Процесс образования и становления Индийского Союза

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 17:10, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучение комплекса вопросов, связанных с процессом становления основ Индийской государственности, развитие партийно-политической, государственно – правовой структуры Индии. А так же изучение комплекса вопросов, связанных с событиями в середине ХХ века. Выявление и раскрытие новых форм взаимоотношений между Индией и Англией как суверенными государствами

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 134.54 Кб (Скачать файл)

Наименее благоприятно складывались отношения Индии с Пакистаном, обострившиеся из-за кашмирского  вопроса. Передача спора о Кашмире  в ООН позволила англо-американскому  блоку создать с помощью Комиссии ООН по Кашмиру, а затем аппарата посредника ООН инструмент вмешательства во внутренние дела обоих доминионов. Твердая позиция Индии, отвергшей неоднократные предложения «посредников» о проведении в Кашмире плебисцита, предотвратила возможное превращение Кашмира в военный плацдарм НАТО в ключевом районе – на стыке границ СССР, Китая, Индии, Пакистана и Афганистана. Достижение Индией политической независимости явилось важнейшим условием дальнейшего экономического и социального прогресса страны. Однако впервые годы независимого развития его результатами сумели воспользоваться лишь имущие классы индийского общества. Ухудшившиеся в 1947–1949 годах условия жизни широких масс индийского народа создали предпосылки роста социальной напряженности в стране и развертывания классовой борьбы. Решения II съезда Компартии Индии, который проходил в Бомбее в конце февраля – начале марта 1948 года, оказали большое влияние на организованное рабочее и крестьянское движения 1948–1949 годах. На съезде были представлены 89 тыс. членов партии, что свидетельствовало о значительном расширении ее рядов. Отчетный доклад Генерального секретаря ЦК КПИ П.Ч. Джоши был подвергнут на съезде резкой критике. Руководство КПИ во главе с Джоши было обвинено в националистическом уклоне. Основная задача революционных сил, как указывалось на съезде, состояла в создании демократического фронта, программа которого включала проведение глубоких социальных преобразований, в том числе ликвидацию помещичьего землевладения без компенсаций; национализацию английских предприятий и основных отраслей промышленности и банков; введение минимума заработной платы и 8-часового рабочего дня; установление рабочего контроля на предприятиях; упразднение княжеств и административное переустройство на национальной основе; провозглашение права на самоопределение всех национальностей Индии; запрещение кастовой и прочей дискриминации. Съезд осудил расчленение Индии как империалистический маневр и потребовал полного разрыва с Британской империей. Однако, несмотря на декларацию о тактике демократического франта, большинство делегатов поддержали левосектантскую позицию по отношению к национальным силам. Правительство Неру характеризовалось как перешедшее в лагерь империализма. Избранное на съезде новое руководство партии во главе с Б.Т. Ранадиве фактически взяло курс на свержение правительства Конгресса путем вооруженного восстания.

Левосектантский уклон в  деятельности руководства КПИ нанес  урон коммунистическому движению в  стране. В ряде мест ослабли связи  с массами, от партии отошли определенные группы политически сознательной части  населения. Правые силы в стране развернули кампанию травли коммунистов. Практически  компартия и руководимые ею массовые организации были вынуждены уйти в подполье. В некоторых провинциях их деятельность была и формально  запрещена законом. Начались репрессии  против коммунистов и активистов массовых организаций. В тюрьме оказались  многие члены политбюро, руководства  Всеиндийского Конгресса профсоюзов и Кисан сабха. Условия тяжелой подпольной борьбы закалили партийное ядро, но в то же время затруднили развертывание деятельности массовых организаций. На репрессии против компартии и профсоюзов рабочий класс Индии ответил митингами и забастовками протеста. Однако наметилось снижение общего уровня стачечной борьбы: в 1948 году в ней участвовало 1 050 тыс. рабочих и было потеряно 7,8 млн. рабочих дней, а в 1949 году – соответственно уже 685 тыс. рабочих и 6, 7 млн. рабочих дней. На спад экономической борьбы рабочего класса оказали влияние не только усталость рабочего класса, жестокие репрессии властей, положение в коммунистическом движении, но и раскол в профдвижении страны.

