Наименее благоприятно складывались
отношения Индии с Пакистаном,
обострившиеся из-за кашмирского
вопроса. Передача спора о Кашмире
в ООН позволила англо-американскому
блоку создать с помощью Комиссии
ООН по Кашмиру, а затем аппарата посредника
ООН инструмент вмешательства во внутренние
дела обоих доминионов. Твердая позиция
Индии, отвергшей неоднократные предложения
«посредников» о проведении в Кашмире
плебисцита, предотвратила возможное
превращение Кашмира в военный плацдарм
НАТО в ключевом районе – на стыке границ
СССР, Китая, Индии, Пакистана и Афганистана.
Достижение Индией политической независимости
явилось важнейшим условием дальнейшего
экономического и социального прогресса
страны. Однако впервые годы независимого
развития его результатами сумели воспользоваться
лишь имущие классы индийского общества.
Ухудшившиеся в 1947–1949 годах условия жизни
широких масс индийского народа создали
предпосылки роста социальной напряженности
в стране и развертывания классовой борьбы.
Решения II съезда Компартии Индии, который
проходил в Бомбее в конце февраля – начале
марта 1948 года, оказали большое влияние
на организованное рабочее и крестьянское
движения 1948–1949 годах. На съезде были
представлены 89 тыс. членов партии, что
свидетельствовало о значительном расширении
ее рядов. Отчетный доклад Генерального
секретаря ЦК КПИ П.Ч. Джоши был подвергнут
на съезде резкой критике. Руководство
КПИ во главе с Джоши было обвинено в националистическом
уклоне. Основная задача революционных
сил, как указывалось на съезде, состояла
в создании демократического фронта, программа
которого включала проведение глубоких
социальных преобразований, в том числе
ликвидацию помещичьего землевладения
без компенсаций; национализацию английских
предприятий и основных отраслей промышленности
и банков; введение минимума заработной
платы и 8-часового рабочего дня; установление
рабочего контроля на предприятиях; упразднение
княжеств и административное переустройство
на национальной основе; провозглашение
права на самоопределение всех национальностей
Индии; запрещение кастовой и прочей дискриминации.
Съезд осудил расчленение Индии как империалистический
маневр и потребовал полного разрыва с
Британской империей. Однако, несмотря
на декларацию о тактике демократического
франта, большинство делегатов поддержали
левосектантскую позицию по отношению
к национальным силам. Правительство Неру
характеризовалось как перешедшее в лагерь
империализма. Избранное на съезде новое
руководство партии во главе с Б.Т. Ранадиве
фактически взяло курс на свержение правительства
Конгресса путем вооруженного восстания.
Левосектантский уклон в
деятельности руководства КПИ нанес
урон коммунистическому движению в
стране. В ряде мест ослабли связи
с массами, от партии отошли определенные
группы политически сознательной части
населения. Правые силы в стране развернули
кампанию травли коммунистов. Практически
компартия и руководимые ею массовые
организации были вынуждены уйти
в подполье. В некоторых провинциях
их деятельность была и формально
запрещена законом. Начались репрессии
против коммунистов и активистов
массовых организаций. В тюрьме оказались
многие члены политбюро, руководства
Всеиндийского Конгресса профсоюзов
и Кисан сабха. Условия тяжелой подпольной
борьбы закалили партийное ядро, но в то
же время затруднили развертывание деятельности
массовых организаций. На репрессии против
компартии и профсоюзов рабочий класс
Индии ответил митингами и забастовками
протеста. Однако наметилось снижение
общего уровня стачечной борьбы: в 1948 году
в ней участвовало 1 050 тыс. рабочих и было
потеряно 7,8 млн. рабочих дней, а в 1949 году
– соответственно уже 685 тыс. рабочих и
6, 7 млн. рабочих дней. На спад экономической
борьбы рабочего класса оказали влияние
не только усталость рабочего класса,
жестокие репрессии властей, положение
в коммунистическом движении, но и раскол
в профдвижении страны.
Еще в мае 1947 года под эгидой
Национального конгресса был
создан Индийский национальный конгресс
профсоюзов, руководство которого в
январе 1948 года активно поддержало
обращение Рабочего комитета Конгресса
к рабочим об установлении классового
мира в промышленности. В 1948 году были
образованы два других параллельных
профцентра: «Хинд маздур сабха» и Объединенный
конгресс профсоюзов, находившиеся под
влиянием различных групп социалистов.
Последний профцентр объединял в основном
союзы на территории Западной Бенгалии.
