Процесс образования и становления Индийского Союза

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 17:10, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучение комплекса вопросов, связанных с процессом становления основ Индийской государственности, развитие партийно-политической, государственно – правовой структуры Индии. А так же изучение комплекса вопросов, связанных с событиями в середине ХХ века. Выявление и раскрытие новых форм взаимоотношений между Индией и Англией как суверенными государствами

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 134.54 Кб (Скачать файл)

Экономические и финансовые органы государства, проводя меры по регулированию и контролю, опирались  на ряд специальных законов: 1947 году – о контроле над выпуском акций  и валютно-импортном контроле; 1949 году – о регулировании деятельности банковской системы, 1951 году – о  развитии и регулировании промышленности, который, в частности, предусматривал лицензирование создания новых и  существенное расширение действующих  предприятий; 1955 году – о контроле над ценами на основные товары на внутреннем рынке; – о промышленных камланиях, который ограничил деятельность управляющих агентств, и ряд других законодательных актов.

Наряду с регулированием и контролем частного сектора  государство осуществляло прямое стимулирование частнокапиталистического предпринимательства. На это были направлены специальные  мероприятия в области политики цен, установления протекционистских  тарифов, льготы по налогообложению. Важнейшую  роль сыграли различные государственные  и полугосударственные инвестиционные институты, обеспечившие кредитование промышленного развития: Промышленно-финансовая корпорация Индии, созданные после 1951 года финансовые корпорации штатов, Национальная корпорация промышленного  развития. В 1955 году был национализирован крупнейший частный коммерческий банк – Имперский банк, переименованный  в Государственный банк, а в 1964 году открыт специальный Государственный  банк промышленного развития Индии. В целом за 1956–1966 годах частные  предприниматели получили от государства  финансовую помощь в размере около 9 млрд. рупий. Для финансирования мелкой промышленности была создана специальная  национальная корпорация. Помимо оказания финансовой помощи государство обеспечивало существенную поддержку как мелкому  механизированному, так и ручному  промышленному производству в снабжении  оборудованием, сырьем, сбыте готовой  продукции. Государственная помощь способствовала накоплению капитала как в высших, так и в низших капиталистических укладах.

Мероприятия по регулированию  и стимулированию национального  производства, проведенные правительством, вызвали серьезные изменения  в масштабах и направлении  капиталовложении в экономику страны. Капиталовложения в основные фонды  промышленных предприятий за 1948–1962 годах выросли с 9,1 млрд. до 36 млрд. рупий. Большая часть всех новых инвестиций была направлена в тяжелую индустрию – черную и цветную металлургию, машиностроение, нефтепереработку, химию, производство строительных материалов и электроэнергии. Главную направляющую роль в начавшейся индустриализации страны играло государство. Участие государства в крупном предпринимательстве привело к созданию в Индии новых отраслей производства, заложивших базу для воспроизводства на национальной основе. Результатом государственно капиталистических мероприятий, в том числе планирования, были опережающие темпы роста государственного сектора. Доля государственного сектора в валовой продукции всей промышленности составляла к 1966 году около 18%. Индустриализация Индии вызвала противоречивые тенденции в экономическом развитии страны. После завершения первого пятилетнего плана, в ходе выполнения которого были ликвидированы главные отрицательные последствия раздела колониальной Индии в сфере экономики, был взят курс на индустриализацию страны путем преимущественного развития государственного сектора. В новом «Решении правительства Индии о промышленной политике» от 30 апреля 1956 года значительно расширился по сравнению с Декларацией 1948 году круг отраслей, в которых государство получало исключительное шли преимущественное право предпринимательства. Однако уже в конце 50-х – начале 60-х годов под давлением крупной национальной буржуазии стали делаться значительные отступления в пользу частного сектора.