Еще в мае 1947 года под эгидой Национального конгресса был  создан Индийский национальный конгресс профсоюзов, руководство которого в  январе 1948 года активно поддержало обращение Рабочего комитета Конгресса  к рабочим об установлении классового мира в промышленности. В 1948 году были образованы два других параллельных профцентра: «Хинд маздур сабха» и Объединенный конгресс профсоюзов, находившиеся под влиянием различных групп социалистов. Последний профцентр объединял в основном союзы на территории Западной Бенгалии. В первые годы после создания трех новых профцентров Всеиндийский конгресс профсоюзов оставался наиболее представительной организацией индийских трудящихся, что было подтверждено на его очередном съезде, состоявшемся в 1949 году в Бомбее. Крупнейшими забастовками в эти годы были многомесячные стачки текстильщиков в Коимбатуре и выступления служащих в Калькутте, Бомбее и других промышленных центрах страны. Несмотря на неблагоприятные условия, некоторые стачки окончились победой их участников: сокращен рабочий день на предприятиях, работавших круглый год, в отдельных предприятиях повышена зарплата и выплачены надбавки за дороговизну.

Важнейшим результатом борьбы рабочего класса было принятие в 1948–1949 годы ряда декретов, составивших основу законодательства о труде в независимой  Индии: о минимуме заработной платы, социальном страховании, 8-часовом рабочем  дне, государственном арбитраже, закон  о трудовых конфликтах и др. Профсоюзные  организации страны развернули борьбу за осуществление принятого рабочего законодательства. Наряду с борьбой  рабочего класса в 1947–1949 годах в  отдельных районах страны развернулись массовые выступления различных  слоев индийского крестьянства. Наиболее активной была борьба различных групп низших прослоек крестьян-арендаторов, выступавших за снижение арендной платы, перевод ее из натуральной в денежную форму, упрочение прав наследственной аренды. Под этими лозунгами развертывалась борьба издольщиков в Западной Бенгалии, Бихаре, Бомбее, Пенджабе и других провинциях страны. Важное место в выступлениях крестьян-арендаторов занимала проблема сгона арендаторов с земли землевладельцами-помещиками и богатыми крестьянами. Более широкие слои крестьянства, включая верхние прослойки арендаторов, стали участниками массовых кампаний за демократизацию и скорейшее осуществление законопроектов об отмене системы заминдари, которые в 1946–1949 года были внесены провинциальными правительствами на обсуждение в законодательные собрания. В некоторых районах Соединенных провинций, Пенсу и на юге страны крестьяне начали прямой захват помещичьих земель. Наивысшего размаха эта форма крестьянской борьбы достигла в Телингане, где продолжалось начавшееся еще в 1946 году крестьянское восстание. В районах восстания были созданы народные панчаяты – органы власти, которые осуществили аграрную реформу, ограничив крупное помещичье землевладение и перераспределив отчужденные земли среди малоземельных крестьян. К концу 1948 года таким образом было перераспределено свыше 1,2 млн. акров земли. В 1949 году части регулярной индийской армии, брошенные на подавление восстания, вступили в Хайдарабад. После этого восстание переросло в партизанскую войну, длившуюся до 1951 года. На этой стадии среди повстанцев произошло дальнейшее размежевание. От движения отошла крестьянская верхушка, удовлетворенная проведенными в 1949–1950 годах аграрными реформами, а также напуганная усилением в панчаятах крестьянской бедноты, пришедшей к руководству восстанием. Борьба крестьянства вынудила буржуазно-помещичьи правительства штатов поторопиться с разработкой и проведением аграрных реформ, что было осуществлено уже после провозглашения Индии в январе 1950 года суверенной республикой.

Подводя итоги можно прийти к выводу, что новый статус Индии  облегал проникновение американского  капитала. Во внешней торговле Индии  доля США почти сравнялась с долей  Англии. После недолгого периода  иллюзий народные массы, как в  Индии, так и в Пакистане увидели, то закон о расчленении Индии  явился новым маневром империалистов  для сохранения своего господства в  Индии. Так как экономическое  положение Индии ухудшалось. Большинство  отраслей промышленности находилось в  состоянии упадка. Сам процесс  разделения страны стал причиной массового  насилия, но несмотря на это, Индия и Пакистан прилагали усилия для налаживания отношений. Один из самых больших споров произошёл из-за Кашмира, который повлек за собой долгосрочный конфликт. Раздел не смог положить конец вражде между индусами и мусульманами. Так же раздел Индии ослабил ее как в экономическом, так и в политическом и военном отношении. Во вновь созданных армиях Индии и Пакистана основные командные посты остались в руках англичан. Между Индией и Пакистаном до настоящего времени продолжается гонка ядерных вооружений. Английские капиталисты полностью сохранили свои позиции в экономике вновь образованных доминионов. В правительственном аппарате доминионов Хиндустани и Пакистан английские чиновники продолжали играть руководящую роль. В ряде провинций на постах губернаторов остались англичане. До 1948 года генерал-губернатором Индийского союза оставался Маунтбеттен. Таким образом, получив показной статус доминиона, Индийский союз фактически оставался в полной зависимости от Англии.

