Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 17:10, курсовая работа
Цель исследования – изучение комплекса вопросов, связанных с процессом становления основ Индийской государственности, развитие партийно-политической, государственно – правовой структуры Индии. А так же изучение комплекса вопросов, связанных с событиями в середине ХХ века. Выявление и раскрытие новых форм взаимоотношений между Индией и Англией как суверенными государствами
Экономические и финансовые
органы государства, проводя меры по
регулированию и контролю, опирались
на ряд специальных законов: 1947 году
– о контроле над выпуском акций
и валютно-импортном контроле; 1949
году – о регулировании деятельности
банковской системы, 1951 году – о
развитии и регулировании
Наряду с регулированием
и контролем частного сектора
государство осуществляло прямое стимулирование
частнокапиталистического предпринимательства.
На это были направлены специальные
мероприятия в области политики
цен, установления протекционистских
тарифов, льготы по налогообложению. Важнейшую
роль сыграли различные
Мероприятия по регулированию и стимулированию национального производства, проведенные правительством, вызвали серьезные изменения в масштабах и направлении капиталовложении в экономику страны. Капиталовложения в основные фонды промышленных предприятий за 1948–1962 годах выросли с 9,1 млрд. до 36 млрд. рупий. Большая часть всех новых инвестиций была направлена в тяжелую индустрию – черную и цветную металлургию, машиностроение, нефтепереработку, химию, производство строительных материалов и электроэнергии. Главную направляющую роль в начавшейся индустриализации страны играло государство. Участие государства в крупном предпринимательстве привело к созданию в Индии новых отраслей производства, заложивших базу для воспроизводства на национальной основе. Результатом государственно капиталистических мероприятий, в том числе планирования, были опережающие темпы роста государственного сектора. Доля государственного сектора в валовой продукции всей промышленности составляла к 1966 году около 18%. Индустриализация Индии вызвала противоречивые тенденции в экономическом развитии страны. После завершения первого пятилетнего плана, в ходе выполнения которого были ликвидированы главные отрицательные последствия раздела колониальной Индии в сфере экономики, был взят курс на индустриализацию страны путем преимущественного развития государственного сектора. В новом «Решении правительства Индии о промышленной политике» от 30 апреля 1956 года значительно расширился по сравнению с Декларацией 1948 году круг отраслей, в которых государство получало исключительное шли преимущественное право предпринимательства. Однако уже в конце 50-х – начале 60-х годов под давлением крупной национальной буржуазии стали делаться значительные отступления в пользу частного сектора.
Несмотря на ограничение
деятельности частного капитала в отдельных
отраслях национальной экономики, в
целом государственный
Развитию капитализма
в сельском хозяйстве Индии объективно
способствовала проводимая правительством
Национального конгресса
В обстановке промышленного бума, созданного государственными инвестициями и протекционистскими мерами правительства, произошел значительный рост экономической мощи индийского капитала. Оплаченный капитал частных акционерных компаний в Индии за 1947–1962 годах вырос с 4,8 млрд. до 12,5 млрд. рупий, то есть почти в 3 раза. При этом неуклонно повышалась доля крупного капитала и монополий. Эта группа капиталистов получила всемерную поддержку от государства в рамках пятилетних планов, поскольку переводила свои накопления в отрасли I подразделения. Иностранные монополии также оказали крупному капиталу значительную помощь кредитами, оборудованием. Более 80% всех крупных предприятий в частном секторе были построены в сотрудничестве с западными фирмами. Все это обусловило опережающие темпы развития узкой группы крупнейших компаний, особенно связанных с индийскими монополиями. Не менее высокий уровень концентрации был в банковском деле: в середине 60-х годов на семь крупнейших банков, контролировавшихся индийскими монополистическими группами и составлявших около 10% всего числа частных банков, приходилось 65% общей суммы депозитов частных банков. Значительное укрепление крупной индийской буржуазии и ее монополистической верхушки, их тесные связи с иностранными монополиями усиливали реакционные тенденции в экономическом и социальном развитии Индии. Углублялись противоречия и внутри индийской национальной буржуазии. Это было, в частности, связано со значительным ростом численности низших групп торгово-промышленной буржуазии. В 1960 году в Индии мелкие предприятия и небольшие фабрики охватывали 93% всех промышленных предприятий страны. Сохранение и даже «расширенное воспроизводство» мелкой промышленности имело двойственные последствия: с одной стороны, оно приводило к расширению внутреннего рынка, поскольку в производство вовлекались массы нового капитала и рабочих, с другой – тормозились процессы концентрации и специализации производства, длительное время сохранялись высокие цены и издержки.
