Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 12:02, лекция
Следующей после рабовладельческого строя стадией развития общества является феодализм. Эта социально-экономическая формация возникала в разных обществах разными путями: нередко на развалинах рабовладельческого способа производства, но не менее, если не более, часто — непосредственно из первобытнообщинного строя. Многие исследователи справедливо указывают на однотипность рабовладельческой и феодальной формаций, для которых характерно существование личной несвободы всех или части непосредственных производителей.
его.
Затем монгольские
войска двинулись в Галицко-
Владимир Волынский, Галич, в 1241 г. Батый вторгся в Польшу, Венгрию,
Чехию, Молдавию, а в 1242 г. дошел до Хорватии и Далмации. Однако в
Западную Европу войска Батыя пришли уже значительно ослабленными мощным
сопротивлением, встреченным ими на Руси. Поэтому если на Руси монголам
удалось установить свое иго, то Западная Европа испытала только нашествие,
и то в меньших масштабах. Это был прямой результат героического
сопротивления русского народа вражескому нашествию.
Традиционно считается, что главной причиной поражения Руси стала
феодальная раздробленность, при которой каждое из княжеств оказалось
наедине с силами захватчиков. Это справедливое замечание требует
дополнения. Империя Чингисхана принадлежала к тем раннефеодальным
государственным образованиям, военный потенциал которых во много раз
превосходил силы своих соседей. Против военного могущества одного только
улуса Джучи трудно было устоять и Руси единой. Важным обстоятельством было
и то, что захватчики, покорившие до этого Северный Китай и Среднюю Азию,
использовали тамошнюю, в первую очередь китайскую, военную технику.
Стенобитные машины пробивали стены русских крепостей. Использовались также
камнеметы и сосуды с горячими жидкостями. Имело значение и численное
превосходство врага.
Последствия нашествия были исключительно тяжелыми. Прежде всего резко
сократилось население страны. Множество людей было убито, не меньше было
уведено в рабство. Многие города уничтожены. Например, столицей Рязанского
княжества теперь оказался город Переяславль Рязанский (с конца XVIII в. —
Рязань). Разрушенную Рязань не удалось восстановить. Ныне на ее месте —
поросшее кустарником городище, где были проведены чрезвычайно интересные
раскопки, и село Старая Рязань. Запустел Киев, в котором осталось не более
200 домов. Археологами
неподалеку от Бердичева
Райковецкое городище: город, полностью уничтоженный во время Батыева
нашествия. Там одновременно погибли все жители. Жизнь на месте этого
города более не возродилась. По подсчетам археологов, из известных по
раскопкам 74 городов Руси XII — XIII вв. 49 были разорены Батыем, причем в
14 жизнь не возобновилась, а 15 превратились в села.
Разные категории населения несли потери в разной степени. Видимо,
крестьянское население пострадало меньше: в некоторые находившиеся в
густых лесах села и деревни неприятель мог даже и не попасть. Горожане
гибли чаще: захватчики сжигали города, убивали многих жителей, уводили их
в рабство. Много погибло князей и дружинников — профессиональных воинов.
Смерть многих дружинников привела, судя по всему, к замедлению темпов
социального развития. Как уже отмечалось выше, в Северо-Восточной Руси во
второй половине XII в. только начали возникать боярские села. Физическое
истребление профессиональных воинов-феодалов привело к тому, что этот
процесс остановился, и светское феодальное землевладение начало возникать
заново уже после нашествия.
Нашествие нанесло тяжелый удар развитию производительных сил, в
первую очередь в городе. Преемственность в средневековом ремесле
осуществлялась путем передачи производственных секретов от отца к сыну, от
мастера к ученику. Гибель многих ремесленников и увод в Орду остальных
оборвали эту цепочку. Поэтому после нашествия утрачиваются многие
производственные навыки, исчезают целые ремесленные профессии. Если до
нашествия русское стеклоделие знало десятки и сотни различных рецептов
изготовления художественного стекла, то после нашествия стеклянные изделия
стали грубее, а число применяемых рецептов сократилось во много раз.
Разучились изготавливать стеклянную столовую посуду и оконные стекла. На
несколько десятилетий прекратилось каменное строительство.
Пострадали международные торговые связи Руси. Были перерезаны
важнейшие торговые пути, экономический упадок испытали многие страны,
бывшие постоянными торговыми партнерами Руси (например, Средняя Азия).
