Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 15:48, дипломная работа
Наиболее распространенным видом конфликта в современном мире являются этнополитические (межэтнические) конфликты. В отечественной политической науке, понятие этнополитического конфликта часто приравнивается к понятию межнационального конфликта. Так В.А. Тишков дает следующие определение этнополитическому конфликту: «Этнополитический конфликт – это конфликт с определенным уровнем организованного политического действия, общественных движений, массовых беспорядков, сепаратистских выступлений и даже гражданской войны, в которых противостояние проходит по линии этнической общности»/
Глава 1. Современные этнополитические конфликты: аналитико-эмпирическая парадигма 6
Этнополитический конфликт: определение, типология, субъекты, динамика 6
Основные причины, предпосылки возникновения и эскалации этнополитических конфликтов 22
Основные парадигмы урегулирования этнополитических конфликтов 29
Ассиметричные этнополитические конфликты: проблема научного анализа 33
Глава 2. Актуальные проблемы этнополитических отношений в условиях федеративного государства 41
Государственная национальная политика как способ поддержания этнополитической стабильности в современной России 41
Влияние конфликтогенных факторов этнополитических отношений на развитие федеративных отношений в современной России 46
Роль этнического фактора в становлении современной российской модели федеративных отношений: история и современность 52
Совершенствование федеративных отношений в условиях построения властной вертикали в современной России 60
Языковая политика в современном многонациональном государстве: проблемы и перспективы 67
По мнению В.А. Тишкова в России резкий рост миграционных потоков произошел в результате вооруженных конфликтов и изменившейся политической и социально-психологической ситуации. В результате чеченской войны около половины населения Чечни выехало в другие регионы России. Также в России произошел огромный прирост мигрантов из стран бывшего СССР, при резком сокращении обратного потока56[56].
Следует признать, что неконтролируемые миграционные процессы уже внесли существенные коррективы в структуру этнического разделения труда, отразились на криминогенной обстановке, в ряде случаев приводят к столкновениям на межэтнической и межконфессиональной основе.
Появление беженцев-неславян из зон этнополитических конфликтов в сочетании с отсутствием полной и адекватной информации нередко ассоциируется наиболее радикально-настроенной частью общества с повышением уровня криминогенности, что вызывают соответствующую негативную реакцию.
Еще одним из опасных конфликтогенных факторов является «этнократизация власти» в национальных республиках. Этнократические элиты продолжают держать курс на возвышение титульных этносов до статуса однозначно доминирующих. Так, например, идет замена кадров на национальные (Тува, Саха-Якутия, Башкортостан и др.), увеличивается миграция славян из ряда республик (Северная Осетия-Алания, Тува, Саха-Якутия и др.), дает о себе знать бытовой национализм, противостояние языков общения, особенно в сфере образования.
В унизительном положении
оказались русские на территориях
бывшего Советского Союза. Уже широко
известно, что дискриминации подвергаются
русские и русскоязычные группы
в странах Балтии. Так в Латвии
помощник премьера по национальной безопасности
официально заявляет, что «русская
община не вписывается в концепцию
национального Латвийского
Опасным конфликтогенным фактором является также ставка на монополизацию политического господства в руках доминирующей русской нации. М. Мнацаканян отмечает, что: «С распадом СССР исчезает имперский имидж России в лице Российской Федерации и более отчетливо проявляется ее характер как национального государства русских. Требования к нерусским народам вполне соответствуют статусу такого государства, и традиционный великодержавный национализм часто приобретает черты и выражения обиженного судьбой народа . В этих условиях национализм принимает форму и выражение патриотизма. И в России повторяется то, что мы неоднократно видели в различных странах: носители национальной вражды, ненависти, экстремистской и фашистской идеологии считают себя истинными патриотами, спасителями родины»60[60].