 

2. Становление  основ индийской государственности

Позиции английского капитала в экономике Индии, зависимость  национального производства от английского  рынка – все это обусловило стремление индийской буржуазии  сохранить Индию в рамках Британского  содружества наций. В то же время  руководители индийской политики искали такую форму сохранения Индии, как  части Содружества, которая бы не нарушила национального суверенитета. В 1949 году в Лондоне собралась  вторая конференция премьеров стран  «Содружества наций» Британской империи. На этой конференции было решено, что  Индийский союз будет объявлен «суверенной  республикой», входящий в состав «Содружества наций» и признающей английского  короля символом единства содружества.

На очередном съезде Конгресса  в Джайпуре в декабре 1948 года правительство  получило мандат на ведение переговоров  на основе решений имперской конференции 1948 года. В мае 1949 года Всеиндийский комитет Конгресса и Учредительное  собрание одобрили этот акт. Стремлением  к консолидации индийской государственности, централизации власти проникнута Конституция  Индии, принятая Учредительным собранием 26 ноября 1949 года. Индия провозглашалась  суверенной республикой во главе  с президентом, наделенным важными  полномочиями: он является главнокомандующим  вооруженными силами страны, назначает  премьер-министра, по его рекомендации назначаются министры Центрального правительства, а также губернаторы  штатов, являющиеся представителями  центральной исполнительной власти, между сессиями парламента издает и  отменяет законы, а также приостанавливает действие конституции. Высшим органом  законодательной власти является Центральный  парламент, состоящий из двух палат: народной палаты и совета штатов. Законодательными органами штатов являются законодательные  собрания. Активным избирательным правом обладают граждане Индии, достигшие 21 года, а пассивным – 25 лет. Президент  избирается специальной избирательной  коллегией, образованной депутатами парламента и законодательных собраний штатов. В конституции проводится принцип  строгого разделения законодательной, исполнительной и судебной власти. Правительство Индии и правительства  штатов ответственны перед Центральным  парламентом и законодательными собраниями штатов. Верховный суд  Индии и высшие суды штатов наделены правом толкования законов и могут  приостанавливать их действие как «противоречащие  конституции». Принятие Учредительным  собранием Конституции Индии  означало юридическое оформление великого поворота в исторических судьбах  страны. Первым президентом Индии  депутаты Учредительного собрания единогласно  избрали Раджендра Прасада, а первым премьер-министром стал Джавахарлал Неру.

Конституция была введена  в действие с 26 января 1950 года в очередную  годовщину Дня независимости  и с тех пор отмечается как  национальный праздник – День Республики.

2.1 Политическая  борьба внутри ИНК и деятельность  КПИ в 1950–1960 годы

Не прекращавшиеся массовые движения, сложная внутриполитическая ситуация, с одной стороны, давление извне – со стороны буржуазии  Англии и США – с другой, оказывали  значительное влияние на положение  внутри партии Индийский национальный конгресс. После достижения политической независимости перед Индией встала историческая задача проведения глубоких экономических, социально-политических и культурных преобразований по перестройке  колониально-феодальной экономической  и социальной структуры, ликвидации народнохозяйственной и культурной отсталости и созданию современной  диверсифицированной экономики  как основы суверенного развития. В руководстве Национального  конгресса определились два подхода  к решению этих проблем. Одна линия  – всемерное и ограниченное развитие частнокапиталистического предпринимательства, компромисс с феодально-помещичьим классом и князьями, подавление борьбы трудящихся и ориентация во внешней  политике на западные страны – была представлена в руководстве Конгресса правой группировкой во главе с В. Пателем, заместителем премьер-министра и министром внутренних дел. Другая линия – преимущественное развитие государственного сектора, внесение планового начала в систему государственного регулирования развития национальной экономики, постепенное проведение антифеодальных аграрных и других преобразований, осуществление определенных мер по улучшению жизни трудящихся и следование нейтралистскому, антиколониальному по своей сущности курсу во внешней политике – была отражена в программных установках Джавахарлала Неру. Эта линия была активно поддержана центристскими и левыми группировками в руководстве правящей партии и центральных органах законодательной и исполнительной власти.

