Современные этнополитические конфликты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 15:48, дипломная работа

Описание работы

Наиболее распространенным видом конфликта в современном мире являются этнополитические (межэтнические) конфликты. В отечественной политической науке, понятие этнополитического конфликта часто приравнивается к понятию межнационального конфликта. Так В.А. Тишков дает следующие определение этнополитическому конфликту: «Этнополитический конфликт – это конфликт с определенным уровнем организованного политического действия, общественных движений, массовых беспорядков, сепаратистских выступлений и даже гражданской войны, в которых противостояние проходит по линии этнической общности»/

Содержание работы

Глава 1. Современные этнополитические конфликты: аналитико-эмпирическая парадигма 6
Этнополитический конфликт: определение, типология, субъекты, динамика 6
Основные причины, предпосылки возникновения и эскалации этнополитических конфликтов 22
Основные парадигмы урегулирования этнополитических конфликтов 29
Ассиметричные этнополитические конфликты: проблема научного анализа 33
Глава 2. Актуальные проблемы этнополитических отношений в условиях федеративного государства 41
Государственная национальная политика как способ поддержания этнополитической стабильности в современной России 41
Влияние конфликтогенных факторов этнополитических отношений на развитие федеративных отношений в современной России 46
Роль этнического фактора в становлении современной российской модели федеративных отношений: история и современность 52
Совершенствование федеративных отношений в условиях построения властной вертикали в современной России 60
Языковая политика в современном многонациональном государстве: проблемы и перспективы 67

Файлы: 1 файл

семинар.docx

— 198.03 Кб (Скачать файл)

Другая стратегическая задача - создание благоприятных условий  для удовлетворения прав и потребностей народов Республики Башкортостан, для  обеспечения запросов и интересов  граждан, связанных с их этнической и конфессиональной принадлежностью, с их этнокультурной идентичностью. Эти потребности могут быть весьма разнообразными, но наиболее важные из них касаются культуры, образования, информации и, конечно же, сохранения и развития родного языка. В Башкортостане  сложилась оптимальная система  сохранения межнационального согласия, основой которой является диалог общества и государства.

Прежде всего, необходимо отметить, что в республике сформирована законодательно-правовая база, позволяющая  удовлетворять этнокультурные потребности  ее народов и вместе с тем регулировать этносоциальные процессы, обеспечивая стабильность. Целый комплекс законов республики, таких как «О национально-культурных объединениях граждан в Республике Башкортостан», «О свободе совести и религиозных объединениях», гарантирует правовое решение любых проблем в области национальной политики и этноконфессиональных отношений.

Учитывая всю важность проблемы сохранения и поддержания  этнополитической стабильности в многонациональном  обществе, в августе 2001 года Президент  Республики Башкортостан Муртаза Рахимов  подписал Указ о создании Министерства культуры и национальной политики Республики Башкортостан, которое является главным механизмом реализации государственной концепции национальной политики.

Среди других механизмов реализации государственной национальной политики в Республике Башкортостан необходимо отметить интенсивно развивающиеся  институты гражданского общества. К ним относятся различные общественные организации и в первую очередь - национально-культурные объединения. Представляя интересы конкретных народов, национально-культурные объединения осуществляют законодательно закрепленное право народов на самоуправление, регулируют внутриэтнические процессы, с одной стороны, а также выполняют очень важную функцию «посредника» в диалоге между государством и этническими сообществами. В Башкортостане функционируют около сотни национальных общественных организаций, которые имеют свои отделения в городах и районах республики. Всем им государство оказывает финансовую, методическую и организационную поддержку. Государство оказывает помощь национально-культурным объединениям и в выпуске национальных средств массовой информации. В республике издаются газеты на шести языках: на башкирском, русском, татарском, чувашском, марийском и удмуртском, что способствует укреплению национальной солидарности, повышает национальное самосознание. Позитивное самосознание, в свою очередь, является базой для формирования толерантных взаимоотношений у народов России.

Проводимая в Башкортостане  национальная политика имеет глубоко  продуманный и научно обоснованный характер. Оптимизации национальной политики большое внимание уделяет  Президент Башкортостана Муртаза  Рахимов, что находит отражение  в его ежегодных посланиях  народу и Госсобранию - Курултаю - Республики Башкортостан. Принятые в республике законодательно-правовые акты, долгосрочные программы, в том числе Государственная  программа «Народы Башкортостана», - первая в России программа разработанная для полиэтничного региона, ориентированная на создание социальной и межнациональной стабильности. Также важно отметить, что эффективные меры по обеспечению этнополитической стабильности – это результат многолетних научных исследований коллективов ученых Академии наук Республики Башкортостан, институтов Уфимского научного центра Российской академии наук, вузов республики.

