Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 15:48, дипломная работа
Наиболее распространенным видом конфликта в современном мире являются этнополитические (межэтнические) конфликты. В отечественной политической науке, понятие этнополитического конфликта часто приравнивается к понятию межнационального конфликта. Так В.А. Тишков дает следующие определение этнополитическому конфликту: «Этнополитический конфликт – это конфликт с определенным уровнем организованного политического действия, общественных движений, массовых беспорядков, сепаратистских выступлений и даже гражданской войны, в которых противостояние проходит по линии этнической общности»/
Глава 1. Современные этнополитические конфликты: аналитико-эмпирическая парадигма 6
Этнополитический конфликт: определение, типология, субъекты, динамика 6
Основные причины, предпосылки возникновения и эскалации этнополитических конфликтов 22
Основные парадигмы урегулирования этнополитических конфликтов 29
Ассиметричные этнополитические конфликты: проблема научного анализа 33
Глава 2. Актуальные проблемы этнополитических отношений в условиях федеративного государства 41
Государственная национальная политика как способ поддержания этнополитической стабильности в современной России 41
Влияние конфликтогенных факторов этнополитических отношений на развитие федеративных отношений в современной России 46
Роль этнического фактора в становлении современной российской модели федеративных отношений: история и современность 52
Совершенствование федеративных отношений в условиях построения властной вертикали в современной России 60
Языковая политика в современном многонациональном государстве: проблемы и перспективы 67
Причинами, послужившими возникновению
курдского этнополитического
-исторические (прецеденты
существования курдской
- политические (устойчивое
стремление курдских
- экономические (вступающие
в противоречие с
Наиболее остро проблема курдского сепаратизма стоит перед Турцией, проводящей дискриминационную национальную политику и стратегию подавления борьбы курдов за самоопределение. Турция не идет на уступки в области национальных прав курдов, отрицая существование самой этой этнической общности, ведет вооруженную, дипломатическую, экономическую борьбу с курдскими сепаратистами. Политическое урегулирование конфликта не устраивало Турцию, ответившую категорическим отказом в 1995г. на предложение лидеров курдского движения о предоставлении Курдистану статуса автономии в составе этой страны.
Диаметрально противоположно складывалась ситуация в Ираке, где в 1974 г. курдам была предоставлена автономия, более того, в 1992г парламент района Южный Курдистан воспользовался разногласием Ирака и ООН и объявил об образовании государства Курдистан в составе «Иракской Федерации».
В 2003 г. руководство Курдистана
поддержало американское вторжение
на территорию Ирака, но сохраняло приверженность
территориальной целостности
Федерализация курдо-иракских отношений служит подтверждением позиции критиков смешанного и этнического федерализма о том, что данные формы урегулирования нуждаются в дополнении другими, инструментальными факторами.
Урегулирование этнополитических конфликтов в этнотерриториальных федерациях.
Этнополитический конфликт
в Бельгии связан с появлением
в этом государстве
Противоречия между общинами возникло по окончании Второй мировой войны. До войны Валлония занимала лидирующее место по социально-экономическому, политическому и культурному развитию благодаря своей горнодобывающей промышленности, но в результате кризиса в этой отрасли национальной экономики Фландрия стала ведущим регионом. Во Фландрии накаляются антиваллонские настроения. В 1979 г. организованно оформляется движение фландрских сепаратистов – Влаамс блок, представляющих собой ультраправую националистическую партию, целью которой являлось создание независимого государства Фландрии. В противовес Фламандскому блоку, валлонские партии являются сторонниками сохранения территориальной целостности федеративного государства.
Согласно доминирующей точке зрения, этнополитика бельгийского правительства не носит характер урегулирования, поскольку в силу слабости сепаратистского движения переговоры между ним и центром пока не начинались86[86].
Эффективность политики урегулирования
этнополитического конфликта в
смешанной Бельгийской
Пример Бельгии подтверждает
правоту сторонников подхода
о необходимости взаимного
Урегулирование этнополитических конфликтов в конфедерациях.
Урегулирование
Приднестровско-молдавский конфликт обусловлен следующими причинами:
- историческими – включение
по решению светского
- политическими – курс
молдавского руководства на
- экономическими – борьба молдавской и приднестровской этнических элит за контроль над приднестровской промышленностью, составляющей ядро промышленного потенциала Молдавии.
В качестве своего основного источника этот конфликт имеет советскую политику размещения трудовых ресурсов в СССР. Большинство промышленных предприятий Молдавской ССР было сосредоточено на территории Приднестровья, в то время как экономика остальной части Молдавии имела в основном аграрный характер.
До 1991 г. Приднестровье было частью Молдавской ССР, не обладавшей особым статусом. После распада СССР среди общественности района стали появляться требования о предоставлении автономии. Требования приднестровцев возникали относительно планов политической элиты Молдавии вернуться в состав Румынии. Это стремление, имеющее в качестве одного из своих следствий дискриминацию этнических меньшинств, проявилось в 1989 г., когда молдавское руководство объявило молдавский (румынский) язык официальным языком в республике и начало переговоры об объединении с Румынией 87[87].
