Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 08:31, реферат
Описание работы
Когда Заратустре исполнилось тридцать лет, покинул он свою родину и озеро своей родины и пошёл в горы. Здесь наслаждался он своим духом и своим одиночеством и в течение десяти лет не утомлялся этим. Но наконец изменилось сердце его — и в одно утро поднялся он с зарёю, стал перед солнцем и так говорил к нему:
Так говорил Заратустра. Книга
для всех и ни для кого1
Часть первая
Предисловие Заратустры
1
Когда Заратустре исполнилось
тридцать лет, покинул он свою родину и
озеро своей родины и пошёл в горы. Здесь
наслаждался он своим духом и своим одиночеством
и в течение десяти лет не утомлялся этим.
Но наконец изменилось сердце его — и
в одно утро поднялся он с зарёю, стал перед
солнцем и так говорил к нему:
«Великое светило! К чему свелось
бы твоё счастье, если б не было у тебя
тех, кому ты светишь!
В течение десяти лет подымалось
ты к моей пещере: ты пресытилось бы своим
светом и этой дорогою, если б не было меня,
моего орла и моей змеи.
Но мы каждое утро поджидали
тебя, принимали от тебя преизбыток твой
и благословляли тебя.
Взгляни! Я пресытился своей
мудростью, как пчела, собравшая слишком
много мёду; мне нужны руки, простёртые
ко мне.
Я хотел бы одарять и наделять
до тех пор, пока мудрые среди людей не
стали бы опять радоваться безумству своему,
а бедные — богатству своему.
Для этого я должен спуститься
вниз: как делаешь ты каждый вечер, окунаясь
в море и неся свет свой на другую сторону
мира, ты, богатейшее светило!
Я должен, подобно тебе, закатиться ,
как называют это люди, к которым хочу
я спуститься.
Так благослови же меня, ты,
спокойное око, без зависти взирающее
даже на чрезмерно большое счастье!
Благослови чашу, готовую пролиться,
чтобы золотистая влага текла из неё и
несла всюду отблеск твоей отрады!
Взгляни, эта чаша хочет опять
стать пустою, и Заратустра хочет опять
стать человеком».
— Так начался закат Заратустры.
2
Заратустра спустился один
с горы, и никто не повстречался ему. Но
когда вошёл он в лес, перед ним неожиданно
предстал старец, покинувший свою священную
хижину, чтобы поискать кореньев в лесу.
И так говорил старец Заратустре:
«Мне не чужд этот странник:
несколько лет тому назад проходил он
здесь. Заратустрой назывался он; но он
изменился.
Тогда нёс ты свой прах на гору;
неужели теперь хочешь ты нести свой огонь
в долины? Неужели не боишься ты кары поджигателю?
Да, я узнаю Заратустру. Чист
взор его, и на устах его нет отвращения.
Не потому ли и идёт он, точно танцует?
Заратустра преобразился, ребёнком
стал Заратустра, Заратустра проснулся:
чего же хочешь ты среди спящих?
Как на море, жил ты в одиночестве,
и море носило тебя. Увы! ты хочешь выйти
на сушу? Ты хочешь снова сам таскать своё
тело?»
Заратустра отвечал: «Я люблю
людей».
«Разве не потому, — сказал святой, —
ушёл и я в лес и пустыню? Разве не потому,
что и я слишком любил людей?
Теперь люблю я Бога: людей не
люблю я. Человек для меня слишком несовершенен.
Любовь к человеку убила бы меня».
Заратустра отвечал: «Что говорил
я о любви! Я несу людям дар».
«Не давай им ничего, — сказал
святой. — Лучше сними с них что-нибудь
и неси вместе с ними — это будет для них
всего лучше, если только это лучше и для
тебя!
И если ты хочешь им дать, дай
им не больше милостыни и ещё заставь их
просить её у тебя!»
«Нет, — отвечал Заратустра, —
я не даю милостыни. Для этого я недостаточно
беден».