Помимо этого  довольно стабильного региона, механизмы урегулирования этнических конфликтов и поддержания этнополитической стабильности существуют и в некоторых не являющихся республиками многонациональных субъектов Федерации, где совместно с представителями национальных организаций этнический фактор используют для успешного решения национальных вопросов и налаживания межнационального сотрудничества. Так, например, в Оренбургской области, где проживают более 80 национальностей органами власти проводится официальная государственная политика многокультурности, использующая все институты для культивирования взаимного уважения и социальной терпимости в отношении всех этнических групп, проживающих в регионе и удовлетворению их национально-культурных запросов. Помимо этого позитивную роль в укреплении межнациональных отношений и сохранении этнополитической стабильности в регионе играет наличие программы по национальной политике, основными направлениями которой являются:

- сохранение и развитие  национальных культур народов  Оренбуржья;

- меры по развитию национальной  системы образования;

- межнациональное культурное  сотрудничество;

- система мер по развитию  средств массовой информации  для удовлетворения духовных  запросов народов, проживающих  в области;

- научное обеспечение  программы.

Через различные общественные структуры осуществляетсяется политическое участие различных национальных групп в жизни общества. Это участие реализуется не только в общественных структурах, но и в законодательных, исполнительных органах, отраслях хозяйства.

Распределение основных этнических групп в руководящем составе  Оренбургской области (русских, татар, казахов, украинцев, мордвы, башкир, чувашей  и др.) реализовано пропорционально  на всех уровнях: среди глав администраций  сельских, поселковых советов; начальников  отделов внутренних дел; прокуроров городов и районов; заведующих отделов образования; депутатов областного Законодательного Собрания; директоров школ, акционерных обществ; студентов, профессорско-преподавательского состава92[92].

В Пермской, Саратовской, Ярославской, Курганской областях, также разработаны программы по удовлетворению национально-культурных запросов представителей национальных групп. Через различные общественные структуры осуществляется политическое участие различных национальных групп в жизни общества. Это участие реализуется не только в общественных структурах, но и в законодательных, исполнительных органах, отраслях хозяйства.

Институт уполномоченного представителя коренных малочисленных народов Севера учрежден и при законодательной Думе Хабаровского края. Уполномоченные представители избираются во всех сельских и поселковых муниципальных образованиях, где проживают данные народности, и формируют районные Советы уполномоченных представителей, действующих на общественных началах при администрациях районов и решающих вопросы своих территорий. Районные Советы направляют своих представителей в органы государственной власти края и местного самоуправления на слушания по вопросам, затрагивающим интересы малочисленных народов. Подобный Совет, в соответствии с краевым законом, может быть образован и при главе администрации края, в состав которого вошли председатели районных Советов уполномоченных представителей93[93].

Продуктивный опыт предупреждения этнополитических конфликтов, вызванных  неравенством в этническом представительстве  в региональных органах государственной  власти, может быть заимствован для  всех полиэтничных регионов Российской Федерации.

Неравенство в представительстве  этнических общин в органах государственной  власти отдельных республик с  учетом этнодемографических факторов, вероятно, не вызовет конфликтов на базе противоречий в разделении власти между этносами, но может способствовать их трансформации в перспективе в новый виток сепаратизма уже преимущественно моноэтнических республик.

Как уже было замечено выше, этническое представительство в  органах государственной власти регионов России как политическая форма  поддержания этнополитической стабильности представляется более реализуемой  и продуктивной, чем в органах  государственной власти федерального уровня. По мнению ряда исследователей именно «мизерное представительство  нерусских в высших эшелонах исполнительных органах России и их слишком слабый голос в законодательном органе становится типичной чертой доминирования  унитарно-шовинистических представлений  при решении этнополитических вопросов в стране»94[94].

Принятие нового закона о  политических партиях Российской Федерации, формирует политическую форму разрешения этнополитических противоречий по поводу неравенства этнического представительства  в органах государственной власти субъектов Федерации. В новых  условиях проблема пропорционального  представительства из плоскости  договоренностей между элитами  различных этнических групп переходит  в плоскость внутрипартийного обсуждения с учетом реальных качеств претендентов на власть и потенциальной величины соответствующего этнического электората. Причем свободные выборы на многопартийной основе выводят проблему представительства той или иной этнической группы в органах государственной власти из области этнической принадлежности, опирающейся на численность населения, в область идеологических, партийных предпочтений этнического электората.