Главное препятствие, с которым столкнулась Индия в своих усилиях преодолеть колониальную отсталость, – это острый недостаток капиталов в производительной форме. Индия страдала не только от необходимости в возрастающих размерах обращаться к импорту средств производства, но и от крайней ограниченности валюты, необходимой для их закупок. Поэтому в осуществлении программы индустриализации Индии значительное место отводилось иностранной, в основном государственной, помощи. За ее счет производился импорт капитального оборудования, материалов, оплата услуг иностранных специалистов. Общая сумма иностранного частного капитала, инвестированного в Индии, по данным Резервного банка, составила на конец 1960 года 5664 млн. рупий против 2558 млн. рупий в 1948 году. Среднегодовой валовой приток иностранных частных капиталовложений, который на 40% осуществлялся за счет реинвестиций, составлял в 1956–1960 годах 346,2 млн. рупий, среднегодовой чистый приток – 219 млн. рупий Основным источником частного капитала оставалась Англия, на втором месте – США. Еще большее значение во внешнеэкономических связях Индии имела экономическая помощь в форме государственных кредитов и субсидий. К осени 1965 г. помощь капиталистических стран составила около 35 млрд. рупий. Иностранные кредиты и субсидии использовались в основном для развития различных отраслей энергетики, транспорта, некоторых отраслей обрабатывающей и добывающей промышленности, а также для оплаты крупных поставок продовольствия.
Приток иностранного частного и государственного капитала в Индию объективно способствовал процессу индустриализации страны, в то же время укрепляя позиции иностранных монополий в стране и усиливая интеграцию Индии с мировым капиталистическим хозяйством. Во внешнеэкономических связях Индии особое место заняли отношения с СССР и другими социалистическими странами. Советское государство в своей политике поддержки национально-освободительного движения народов Востока, руководствуясь принципами дружбы и взаимопомощи, оказало решительную поддержку усилиям Индии добиться экономической самостоятельности. Советский Союз на основе ряда соглашений, заключенных в 1955–1965 годах, санкционировал долгосрочные кредиты на сумму свыше 600 млн. руб. Центральное место в советской помощи Индии, как известно, занимает черная металлургия: сюда была направлена значительная часть всех советских кредитов. Бхилайский завод, построенный с советской помощью и ставший символом советско-индийской дружбы, уже в 1966 году выплавил около 1/3 всей стали, полученной в этом году в Индии. В 1967 году на нем были завершены строительные работы, «вязанные с расширением мощностей, и начата подготовка к дальнейшему их увеличению втрое по сравнению с первоначально запланированными. Целенаправленность советско-индийского экономического сотрудничества заключалась в том, что, создавая завершенные промышленные комплексы в металлургии и горнодобывающей промышленности, Советский Союз оказал Индии помощь в строительстве заводов тяжелого машиностроения в Ранчи и Дургапуре.
Таким образом, важнейшими позитивными результатами экономического развития Индии в 50–60 годы независимости явились:
– ускорение роста общественного продукта по сравнению с колониальным периодом;
– создание довольно мощного промышленного потенциала;
– стабилизация продовольственного положения;
– становление основ финансовой и материально-технической базы для осуществления расширенного воспроизводства преимущественно на внутренней основе. За годы независимости в Индии произошли заметные прогрессивные изменения в отраслевых пропорциях общественного производства. Широкая индустриализация, опережающими темпами развивались базовые технологические сложные отрасли. Так же в этот период в Индии наблюдается стабилизация продовольственного положения, достигшего к середине 60-х годов кризисного уровня, предотвращение массового голода, достижение самообеспеченности зерном – важнейшие достижения независимой Индии.
2.3 Формирование «курса Неру» во внутренней и внешней политике Индии
Развитие народного хозяйства независимой Индии на путях государственного капитализма, проведение ряда экономических мер, направленных на ограничение позиций иностранного капитала и постепенное преобразование строя докапиталистических отношений в земледелии, – все это заложило основы экономической независимости страны. В течение первых трех пятилетних планов экономического развития осуществлялся курс на параллельное развитие государственного и частного секторов, что соответствовало концепции «смешанной экономики», провозглашенной Дж. Неру. Экономическая политика Национального конгресса 50-х-середины 60-х годов явилась важной составной частью внутри и внешнеполитического «курса Неру».
Всеобщие выборы 1951/52 годах
закрепили определенный сдвиг влево на
политической арене Индии и укрепили левые
и центристские силы внутри правящей партии.
В обстановке роста активности демократического
крыла внутри Конгресса, а также массовых
организаций трудящихся, находившихся
под влиянием левых партий, Неру удалось
провести ряд важных внутриполитических
акций, направленных на дальнейшее развитие
в стране основ буржуазной демократии.
Поскольку становление современного буржуазного
общества в Индии происходит в эпоху общего
мирового движения к социализму, в условиях
сохранения антиимпериалистических и
антикапиталистических традиций национально-освободительного
движения, здесь это нашло отражение в
программе построения «общества социалистического
образца». По инициативе Неру на съезде
Конгресса в Авади такая формулировка
была внесена в официальную программу
Конгресса. На практике «конгрессистский
социализм» не означал ни ликвидации частной
собственности, ни основанной на ней системы
эксплуатации. В то же время он содержал
установку на преимущественное развитие
государственного сектора, развитие различных
форм государственного контроля и регулирование
частного сектора, поддержку мелкого предпринимательства
в различных сферах народного хозяйства,
проведение антиимпериалистических и
антифеодальных социально-экономических
преобразований. Среди основных внутриполитических
мероприятий, проведенных после принятия
Конгрессом резолюции о построении «общества
социалистического образца», было осуществление
реформы административно-
Информация о работе Процесс образования и становления Индийского Союза