Святой стал смеяться над Заратустрой
и так говорил: «Тогда постарайся, чтобы
они приняли твои сокровища! Они недоверчивы
к отшельникам и не верят, что мы приходим,
чтобы дарить.
Наши шаги по улицам звучат
для них слишком одиноко. И если они ночью,
в своих кроватях, услышат человека, идущего
задолго до восхода солнца, они спрашивают
себя: куда крадётся этот вор?
Не ходи же к людям и оставайся
в лесу! Иди лучше к зверям! Почему не хочешь
ты быть, как я, — медведем среди медведей,
птицею среди птиц?»
«А что делает святой в лесу?»
— спросил Заратустра.
Святой отвечал: «Я слагаю песни
и пою их; и когда я слагаю песни, я смеюсь,
плачу и бормочу себе в бороду: так славлю
я Бога.
Пением, плачем, смехом и бормотанием
славлю я Бога, моего Бога. Но скажи, что
несёшь ты нам в дар?»
Услышав эти слова, Заратустра
поклонился святому и сказал: «Что мог
бы я дать вам! Позвольте мне скорее уйти,
чтобы чего-нибудь я не взял у вас!» — Так
разошлись они в разные стороны, старец
и человек, и каждый смеялся, как смеются
дети.
Но когда Заратустра остался
один, говорил он так в сердце своём: «Возможно
ли это! Этот святой старец в своём лесу
ещё не слыхал о том, что Бог мёртв ».
3
Придя в ближайший город, лежавший
за лесом, Заратустра нашёл там множество
народа, собравшегося на базарной площади:
ибо ему обещано было зрелище — плясун
на канате. И Заратустра говорил так к
народу:
Я учу вас о сверхчеловеке. Человек есть нечто, что
до́лжно превзойти. Что сделали вы,
чтобы превзойти его?
Все существа до сих пор создавали
что-нибудь выше себя; а вы хотите быть
отливом этой великой волны и скорее вернуться
к состоянию зверя, чем превзойти человека?
Что такое обезьяна в отношении
человека? Посмешище или мучительный позор.
И тем же самым должен быть человек для
сверхчеловека: посмешищем или мучительным
позором.
Вы совершили путь от червя
к человеку, но многое в вас ещё осталось
от червя. Некогда были вы обезьяной, и
даже теперь ещё человек больше обезьяны,
чем иная из обезьян.
Даже мудрейший среди вас есть
только разлад и помесь растения и призрака.
Но разве я велю вам стать призраком или
растением?
Смотрите, я учу вас о сверхчеловеке!
Сверхчеловек — смысл земли.
Пусть же ваша воля говорит: да будет
сверхчеловек смыслом земли!
Я заклинаю вас, братья мои, оставайтесь верны
земле и не верьте тем, кто говорит
вам о надземных надеждах! Они отравители,
всё равно, знают ли они это или нет.
Они презирают жизнь, эти умирающие
и сами себя отравившие, от которых устала
земля: пусть же исчезнут они!
Прежде хула на Бога была величайшей
хулой; но Бог умер, и вместе с ним умерли
и эти хулители. Теперь хулить землю —
самое ужасное преступление, так же как
чтить сущность непостижимого выше, чем
смысл земли!
Некогда смотрела душа на тело
с презрением: и тогда не было ничего выше,
чем это презрение, — она хотела видеть
тело тощим, отвратительным и голодным.
Так думала она бежать от тела и от земли.
О, эта душа сама была ещё тощей,
отвратительной и голодной; и жестокость
была вожделением этой души!
Но и теперь ещё, братья мои,
скажите мне: что говорит ваше тело о вашей
душе? Разве ваша душа не есть бедность
и грязь и жалкое довольство собою?
Поистине, человек — это грязный
поток. Надо быть морем, чтобы принять
в себя грязный поток и не сделаться нечистым.
Смотрите, я учу вас о сверхчеловеке:
он — это море, где может потонуть ваше
великое презрение.
В чём то самое высокое, что
можете вы пережить? Это — час великого
презрения. Час, когда ваше счастье становится
для вас отвратительным, так же как ваш
разум и ваша добродетель.