Еще один фактор, угрожающий этнополитической стабильности государства – это средства массовой информации, которые активно участвуют в формировании общественного сознания и способствуют в определенной мере разжиганию этнополитических конфликтов. Явно негативную роль играют не всегда компетентные, оскорбительные публикации и передачи в СМИ, возбуждающие национал-экстремизм, за которые журналисты не несут никакой ответственности. Исходя из этого, представляется важным определить приоритеты в информировании населения, пропагандировать примеры не вражды, а дружбы, взаимопомощи, нацеленные на формирование этнотолерантного массового сознания и поведения. В целом же этническая проблематика требует от журналистов большей ответственности, высокого уровня компетентности и профессионализма.
Начиная с 2000-х гг. в России
произошли серьезные позитивные
изменения, а именно, укрепление российской
государственности, формирование приоритетов
государственного строительства и
национального развития России, постепенное
осознание необходимости
Также для поддержания этнополитической стабильности, развития межкультурных связей и решения проблемы социально-экономического, этнокультурного и духовного развития народов России Министерством регионального развития была разработана Концепция федеральной целевой программы «Этнокультурное развитие регионов России (2006-2008 гг.)». В программе предусматривается содействие межкультурному и межрелигиозному диалогу и сотрудничеству, направленному на противодействие экстремизму и различного рода нетерпимости.
Разработчики Концепции
исходили из того, что не только национальный
аспект, но и религиозный - как важный
и неотъемлемый элемент социокультурных
традиций и образа жизни народов России
– входит в понятие этнокультурное. Это
соответствует подходам, реализуемым
в Концепции государственной национальной
политики Российской Федерации, в которой
государственно-
Еще одним шагом на пути сохранения целостного, полиэтничного государства и снятия этнополитической напряженности является принятие мер по воспитанию толерантности с детского возраста. Представляется, что включение в региональные стандарты среднего, средне-специального и вузовского образования учебных программ по этнологии позволит качественно изменить духовно-нравственное воспитание молодежи, что в свою очередь приведет к повышению этнотолерантности и терпимости в обществе.
Сегодня проблема этнической
толерантности настолько
Сегодня, в условиях обновления высшей политической власти, перед новым руководством страны стоит задача выработать действенные меры противодействия этнополитическому и религиозно-политическому экстремизму, снизить уровень конфликтности в межнациональных и этноконфессиональных отношениях, сформировать надежные механизмы функционирования этносистем в условиях полиэтничного и поликонфессионального государства, представить новые модели политического поведения и новые средства воздействия на массовое политическое сознание, которые могли бы служить основой для формирования стабильной политической жизни в России.
Достичь этого можно лишь сохраняя и развивая национальную специфику народов, создавая условия для равноправного их участия в управлении государственными и общественными делами, развивая традиционные отрасли хозяйства, духовное возрождение, сохраняя и развивая национальную культуру и язык, воспитывая в обществе толерантность и терпимость, культивируя ценности индивидуальной свободы.
Достижению этих целей
неоспоримо способствует лишь демократическое,
федеративное государство, провозглашающее
новые формы толерантности
Роль этнического
фактора в становлении
Сегодня в условиях трансформации
политико-административных отношений
приоритетным является поддержание
стабильности на всей территории Российской
Федерации путем выработки
Политико-правовое противоборство представляет собой форму разрешения противоречий между федеральным Центром и национальными республиками в составе Российской Федерации по поводу повышения статуса последних в рамках Федерации вплоть до положения суверенных государств, ассоциированных с Россией либо или де-факто независимых. С этой формой этнополитического конфликта тесно связана экономическая борьба государственного Центра и этнических регионов, сепаратизм которых, прежде всего, имеет экономические интересы - в сфере владения, распоряжения и пользования природными ресурсами на своей территории, в сфере сохранения всех или большей части налогов и сборов, свободы внешнеэкономической деятельности как основы полунезависимого или полностью независимого от федерального Центра существования. В противоборстве республик и Центра также наличествуют элементы идеологической борьбы, конкуренции политических и ценностных проектов националистов и Федерации.