Борьба между сторонниками этих двух курсов развития Индии и  определяла внутреннее положение в  Национальном конгрессе. Неру, несмотря на противодействие консервативных сил, еще в первые послевоенные годы в значительной мере удалось осуществить  намеченный им политический курс. Однако политический вес и влияние В. Пателя, ставшего вторым лицом в правящей партии и государстве, неуклонно возрастали, чему, в частности, весьма способствовала его личная роль в укреплении административного аппарата, сохранении единства страны и консолидации национальной государственности. Патель был кумиром буржуазно-помещичьих кругов, «сильным человеком» в правительстве Индии. Усиление влияния Пателя и его группы стало заметно после того, как на съезде Конгресса, состоявшемся осенью 1950 года в городе Насике, президентом Конгресса был избран его сторонник П. Тандон. Обстановка как в руководстве, так и в местных организациях правящей партии осложнилась. В результате несколько левых групп, образовавших Крестьянско-рабочую партию и партию Народный конгресс, вышли из Конгресса. Внутри Конгресса левая оппозиция оформилась в Демократический; фронт. В июне 1951 года в Патне состоялся учредительный съезд новой общеиндийской мелкобуржуазной партии – Кисан маздур праджа парти. Она образовалась путем объединения, вышедшего из Конгресса Демократического фронта во главе с лидерами А. Крипалани и Р.А. Кидваи с некоторыми организациями Крестьянско-рабочей партии и Народного конгресса. Выход из Конгресса некоторых левых группировок, с одной стороны, кончина в декабре 1950 года В. Пателя – с другой, ослабили как крайне правое, так и левое крыло в руководстве партии, что объективно способствовало укреплению положения центристов во главе с Джавахарлалом Неру. Однако влияние правых в центральных органах партии, группировавшихся вокруг председателя Национального конгресса П. Тандона, оставалось весьма значительным. Только в сентябре 1951 года Рабочий комитет Конгресса в предвидении приближавшихся первых всеобщих выборов в законодательные органы страны и учитывая громадную общенациональную популярность Джавахарлала Неру избрал его на пост председателя партии.

Одновременно с поляризацией сил внутри Национального конгресса  и образованием новых мелкобуржуазных  политических организаций усилился процесс дальнейшего размежевания в лагере левой оппозиции. В апреле 1951 года из Социалистической партии выделилась группа левых социалистов во главе  с Аруноп Асаф Али, которая решительно выступила против правого оппортунизма Джайпракаш Нараяна и других лидеров партии, за сотрудничество с коммунистами. В стране стали создаваться более благоприятные условия сотрудничества коммунистов и мелкобуржуазных революционных демократов. Этому способствовали изменения, происходившие в коммунистическом движении Индии. Левосектантский уклон, а также репрессии со стороны органов власти нанесли серьезный ущерб коммунистическому движению, связям коммунистов с массами. К началу 1951 года численность компартии уменьшилась более чем втрое и составляла всего 25 тыс. человек. Однако здоровые силы внутри партии развернули борьбу за преодоление левосектантского уклона. Уже в мае 1950 года состоялся пленум ЦК Компартии Индии, избравший новый, временный состав Центрального Комитета. Новое Политбюро ЦК разработало и опубликовало в апреле 1951 года проект программы партии, в которой был намечен курс на создание широкого антифеодального и антиимпериалистического фронта, включавшего национальную буржуазию, под руководством рабочего класса и его партии. Проект программы нацеливал, на осуществление антифеодальных, антиимпериалистических преобразований. В марте 1948 года собрался второй съезд коммунистической партии Индии. Со времени первого съезда численность партии сильно выросла, еще больше выросло её влияние. Партия не только стала руководить крупнейшими рабочими организациями и стачечной борьбой рабочего класса, но она играла ведущую роль и в крестьянском движении. Съезд партии осудил правонационалистические ошибки, допущенные руководством Центрального комитета был избран один из основателей компартии Индии – старейший деятель профсоюзного движения Ранадив. В качестве основной задачи второй съезд коммунистической партии Индии выдвинул создание демократического фронта для борьбы против англо-американского империализма и перешедшего в его лагерь буржуазного правительства Индии. Основными пунктами программы демократического фронта были намечены следующие: полное отделение от Британской империи и создание демократического правительства Индии; ликвидация помещичьего землевладения без компенсации; национализация крупной промышленности и в первую очередь всех предприятий, принадлежащих иностранному капиталу; национализация банков; установление рабочего контроля на предприятиях; обеспечение минимума заработной платы и установление 8-часового рабочего дня; право на самоопределение, вплоть до отделения для всех национальностей Индии и превращение Индийского союза в добровольный союз автономных национальных провинций. Во внешней политике съезд потребовал полного разрыва с англо-американским блоком агрессоров, сближения Индии с Советским Союзом и другими демократическими миролюбивыми странами

Информация о работе Процесс образования и становления Индийского Союза