Современные этнополитические конфликты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 15:48, дипломная работа

Описание работы

Наиболее распространенным видом конфликта в современном мире являются этнополитические (межэтнические) конфликты. В отечественной политической науке, понятие этнополитического конфликта часто приравнивается к понятию межнационального конфликта. Так В.А. Тишков дает следующие определение этнополитическому конфликту: «Этнополитический конфликт – это конфликт с определенным уровнем организованного политического действия, общественных движений, массовых беспорядков, сепаратистских выступлений и даже гражданской войны, в которых противостояние проходит по линии этнической общности»/

Содержание работы

Глава 1. Современные этнополитические конфликты: аналитико-эмпирическая парадигма 6
Этнополитический конфликт: определение, типология, субъекты, динамика 6
Основные причины, предпосылки возникновения и эскалации этнополитических конфликтов 22
Основные парадигмы урегулирования этнополитических конфликтов 29
Ассиметричные этнополитические конфликты: проблема научного анализа 33
Глава 2. Актуальные проблемы этнополитических отношений в условиях федеративного государства 41
Государственная национальная политика как способ поддержания этнополитической стабильности в современной России 41
Влияние конфликтогенных факторов этнополитических отношений на развитие федеративных отношений в современной России 46
Роль этнического фактора в становлении современной российской модели федеративных отношений: история и современность 52
Совершенствование федеративных отношений в условиях построения властной вертикали в современной России 60
Языковая политика в современном многонациональном государстве: проблемы и перспективы 67

Файлы: 1 файл

семинар.docx

— 198.03 Кб (Скачать файл)

Сопоставление позиций сторонников  межэтнического разделения власти и  ее критиков показывает, что использование  подобной формы урегулирования, так  же как и федерализации отношений  Центра и этнического региона  самой по себе, не приводит к устойчивости территориального устройства государства. Можно утверждать, что разделение власти между этническими группами служит лишь временной мерой перед очередным рубежом решения вопроса о дальнейшей судьбе государства, но и эта позиция нуждается в обосновании современной политической практикой.

 

 

ГЛАВА 2. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В УСЛОВИЯХ ФЕДЕРАТИВНОГО ГОСУДАРСТВА

Государственная национальная политика как способ поддержания  этнополитической стабильности в современной  России

Совершенно очевидно, что  переходный период, связанный с модернизацией  российской политической системы в  силу многих объективных и субъективных факторов неоправданно затянулся. Несмотря на то, что в начале 2000-х годов  удалось стабилизировать этнополитическую ситуацию в стране и преодолеть негативные последствия распада СССР, в обществе наблюдаются кризисные явления, связанные с этническим самоопределением. Важным компонентом стабилизации политической системы является национальный вопрос, так как Россия – это, прежде всего совокупность наций и многочисленных этносов, а российская национальная самобытность заложена не в имперских традициях, а в исторически сложившемся межкультурном взаимодействии и в единстве многонационального сообщества народов47[47].

С подписанием Б.Н. Ельциным Указа «Об утверждении Концепции  государственной национальной политики», впервые предпринимается попытка  определить ориентиры национальной политики Российской Федерации. Национальная политика – это система мер, направленная на создание условий для полноправного  социально-экономического и национально-культурного  развития всех народов России, упрочения  общероссийской гражданской и духовно-нравственной общности на основе соблюдения прав и  свобод человека и гражданина и признание  его высшей ценностью48[48]. Национальная политика вырабатывается на основе тщательного научного анализа и обобщения этнополитической исторической практики развития наций и национальных отношений. Основной задачей национальной политики на современном этапе является разрешение межнациональных противоречий, а также выработка стратегических решений по обеспечению принципов общенародного единства, подлинного равноправия и демократического сотрудничества, обеспечение профилактики в сфере нарушения прав и свобод человека. «Национальная политика может быть консолидирующим фактором лишь в том случае, - утверждает Н.П. Медведев, - если она будет отражать все многообразие интересов народов России, иметь в своем арсенале четкие механизмы их согласования»49[49].