Час, когда вы говорите: «В чём
моё счастье! Оно — бедность и грязь и
жалкое довольство собою. Моё счастье
должно бы было оправдывать само существование!»
Час, когда вы говорите: «В чём
мой разум! Добивается ли он знания, как
лев своей пищи? Он — бедность и грязь
и жалкое довольство собою!»
Час, когда вы говорите: «В чём
моя добродетель! Она ещё не заставила
меня безумствовать. Как устал я от добра
моего и от зла моего! Всё это бедность
и грязь и жалкое довольство собою!»
Час, когда вы говорите: «В чём
моя справедливость! Я не вижу, чтобы был
я пламенем и углем. А справедливый — это
пламень и уголь!»
Час, когда вы говорите: «В чём
моя жалость! Разве жалость — не крест,
к которому пригвождается каждый, кто
любит людей? Но моя жалость не есть распятие».
Говорили ли вы уже так? Восклицали
ли вы уже так? Ах, если бы я уже слышал
вас так восклицающими!
Не ваш грех — ваше самодовольство
вопиет к небу; ничтожество ваших грехов
вопиет к небу!
Но где же та молния, что лизнёт
вас своим языком? Где то безумие, что надо
бы привить вам?
Смотрите, я учу вас о сверхчеловеке:
он — эта молния, он — это безумие! —
Пока Заратустра так говорил,
кто-то крикнул из толпы: «Мы слышали уже
довольно о канатном плясуне; пусть нам
покажут его!» И весь народ начал смеяться
над Заратустрой. А канатный плясун, подумав,
что эти слова относятся к нему, принялся
за своё дело.
4
Заратустра же глядел на народ
и удивлялся. Потом он так говорил:
Человек — это канат, натянутый
между животным и сверхчеловеком, — канат
над пропастью.
Опасно прохождение, опасно
быть в пути, опасен взор, обращённый назад,
опасны страх и остановка.
В человеке важно то, что он
мост, а не цель: в человеке можно любить
только то, что он переход и гибель .
Я люблю тех, кто не умеет жить
иначе, как чтобы погибнуть, ибо идут они
по мосту.
Я люблю великих ненавистников,
ибо они великие почитатели и стрелы тоски
по другому берегу.
Я люблю тех, кто не ищет за звёздами
основания, чтобы погибнуть и сделаться
жертвою — а приносит себя в жертву земле,
чтобы земля некогда стала землёю сверхчеловека.
Я люблю того, кто живёт для
познания и кто хочет познавать для того,
чтобы когда-нибудь жил сверхчеловек.
Ибо так хочет он своей гибели.
Я люблю того, кто трудится и
изобретает, чтобы построить жилище для
сверхчеловека и приготовить к приходу
его землю, животных и растения: ибо так
хочет он своей гибели.
Я люблю того, кто любит свою
добродетель: ибо добродетель есть воля
к гибели и стрела тоски.
Я люблю того, кто не бережёт
для себя ни капли духа, но хочет всецело
быть духом своей добродетели: ибо так,
подобно духу, проходит он по мосту.
Я люблю того, кто из своей добродетели
делает своё тяготение и свою напасть:
ибо так хочет он ради своей добродетели
ещё жить и не жить более.
Я люблю того, кто не хочет иметь
слишком много добродетелей. Одна добродетель
есть больше добродетель, чем две, ибо
она в большей мере есть тот узел, на котором
держится напасть.
Я люблю того, чья душа расточается,
кто не хочет благодарности и не воздаёт
её: ибо он постоянно дарит и не хочет беречь
себя.
Я люблю того, кто стыдится,
когда игральная кость выпадает ему на
счастье, и кто тогда спрашивает: неужели
я игрок-обманщик? — ибо он хочет гибели.
Я люблю того, кто бросает золотые
слова впереди своих дел и исполняет всегда
ещё больше, чем обещает: ибо он хочет своей
гибели.
