Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 15:48, дипломная работа
Наиболее распространенным видом конфликта в современном мире являются этнополитические (межэтнические) конфликты. В отечественной политической науке, понятие этнополитического конфликта часто приравнивается к понятию межнационального конфликта. Так В.А. Тишков дает следующие определение этнополитическому конфликту: «Этнополитический конфликт – это конфликт с определенным уровнем организованного политического действия, общественных движений, массовых беспорядков, сепаратистских выступлений и даже гражданской войны, в которых противостояние проходит по линии этнической общности»/
Глава 1. Современные этнополитические конфликты: аналитико-эмпирическая парадигма 6
Этнополитический конфликт: определение, типология, субъекты, динамика 6
Основные причины, предпосылки возникновения и эскалации этнополитических конфликтов 22
Основные парадигмы урегулирования этнополитических конфликтов 29
Ассиметричные этнополитические конфликты: проблема научного анализа 33
Глава 2. Актуальные проблемы этнополитических отношений в условиях федеративного государства 41
Государственная национальная политика как способ поддержания этнополитической стабильности в современной России 41
Влияние конфликтогенных факторов этнополитических отношений на развитие федеративных отношений в современной России 46
Роль этнического фактора в становлении современной российской модели федеративных отношений: история и современность 52
Совершенствование федеративных отношений в условиях построения властной вертикали в современной России 60
Языковая политика в современном многонациональном государстве: проблемы и перспективы 67
Другая стратегическая задача - создание благоприятных условий для удовлетворения прав и потребностей народов Республики Башкортостан, для обеспечения запросов и интересов граждан, связанных с их этнической и конфессиональной принадлежностью, с их этнокультурной идентичностью. Эти потребности могут быть весьма разнообразными, но наиболее важные из них касаются культуры, образования, информации и, конечно же, сохранения и развития родного языка. В Башкортостане сложилась оптимальная система сохранения межнационального согласия, основой которой является диалог общества и государства.
Прежде всего, необходимо отметить, что в республике сформирована законодательно-правовая база, позволяющая удовлетворять этнокультурные потребности ее народов и вместе с тем регулировать этносоциальные процессы, обеспечивая стабильность. Целый комплекс законов республики, таких как «О национально-культурных объединениях граждан в Республике Башкортостан», «О свободе совести и религиозных объединениях», гарантирует правовое решение любых проблем в области национальной политики и этноконфессиональных отношений.
Учитывая всю важность проблемы сохранения и поддержания этнополитической стабильности в многонациональном обществе, в августе 2001 года Президент Республики Башкортостан Муртаза Рахимов подписал Указ о создании Министерства культуры и национальной политики Республики Башкортостан, которое является главным механизмом реализации государственной концепции национальной политики.
Среди других механизмов реализации государственной национальной политики в Республике Башкортостан необходимо отметить интенсивно развивающиеся институты гражданского общества. К ним относятся различные общественные организации и в первую очередь - национально-культурные объединения. Представляя интересы конкретных народов, национально-культурные объединения осуществляют законодательно закрепленное право народов на самоуправление, регулируют внутриэтнические процессы, с одной стороны, а также выполняют очень важную функцию «посредника» в диалоге между государством и этническими сообществами. В Башкортостане функционируют около сотни национальных общественных организаций, которые имеют свои отделения в городах и районах республики. Всем им государство оказывает финансовую, методическую и организационную поддержку. Государство оказывает помощь национально-культурным объединениям и в выпуске национальных средств массовой информации. В республике издаются газеты на шести языках: на башкирском, русском, татарском, чувашском, марийском и удмуртском, что способствует укреплению национальной солидарности, повышает национальное самосознание. Позитивное самосознание, в свою очередь, является базой для формирования толерантных взаимоотношений у народов России.
Проводимая в Башкортостане
национальная политика имеет глубоко
продуманный и научно обоснованный
характер. Оптимизации национальной
политики большое внимание уделяет
Президент Башкортостана
Помимо этого довольно стабильного региона, механизмы урегулирования этнических конфликтов и поддержания этнополитической стабильности существуют и в некоторых не являющихся республиками многонациональных субъектов Федерации, где совместно с представителями национальных организаций этнический фактор используют для успешного решения национальных вопросов и налаживания межнационального сотрудничества. Так, например, в Оренбургской области, где проживают более 80 национальностей органами власти проводится официальная государственная политика многокультурности, использующая все институты для культивирования взаимного уважения и социальной терпимости в отношении всех этнических групп, проживающих в регионе и удовлетворению их национально-культурных запросов. Помимо этого позитивную роль в укреплении межнациональных отношений и сохранении этнополитической стабильности в регионе играет наличие программы по национальной политике, основными направлениями которой являются:
- сохранение и развитие национальных культур народов Оренбуржья;
- меры по развитию национальной системы образования;
- межнациональное культурное сотрудничество;
- система мер по развитию средств массовой информации для удовлетворения духовных запросов народов, проживающих в области;
- научное обеспечение программы.
Через различные общественные структуры осуществляетсяется политическое участие различных национальных групп в жизни общества. Это участие реализуется не только в общественных структурах, но и в законодательных, исполнительных органах, отраслях хозяйства.
Распределение основных этнических
групп в руководящем составе
Оренбургской области (русских, татар,
казахов, украинцев, мордвы, башкир, чувашей
и др.) реализовано пропорционально
на всех уровнях: среди глав администраций
сельских, поселковых советов; начальников
отделов внутренних дел; прокуроров
городов и районов; заведующих отделов
образования; депутатов областного Законодательного
Собрания; директоров школ, акционерных
обществ; студентов, профессорско-преподавательског
В Пермской, Саратовской, Ярославской, Курганской областях, также разработаны программы по удовлетворению национально-культурных запросов представителей национальных групп. Через различные общественные структуры осуществляется политическое участие различных национальных групп в жизни общества. Это участие реализуется не только в общественных структурах, но и в законодательных, исполнительных органах, отраслях хозяйства.