Концепция государственной  национальной политики являлась важнейшим  программно-политическим документом, предопределившим основные направления  государственной национальной политики и государственного строительства  страны на ближайшие годы. В Концепции  были зафиксированы приоритеты России в области межнациональных отношений, урегулированы вопросы координации  законотворческой деятельности на всех уровнях: от федерального - до местного.

При этом учитывалось, что  без выделения в качестве субъектов  национальной политики этнических групп, нуждающихся в специальных мерах  государственной защиты (малочисленные  народы, национальные меньшинства, репрессированные народы), невозможно решение проблем  поддержания межнационального мира и согласия в России.

Следует признать, что Концепция  в 90-е годы была ориентирована на решение лишь отдельных задач, вырванных  из общеполитического контекста, имела  фрагментарный характер, поэтому  сегодня она требует подкрепления и уточнения в федеральном  законодательстве. Главная проблема создания новой концепции по решению  национальных и этнических проблем  заключается в ее универсальности, способности разрешить те многочисленные проблемы, которые стоят перед  Россией сегодня.

Правовую основу государственной  национальной политики составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.

Главной целью национальной политики в Российской Федерации  должно являться обеспечение оптимальных  условий для развития всех этнических общностей, составляющих многонациональный  народ России.

Среди приоритетных целей:

- сплочение представителей  всех национальностей для решения  задач, направленных на укрепление  государственного единства и  демократических основ России;

- формирование в обществе  уважения к правам человека, непримиримости  к проявлениям национализма, ксенофобии  и этнорелигиозного экстремизма;

- объединение усилий государства  и институтов гражданского общества  по утверждению в общественном  поведении установок толерантного  сознания, ценностей гуманизма, отвечающих  традициям солидарности и гражданского  согласия;

- создание правовой, идейной  и политической базы для деятельности  разных ветвей власти, политических  сил и общественных организаций.

Национальная политика, прежде всего, должна обеспечивать реализацию предусмотренных Конституцией прав и свобод граждан, связанных с  их национальной принадлежностью. Реализация этих прав и свобод может осуществляться на основе многовариантных форм самоопределения  народов в Российской Федерации  с учетом разрозненного проживания многих народов на своей территории.

Органы государственной  власти призваны оказывать содействие по созданию правовой базы становления  и функционирования различных форм национально-культурных автономий  на федеральном, региональном и местном  уровнях, решению проблем различных  национальных общностей.

Принципиальное значение для поддержания этнополитической стабильности в обществе имело принятие закона «О национально-культурной автономии» в 1996 году, что означало признание  того, что национальная политика охватывает все народы, в том числе не имеющие  своих административно-политических образований и возможность самоопределения  народов без изменения сложившегося государственного устройства. Этот закон  позволил самоорганизоваться этническим группам и сообществам вне зависимости от места их проживания. Удовлетворение культурных, социально-экономических, политических интересов в равной мере всех этнических групп и общностей, невозможно добиться без национально-культурной автономии, которая является дополняющим фактором федеративного устройства страны, формой самоопределения, которая представляет собой общественное объединение граждан России, относящих себя к определенным этническим общностям на основе их добровольной самоорганизации в целях сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры. Мы солидарны с мнением директора института этнологии и антропологии РАН В.А. Тишкова, выраженным следующим образом: «Не вместо, а вместе с национально-государственными образованиями национально-культурная автономия является важнейшей формой самоопределения народов Российской Федерации»50[50].

В последние годы для поддержания  этнополитической стабильности и сохранения межнационального мира предпринято  немало шагов, таких как наведение  конституционного порядка, обеспечение  равноправия народов, противодействия  экстремизму и ксенофобии, решение  этнокультурных проблем при взаимодействии органов государственной власти и местного самоуправления, общественных объединений и других субъектов  этнокультурной деятельности.

Помимо этого необходимо учитывать этническое и религиозное  многообразие страны, при формировании общероссийской идентичности у всех граждан России вне зависимости  от их национальной и конфессиональной принадлежности. Согласимся с мнением К.В. Калининой, которая полагает, что «…именно констатация непреложного исторического факта, что все народы России в равной степени являются государствообразующими, может и должна стать консолидирующей идеей, которая будет способствовать упрочению федеративного государства, снижению этнической напряженности, преодолению различного рода деструктивных «национальных идей», возникших в результате центробежных процессов»51[51].