В первые годы после создания трех новых
профцентров Всеиндийский конгресс профсоюзов
оставался наиболее представительной
организацией индийских трудящихся, что
было подтверждено на его очередном съезде,
состоявшемся в 1949 году в Бомбее. Крупнейшими
забастовками в эти годы были многомесячные
стачки текстильщиков в Коимбатуре и выступления
служащих в Калькутте, Бомбее и других
промышленных центрах страны. Несмотря
на неблагоприятные условия, некоторые
стачки окончились победой их участников:
сокращен рабочий день на предприятиях,
работавших круглый год, в отдельных предприятиях
повышена зарплата и выплачены надбавки
за дороговизну.
Важнейшим результатом борьбы
рабочего класса было принятие в 1948–1949
годы ряда декретов, составивших основу
законодательства о труде в независимой
Индии: о минимуме заработной платы,
социальном страховании, 8-часовом рабочем
дне, государственном арбитраже, закон
о трудовых конфликтах и др. Профсоюзные
организации страны развернули борьбу
за осуществление принятого рабочего
законодательства. Наряду с борьбой
рабочего класса в 1947–1949 годах в
отдельных районах страны развернулись
массовые выступления различных
слоев индийского крестьянства. Наиболее
активной была борьба различных групп
низших прослоек крестьян-арендаторов,
выступавших за снижение арендной платы,
перевод ее из натуральной в денежную
форму, упрочение прав наследственной
аренды. Под этими лозунгами развертывалась
борьба издольщиков в Западной Бенгалии,
Бихаре, Бомбее, Пенджабе и других провинциях
страны. Важное место в выступлениях крестьян-арендаторов
занимала проблема сгона арендаторов
с земли землевладельцами-помещиками
и богатыми крестьянами. Более широкие
слои крестьянства, включая верхние прослойки
арендаторов, стали участниками массовых
кампаний за демократизацию и скорейшее
осуществление законопроектов об отмене
системы заминдари, которые в 1946–1949 года
были внесены провинциальными правительствами
на обсуждение в законодательные собрания.
В некоторых районах Соединенных провинций,
Пенсу и на юге страны крестьяне начали
прямой захват помещичьих земель. Наивысшего
размаха эта форма крестьянской борьбы
достигла в Телингане, где продолжалось
начавшееся еще в 1946 году крестьянское
восстание. В районах восстания были созданы
народные панчаяты – органы власти, которые
осуществили аграрную реформу, ограничив
крупное помещичье землевладение и перераспределив
отчужденные земли среди малоземельных
крестьян. К концу 1948 года таким образом
было перераспределено свыше 1,2 млн. акров
земли. В 1949 году части регулярной индийской
армии, брошенные на подавление восстания,
вступили в Хайдарабад. После этого восстание
переросло в партизанскую войну, длившуюся
до 1951 года. На этой стадии среди повстанцев
произошло дальнейшее размежевание. От
движения отошла крестьянская верхушка,
удовлетворенная проведенными в 1949–1950
годах аграрными реформами, а также напуганная
усилением в панчаятах крестьянской бедноты,
пришедшей к руководству восстанием. Борьба
крестьянства вынудила буржуазно-помещичьи
правительства штатов поторопиться с
разработкой и проведением аграрных реформ,
что было осуществлено уже после провозглашения
Индии в январе 1950 года суверенной республикой.
Подводя итоги можно прийти
к выводу, что новый статус Индии
облегал проникновение американского
капитала. Во внешней торговле Индии
доля США почти сравнялась с долей
Англии. После недолгого периода
иллюзий народные массы, как в
Индии, так и в Пакистане увидели,
то закон о расчленении Индии
явился новым маневром империалистов
для сохранения своего господства в
Индии. Так как экономическое
положение Индии ухудшалось. Большинство
отраслей промышленности находилось в
состоянии упадка. Сам процесс
разделения страны стал причиной массового
насилия, но несмотря на это, Индия и Пакистан
прилагали усилия для налаживания отношений.
Один из самых больших споров произошёл
из-за Кашмира, который повлек за собой
долгосрочный конфликт. Раздел не смог
положить конец вражде между индусами
и мусульманами. Так же раздел Индии ослабил
ее как в экономическом, так и в политическом
и военном отношении. Во вновь созданных
армиях Индии и Пакистана основные командные
посты остались в руках англичан. Между
Индией и Пакистаном до настоящего времени
продолжается гонка ядерных вооружений.
Английские капиталисты полностью сохранили
свои позиции в экономике вновь образованных
доминионов. В правительственном аппарате
доминионов Хиндустани и Пакистан английские
чиновники продолжали играть руководящую
роль. В ряде провинций на постах губернаторов
остались англичане. До 1948 года генерал-губернатором
Индийского союза оставался Маунтбеттен.
Таким образом, получив показной статус
доминиона, Индийский союз фактически
оставался в полной зависимости от Англии.