Институт уполномоченного представителя коренных малочисленных народов Севера учрежден и при законодательной Думе Хабаровского края. Уполномоченные представители избираются во всех сельских и поселковых муниципальных образованиях, где проживают данные народности, и формируют районные Советы уполномоченных представителей, действующих на общественных началах при администрациях районов и решающих вопросы своих территорий. Районные Советы направляют своих представителей в органы государственной власти края и местного самоуправления на слушания по вопросам, затрагивающим интересы малочисленных народов. Подобный Совет, в соответствии с краевым законом, может быть образован и при главе администрации края, в состав которого вошли председатели районных Советов уполномоченных представителей93[93].
Продуктивный опыт предупреждения этнополитических конфликтов, вызванных неравенством в этническом представительстве в региональных органах государственной власти, может быть заимствован для всех полиэтничных регионов Российской Федерации.
Неравенство в представительстве
этнических общин в органах
Как уже было замечено выше,
этническое представительство в
органах государственной власти
регионов России как политическая форма
поддержания этнополитической стабильности
представляется более реализуемой
и продуктивной, чем в органах
государственной власти федерального
уровня. По мнению ряда исследователей
именно «мизерное представительство
нерусских в высших эшелонах исполнительных
органах России и их слишком слабый
голос в законодательном органе
становится типичной чертой доминирования
унитарно-шовинистических
Принятие нового закона о
политических партиях Российской Федерации,
формирует политическую форму разрешения
этнополитических противоречий по поводу
неравенства этнического
Таким образом, представительство
в органах государственной
Становление многопартийной
системы выборов, является залогом
успешного проведения реформы постсоветского
административно-
Наконец, названный механизм позволяет обеспечить малочисленным этническим группам представительство в федеральных органах власти, равно как и обеспечить достойное представительство русского народа в органах государственной власти национальных субъектов Российской Федерации.
Еще одним важным элементом поддержания этнополитической стабильности является процесс формирования общероссийской политической элиты, включающей в себя представителей этнических элит народов России. Основной инструмент этого процесса - инкорпорация этнических элит в федеральные органы власти95[95]. Следует учитывать тот момент, что речь идет не о выделении жестко закрепленных законом национальных квот или процентных норм, а о развитии политической культуры, требующей учета многообразия этнической структуры общества при формировании органов власти. Разумеется, учет этнического фактора, как и пола, возраста, возможен только после определения деловых качеств претендентов.
Как отмечает в своих исследованиях Э.А. Паин, важным элементом в проведении политики этнополитической интеграции должна стать ротация кадров. При этом речь идет не только о «вертикальной» ротации, при которой способных чиновников из национальных регионов приглашают на работу в Центр, но и о «горизонтальной». Перемещение федеральных чиновников из одних регионов на работу в другие должно стать не эпизодическим явлением, а общим правилом.
Не следует также забывать то, какую роль в подержании стабильности в полиэтнических регионах призваны играть СМИ. Правдивое и профессиональное освещение культуры, быта, жизни народов Российской Федерации является одним из существенных условий межнационального мира и этнополитической стабильности.
Постсоветская модель региональных конфликтов: Грузия, Россия, Украина
2008 год запомнится
рядом событий, которые, без
сомнения, еще долго будут оказывать
свое влияния на происходящие
в мире политические и
Бесспорно, в первую очередь речь идет о глобальном финансовом кризисе, обрушившемся сначала на Североамериканские Штаты, а затем, в связи с крайне сильной зависимостью друг от друга стран с рыночной экономикой – государств Европы, Южной Америки, Азии, не исключая Россию. На политической арене не угасают ожесточенные споры по поводу неоднозначной оценки скоротечного военного конфликта между Грузией и Россией. Происшествие на Кавказе повлекло за собой цепь событий, имеющих важное значение с точки зрения мировой политики и безопасности. К ним можно отнести одностороннее признание Россией Абхазии и Южной Осетии, фактическое согласие на вступление последней в союзное государство Российской Федерации и Беларуси; активизация США в переговорном процессе с Чехией и Польшей по поводу размещения на территории этих государств элементов своей противоракетной обороны; решение М. Саакашвили о выходе Грузии из состава СНГ и последовавшие вслед за этим разговоры о необходимости этой организации. С новой силой вспыхнула риторика по поводу вступления Украины и той же Грузии в состав НАТО.
В октябре во французском Эвиане Д. Медведев выступил с речью, в которой вполне недвусмысленно указал на виновника проблем на глобальном финансовом рынке и предложил свой вариант выхода из кризиса. Кроме того российский президент фактически обрисовал контуры нового миропорядка со вполне четко обозначенным местом России на новом политико-экономическом глобусе. Все это дает основание полагать, что 2008 год ставит точку в череде достаточно спокойных лет, отмеченных стабильностью в экономическом плане и сдержанностью в политическом.
Отношениям России и Североатлантического блока (НАТО) свойственна цикличность. Времена относительного затишья сменяются периодами ожесточенной риторики с обеих сторон. Наибольшее возмущение нашей страны уже долгие годы вызывает медленное, но верное продвижение НАТО на восток. Сегодня, когда на стремление Грузии войти в состав блока наложились политические результаты конфликта на Кавказе, спираль обоюдных упреков закрутилась с новой силой.