Зарождение феодальных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 12:02, лекция

Описание работы

Следующей после рабовладельческого строя стадией развития общества является феодализм. Эта социально-экономическая формация возникала в разных обществах разными путями: нередко на развалинах рабовладельческого способа производства, но не менее, если не более, часто — непосредственно из первобытнообщинного строя. Многие исследователи справедливо указывают на однотипность рабовладельческой и феодальной формаций, для которых характерно существование личной несвободы всех или части непосредственных производителей.

Файлы: 1 файл

глава.docx

— 300.80 Кб (Скачать файл)

«господине» выражало  отношение  феодального  равенства  (или,  в  крайнем

случае,  вассалитета),  то «господарь» или «государь» — подданства.  Слово

это в переводе на современный  язык означает «хозяин».  Государем  считался

по отношению к своим  холопам их владелец. Там, где есть государи, там есть

и холопы.  На вопрос Ивана III:  «Какова хотят государства их  отчина  их

Великий Новъгород?» — новгородские власти ответили,  что послы не имели на

такое обращение полномочий («с тем...  не посылывали»).  В Новгороде  были

убиты  на  вече  некоторые  из сторонников Москвы.  Так появился повод для

похода на Новгород. Осенью войска Ивана III двинулись к Новгороду. Вечевые

власти  не  решились  сопротивляться,  а  Иван III  предъявил им  жесткий

ультиматум:  «хотим  господарьства  на  своей  отчине  Великом  Новегороде

такова,  как наше государьство в Низовской земле на Москве»,  что означало

ликвидацию особенностей  политического  строя  Новгорода.  Далее  Иван III

разъяснил, что конкретно  он имеет в виду: «вечю колоколу во отчине нашей в

Новегороде не быти, а господарьство  свое нам держати».

     В  январе  1478 г.  новгородские  власти  капитулировали,  вече  было

отменено,  вечевой колокол  увезен в  Москву,  вместо посадников и тысяцких

городом теперь правили московские наместники.  Земли у наиболее враждебных

Ивану III бояр (в том числе у Марфы Борецкой) были конфискованы, но прочие

боярские  вотчины Иван III обещал не трогать.  Это обещание он не сдержал:

вскоре начались новые  конфискации.  Всего за 1484 —  1499 гг.  87%  земель

сменило  своих владельцев;  кроме мельчайших собственников — «своеземцев»,

все новгородские вотчинники  лишились  своих  владений.  Земли  выселенных

новгородцев отдали московским служилым людям.

