Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 12:02, лекция
Следующей после рабовладельческого строя стадией развития общества является феодализм. Эта социально-экономическая формация возникала в разных обществах разными путями: нередко на развалинах рабовладельческого способа производства, но не менее, если не более, часто — непосредственно из первобытнообщинного строя. Многие исследователи справедливо указывают на однотипность рабовладельческой и феодальной формаций, для которых характерно существование личной несвободы всех или части непосредственных производителей.
отправил на Русь своего брата Дюденю. «Дюденева рать» вместе с князьями
«взяша Владимер, и
церковь Володимерскую
вся поимаша, и Суздаль, и Юрьев, и Переславль, Дмитров, Москву, Коломну,
Можаеск, Углече поле, всех градов взяша 14, и всю землю пусту сътвориша».
Таких сообщений встречается в летописях очень много.
К концу XIII — началу XIV в. на Руси сложилась новая политическая
система. Свершившимся фактом стал перенос столицы во Владимир.
Галицко-Волынская земля оказалась от него независимой, хотя тоже
подчинялась власти ханов. На западе возникло Великое княжество Литовское,
в орбиту влияния которого постепенно попадают западные и юго-западные
земли Руси. Пожалуй, только Черниговское и Смоленское княжества в какой-то
степени тяготеют к Владимирскому княжению. Фактически произошло
обособление Северо-Восточной Руси. Под властью великих князей
владимирских, помимо территории старого Владимиро-Суздальского княжества,
находились Рязанская земля и Новгород Великий.
Ордынское иго способствовало дальнейшему изменению характера
политического развития древнерусских княжеств. Большинство старых городов
Северо-Восточной Руси — Ростов, Суздаль, Владимир — пришли в упадок,
уступив свое политическое верховенство окраинным: Твери, Нижнему
Новгороду, Москве. Насильственно прерванный процесс развития княжеств
принял новые формы: на смену княжеским союзам, требовавшим добровольного
объединения под властью великого князя, пришла монархия, основанная на
огромной личной власти князя и служении одному ему феодалов-подданных. В
дальнейшем такая форма организации политической власти привела к
освобождению от ордынского ига, однако увеличение военного потенциала
оказалось связанным с усилением зависимости всех слоев населения от
власти.
Первое время после Батыева нашествия страна постепенно залечивала
раны, восстанавливалась экономика. Заселяются опустевшие села и деревни,
распахиваются поля, поднимаются из пепла города, возникают новые виды
ремесел. Конец XIII — начало XIV в. — время роста феодального
землевладения. Многочисленными селами владеют князья. Становится все
больше вотчин, как крупных, так и мелких. Основной путь развития вотчины в
это время — пожалование князем земли с крестьянами. Феодалы делились на
высший слой — бояр и на так называемых слуг вольных. И те и другие
обладали широкими иммунитетными правами, вероятно, судили население своих
сел по всем делам. Однако с конца XIV в. эти права начинает урезывать
усиливающаяся княжеская власть. Сначала в ведение князя переходит суд по
делам об убийстве («душегубстве»), а затем — и о разбое, а иногда и о
«татьбе» — кражах.
Наряду с боярами и слугами вольными существовали и мелкие
феодалы-землевладельцы — так называемые слуги под дворским (дворские — это
управляющие княжеским хозяйством в отдельных волостях, которым подчинялись
мелкие княжеские слуги). Они получали от князя небольшие участки земли за
службу. Из их землевладения впоследствии развилась поместная система.
Однако и вотчинная система (княжеские, боярские и монастырские села и
деревни), не говоря уже о еще не сформировавшейся поместной, были всего
лишь островками в море крестьянских общин. Даже во второй половине XV в. в
Северо-Восточной Руси преобладали еще земли так называемых черных
крестьян. Они платили дань и другие налоги непосредственно, а не через
своих феодалов и жили в селах, не принадлежавших отдельным феодалам. Их
общины именовались волостями, потому и самих крестьян часто называли
волостными.
