Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 15:48, дипломная работа
Наиболее распространенным видом конфликта в современном мире являются этнополитические (межэтнические) конфликты. В отечественной политической науке, понятие этнополитического конфликта часто приравнивается к понятию межнационального конфликта. Так В.А. Тишков дает следующие определение этнополитическому конфликту: «Этнополитический конфликт – это конфликт с определенным уровнем организованного политического действия, общественных движений, массовых беспорядков, сепаратистских выступлений и даже гражданской войны, в которых противостояние проходит по линии этнической общности»/
Глава 1. Современные этнополитические конфликты: аналитико-эмпирическая парадигма 6
Этнополитический конфликт: определение, типология, субъекты, динамика 6
Основные причины, предпосылки возникновения и эскалации этнополитических конфликтов 22
Основные парадигмы урегулирования этнополитических конфликтов 29
Ассиметричные этнополитические конфликты: проблема научного анализа 33
Глава 2. Актуальные проблемы этнополитических отношений в условиях федеративного государства 41
Государственная национальная политика как способ поддержания этнополитической стабильности в современной России 41
Влияние конфликтогенных факторов этнополитических отношений на развитие федеративных отношений в современной России 46
Роль этнического фактора в становлении современной российской модели федеративных отношений: история и современность 52
Совершенствование федеративных отношений в условиях построения властной вертикали в современной России 60
Языковая политика в современном многонациональном государстве: проблемы и перспективы 67
Деятельность Президента России по укреплению властной вертикали, безусловно, способствовала повышению управляемости страной, но, при этом следует подчеркнуть, что политические, экономические, социальные цели, стоящие перед страной, этноконфессиональные, культурные, исторические особенности России, на наш взгляд, требуют перехода к более совершенной модели российского федерализма. Совершенствование российского федерализма должно рассматриваться как комплексный процесс перераспределения властных полномочий и ресурсов на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Именно так можно обеспечить устойчивое, динамичное, поступательное развитие федеративных отношений и этнополитическую стабильность.
Взаимодействия федеральных
и региональных органов государственной
власти Российской Федерации в современных
условиях предусматривает совместные,
эффективные действия государственных
властных структур всех уровней, направленные
на улучшение всех форм и видов
сотрудничества, как между собой,
так и между государственной
и муниципальной властью. Совершенствование
федеративных отношений предполагает,
прежде всего, более полное и справедливое
по отношению к субъектам
Федерализм как правовой
институт может быть в полной мере
реализован только в случае, когда
субъекты Федерации в состоянии
удовлетворить потребности
Практической мерой, направленной
на устранение накопившихся в данной
сфере противоречий, является усложнение
конституционной модели размежевания
компетенции. Международная практика
разграничения компетенции
Совершенствование федеративных отношений невозможно без повышения качества государственного управления, определяемого как структурой органов, так и качеством персонала. Для достижения современного уровня государственного управления необходимо принятие ряда законодательных и экономических мер, в том числе:
- реализация
принципа «персональной
- «демократизация» государственной службы (отбор и продвижение на основе открытых конкурсов), а также обеспечение ротации кадров по «спирали»: регионы - центр - регионы;
- обеспечение качественной системной подготовки и переподготовки кадров; повышение социальной защищенности и денежного содержания государственных служащих, который должен быть соизмерим со средней оплатой офисных работников соответствующего звена коммерческих фирм в данном регионе71[71].
Сегодняшний этап развития
российского федерализма
Нерешенность конституционного
противоречия в вопросе о равноправии
субъектов Федерации
Проблему совершенствования федеративных отношений невозможно разрешить лишь простым распределением, передачей, закреплением полномочий и функций по уровням власти: федеральному, региональному и местному. Федерализм как явление нельзя рассматривать только в одной плоскости: оно многомерно и многопланово. Совершенствование федеративных отношений и их эффективность следует рассматривать с позиций его основных составляющих: цивилизационной, политической, экономической, правовой, духовно-культурной и нравственной73[73]. И, прежде всего, требуется конкретизация политико-правовой модели федерализма. Теория и практика доказывают, что устойчивого, сбалансированного движения российского общества можно добиться путем разумного и действительно оптимального распределения власти между структурными единицами федеративного государства.
