Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 15:48, дипломная работа
Наиболее распространенным видом конфликта в современном мире являются этнополитические (межэтнические) конфликты. В отечественной политической науке, понятие этнополитического конфликта часто приравнивается к понятию межнационального конфликта. Так В.А. Тишков дает следующие определение этнополитическому конфликту: «Этнополитический конфликт – это конфликт с определенным уровнем организованного политического действия, общественных движений, массовых беспорядков, сепаратистских выступлений и даже гражданской войны, в которых противостояние проходит по линии этнической общности»/
Глава 1. Современные этнополитические конфликты: аналитико-эмпирическая парадигма 6
Этнополитический конфликт: определение, типология, субъекты, динамика 6
Основные причины, предпосылки возникновения и эскалации этнополитических конфликтов 22
Основные парадигмы урегулирования этнополитических конфликтов 29
Ассиметричные этнополитические конфликты: проблема научного анализа 33
Глава 2. Актуальные проблемы этнополитических отношений в условиях федеративного государства 41
Государственная национальная политика как способ поддержания этнополитической стабильности в современной России 41
Влияние конфликтогенных факторов этнополитических отношений на развитие федеративных отношений в современной России 46
Роль этнического фактора в становлении современной российской модели федеративных отношений: история и современность 52
Совершенствование федеративных отношений в условиях построения властной вертикали в современной России 60
Языковая политика в современном многонациональном государстве: проблемы и перспективы 67
В условиях модернизации языковой политики необходимо на основе государственных гарантий суверенитета народов и личности обеспечить оптимальное соотношение социальных, культурно-коммуникативных функций русского языка как государственного на всей территории Российской Федерации с одновременно всесторонним развитием родных языков народов, свободой выбора и использования языков общения, а также обеспечить дифференцированный подход к языковой ситуации в многоязычных регионах России.
Вместе с тем следует отметить, что большинство языков народов проживающих на территории страны, почти не функционируют в сфере государственного управления, общественно-политической деятельности, ограниченно используются в сфере народного образования, массовой коммуникации, духовной культуры. Однако это не касается языков «титульных народов» республик входящих в состав Российской Федерации.
В некоторых республиках
имеет место быть так
Для успешного функционирования того или иного языка в качестве государственного необходимо, чтобы им владели целые социальные слои населения (государственные служащие, работники сферы обслуживания, образования, культуры и др.). Таким образом, в многонациональных республиках Российской Федерации языковая проблема при оформлении атрибутов государственности становится всеобщей, поскольку она актуальна как для части национального населения, плохо владеющего родным языком, так и для иноязычного населения. В многонациональных республиках стремление к созданию социальной потребности в использовании того или иного языка путем придания ему юридического статуса государственного чревато межнациональными конфликтами. Вероятность национально-языковых конфликтов возрастает в тех случаях, когда реализация законов о языках формируется на основе недостаточного знания национального языка, которым не владеет даже значительная часть его носителей, навязывается представителям другого народа.
Вот почему представляется важным в области направления национальной политики в языковой области определить ее основные параметры. Прежде всего, в соответствии с учетом разрабатываемых государственных программ по сохранению и развитию конкретных языков народов России, важно обеспечить дифференцированный подход к языковой ситуации в многоязычных регионах России.
Стратегия межязыкового взаимодействия народов, содержанием которой являются не только лингво-культурные контакты, но и конфликты, должна основываться на системном изучении языковой ситуации в России. На это направлена федеральная целевая программа «Русский язык (2006-2010 годы)», которая характеризуется широким спектром взаимоувязанных по ресурсам и срокам мероприятий, направленных на создание условий для полноценной реализации функций русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения в целях укрепления государственности, национальной безопасности и престижа страны, развития интеграционных процессов в государствах - участниках СНГ, полноправного вхождения Российской Федерации в мировое политическое, экономическое, культурное и образовательное пространство78[78].