Вопрос об их социальной природе до сих пор дискуссионен. Одни
исследователи говорят, что на Руси в XIV — XV вв. существовал
государственный феодализм, а черных крестьян считают феодально-зависимыми,
но не от частных собственников, а от феодального государства в целом. Дань
и другие налоги, которые платили князьям черные крестьяне, они
рассматривают как форму феодальной ренты. Другие исследователи полагают,
что черное крестьянство — это свободное население, не втянутое еще в
систему феодальной эксплуатации. Черные земли они считают полной
собственностью крестьянских общин, а дань рассматривают как обычное
налоговое обложение. Есть и третья точка зрения, согласно которой черные
крестьяне были как бы сособственниками черных земель вместе с
государством. Однако вне зависимости от того, в каких терминах современной
науки определяется положение черных крестьян, ясно, что жилось им легче,
чем частновладельческим.
Феодалы вели
постоянное наступление на
тогда говорили, «обоярить».
Уровень эксплуатации крестьянства в XIV — первой половине XV в. не
был еще высоким: при слабом развитии товарно-денежных отношений феодал
ограничивался получением лишь тех продуктов сельскохозяйственного
производства, которые он мог потребить. Поэтому натуральный оброк был
основным видом феодальной ренты. Отработочная рента существовала в виде
отдельных повинностей. Так, в конце XIV в. крестьяне Цареконстантиновского
монастыря близ Владимира должны были (по грамоте митрополита Киприана)
ремонтировать монастырские постройки, пахать монастырскую пашню, ловить
рыбу, варить пиво, молотить рожь, прясть лен и т. п. Работы на пашне
составляли специфическую обязанность именно монастырских крестьян
(монастыри не владели холопами), в вотчинах светских феодалов на
господской пашне работали холопы.
В ходе восстановления экономики росло городское население и
развивалось ремесло. Некоторые ремесленники работали уже не на заказ, а на
рынок. И все же население городов по-прежнему составляло ничтожную часть
жителей страны. Товарные связи были в основном случайными, обусловленными
либо источниками сырья (например, доставка соли от места добычи или
выплавка железа возле месторождений руды), либо перевозкой зерна из
урожайных районов в неурожайные.
Борьба крестьянства была направлена лишь против усиления эксплуатации
и ее наиболее жестких форм. Одним из видов протеста был уход крестьян на
новые места в поисках более приемлемых условий для жизни и труда. Страх
перед возможным уходом крестьян и запустением земли подчас удерживал
феодалов от чрезмерного увеличения повинностей. Междукняжеские соглашения
(впрочем, далеко не
всегда выполнявшиеся)
ушедших в чужое княжение крестьян, запрет принимать крестьян в другом
княжестве. Из уставной грамоты митрополита Киприана (1391) известно о
сопротивлении крестьян попыткам усилить эксплуатацию. Крестьяне
апеллировали при этом к обычаю, «старине»: незыблемость «старины» была
одним из принципов средневекового правосознания, и даже ее изменения
обычно пытались маскировать
восстановлением нарушенного
Крестьяне вели также борьбу против захвата феодалами в частную
собственность общинных земель, выступали с судебными исками, перепахивали
межи, не пускали боярских приказчиков.
Поскольку князья часто передавали возникающим монастырям в
собственность черные земли,
то крестьяне нередко
новых монастырей. Многочисленные сведения такого рода встречаются в житиях
основателей монастырей.
