Современные этнополитические конфликты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 15:48, дипломная работа

Описание работы

Наиболее распространенным видом конфликта в современном мире являются этнополитические (межэтнические) конфликты. В отечественной политической науке, понятие этнополитического конфликта часто приравнивается к понятию межнационального конфликта. Так В.А. Тишков дает следующие определение этнополитическому конфликту: «Этнополитический конфликт – это конфликт с определенным уровнем организованного политического действия, общественных движений, массовых беспорядков, сепаратистских выступлений и даже гражданской войны, в которых противостояние проходит по линии этнической общности»/

Содержание работы

Глава 1. Современные этнополитические конфликты: аналитико-эмпирическая парадигма 6
Этнополитический конфликт: определение, типология, субъекты, динамика 6
Основные причины, предпосылки возникновения и эскалации этнополитических конфликтов 22
Основные парадигмы урегулирования этнополитических конфликтов 29
Ассиметричные этнополитические конфликты: проблема научного анализа 33
Глава 2. Актуальные проблемы этнополитических отношений в условиях федеративного государства 41
Государственная национальная политика как способ поддержания этнополитической стабильности в современной России 41
Влияние конфликтогенных факторов этнополитических отношений на развитие федеративных отношений в современной России 46
Роль этнического фактора в становлении современной российской модели федеративных отношений: история и современность 52
Совершенствование федеративных отношений в условиях построения властной вертикали в современной России 60
Языковая политика в современном многонациональном государстве: проблемы и перспективы 67

Файлы: 1 файл

семинар.docx

— 198.03 Кб (Скачать файл)

За период после вооруженного противостояния стороны неоднократно подписывали соглашения о преодолении  его последствий. Последнее из них  на сегодняшний день было подписано  после избрания М. Зязикова президентом Ингушетии в 2002 году. Эти соглашения, однако, не устранили всех имеющихся проблем. Ингуши требуют возвращения беженцев в Пригородный район и исполнения федеральных законов «О реабилитации репрессированных народов» и «Об образовании Ингушской республики». Ингушская сторона убеждена, что Северная Осетия затягивает процесс возвращения переселенцев, а в Северной Осетии считают, что ингуши завышают число беженцев, и указывают на то, что в Пригородном районе до сих пор нет необходимого морально-психологического климата для совместного проживания представителей двух народов. Часть беженцев, тем не менее, удалось вернуть, однако в некоторых селах возвращению ингушей яростно сопротивляются местные жители - осетины. Ситуацию осложняет развернувшийся летом 2008 г. с новой силой конфликт между Грузией и Южной Осетией, в результате которого сама Северная Осетия тоже была вынуждена размещать у себя беженцев.

Ранее 7 октября 2004 г. Президент  В. Путин подписал указ «О мерах по совершенствованию деятельности государственных  органов по развитию отношений между  Республикой Северная Осетия-Алания и Республикой Ингушетия», согласно которому была упразднена должность  специального представителя Президента России по вопросам урегулирования осетино-ингушского конфликта и его аппарат. Обязанности  по решению проблем беженцев были возложены на полномочное представительство  президента РФ в ЮФО.

В 2005 г. проблема урегулирования осетино-ингушского конфликта приобрела  особую актуальность. В соответствии с законом о местном самоуправлении, субъекты федерации должны были до 31 марта этого года закончить  и законодательно закрепить разграничение  муниципальных образований. Ингушетия  оказалась единственным регионом России, где не определены административные границы республики, так как Народное собрание Ингушетии отказалось обсуждать  закон «О муниципальных образованиях Республики Ингушетия». По мнению депутатов, границы муниципальных образований  Ингушетии должны быть обозначены с  учетом ранее входивших в ее состав территорий, согласно «Закону о реабилитации репрессированных народов», который  предполагает возвращение этим народам  отторгнутых у них ранее земель. Однако указанный закон вступает в противоречие с российским законодательством, согласно которому границы между  субъектами Федерации могут быть изменены только с их взаимного согласия. Народное собрание Ингушетии полагает, что сначала нужно вернуть  республике «спорные территории», а  уже потом определять границы  муниципалитетов.

В том же году депутаты Госдумы  и сенаторы от Ингушетии обратились к Президенту с просьбой помочь в  определении границ республики с  Северной Осетией и Чечней. Аналогичное  обращение было направлено тогдашнему полномочному представителю президента РФ в Южном федеральном округе Д. Козаку, которому предлагалось, в частности, обратить внимание на «возвращение в состав республики Пригородного района».

В свою очередь, Д. Козак предложил президентам Северной Осетии и Ингушетии А. Дзасохову и М. Зязикову подписать подготовленный под его руководством и при помощи Федеральной миграционной службы, Министерства юстиции и Госстроя план «Первоочередные совместные действия по урегулированию осетино-ингушского конфликта октября - ноября 1992 года». В документе подробно расписаны сроки возвращения беженцев и места для их расселения, указаны ответственные за процесс ведомства, а также определен механизм решения территориальных споров между республиками в Конституционном суде России.