Реализация федеральной целевой программы «Русский язык (2006-2010 годы)» обусловлена следующими факторами:
- необходимость создания
условий функционирования
- необходимость обеспечения
условий для реализации
- потребность в проведении
единой политики в языковой
сфере во всех субъектах
- необходимость создания
равных условий для овладения
русским языком всеми
- актуальность упрочения
роли русского языка как одной
из важнейших социально-
- необходимость поддержки
русского языка как средства
межнационального общения в
- необходимость укрепления
позиций русского языка на
мировом уровне для
- необходимость формирования
положительного отношения к
Подводя итог нашим рассуждениям,
отметим, что национальное многообразие
России, являющееся фактором ее устойчивого
социально-экономического развития, делает
невозможным решение
ГЛАВА 3. ЭТНОНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
КАК
ФАКТОР ЭТНОПОЛИТИЧЕСКОЙ
Влияние этнополитических конфликтов на этнополитическою стабильность в современном государстве
В настоящее время эффективность
этнического федерализма
На наш взгляд целесообразным является рассмотрение опыта урегулирования этнополитических конфликтов в государствах с различной формой территориального устройства: в территориальных федерациях, унитарных государствах, этнотерриториальных федерациях и конфедерациях.
Урегулирование этнополитических конфликтов в территориальных федерациях.
Считается, что первым государством и федераций, перед которой встала проблема предотвращения и нейтрализации этнических конфликтов, в первую очередь в их политическом аспекте, стала Швейцария80[80].
Согласно исследованиям А. Лейпхарта81[81], можно выделить следующие факторы и условия этнополитической стабильности в Швейцарии.
К первому фактору можно
отнести культуру мирного разрешения
конфликтов между кантонами и
этническими общинами страны, выработанную
в ходе урегулирования междоусобных
войн, опыта борьбы с сепаратизмом,
требовавших от кантонов и этносов
поиска оснований консенсуса, мирного
сосуществования в одном
Второй фактор стабильности
отношений национальных общин федерации
– равенство статусов трех национально-языковых
групп. Все три этнические общины
имеют равные права, и не одна из
них не рассматривается как
Третий фактор – ограничение
власти путем децентрализации
Четвертый фактор – сбалансированное
развитие кантонов с разной степенью
социально-экономического развития без
чрезмерного вмешательства
Пятый фактор - предоставление права на самоопределение не этнической группе кантона, а всем гражданам, проживающим на его территории независимо от их этнической принадлежности.
Исходя из вышесказанного,
можно сделать следующие
Еще одним ярким примером урегулирования этнополитического конфликта является Канадская федерация. По степени регионализации массового сознания Канада занимает одно из первых мест в мире. Согласно имеющимся данным, большинство канадцев в первую очередь ощущают себя жителями тех или иных провинций, а потом уже канадцами82[82]. Естественно, что в случае с Квебеком, где большинство населения составляют выходцы из Франции в противоположность остальным англоязычным провинциям, эта особенность выражена наиболее сильно.
Размывание квебекской идентичн
независимость провинции. Межэтнические
отношения в провинции обостряются и заинтересованностью большинства индейцев,
проживающих на территории Квебека, говорящих
на английском языке и ориентирующихся
на федеральное правительство, в создании
самоуправляемой автономии в рамках Канадской
федерации, занявшей бы 40% территории самого
Квебека. Федеральное правительство приветствует
такие устремления индейцев, что вызывает
еще большие протесты сепаратистов83[83].
Кроме того, в основе мотивации
организаторов сепаратистского
движения лежит комплекс социально-экономических
проблем. Среди этих проблем - длительное
по времени доминирование
Несмотря на указанные
выше экономические причины
Таким образом, этнополитический конфликт в Квебеке не вышел в стадию вооруженной борьбы, поскольку большинство квебекцев так или иначе выступает против отделения провинции от Канады. Вследствие этого обстоятельства, канадское правительство осознает, что применение силы может только усилить неприязнь франкофонов к англоязычным канадцам, а, кроме того, все канадское общество преданно относится к демократическим принципам и не представляет себе возможным применение насилия в отношении сограждан.
Пример политики разрешения конфликта в Квебеке показывает правоту тех сторонников федерализма, которые указывают на необходимость его поддержки ненасильственными мерами, позволяющими нейтрализовать причины столкновения в экономической, культурной, образовательной и иных сферах.
Урегулирование этнополитических конфликтов в унитарных государствах.