Средством закрепления особого
положения республик должна была стать
форма государственно-правового закрепления
статуса автономий, чему отвечало принятие
республиканскими органами государственной
власти деклараций автономий о суверенитете64[64]. Основные
положения деклараций о суверенитете
различных республик схожи, в них, прежде
всего, провозглашается формирование
собственной государственности, обеспечение
свободного выбора языка, права на собственное
правовое регулирование административных,
административно-
Специфической особенностью этих документов является степень притязаний на полноту суверенитета в составе Российской Федерации. Во многих декларациях было провозглашено верховенство конституции и законов данной республики над законами и конституциями Российской Федерации и СССР. Республики Коми, Саха, Марий Эл, Калмыкия, Тыва, Кабардино-Балкария сохраняли за собой право на самостоятельный выбор своего национально-государственного устройства и самоопределения, вплоть до отделения и образования самостоятельных государств. В декларациях Удмуртии, Чувашии, Марий Эл закреплялись права самостоятельно, вне пределов полномочий, переданных ими в ведение Союза ССР и РСФСР, определять бюджетно-налоговую политику, осуществлять социальную защиту населения.
Помимо принятия деклараций, отдельные республики стремились закрепить свой статус с помощью референдумов. Так, 21 марта 1992 г. в Татарстане прошел общереспубликанский референдум по вопросу о государственном статусе республики. Большинство избирателей поддержало формулировку референдума о том, что республика является суверенным государством, субъектом международного права, строящим свои отношения с Российской Федерацией и другими республиками, государствами на основе равноправных договоров.
В республике Бурятии был принят содержащий положение о суверенитете республики проект конституции и положительно решен вопрос о проведении весной 1994 г. референдума по вступлению в силу самого основного закона. В декларации о суверенитете в конституции Саха-Якутии также были приняты подобные положения.
Неспособность федерального Центра нейтрализовать проявления сепаратизма национальных республик была связана с ростом этнополитической мобилизации народов, высокой степенью поддержки националистических этнических движений большинством населения республик с одной стороны и задачей демократического руководства РСФСР сохранить целостность страны и территориальное единство, не применяя вооруженной силы с другой. Под влиянием процессов суверенизации автономий федеральный Центр был вынужден пойти на компромисс с руководством национальных республик, нашедшим свое воплощение в Федеративном договоре, заключенным 31 марта 1992 г., который приостановил нарастание конфликта внутри Федерации и перевел его на время в локальные формы. Согласно договору, только республики наделялись правом принятия законов, правом на предварительное рассмотрение подготовленных ими законопроектов в Верховном Совете РФ, самостоятельное определение республиканских моделей разделения властей, избрания собственных президентов, формирования правительств в законодательных органах, создания собственных верховных и конституционных судов, более широкое представительство на Съезде народных депутатов и в Совете Национальностей Верховного Совета РФ, включение глав исполнительной власти республик в состав Совета Министров - Правительства РФ, перечень предметов совместного ведения Федерации и республик был закрытым. Однако Республика Татарстан и Чеченская Республика не подписали договор, Башкортостан оговаривал самостоятельность в международных и внешнеэкономических связях, налогообложении и организации сборов в бюджет, оформлении законодательной и судебной систем, прокуратуры и адвокатуры.
Появившиеся после подписания Федеративного договора двусторонние договоры о разграничении предметов ведения и полномочий в своем большинстве представляли собой, не идеальные схемы, но являлись итогом встречных уступок и компромиссов между Российской Федерации и национальными республиками.
Принятая в 1993 г. Конституция РФ провозглашала равенство всех субъектов Федерации. Основной закон закреплял верховенство Конституции и федеральных законов, разграничение предметов ведения Федерации и ее субъектов, приоритет конституционных норм над положениями Федеративного договора, договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.