Несмотря на ограничение  деятельности частного капитала в отдельных  отраслях национальной экономики, в  целом государственный капитализм в Индии обеспечил как значительное фронтальное расширение частнокапиталистического предпринимательства, так и усиление процесса концентрации и централизации  капитала, в особенности в его  верхних звеньях. Позиции монополистической  верхушки индийской крупной буржуазии  усилились. Характерно, что 73 крупнейшие корпорации получили более половины всей государственной финансовой помощи, выделенной частному сектору в период второго и третьего пятилетних планов. Расширение масштабов деятельности крупной индийской буржуазии  усиливало диспропорции в развитии мелкого и крупного предпринимательства. Экономическая структура Индии  характеризуется наличием различных  укладов, причем в низших укладах  сосредоточена основная часть работающего населения, занятого в сельском хозяйстве, промышленности и других отраслях народного хозяйства. Поскольку процесс индустриализации до конца 60-х годов охватывал в основном лишь современное, фабрично-заводское производство, диспропорции между низшими и высшими укладами увеличивались. Значительное опережение по темпам роста тяжелой промышленности вызвало также к середине 60-х годов разрыв между уровнем развития отраслей I и II подразделений. Все это вело к серьезным трудностям на рывке промышленных изделий, неполному использованию производственных мощностей и в конечном счете к затягиванию сроков индустриализации и недовыполнению намеченных плановых заданий. Важнейшим тормозом всего процесса трансформации экономической структуры Индии было продолжавшееся отставание сельского хозяйства – основной отрасли народного хозяйства. Индустриализация страны, рост капиталистического уклада в городе стали оказывать всевозрастающее воздействие на положение в индийской деревне Проведение аграрных реформ также создало более благоприятные условия для капиталистической трансформации аграрного строя Индии. Поскольку аграрные реформы не проводились на половине территории страны и поскольку в районах бывшего заминдарскаго землевладения значительная часть земли еще до реформы была сконцентрирована в хозяйствах верхней прослойки арендаторов, земельные отношения и в пореформенный период характеризовались неравенством в распределении обрабатываемых площадей между различными группами хозяйств. Некоторое повышение интенсивности сельскохозяйственного производства в помещичьих и кулацких хозяйствах, расширение обрабатываемых площадей привели к росту валовой продукции сельского хозяйства в 1951–1965 годах на 65%. Однако рост сельскохозяйственного производства на душу населения оказался значительно меньше, поскольку общее население страны за эти годы возросло примерно на 25%. К середине 60-х годов национальное сельскохозяйственное производство не обеспечивало полностью потребности страны в продовольствии и некоторых видах сельскохозяйственного сырья Отставание этой важнейшей отрасли индийской экономики объяснялось в первую очередь тем, что основную массу хозяйственных единиц составляли экономически нерентабельные, полупотребительские по своему характеру крестьянские хозяйства.

Развитию капитализма  в сельском хозяйстве Индии объективно способствовала проводимая правительством Национального конгресса сельскохозяйственная политика. Расширение обрабатываемых площадей в 1951–1966 годах государственными организациями было освоено 7,5 млн. акров целинных и залежных земель, строительство крупных и мелких оросительных сооружений, прокладка дорог, создание сети животноводческих и семеноводческих ферм, распространение передового агротехнического опыта и проведение комплекса социально-культурных мероприятий через созданную в 1951 году государственную организацию по развитию сельских районов – все это создавало современную инфраструктуру в сельском хозяйстве. Развитие при финансовой и организационной поддержке государства кооперации обслуживания привело к частичному вытеснению из сферы сельского кредита и торговли низших форм капитала – торгового и ростовщического. Доля кооперативов в сельскохозяйственном кредите возросла в 1951–1961 годах более чем в пять раз. Формировавшаяся сельская буржуазия становилась наиболее многочисленной труппой низшего слоя капиталистического класса в Индии. Значительные изменения произошли и в положении различных групп городской торгово-промышленной буржуазии. В результате как роста национального государственного и частного предпринимательства, так и политики экономического протекционизма сократилось влияние иностранной буржуазии. Однако если в целом удельный вес иностранного капитала в индийской экономике снизился, то в крупной промышленности его доля в инвестициях падала медленно. Иностранные капиталовложения в обрабатывающей промышленности росли почти такими же темпами, как частные национальные, и увеличились за 1948–1960 годах в 2,5 раза. Наиболее значительным был приток капитала в новые отрасли – нефтепереработку, химию, машиностроение, электротехническое производство. Реальное влияние иностранных монополий значительно больше их удельного веса в инвестициях, так как при новых формах проникновения сфера их интересов в Индии росла значительно быстрее суммы капиталовложений. Отсюда следует, что степень контроля над деятельностью отдельных промышленных компаний со стороны иностранного капитала уменьшилась, однако его воздействие на весь механизм воспроизводства и перелива накоплений в частный сектор возросло. В известной мере это относится и к государственному сектору.

