–1955 годы стало развитие государственного капитализма на национальной основе. Образование государственного сектора в результате перехода в собственность Индии всех предприятий, ранее принадлежавших колониальным властям, открыло возможности для внесения плановости в развитие экономики молодой республики.

Первый план экономического развития Индии был принят государством в октябре 1951 года он предусматривал образование совместных предприятий при участии национального и иностранного капиталов, а также создание тяжелой промышленности в государственном секторе. Индийское руководство взяло курс на создание смешанной модели экономического развития страны. Как отмечал индийский экономист X. Венкатасуббия: «Одобрив смешанную модель как способ быстрого и успешного развития экономики, правительство Индии приняло социалистическое планирование, но более важным является то, что оно также признало капитализм в качестве постоянного института». Правящие круги Англии с одобрением отнеслись к избранному Индией экономическому курсу. Поддержав плановое развитие экономики Индии, британское правительство оказывало содействие в поднятии уровня производительных сил Индии. После 1950 года Индия продолжала испытывать финансовые трудности. В поисках выхода из создавшегося положения индийское правительство взяло курс на более широкое привлечение капитала из других стран, помимо Англии. В 1950–1955 года число стран-инвесторов увеличилось. Частные иностранные долгосрочные капиталовложения в экономику Индии составили на 31 декабря 1955 года 4,806 млн. рупий по сравнению с 2,876 млн. рупий на 30 июня 1948 года. Причем, частные английские капиталовложения возросли за этот срок с 2,099 млн. до 3,920 млн. рупий. Несмотря на приток капиталов в Индию из других стран, Англия продолжала занимать ведущую позицию в этой сфере. В целях дальнейшего укрепления государственного суверенитета молодая республика, создавая оптимальные условия для развития национальной экономики, перешла к политике протекционизма. Вводились квотные ограничения и высокие пошлины на товары, ввозимые в страну. Это привело к сокращению английского экспорта в Индию. В результате между Индией и Англией возникли разногласия по вопросу реализации британской хлопчатобумажной продукции на индийском рынке. Это обстоятельство вызвало недовольство британской общественности. В английском парламенте начались бурные дискуссии по данному вопросу. Однако, Индия, нуждавшаяся в поддержке Англии, в частности в области военного сотрудничества, пошла на смягчение предпринятых ею мер против ввоза иностранных, главным образом, английских товаров. В 1950–1955 годах между Индией и Англией продолжались переговоры о стерлинговых балансах, в результате которых британские правящие круги предприняли меры по освобождению стерлинговых счетов Индии.

Другим видом индийско-английского  экономического сотрудничества стало  осуществление программы Технического сотрудничества Плана Коломбо. С  конца 1951 года до конца 1955 года Англия направила в Индию 137 специалистов в различных областях и дала пройти стажировку у себя 1373 индийцам. В  целом, по Плану Коломбо Индии  была оказана Англией помощь на общую  сумму 18 млн. фунтов стерлингов. В процессе перестройки колониально-феодальной экономической структуры Индии  неуклонно возрастала роль государства. Наряду с государственным предпринимательством важнейшей формой государственного капитализма были различные формы  государственного регулирования экономики, направленные на защиту национального  производства, контроля над деятельностью  частного сектора, стимулирования развития тех или иных отраслей народного  хозяйства.

Информация о работе Процесс образования и становления Индийского Союза