Нашествие также привело к гибели многих культурных ценностей. При сожжении
городов, главных культурных центров, оказались уничтоженными
многочисленные памятники письменности, выдающиеся произведения искусства.
Вместе с тем нашествие, несмотря на тот огромный урон, который оно
нанесло Русской земле, могло затормозить, но не изменить характер развития
социальных отношений на Руси. Кочевники-монголы не смогли поставить перед
собой задачи включения Русской земли, земледельческой страны, в свою
империю. Речь шла только о подчинении, о получении дани. А потому сам
характер внутренних отношений оставался в значительной степени не
затронутым завоевателями. Именно поэтому захватчики с самого начала стали
опираться в порабощенной стране на феодальные верхи, готовые в обмен на
сохранение своих привилегий служить завоевателям.
§ 7. КУЛЬТУРА РУССКИХ ЗЕМЕЛЬ В XII — XIII вв.
Переход к феодальной раздробленности означал не только дальнейшее
развитие старых культурных центров (Киева и Новгорода), но и возникновение
новых. Это явление отчетливо проявилось в летописании. XII — XIII вв. —
время расцвета летописания местных феодальных центров. Старейший из них,
естественно, Новгород, где общерусские летописи велись еще в
предшествующую эпоху. Однако в XII — XIII вв. новгородское летописание
уделяет все больше внимания местным событиям. Нам известны и здешние
летописцы — священник Герман Воята (XII в.), пономарь Тимофей (XIII в.). В
XIII в. начинается и псковское летописание.
С начала XII в. возникает летописная традиция в Ростово-Суздальской
земле. Владимирский летописный свод 1177 г., задуманный еще при Андрее
Боголюбском и созданный при Всеволоде Большое Гнездо, ставил своей целью
показать ведущую роль Ростово-Суздальского края в Русской земле, а в самой
Ростово-Суздальской земле — роль Владимира в качестве столицы. В
Галицко-Волынской земле при князе Данииле Романовиче также возникает
княжеское летописание. Даниил, который «дерз и храбор» и в котором нет ни
единого порока, выступает как идеальный герой. Для Галицко-Волынской
летописи характерна особая яркость, красочность изложения, порой оно
превращается в связный рассказ, лишенный хронологической сетки.
При всем «местном патриотизме» летописцев отдельных земель их
объединяет глубокий интерес к общерусским событиям. Так, например,
наиболее подробный рассказ об убийстве Андрея Боголюбского сохранился в
южной, киевской летописи. Единство Русской земли не подвергается сомнению
ни одним из летописцев. «Свой» князь является для них лишь лучшим
выразителем интересов не только своего княжества, но и всей земли.
Это стремление к единению русских земель, к преодолению междоусобиц
особенно ярко проявилось в «Слове о полку Игореве», гениальном
произведении русской литературы, повествующем о неудачном походе
новгород-северского князя Игоря Святославича против половцев в 1185 г. В
неподчинении воле старейшего князя, князя киевского, в стремлении провести
поход силами только своей земли видит автор «Слова» причину неудачи Игоря,
несмотря на храбрость князей и их дружин. С горечью говорит он о княжеских
распрях, о том, что «рекоста брат брату: «се мое, а то мое же». И начяша
князи про малое «се великое» молвити, а сами на себе крамолу ковати».
Автор «Слова» — первоклассный художник, мастер поэтической метафоры и
ритмической прозы. Ярко проявились эти его качества, например, в описании
утра перед битвой: «Другаго дни велми рано кровавыя зори свет поведают;
черныя тучи с моря идут, хотя прикрыти 4 солнца, а в них трепещут синий
молнии. Быти грому великому!» Скорбь о павших русских воинах и
одновременно гордость их мужеством звучат в рассказе о поражении русских
дружин: «Ту ся брата разлучиста на брезе быстрой Каялы; ту кровавого вина
не доста; ту пир докончаша храбрии русичи, сваты попоиша, а сами полегоша
за землю Русскую». К лучшим страницам лирической поэзии в отечественной
словесности можно отнести «плач» Ярославны, жены князя Игоря, по своему
мужу. Недаром «Слово о полку Игореве» служило и служит источником
вдохновения для многих поэтов и художников вплоть до наших дней.