2. Становление
основ индийской государственности
Позиции английского капитала
в экономике Индии, зависимость
национального производства от английского
рынка – все это обусловило
стремление индийской буржуазии
сохранить Индию в рамках Британского
содружества наций. В то же время
руководители индийской политики искали
такую форму сохранения Индии, как
части Содружества, которая бы не
нарушила национального суверенитета.
В 1949 году в Лондоне собралась
вторая конференция премьеров стран
«Содружества наций» Британской империи.
На этой конференции было решено, что
Индийский союз будет объявлен «суверенной
республикой», входящий в состав «Содружества
наций» и признающей английского
короля символом единства содружества.
На очередном съезде Конгресса
в Джайпуре в декабре 1948 года правительство
получило мандат на ведение переговоров
на основе решений имперской конференции
1948 года. В мае 1949 года Всеиндийский
комитет Конгресса и Учредительное
собрание одобрили этот акт. Стремлением
к консолидации индийской государственности,
централизации власти проникнута Конституция
Индии, принятая Учредительным собранием
26 ноября 1949 года. Индия провозглашалась
суверенной республикой во главе
с президентом, наделенным важными
полномочиями: он является главнокомандующим
вооруженными силами страны, назначает
премьер-министра, по его рекомендации
назначаются министры Центрального
правительства, а также губернаторы
штатов, являющиеся представителями
центральной исполнительной власти,
между сессиями парламента издает и
отменяет законы, а также приостанавливает
действие конституции. Высшим органом
законодательной власти является Центральный
парламент, состоящий из двух палат:
народной палаты и совета штатов. Законодательными
органами штатов являются законодательные
собрания. Активным избирательным правом
обладают граждане Индии, достигшие 21
года, а пассивным – 25 лет. Президент
избирается специальной избирательной
коллегией, образованной депутатами парламента
и законодательных собраний штатов.
В конституции проводится принцип
строгого разделения законодательной,
исполнительной и судебной власти.
Правительство Индии и правительства
штатов ответственны перед Центральным
парламентом и законодательными
собраниями штатов. Верховный суд
Индии и высшие суды штатов наделены
правом толкования законов и могут
приостанавливать их действие как «противоречащие
конституции». Принятие Учредительным
собранием Конституции Индии
означало юридическое оформление великого
поворота в исторических судьбах
страны. Первым президентом Индии
депутаты Учредительного собрания единогласно
избрали Раджендра Прасада, а первым
премьер-министром стал Джавахарлал Неру.
Конституция была введена
в действие с 26 января 1950 года в очередную
годовщину Дня независимости
и с тех пор отмечается как
национальный праздник – День Республики.
2.1 Политическая
борьба внутри ИНК и деятельность
КПИ в 1950–1960 годы
Не прекращавшиеся массовые
движения, сложная внутриполитическая
ситуация, с одной стороны, давление
извне – со стороны буржуазии
Англии и США – с другой, оказывали
значительное влияние на положение
внутри партии Индийский национальный
конгресс. После достижения политической
независимости перед Индией встала
историческая задача проведения глубоких
экономических, социально-политических
и культурных преобразований по перестройке
колониально-феодальной экономической
и социальной структуры, ликвидации
народнохозяйственной и культурной
отсталости и созданию современной
диверсифицированной экономики
как основы суверенного развития.
В руководстве Национального
конгресса определились два подхода
к решению этих проблем. Одна линия
– всемерное и ограниченное развитие
частнокапиталистического предпринимательства,
компромисс с феодально-помещичьим
классом и князьями, подавление борьбы
трудящихся и ориентация во внешней
политике на западные страны – была представлена
в руководстве Конгресса правой группировкой
во главе с В. Пателем, заместителем премьер-министра
и министром внутренних дел. Другая линия
– преимущественное развитие государственного
сектора, внесение планового начала в
систему государственного регулирования
развития национальной экономики, постепенное
проведение антифеодальных аграрных и
других преобразований, осуществление
определенных мер по улучшению жизни трудящихся
и следование нейтралистскому, антиколониальному
по своей сущности курсу во внешней политике
– была отражена в программных установках
Джавахарлала Неру. Эта линия была активно
поддержана центристскими и левыми группировками
в руководстве правящей партии и центральных
органах законодательной и исполнительной
власти.
Борьба между сторонниками
этих двух курсов развития Индии и
определяла внутреннее положение в
Национальном конгрессе. Неру, несмотря
на противодействие консервативных
сил, еще в первые послевоенные годы
в значительной мере удалось осуществить
намеченный им политический курс. Однако
политический вес и влияние В. Пателя,
ставшего вторым лицом в правящей партии
и государстве, неуклонно возрастали,
чему, в частности, весьма способствовала
его личная роль в укреплении административного
аппарата, сохранении единства страны
и консолидации национальной государственности.