Эффективность федеративных
отношений определяется не в меньшей
степени и уровнем деятельности
органов власти и управления как
в Федерации, регионах, так и в
муниципальном образовании. Необходимо
с этой позиции устранить
Подобная реконструкция
может позволить выстроить
Любое совершенствование
федеративных отношений должно начинаться
в сфере законодательства. Вопрос
о необходимости
Еще одним крайне важным направлением оптимизации отношений между Центром и регионами является построение четкой, логически выверенной последовательности формирования бюджетов всех уровней, реализующей принципы программно-целевого планирования и управления.
Сегодня имеют место положительные
тенденции в этом направлении: уже
осуществляется разработка общих концепций
и программ социально-экономического
развития Российской Федерации, наметились
попытки навести порядок в
сфере разработки и реализации федеральных
целевых программ социально-экономического
развития. Однако по-прежнему существует
разрыв между общими концепциями
и программами социально-
Языковая
политика в современном
В политике любого федеративного, демократического государства признание культурно-языкового фактора, удовлетворение этнокультурных и языковых потребностей и интересов того или иного народа считается источником развития и условием, обеспечивающим соблюдение принципа межнационального равенства и согласия.
Как отмечает И. Илишев: «Язык народа есть важнейший компонент его национальной культуры, который формируется вместе с образованием этноса, являясь одновременно предпосылкой и условием его существования. Поэтому неудивительно, что в процессе обретения нациями своей реальной государственности, языковая политика самым активным образом служит достижению данной цели»74[74].
Установлением статуса языка в обществе занимается языковая политика, которая обеспечивает условия для функционирования языков, определяет сферы распространения, возможности соответствующих исследований. Языковая политика, как правило, сводится к следующим основным направлениям: ликвидация неграмотности; выбор и установление государственного (официального) языка; определенное положение других языков по отношению к государственному языку; определение сфер и типов языковых состояний и ситуаций каждого из языков; кодификация и совершенствование содержания государственного языка.
Для России языковая политика
является одной из наиболее важных
проблем межнациональных
Статьей 68 Конституции устанавливается, что государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык75[75]. Республики в составе федерации вправе устанавливать свои государственные языки в органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик, которые употребляются наряду с русским языком. Российская Федерация гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития.
В этой связи исключительную
актуальность приобретают правовые
аспекты взаимодействия русского языка
и языков титульных народов республик,
их совместное функционирование в соответствии
с созданной законодательной
базой в национально-
В 90-гг. XX века в ряде регионов
Российской Федерации активно проводилась
языковая реформа, отражающая стремление
народов расширить сферы
Так, например, вопрос статуса языка в Республике Тува был отрегулирован в законе «О языках Тувинской АССР», принятом в декабре 1990 г. Необходимо отметить, что этот акт был принят в период бурного подъема национального самоутверждения. Буквально накануне была провозглашена Декларация о государственном суверенитете Республики Тува, и это обстоятельство не могло не повлиять на характер принципиальных положений закона о языках. Тувинский язык был однозначно определен как государственный, и Конституция Тувы 1993 г. подтвердила этот статус. Статус же русского языка был определен в качестве государственного языка бывшего СССР, языка межнационального общения, который наравне с государственным языком Республики Тува – тувинским – в полной мере функционирует и используется в общественно-политической, социально-экономической, культурной жизни, общении между людьми. Однако закон этот существует в основном на бумаге. Не была решена главная проблема – приобщения к тувинскому языку русскоязычного населения, из которого лишь 0,6% свободно владеет тувинским языком. Отдельные попытки введения программ обучения тувинскому языку в детских садах, школах, высших и средних учебных заведениях, открытие курсов для других категорий населения натолкнулись на отсутствие необходимых методик, пособий, кадров, денежных средств.
Из-за недостаточной