Одно из самых талантливых произведений XII — XIII вв. — дошедшее до
нас в двух основных редакциях «Слово» и «Моление» Даниила Заточника.
Убежденный сторонник сильной княжеской власти, Даниил с юмором и сарказмом
пишет об окружающей его печальной действительности. Обедневший княжеский
слуга, возможно, дружинник, мелкий феодал, Даниил с грустью говорит о
всесилии богатства: «Богат муж возглаголет, то вси на него воскликнут».
Тяжело приходится попавшему в беду умному и талантливому человеку. Даниил,
правда, сам признает, что он «на рати не велми храбр», но зато «крепок в
замыслех». Пусть перед
неудачником и открывается
его бед, но все они — бесчестны или унизительны. При княжеском дворе он
обречен ходить в лаптях («лыченице»), «черленый» же сапог ожидает его лишь
на боярском дворе. Но ведь это холопство. Нет надежды и на друзей: они
«отвергошася» его, потому что не может он ставить «пред ними трапезы,
многоразличными брашьны украшены». Что еще остается? «Аще бы умел
красти...», но и этот выход неприемлем для него, ибо «девка погубляет свою
красоту блуднею, а муж свою честь татбою». Не хочет Даниил и жениться «у
богатаго тестя»: ведь «зла жена и до смерти сушит». Не привлекает его и
монастырь, хотя там он жил бы припеваючи: ведь чернецы «возвращаются на
мирское житие», «обидят села», «ангелский имея на себе образ, а блудной
нрав». Нет, считает Даниил Заточник, лучше умереть в нищете, чем
«восприимши ангелский образ, богу солгати». Остается только одно —
«продолжен живот в нищете».
Высоки и чисто литературные достоинства произведения Даниила
Заточника. Он великолепный мастер рифмованной игры словами: «Кому
Переславль, а мне гореславль; кому Боголюбово, а мне горе лютое; кому
Белоозеро, а мне чернее смолы; кому Лачеозеро, а мне, на нем седя, плач
горький; кому Новгород, а мне и углы опали».
Новая тема
вошла в русскую
Страшное бедствие, обрушившееся на Русскую землю, глубоко потрясло авторов
XIII в. Первый отклик на это нашествие — произведение, само название
которого уже звучит трагически: «Слово о погибели Русской земли». «Слово»
дошло до нас не полностью. Начинается оно с описания красоты, богатства,
величия, могущества страны до Батыева нашествия: «О светло светлая и
украсно украшена земля Руськая!» Этот торжественно-радостный мотив как бы
внезапно прерывается словами: «А в ты дни болезнь крестияном от великаго
Ярослава и до Володимера, и до нынешнего Ярослава и до брата его Юрья
князя володимерьскаго».
Также по свежим следам Батыева нашествия была создана «Повесть о
разорении Рязани Батыем», составная часть целого цикла повестей о
«чудотворной» иконе Николы Зарайского. Это произведение тоже окрашено в
трагические тона, но вместе с тем призывает к вооруженной борьбе против
захватчиков. Рязанский князь Федор Юрьевич приносит дары Батыю, но Батый,
проведав о красоте его жены Евпраксии, требует к себе и ее, на что следует
гордый ответ: «Аще нас приодолееши, то и женами нашими владете начнеши».
Князь Федор Юрьевич гибнет в битве, а его жена вместе с малолетним сыном
кончает жизнь самоубийством. Рязанские полки во главе с князем Юрием
Ингваревичем выступают на бой. Но «удальцы и резвецы резанские» погибают в
битве, сожжена Рязань, где «вси вкупе мертвы лежаше». И все же
сопротивление продолжается. В борьбу вступает рязанский боярин Евпатий
Коловрат со своей дружиной и нападает на «станы Батыевы». И Коловрат, и
почти все его воины гибнут в неравной схватке, поразив своим мужеством
даже врагов. Автор Повести не видел выхода из трагического положения:
слишком неравны были силы. Пафос Повести в призыве к пусть безнадежному,
но активному сопротивлению, к тому, чтобы «смертию живота купити»,
погибнуть, но не покориться захватчику.
Возможно, уже в XIII в. возникает мысль о том, что самопожертвование
может привести и к победе над врагом. Речь идет о «Повести о Меркурии
Смоленском», точная датировка которой еще не установлена. Предполагается,