Дзасохов, однако, отказался  его подписать, заявив, что документ не имеет финансовой базы и может  спровоцировать в республике новый  виток напряженности. При этом он также признал, что активизация  процесса по возвращению ингушских  беженцев после бесланской трагедии может быть неправильно понята жителями республики, так и не получившими извинений от ингушских семей, чьи представители оказались в группе террористов, захвативших школу в Беслане.

Существует мнение, что  именно отказ А. Дзасохова подписать  этот документ стал причиной его последующей  отставки, которая произошла в  мае этого года.

На президента Ингушетии  М. Зязикова, в свою очередь, оказывало давление ингушское общественное движение «Ахки-Юрт», требующее вернуть Пригородный район.

Новый план Д. Козака по возвращению ингушских беженцев устраивал лишь осетинскую сторону. Народное собрание Ингушетии отвергло его, поскольку, по мнению депутатов, предложенный вариант урегулирования грубо нарушает конституционные права ингушей - вместо возвращения в свои дома, ингушским беженцам предлагают обустраиваться на новых землях, причем это переселение может затянуться на годы.

Осетинская же сторона  заявляет, что Северная Осетия согласна на возвращение беженцев, но из чуть более 7 тыс. лиц, которые, по данным Федеральной  миграционной службы, имеют такой  статус (по ингушским данным, их почти  вдвое больше), у 4 тыс. отсутствуют  документы на жилье на территории Северной Осетии, а еще 1200 человек  не определились, хотят ли они возвращаться115[115]. Около 1100 беженцев проживали в зоне, которая в недавнее время была объявлена «водоохранной» и закрытой для проживания кого бы то ни было, а также в населенных пунктах, уже «открытых» для возвращения беженцев. Еще одна серьезная проблема состоит в том, что в части покинутых ингушами домов живут беженцы из Грузии, Чечни и Средней Азии, и североосетинские власти опасаются, что их выселение создаст еще один источник напряженности. В качестве альтернативы сейчас ведется строительство специального поселка для расселения семей беженцев.

Сегодня существуют различные  мнения в отношении количества ингушских  беженцев, остающихся пока за пределами  Северной Осетии. Максимальное число, которое называется осетинской стороной, - 20 тысяч; по ингушским источникам эта  цифра увеличивается более чем  в 3 раза - 67-75 тысяч116[116].

Новый виток напряженности  между двумя республиками начался  в 2006 г. В августе этого года руководитель Национального антитеррористического  комитета Николай Патрушев на совещании  глав субъектов ЮФО, которые одновременно являются руководителями антитеррористических комиссий в своих регионах, заявил, что «успешные контртеррористические операции в Чечне послужили толчком для переноса террористической деятельности в сопредельные с Чечней регионы». Участились теракты в Ингушетии и Северной Осетии, население которых усиленно вооружается. Возросло количество преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия. Вновь обострились отношения между Ингушетией и Северной Осетией. Летом этого года в населенных пунктах на административной границе между республиками была совершена целая серия убийств и взрывов.

Более того, конфликт плавно перетекает в свою новую фазу –  противоборство ингушей с русским  населением республики – за последние  годы было убито и похищено более  сотни человек. Вообще, если по состоянию на 1991 г. на территории нынешней Ингушетии проживало около 50 тысяч русских, в основном терских казаков, а ряд населенных пунктов были частично (станицы Вознесеновская, Сунженская, Николаевская, город Карабулак) или полностью (станица Троицкая) заселены казаками, то, начиная с весны 1991 г., русское население подвергалось притеснениям и истязаниям, его целенаправленно и планомерно изгоняли из республики117[117]. Первые на всем Северном Кавказе масштабные межнациональные столкновения с человеческими жертвами произошли еще в мае 1991 г. в станице Троицкой. После осетино-ингушского конфликта в октябре 1992 г., когда в республику хлынули беженцы-ингуши из Северной Осетии, последние остатки казачьего населения почти полностью покинули Ингушетию.

К настоящему времени русское  население Ингушетии составляет около 2500 человек – 3-5% от уровня 1991 г. и состоит из людей пенсионного  возраста118[118]. Большинство терских казаков - беженцев из Ингушетии в настоящее время проживает в Северной Осетии или южных районах Ставрополья, где ими даже в голой степи были основаны новые населенные пункты. Происходившее в 1991-1992 гг. процессы исхода русского населения и нынешние систематические убийства последних представителей русского населения Ингушетии показывают наличие у определенных сил стремления сделать республику полностью моноэтнической и моноконфессиональной.