     Теперь пробил  час и  ликвидации  независимости   Тверской  земли.  Она

оказалась   после   присоединения   Новгорода  зажатой  между  московскими

владениями,  лишь на западе гранича  на  небольшом  протяжении  с  Великим

княжеством   Литовским.   Удельные   князья  Тверской  земли  поддерживали

Ивана III против своего сюзерена.  Тверские феодалы нередко бросали своего

князя  и  уходили на московскую службу:  они торопились перейти на сторону

победителя.  Тверской князь  Михаил Борисович чувствовал,  что  его  власти

приходит  конец.  Этого  князя  ничему  не  научил опыт новгородских бояр,

которые напрасно ждали обещанной  помощи от Казимира IV:  Михаил  Борисович

заключил союз с королем. Тогда Иван III бросил на княжество свои войска, и

Михаил  Борисович  быстро  капитулировал.  Видимо  не  до  конца   понимая

сложившуюся ситуацию, он вскоре отправил Казимиру IV гонца с грамотами, но

тот был перехвачен по дороге людьми Ивана III:  не исключено, что в Москве

уже  имели  возможность  знать  о  каждом  шаге  тверского  двора.  Это был

желанный для Ивана III повод окончательно  решить  тверскую  проблему.  8

сентября 1485 г.  московские войска подошли к городу, а уже в ночь с 11 на

12 сентября Михаил Борисович,  «видя свое изнеможение», с кучкой  верных ему

бояр  бежал в Великое  княжество Литовское.  15 сентября Иван III и его сын

Иван торжественно въехали  в город.  Иван Иванович, бывший по матери родным

внуком тверского великого князя Бориса Александровича, стал великим князем

тверским.  Хотя Псков и  Рязань  оставались  еще  формально  независимыми,

присоединение Твери означало создание единого государства.  Недаром  именно

с этих пор Иван III титулует себя  государем всея  Руси.  В этом  титуле

содержался и внешнеполитический вызов:  многие исконные земли Руси входили

в состав Великого княжества  Литовского,  и  владетели  этого  государства

именовали   себя   великими   князьями  литовскими  и  русскими.  Иван III

предъявлял таким образом  претензии на эти земли.

     Объединительную  политику   продолжал   преемник   Ивана III  его сын

Василий III (1505 — 1533).  При  нем  были  полностью  присоединены  Псков

(1510)  и Рязань (1521).  Кроме  того,  успешные войны с Великим  княжеством

Литовским привели к присоединению  Северской и Смоленской земель.  Так  был

закончен  процесс  политического  объединения  русских  земель  и создания

единого государства.

     С   самого  начала  это   государство   было   многонациональным.   На

территории,   подвластной  Новгороду  Великому,   жили,   кроме   русских,

угро-финские народы —  карелы,  вепсы,  саамы.  Пермская земля, населенная

коми, была присоединена в  конце XV в.

 

 

                       § 2. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ

                           И ПОЛИТИЧЕСКИЙ СТРОЙ

                     РОССИЙСКОГО ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВА

 

     Создание единого  государства оказало влияние  на  развитие экономики и

социального  строя  Руси.  Прекращение  феодальных  усобиц  способствовало

развитию производительных сил. Продолжалось освоение русским  крестьянством

новых территорий:  колонизационные  потоки двинулись в  Приуралье,  за Оку.

Увеличивалось население  Поморья.  Не  меньшее  значение  имела  внутренняя

колонизация, резервы которой  были далеко еще не исчерпаны: огромные лесные

пространства были хорошим  резервом для новых пашенных угодий. Экстенсивная

подсечно-огневая  система  земледелия сохраняла  ведущую  роль  во  многих

районах страны.  Вместе с  тем уже появляются двупольные,  а  в  некоторых

местах и трехпольные  севообороты.

     Важные  изменения   произошли в  структуре феодальной  собственности на

землю.  Изменился характер землевладения князей.  Став подданными государя

всея  Руси,  они  в  значительной степени сохранили  право собственности на

свои  бывшие  домениальные  земли.  Однако  эти  их  владения  все  больше

сближались с обычными вотчинами. Кроме того, они взамен части отобранных у

них  старых  земель  получали  вотчины  на  территории великого  княжества

Московского и Владимирского, а также сами приобретали там  вотчины покупкой

или в приданое.  Тем  самым княжеское землевладение  постепенно сближалось с

обычным боярским, хотя этот процесс закончился только к середине XVI в.

     Многие  старые  вотчинники  значительно расширили   свои  владения.  В

присоединенных  княжествах  они  приобретали  новые  вотчины,  что  делало

московское  боярство  кровно  заинтересованным  в  создании  и  укреплении

единого государства.  Однако параллельно шел другой процесс: многие старые

феодальные  вотчины  мельчали  в  семейных  разделах.  Обедневшие отпрыски

старых вотчинных родов  либо переходят в самые «низы» класса феодалов, либо

даже поступают в холопы к своим более удачливым собратьям.  Фонд вотчинных

земель   несколько   уменьшается   из-за   роста   землевладения  церкви —

монастырей,  митрополита  и  епископов.  Часть земель они  получают в дар за

«упокой души»,  часть покупают.  Разумеется,  вклады в монастыри  во многом

были обусловлены религиозными представлениями: заупокойные молитвы  монахов

могли,  как считали,  спасти грешную душу от  адского  пламени.  Но нередко

вотчинники оказывались  вынуждены отдавать землю монастырю  из-за того,  что

были опутаны долговыми  обязательствами.