 Таким образом, отметим,  что внимание к вопросам, определяющим  содержание государственной национальной  политики, со стороны государственных  и общественных организаций остается  все еще недостаточно полным. Отдельные социальные противоречия  в обществе по-прежнему приобретают  этноконфессиональную окраску, что создает угрозу для внутренней стабильности государства. Законодательные акты в сфере национальной политики, принятые более 10 лет назад, уже не в полной мере учитывают особенности современного периода, что не способствует эффективному регулированию национальных отношений в Российской Федерации, поддержанию этнополитической стабильности и сохранению межнационального мира и согласия.

Делая выводы, согласимся с  мнением Н.П. Медведева, который справедливо  отмечает, что: «…для создания эффективной  системы мер, направленной на развитие национальной государственной политики  очень важно не повторять прежних ошибок, совершенных союзным руководством, а также четко осознавать, что национальная проблема не может быть решена волевыми актами, когда подрывается идея национального самосознания, когда столь быстрыми темпами начинает развиваться деструктивная ситуация»52[52].

 

 

Влияние конфликтогенных факторов этнополитических отношений на развитие федеративных отношений в современной России

Проведенная в 2002 году перепись населения подтвердила, что Российская Федерация – одно из крупнейших в мире полиэтничных государств, где проживают представители около ста шестидесяти этнических общностей (и двадцати пяти субэтнических групп) разной численности, происхождения и обладающих особенностями материальной и духовной культуры53[53]. Среди них есть народы численностью более миллиона – татары, чуваши, башкиры, мордва, большие диаспорные группы украинцев, белорусов и народы, насчитывающие всего несколько сот человек (орочи, энцы и др.).

Для сохранения России как  целостного полиэтничного государства, необходима выработка политики, которая позволила бы согласовать интересы, личности и государства, этнических групп большинства и национальных меньшинств. Для выработки такой политики необходимо четко представлять причины вызывающие обострения этнических чувств, и соответственно появление обстоятельств, вызывающих этнополитические конфликты.

К числу основных конфликтогенных факторов можно отнести стремление ряда народов, в свое время добровольно вошедших в состав Российской империи или насильственно к ней присоединенных, добиться политической самостоятельности, ограниченного или полного суверенитета.

Причиной тому является: исторически сложившееся и возросшее  в постсоветской России правовое неравенство между двумя основными  группами субъектов Федерации - национальными  республиками и областями; неспособность  федерального центра оказывать действенную  помощь регионам в условиях тяжелого социально-экономического кризиса; проведение некоторыми государствами геополитики, направленной на отрыв от России территорий с преимущественно мусульманским  населением.

Вследствие этого Россия, как многонациональное государство, вынуждена решать две основные проблемы – во-первых, борьба с этническим сепаратизмом и, во-вторых, урегулирование межэтнической напряженности в  республиках Северного Кавказа  и в ряде других регионов, перерастающей  порой в межреспубликанские противоречия54[54].

Следующим конфликтогенным фактором, дестабилизирующим этнополитическую обстановку, является нерешенная проблема коренных малочисленных народов, заключающаяся и в их этническом самосохранении. К малочисленным народам (таковых примерно 60) относятся народы, насчитывающие не более 50 тыс. человек. В отношении малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока на первый план выступает задача, обеспечения гарантий их выживания. Она должна основываться на разработке специальных программ, приспособления законодательства о бюджете, приватизации, предпринимательстве, о закреплении за семейно-родовыми объединениями промысловых угодий и пастбищ и т. п. Это очень сложный круг вопросов, поскольку нужно принимать взвешенные решения, позволяющие разрешить противоречия между сохранением привычного родового быта и созданием инфраструктуры цивилизации.

Некоторых исследователи  считают, что этноконфликтные ситуации создаются из-за нерегулируемых этнических иммиграций. Как справедливо отмечает Л.Л. Хоперская, «Проблема миграции и изменения этнических пропорций населения страны, является долгосрочным дестабилизирующим фактором»55[55].

Информация о работе Современные этнополитические конфликты