В обстановке промышленного  бума, созданного государственными инвестициями и протекционистскими мерами правительства, произошел значительный рост экономической  мощи индийского капитала. Оплаченный капитал частных акционерных  компаний в Индии за 1947–1962 годах  вырос с 4,8 млрд. до 12,5 млрд. рупий, то есть почти в 3 раза. При этом неуклонно  повышалась доля крупного капитала и  монополий. Эта группа капиталистов получила всемерную поддержку от государства в рамках пятилетних планов, поскольку переводила свои накопления в отрасли I подразделения. Иностранные монополии также  оказали крупному капиталу значительную помощь кредитами, оборудованием. Более 80% всех крупных предприятий в  частном секторе были построены  в сотрудничестве с западными  фирмами. Все это обусловило опережающие  темпы развития узкой группы крупнейших компаний, особенно связанных с индийскими монополиями. Не менее высокий уровень  концентрации был в банковском деле: в середине 60-х годов на семь крупнейших банков, контролировавшихся индийскими монополистическими группами и составлявших около 10% всего числа частных банков, приходилось 65% общей суммы депозитов частных банков. Значительное укрепление крупной индийской буржуазии и ее монополистической верхушки, их тесные связи с иностранными монополиями усиливали реакционные тенденции в экономическом и социальном развитии Индии. Углублялись противоречия и внутри индийской национальной буржуазии. Это было, в частности, связано со значительным ростом численности низших групп торгово-промышленной буржуазии. В 1960 году в Индии мелкие предприятия и небольшие фабрики охватывали 93% всех промышленных предприятий страны. Сохранение и даже «расширенное воспроизводство» мелкой промышленности имело двойственные последствия: с одной стороны, оно приводило к расширению внутреннего рынка, поскольку в производство вовлекались массы нового капитала и рабочих, с другой – тормозились процессы концентрации и специализации производства, длительное время сохранялись высокие цены и издержки.

Главное препятствие, с которым  столкнулась Индия в своих  усилиях преодолеть колониальную отсталость, – это острый недостаток капиталов  в производительной форме. Индия  страдала не только от необходимости  в возрастающих размерах обращаться к импорту средств производства, но и от крайней ограниченности валюты, необходимой для их закупок. Поэтому в осуществлении программы индустриализации Индии значительное место отводилось иностранной, в основном государственной, помощи. За ее счет производился импорт капитального оборудования, материалов, оплата услуг иностранных специалистов. Общая сумма иностранного частного капитала, инвестированного в Индии, по данным Резервного банка, составила на конец 1960 года 5664 млн. рупий против 2558 млн. рупий в 1948 году. Среднегодовой валовой приток иностранных частных капиталовложений, который на 40% осуществлялся за счет реинвестиций, составлял в 1956–1960 годах 346,2 млн. рупий, среднегодовой чистый приток – 219 млн. рупий Основным источником частного капитала оставалась Англия, на втором месте – США. Еще большее значение во внешнеэкономических связях Индии имела экономическая помощь в форме государственных кредитов и субсидий. К осени 1965 г. помощь капиталистических стран составила около 35 млрд. рупий. Иностранные кредиты и субсидии использовались в основном для развития различных отраслей энергетики, транспорта, некоторых отраслей обрабатывающей и добывающей промышленности, а также для оплаты крупных поставок продовольствия.

Приток иностранного частного и государственного капитала в Индию  объективно способствовал процессу индустриализации страны, в то же время укрепляя позиции иностранных монополий в стране и усиливая интеграцию Индии с мировым капиталистическим хозяйством. Во внешнеэкономических связях Индии особое место заняли отношения с СССР и другими социалистическими странами. Советское государство в своей политике поддержки национально-освободительного движения народов Востока, руководствуясь принципами дружбы и взаимопомощи, оказало решительную поддержку усилиям Индии добиться экономической самостоятельности. Советский Союз на основе ряда соглашений, заключенных в 1955–1965 годах, санкционировал долгосрочные кредиты на сумму свыше 600 млн. руб. Центральное место в советской помощи Индии, как известно, занимает черная металлургия: сюда была направлена значительная часть всех советских кредитов. Бхилайский завод, построенный с советской помощью и ставший символом советско-индийской дружбы, уже в 1966 году выплавил около 1/3 всей стали, полученной в этом году в Индии. В 1967 году на нем были завершены строительные работы, «вязанные с расширением мощностей, и начата подготовка к дальнейшему их увеличению втрое по сравнению с первоначально запланированными. Целенаправленность советско-индийского экономического сотрудничества заключалась в том, что, создавая завершенные промышленные комплексы в металлургии и горнодобывающей промышленности, Советский Союз оказал Индии помощь в строительстве заводов тяжелого машиностроения в Ранчи и Дургапуре.