Таким образом, представительство  в органах государственной власти и органах местного самоуправления становится, с одной стороны, результатом  реальной конкуренции партийных  программ - выбором электората, освобожденным  от спекулятивной этнической составляющей. Такая практика создает условия  для смены этнополитических элит. С другой стороны, проблема неравенства представительства, находившаяся в исключительном ведении элит соответствующих этнических групп субъекта РФ, становится частью федеральной политики взаимодействия федеральных партийных органов и их региональных партийных организаций.

Становление многопартийной системы выборов, является залогом  успешного проведения реформы постсоветского административно-территориального деления  страны. Причем становление многопартийной системы снимает проблему межэтнического разделения и на федеральном уровне. Очевидно, что в условиях реальной демократии и зрелого гражданского общества доминирующее положение русского народа в органах государственной  власти вытекает из его электорального доминирования на выборах высших органов исполнительной и законодательной  власти Российской Федерации.

Наконец, названный механизм позволяет обеспечить малочисленным  этническим группам представительство в федеральных органах власти, равно как и обеспечить достойное представительство русского народа в органах государственной власти национальных субъектов Российской Федерации.

Еще одним важным элементом  поддержания этнополитической стабильности является процесс формирования общероссийской политической элиты, включающей в себя представителей этнических элит народов России. Основной инструмент этого процесса - инкорпорация этнических элит в федеральные органы власти95[95]. Следует учитывать тот момент, что речь идет не о выделении жестко закрепленных законом национальных квот или процентных норм, а о развитии политической культуры, требующей учета многообразия этнической структуры общества при формировании органов власти. Разумеется, учет этнического фактора, как и пола, возраста, возможен только после определения деловых качеств претендентов.

Как отмечает в своих исследованиях  Э.А. Паин, важным элементом в проведении политики этнополитической интеграции должна стать ротация кадров. При этом речь идет не только о «вертикальной» ротации, при которой способных чиновников из национальных регионов приглашают на работу в Центр, но и о «горизонтальной». Перемещение федеральных чиновников из одних регионов на работу в другие должно стать не эпизодическим явлением, а общим правилом.

Не следует также забывать то, какую роль в подержании стабильности в полиэтнических регионах призваны играть СМИ. Правдивое и профессиональное освещение культуры, быта, жизни народов Российской Федерации является одним из существенных условий межнационального мира и этнополитической стабильности.

 

 

Постсоветская модель региональных конфликтов: Грузия, Россия, Украина

 

2008 год запомнится  рядом событий, которые, без  сомнения, еще долго будут оказывать  свое влияния на происходящие  в мире политические и экономические  преобразования.

Бесспорно, в  первую очередь речь идет о глобальном финансовом кризисе, обрушившемся сначала  на Североамериканские Штаты, а затем, в связи с крайне сильной зависимостью друг от друга стран с рыночной экономикой – государств Европы, Южной  Америки, Азии, не исключая Россию. На политической арене не угасают ожесточенные споры  по поводу неоднозначной оценки скоротечного военного конфликта между Грузией  и Россией. Происшествие на Кавказе  повлекло за собой цепь событий, имеющих  важное значение с точки зрения мировой политики и безопасности. К ним можно отнести одностороннее признание Россией Абхазии и Южной Осетии, фактическое согласие на вступление последней в союзное государство Российской Федерации и Беларуси; активизация США в переговорном процессе с Чехией и Польшей по поводу размещения на территории этих государств элементов своей противоракетной обороны; решение М. Саакашвили о выходе Грузии из состава СНГ и последовавшие вслед за этим разговоры о необходимости этой организации. С новой силой вспыхнула риторика по поводу вступления Украины и той же Грузии в состав НАТО.

В октябре во французском Эвиане Д. Медведев выступил с речью, в которой вполне недвусмысленно указал на виновника проблем на глобальном финансовом рынке и предложил свой вариант выхода из кризиса. Кроме того российский президент фактически обрисовал контуры нового миропорядка со вполне четко обозначенным местом России на новом политико-экономическом глобусе. Все это дает основание полагать, что 2008 год ставит точку в череде достаточно спокойных лет, отмеченных стабильностью в экономическом плане и сдержанностью в политическом.

Отношениям России и Североатлантического блока (НАТО) свойственна цикличность. Времена  относительного затишья сменяются  периодами ожесточенной риторики с  обеих сторон. Наибольшее возмущение нашей страны уже долгие годы вызывает медленное, но верное продвижение НАТО на восток. Сегодня, когда на стремление Грузии войти в состав блока наложились политические результаты конфликта на Кавказе, спираль обоюдных упреков закрутилась с новой силой.

Информация о работе Современные этнополитические конфликты