§ 2. НАЧАЛО ОБЪЕДИНЕНИЯ РУССКИХ ЗЕМЕЛЬ
Проблема образования Русского государства принадлежит к ключевым в
исторической науке. Различные исторические направления и школы предлагали
свои подходы и конкретные пути решения этой важной темы. Уже
В. Н. Татищев, отталкиваясь от теории «естественного права» и
добровольного договора, рассматривал эту проблему в контексте
восстановления в Северо-Восточной Руси самодержавия. В том же,
свойственном для дворянских историков ключе рассматривал процесс
становления Русского государства и Н. М. Карамзин. Создание Русского
государства для него — результат деятельности отдельных князей и царей,
среди которых он особенно высоко ставил Ивана III — дальновидного и
осторожного политика. По Карамзину,
восстановлением
обязана монархическому устройству, единственно способному одолеть
центробежные тенденции эпохи уделов. В этой связи он подчеркивал даже
благотворное влияние ордынского ига, облегчившего воссоздание монархии
уничтожением «древних гражданских прав» и политикой ханов. При таком
подходе вне внимания исследователей оставалась социально-экономическая
тематика, роль народных масс в создании Русского государства.
В середине XIX в. этими проблемами занялись историки буржуазного
направления. Предмет их пристального внимания — история государства.
Однако они уже не были удовлетворены известной прямолинейностью своих
предшественников, сводящих все к утверждению в Восточной Руси
единовластия. Русское государство рассматривается ими как определенный
итог этнического развития народа. Стержнем их построений стала теория
выделения государственного начала, которое пришло на место началу
вотчинному. В итоге исходной точкой отсчета создания государства для них
становилась не Древняя Русь, как это было в дворянской историографии, а
Русь Московская. Само же содержание процесса сводилось к борьбе различных
общественно-политических форм. Эта схема получила свое воплощение в трудах
С. М. Соловьева. Именно он придал ей научную целостность и историческую
аргументированность, обратился к истокам внутреннего, «органического
развития» российской государственности.
В. О. Ключевский и его последователи дополнили эту схему изучением
социально-экономических процессов, обратились к выяснению места
«общественных классов». Русское национальное государство выросло, по
мнению В. О. Ключевского, из «удельного порядка», из «вотчины» князей —
потомков Даниила Московского. При этом знаменитый историк подчеркивал
неразборчивость московских князей, действовавших как «беззастенчивые
хищники». Своекорыстный интерес московских правителей совпал с «народными
нуждами» формирующейся великорусской народности — ее стремлением к
освобождению и обретению своего независимого государства.
В современной литературе нередко встречаются работы, скептически
относящиеся к тому, что было достигнуто советской исторической наукой.
Действительно, жесткие методологические установки сильно ограничивали
творческие усилия исследователей, определяли тематику и подходы. Но было
бы несправедливо и в научном плане необоснованно перечеркивать ту огромную
исследовательскую работу, которую выполнили советские историки. В их
трудах получили подробное освещение вопросы социально-экономического
развития, феодального землевладения, что позволяет судить о предпосылках
образования государства и централизации, участия различных социальных
групп и слоев в образовании Русского государства, политической истории.
Понятно, что в новых условиях и при открывшихся новых подходах многое
предстоит переосмыслить. Расширяется круг представлений, развивается сама
историческая наука.
Политическое раздробление Руси достигло своего апогея на рубеже
XIII — XIV вв. Из Владимиро-Суздальского княжества выделилось к 70-м годам
XIII в. 14 княжеств, из которых наиболее значительными были Суздальское,
Городецкое (с Нижним Новгородом), Ростовское, Ярославское, Переяславское,
Тверское и Московское.
Дробление было
характерно и для других
земля распалась на еще более мелкие уделы: Можайское, Вяземское, Ржевское,
Фоминское и другие княжества. В Чернигово-Северской земле, в верховьях
Оки, было множество мелких княжеств: Козельское, Тарусское (из него
выделилось Оболенское), Трубчевское, Мосальское и т. п. Во многих
княжествах на протяжении XIV в. шло выделение новых уделов. Так, в
Тверском княжестве выделились Микулинский и Кашинский уделы, в
Московском — Серпуховской, Боровский и др., в Рязанском — Пронский.
На рубеже XIII — XIV вв. создалась особая политическая система
Великого княжения Владимирского. Великий князь Владимирский стоял во главе
феодальной иерархии. Он оставался в то же время главой своего собственного
княжества. Власть великого князя была во многом номинальной, но все же