Ситуацию вокруг конфликта  двух республик в составе Российской Федерации – Северной Осетии-Алании и Ингушетии, пик которого пришелся на нестабильное в политическом плане начало девяностых годов прошлого века, до сих пор нельзя считать урегулированным. Ошибки высшего руководства СССР, допущенные в отношении воинственных народов Кавказа, оставляют мало вариантов решения проблемы. Тем не менее, эту ситуацию ни в коем случае нельзя пускать на самотек, иначе страна рискует вновь получить горячую точку.

 

 

Трансформационный подход к урегулированию североирландского  этнополитического конфликта

 

Этнополитические конфликты  стали одной из важнейших характеристик  современного мироустройства. Мир в XX веке столкнулся с так называемым возрождением этничности, движущими силами которого выступают разномасштабные процессы интернационализации общественной жизни - глобализация и регионализация в экономике, политике, культуре, информационных коммуникациях, что зачастую приводит к превращению националистических движений в транснациональные сетевые организации, способные решать свои задачи вне досягаемости правительств, благодаря коммуникационным процессам, трансграничному перемещению капитала, трудовых ресурсов, интенсивной миграции этнических групп в мире.

В этих условиях государство  оказывается не способными к эффективной  борьбе с подобными этнополитическими движениями, руководство и ресурсы воспроизводства которых находятся вне зоны компетенции правительства и сферы государственного суверенитета. Таким образом, по мнению В. Тишкова, «можно говорить о возникновении новой формы внутригосударственного противостояния по типу «группа против государства» - выступление против статус-кво или нового порядка со стороны или от имени этнических меньшинств, которые пожелали выйти из общего пространства и получить собственную государственность, или соединиться с другим государством»119[119]. Такой конфликт не является априори борьбой одного народа против другого, а представляет собой борьбу этнической общности против государственной организации.

Одним из ярких примеров такого конфликта является североирландский конфликт, уходящий своими корнями  в глубь столетий и разворачивающийся фактически между определенными кругами ольстерской элиты, некоторыми членами Ирландской республиканской армии (ИРА), ирландским республиканским движением «Шинн Фейн» и британским правительством.

Северная Ирландия (Ольстер) возникла в 1921 г. на основе шести ирландских графств, большинство жителей которых не согласилось с провозглашением независимости Ирландии и предпочло остаться в Соединенном Королевстве. В отличие от Ирландской Республики, населенной преимущественно католиками, на протяжении веков отрицательно относившимися к власти британской короны, большинство жителей Ольстера - протестанты, многие из которых имеют английские и шотландские корни. Основная причина конфликта кроется в вопросе - должен ли Ольстер оставаться в составе Великобритании, или присоединиться к Ирландии.

Рассмотрим данный конфликт с позиций теории трансформации, которая делает акцент на разрешении конфликта посредством оказания поддержки группам внутри конфликта. Так, Р. Вяюрюнен считает, что: «Множество теорий конфликта рассматривают проблемы, вокруг которых возник конфликт, акторов конфликта и их интересы как данность, и, исходя из этого, пытаются найти решение, которое устраняло бы или ослабляло противоречия между ними. Однако они не учитывают, что проблемы и интересы постоянно меняются в зависимости от социальных, экономических и политических изменений в обществе»120[120]. Исходя из этого исследователь предлагает классификацию типов трансформации конфликтов, которая выглядит следующим образом:

- трансформация структуры  - трансформируется вся структура  взаимоотношений и распределение  власти в конфликте;

- трансформация акторов – внутренние изменения сторон конфликта или появление новых сторон;

- трансформация проблем,  в связи с которыми возник  конфликт;

- трансформация правил - изменение норм и правил, установленных  в конфликте.

Структура конфликта менялась по мере того, как коалиция националистических партий находила новых союзников и обретала уверенность в своих силах, что позволяло ей добиваться баланса в ранее ассиметричных отношениях. Трансформация акторов включала появление новых лиц в правительстве Великобритании, фундаментальные изменения в системе мышления руководства партии Шин Фейн, а также раскол и перемены в рядах унионистов, которые выступает за унию с Великобританией при ликвидации дискриминации католиков и привлечении их к управлению.

Трансформация проблем включала предусмотренные договором Страстной  пятницы (1998г.) соглашения, признающие легитимность двух культурных традиций и учреждающие институты, которые  одинаково представляют как ирландские, так и британские структуры управления (например, жители Северной Ирландии теперь могут иметь по своему выбору британский или ирландский паспорт). Все это стало возможным благодаря перелому в воззрениях, т.е. трансформации ранее установленных правил представителей элит и индивидуальных акторов121[121].

 «Соглашение Страстной  пятницы», подразумевало прекращение  насилия, разоружение Ирландской  республиканской армии, расширение  автономии Северной Ирландии  и формирование коалиционного  правительства (вместо прямого  управления из Лондона). Реализация  соглашения несколько раз оказывалась  на грани срыва из-за действий  радикальных элементов внутри  ИРА.

Информация о работе Современные этнополитические конфликты