Патель был кумиром буржуазно-помещичьих
кругов, «сильным человеком» в правительстве
Индии. Усиление влияния Пателя и его группы
стало заметно после того, как на съезде
Конгресса, состоявшемся осенью 1950 года
в городе Насике, президентом Конгресса
был избран его сторонник П. Тандон. Обстановка
как в руководстве, так и в местных организациях
правящей партии осложнилась. В результате
несколько левых групп, образовавших Крестьянско-рабочую
партию и партию Народный конгресс, вышли
из Конгресса. Внутри Конгресса левая
оппозиция оформилась в Демократический;
фронт. В июне 1951 года в Патне состоялся
учредительный съезд новой общеиндийской
мелкобуржуазной партии – Кисан маздур
праджа парти. Она образовалась путем
объединения, вышедшего из Конгресса Демократического
фронта во главе с лидерами А. Крипалани
и Р.А. Кидваи с некоторыми организациями
Крестьянско-рабочей партии и Народного
конгресса. Выход из Конгресса некоторых
левых группировок, с одной стороны, кончина
в декабре 1950 года В. Пателя – с другой,
ослабили как крайне правое, так и левое
крыло в руководстве партии, что объективно
способствовало укреплению положения
центристов во главе с Джавахарлалом Неру.
Однако влияние правых в центральных органах
партии, группировавшихся вокруг председателя
Национального конгресса П. Тандона, оставалось
весьма значительным. Только в сентябре
1951 года Рабочий комитет Конгресса в предвидении
приближавшихся первых всеобщих выборов
в законодательные органы страны и учитывая
громадную общенациональную популярность
Джавахарлала Неру избрал его на пост
председателя партии.
Одновременно с поляризацией
сил внутри Национального конгресса
и образованием новых мелкобуржуазных
политических организаций усилился
процесс дальнейшего размежевания
в лагере левой оппозиции. В апреле
1951 года из Социалистической партии выделилась
группа левых социалистов во главе
с Аруноп Асаф Али, которая решительно
выступила против правого оппортунизма
Джайпракаш Нараяна и других лидеров партии,
за сотрудничество с коммунистами. В стране
стали создаваться более благоприятные
условия сотрудничества коммунистов и
мелкобуржуазных революционных демократов.
Этому способствовали изменения, происходившие
в коммунистическом движении Индии. Левосектантский
уклон, а также репрессии со стороны органов
власти нанесли серьезный ущерб коммунистическому
движению, связям коммунистов с массами.
К началу 1951 года численность компартии
уменьшилась более чем втрое и составляла
всего 25 тыс. человек. Однако здоровые
силы внутри партии развернули борьбу
за преодоление левосектантского уклона.
Уже в мае 1950 года состоялся пленум ЦК
Компартии Индии, избравший новый, временный
состав Центрального Комитета. Новое Политбюро
ЦК разработало и опубликовало в апреле
1951 года проект программы партии, в которой
был намечен курс на создание широкого
антифеодального и антиимпериалистического
фронта, включавшего национальную буржуазию,
под руководством рабочего класса и его
партии. Проект программы нацеливал, на
осуществление антифеодальных, антиимпериалистических
преобразований. В марте 1948 года собрался
второй съезд коммунистической партии
Индии. Со времени первого съезда численность
партии сильно выросла, еще больше выросло
её влияние. Партия не только стала руководить
крупнейшими рабочими организациями и
стачечной борьбой рабочего класса, но
она играла ведущую роль и в крестьянском
движении. Съезд партии осудил правонационалистические
ошибки, допущенные руководством Центрального
комитета был избран один из основателей
компартии Индии – старейший деятель
профсоюзного движения Ранадив. В качестве
основной задачи второй съезд коммунистической
партии Индии выдвинул создание демократического
фронта для борьбы против англо-американского
империализма и перешедшего в его лагерь
буржуазного правительства Индии. Основными
пунктами программы демократического
фронта были намечены следующие: полное
отделение от Британской империи и создание
демократического правительства Индии;
ликвидация помещичьего землевладения
без компенсации; национализация крупной
промышленности и в первую очередь всех
предприятий, принадлежащих иностранному
капиталу; национализация банков; установление
рабочего контроля на предприятиях; обеспечение
минимума заработной платы и установление
8-часового рабочего дня; право на самоопределение,
вплоть до отделения для всех национальностей
Индии и превращение Индийского союза
в добровольный союз автономных национальных
провинций. Во внешней политике съезд
потребовал полного разрыва с англо-американским
блоком агрессоров, сближения Индии с
Советским Союзом и другими демократическими
миролюбивыми странами