Обе стороны конфликта аппелируют к России и Украине как гарантам мирного урегулирования. Однако стороны по разному видят роль указанных стран в разрешении конфликта: представители Приднестровья считают, что Россия и Украина могут выступать гарантом мирного сосуществования двух независимых государств, в тоже время молдавское руководство призывает российские и украинские силы, контролирующие, по их мнению, внутриполитическую ситуацию в Приднестровье, повлиять на подконтрольное правительство самопровозглашенной республики.
Рассмотрев различные этнополитические конфликты, которые существуют в различных по своему устройству современных государствах, можно заключить, что, реализация государствами тех или иных политических способов урегулирования этнополитических конфликтов - предоставления этническим регионам статуса автономии, широкой автономии, субъекта федерации - в условиях глобализации во многом зависит не столько от содержания самих институциональных политических мер, сколько от реализации других инструментальных - силовых, экономических, информационных, психологических, культурных, образовательных, территориальных и иных - факторов, сужающих возможности этнических элит и движений по эскалации столкновений.
Пути сохранения этнополитической стабильности в полиэтнических регионах многонационального государства
На современном этапе истории нашей страны, когда еще не преодолены кризисные явления, охватившие многие стороны жизни общества, этнополитические отношения представляют один из наиболее важных и значимых типов социальных отношений. Этнические факторы как составная часть присутствуют во всех экономических, социальных, политических, духовных и интеграционных процессах, происходящих в многонациональных субъектах Российской Федерации.
Начало 90-х годов прошлого
столетия ознаменовалось сложными и
противоречивыми событиями. С карты
мира исчез СССР, оставив после
себя полтора десятка
Как известно, стабильность, в том числе и этнополитическая, является одной из важнейших составляющих любого государства. Под стабильностью государства понимается тенденция основных элементов его политической системы оставаться в рамках определенных и заранее установленных ограничений, даже если система испытывает воздействие со стороны среды88[88]. Оптимальными в современных условиях формами поддержания этнополитической стабильности при соблюдении принципа государственно-территориальной целостности служат включение государственным центром этнических регионов в систему федеративных отношений, пропорциональное распределение власти в регионах между этническими общинами, формы ограниченного экономического самоопределения этнических регионов, институт национально-культурной автономии этнических групп.
На современном этапе этнополитическая ситуация на постсоветском пространстве далека от стабильности. Чечня, Абхазия, Южная Осетия, Приднестровье - лишь неполный перечень известных зон этнополитических конфликтов. Тем не менее, известны регионы, которые по нашему мнению с большой долей уверенности можно назвать этнополитически стабильными. Это, например, республика Башкортостан, Оренбургская область. Одной из особенностей поддержания этнополитической стабильности в этих регионах стало распространение практики межэтнического разделения власти. Широкое использование подобной практики на федеральном уровне, способствовало бы поддержанию этнополитической стабильности, и во многом позволило бы использовать более эффективный механизм принятия политических решений. Нельзя не согласиться с мнением тех исследователей, которые считают, что в полиэтническом обществе стабильность обеспечивается путем создания демократических политических институтов с учетом этнического представительства в целях реализации их интересов и предупреждения конфликтов легитимными средствами. Неразвитость институтов представительства народов ведет к неустойчивости демократии в многонациональном обществе, к этноконфликтной ситуации89[89].
Современный Башкортостан –
одну из крупнейших по численности
населения республику России – сегодня
можно считать моделью
Национальная политика, реализуемая властью республики - это политика мультикультурализма, явления уникального для постсоветского общества, где решаются вопросы, связанные с развитием национальных культур, изучением родных языков, то есть языковым, культурным, этническим многообразием. В условиях противоречивых процессов, происходящих в стране во всех сферах человеческой жизнедеятельности: экономике, политике, культуре, при усилении межэтнической напряженности, снижении толерантности у граждан России, - утверждение политики мультикультурализма сегодня можно рассматривать, как один из путей к этнополитической стабильности цивилизованного развития общества.
Выражение Президента России В. В. Путина «...в Башкортостане, как в капле воды, отразилась вся Россия» адекватно передает сущность этнополитического развития республики в качестве региона, который является оптимальной моделью реализации современной концепции национальной политики, осмысления проблем этнокультурного развития народов России, межнационального сотрудничества и становления общероссийской гражданской идентичности.
Этому высказыванию можно
найти подтверждение и с
Многовековой опыт народов является важнейшим залогом сохранения межнационального согласия и этнополитической стабильности Башкортостана, залогом успешного противостояния негативным, деструктивным тенденциям, наблюдаемым в современном обществе. Сохранение и укрепление исторически сложившегося в республике благоприятного климата межнациональных отношений - одна из приоритетных задач национальной политики, проводимой в Башкортостане.