Таким образом, важнейшими позитивными  результатами экономического развития Индии в 50–60 годы независимости  явились:

– ускорение роста общественного продукта по сравнению с колониальным периодом;

– создание довольно мощного промышленного потенциала;

– стабилизация продовольственного положения;

– становление основ финансовой и материально-технической базы для осуществления расширенного воспроизводства преимущественно на внутренней основе. За годы независимости в Индии произошли заметные прогрессивные изменения в отраслевых пропорциях общественного производства. Широкая индустриализация, опережающими темпами развивались базовые технологические сложные отрасли. Так же в этот период в Индии наблюдается стабилизация продовольственного положения, достигшего к середине 60-х годов кризисного уровня, предотвращение массового голода, достижение самообеспеченности зерном – важнейшие достижения независимой Индии.

2.3 Формирование  «курса Неру» во внутренней  и внешней политике Индии

Развитие народного хозяйства  независимой Индии на путях государственного капитализма, проведение ряда экономических  мер, направленных на ограничение позиций  иностранного капитала и постепенное  преобразование строя докапиталистических  отношений в земледелии, – все это заложило основы экономической независимости страны. В течение первых трех пятилетних планов экономического развития осуществлялся курс на параллельное развитие государственного и частного секторов, что соответствовало концепции «смешанной экономики», провозглашенной Дж. Неру. Экономическая политика Национального конгресса 50-х-середины 60-х годов явилась важной составной частью внутри и внешнеполитического «курса Неру».

Всеобщие выборы 1951/52 годах закрепили определенный сдвиг влево на политической арене Индии и укрепили левые и центристские силы внутри правящей партии. В обстановке роста активности демократического крыла внутри Конгресса, а также массовых организаций трудящихся, находившихся под влиянием левых партий, Неру удалось провести ряд важных внутриполитических акций, направленных на дальнейшее развитие в стране основ буржуазной демократии. Поскольку становление современного буржуазного общества в Индии происходит в эпоху общего мирового движения к социализму, в условиях сохранения антиимпериалистических и антикапиталистических традиций национально-освободительного движения, здесь это нашло отражение в программе построения «общества социалистического образца». По инициативе Неру на съезде Конгресса в Авади такая формулировка была внесена в официальную программу Конгресса. На практике «конгрессистский социализм» не означал ни ликвидации частной собственности, ни основанной на ней системы эксплуатации. В то же время он содержал установку на преимущественное развитие государственного сектора, развитие различных форм государственного контроля и регулирование частного сектора, поддержку мелкого предпринимательства в различных сферах народного хозяйства, проведение антиимпериалистических и антифеодальных социально-экономических преобразований. Среди основных внутриполитических мероприятий, проведенных после принятия Конгрессом резолюции о построении «общества социалистического образца», было осуществление реформы административно-территориального деления Индии, направленной на смягчение остроты национального вопроса. Согласно Конституции Индии, было образовано 28 штатов, которые сгруппировались в три большие группы. В новом административно-политическом делении зафиксированы результаты ликвидации княжеств, однако новые штаты не отражали лингвистической карты Индии, не были построены на национальной основе, а, напротив, отражали административно-территориальное деление, сложившееся исторически в период английского господства в Индии. Борьба за решение национального вопроса все больше переплеталась с массовым движением, прежде всего с борьбой крестьян. Наиболее отчетливые формы этот процесс принял в Телингане и Андхре. Поэтому именно здесь центральное правительство пошло на уступки требованиям местных групп национальной буржуазии и широкой демократической общественности о создании административных национальных районов.

Информация о работе Процесс образования и становления Индийского Союза