Я люблю того, кто оправдывает
людей будущего и искупляет людей прошлого:
ибо он хочет гибели от людей настоящего.
Я люблю того, кто карает своего
Бога, так как он любит своего Бога: ибо
он должен погибнуть от гнева своего Бога.
Я люблю того, чья душа глубока
даже в ранах и кто может погибнуть при
малейшем испытании: так охотно идёт он
по мосту.
Я люблю того, чья душа переполнена,
так что он забывает самого себя, и все
вещи содержатся в нём: так становятся
все вещи его гибелью.
Я люблю того, кто свободен духом
и свободен сердцем: так голова его есть
только утроба сердца его, а сердце его
влечёт его к гибели.
Я люблю всех тех, кто являются
тяжёлыми каплями, падающими одна за другой
из тёмной тучи, нависшей над человеком:
молния приближается, возвещают они и
гибнут, как провозвестники.
Смотрите, я провозвестник молнии
и тяжёлая капля из тучи; но эта молния
называется сверхчеловек
.
5
Произнесши эти слова, Заратустра
снова посмотрел на народ и умолк. «Вот
стоят они, — говорил он в сердце своём, —
вот смеются они: они не понимают меня,
мои речи не для этих ушей.
Неужели нужно сперва разодрать
им уши, чтобы научились они слушать глазами?
Неужели надо греметь, как литавры и как
проповедники покаяния? Или верят они
только заикающемуся?
У них есть нечто, чем гордятся
они. Но как называют они то, что делает
их гордыми? Они называют это культурою,
она отличает их от козопасов.
Поэтому не любят они слышать
о себе слово «презрение». Буду же говорить
я к их гордости.
Буду же говорить я им о самом
презренном существе, а это и есть последний человек
».
И так говорил Заратустра к
народу:
Настало время, чтобы человек
поставил себе цель свою. Настало время,
чтобы человек посадил росток высшей надежды
своей.
Его почва ещё достаточно богата
для этого. Но эта почва будет когда-нибудь
бедной и бесплодной, и ни одно высокое
дерево не будет больше расти на ней.
Горе! Приближается время, когда
человек не пустит более стрелы тоски
своей выше человека и тетива лука его
разучится дрожать!
Я говорю вам: нужно носить в
себе ещё хаос, чтобы быть в состоянии
родить танцующую звезду. Я говорю вам:
в вас есть ещё хаос.
Горе! Приближается время, когда
человек не родит больше звезды. Горе!
Приближается время самого презренного
человека, который уже не может презирать
самого себя.
Смотрите! Я показываю вам последнего человека
.
«Что такое любовь? Что такое
творение? Устремление? Что такое звезда?»
— так вопрошает последний человек и моргает.
Земля стала маленькой, и по
ней прыгает последний человек, делающий
всё маленьким. Его род неистребим, как
земляная блоха; последний человек живёт
дольше всех.
«Счастье найдено нами», — говорят
последние люди, и моргают.
Они покинули страны, где было
холодно жить: ибо им необходимо тепло.
Также любят они соседа и жмутся к нему:
ибо им необходимо тепло.
Захворать или быть недоверчивым
считается у них грехом: ибо ходят они
осмотрительно. Одни безумцы ещё спотыкаются
о камни или о людей!
От времени до времени немного
яду: это вызывает приятные сны. А в конце
побольше яду, чтобы приятно умереть.
Они ещё трудятся, ибо труд —
развлечение. Но они заботятся, чтобы развлечение
не утомляло их.
Не будет более ни бедных, ни
богатых: то и другое слишком хлопотно.
И кто захотел бы ещё управлять? И кто повиноваться?
То и другое слишком хлопотно.
Нет пастуха, одно лишь стадо!
Каждый желает равенства, все равны: кто
чувствует иначе, тот добровольно идёт
в сумасшедший дом.
«Прежде весь мир был сумасшедший», —
говорят самые умные из них, и моргают.
Все умны и знают всё, что было;
так что можно смеяться без конца. Они
ещё ссорятся, но скоро мирятся — иначе
это расстраивало бы желудок.