     Такое  измельчание  и  обезземеливание части вотчинников  противоречило

государственным интересам.  Обеспечить  боеспособность войска  можно  было

только  одним  путем:   у   каждого  воина  должна  была   быть  земельная

собственность,  ведь государство  не имело средств для денежного  жалованья,

и  каждый воин должен был  на свои средства приобретать вооружение и боевых

коней.  Создание же  единого  государства создало возможности  для  активной

внешней политики,  а  она  требовала даже увеличения вооруженных  сил.  Были

необходимы земельные  раздачи.

     Эти  раздачи  стали возможны,  так  как   в  руки  великого князя попал

обширный земельный фонд:  владения новгородских вотчинников  и домениальные

земли Тверского княжества.  Ожидались и  новые приобретения.  Но  наделять

землей на  старом вотчинном  праве было  опасно:  новые вотчины  могли через

некоторое время уйти в  руки монахов.  Поэтому и новгородским вотчинникам,

выселенным в центральные  и восточные районы страны,  и  московским служилым

людям,  получившим их  владения,  было  запрещено продавать  и  дарить свои

новые земли.  Таких феодалов,  переселенных на новые места, «испомещенных»

там,  стали называть помещиками, а их владения — поместьями. Первоначально

поместья  мало  отличались от  вотчин:  они  практически  наследовались,  а

вотчинники были обязаны  также служить.  Главным было то, что поместья было

запрещено продавать и  дарить.

     Основная  часть   первых  помещиков —   мелкие  слуги  великих  князей

(ключники,  псари и т. п.), отпрыски старых вотчинных родов, имущественное

положение которых пошатнулось, а также переселенцы из Новгородской земли и

в Новгородскую землю. Появление  в присоединенных землях землевладельцев  из

числа давних и  потомственных  слуг великих князей московских создавало  там

форпосты для освоения этих территорий.

     Вскоре помещикам  начали раздавать земли черносошных  крестьян.  Земля,

отданная в поместье,  не меняла формально своего верховного собственника —

великого князя всея  Руси;  менялся лишь адресат повинностей.  Более того,

помещик выступал в  роли покровителя крестьян и  должен был  «стоять» за их

землю.  Это на первых порах  примиряло черных крестьян с  превращением их в

помещичьих.   Правительство  же,  отдавая  черную  землю  помещику,  а  не

вотчиннику,  могло не  страшиться,  что  она  перейдет затем к  монастырю.

Поэтому поместье в большей  степени, чем вотчина, оказалось  приспособлено к

поглощению черных  земель.  Развитие поместной системы  привело  к  резкому

сокращению количества черносошных  крестьян в центре.

     В первой  трети XVI в.  поместья были уже почти во всех уездах страны,

во многих из них прошли массовые поместные раздачи.

     Хотя создание  единого государства послужило  в конечном счете одной из

предпосылок для  закрепощения  крестьянства,  на  первых  порах  положение

крестьян  даже  несколько  улучшилось.  Благотворно  повлияло  прекращение

феодальных междоусобиц. Новгородские крестьяне после конфискаций  Ивана III

стали   сначала   черносошными,   что   облегчало  их  положение.  Раздача

конфискованных земель новым  владельцам растянулась надолго,  порой на 30 —

40 лет. Крестьяне Двинской  земли так и не стали частновладельческими.

     Вскоре, однако, феодальное государство переходит  в наступление. Давно

существовавшее правило,  что  крестьянин может  покидать своего  владельца

только в  течение двух  недель в  году,  стало общегосударственной  нормой.

Судебник 1497 г.  установил вместо существовавших в  разных районах разных

сроков единый для всей страны срок перехода крестьян: неделя до Юрьева дня

осеннего (26 ноября) и  неделя после.  Это было первое общегосударственное

ограничение крестьянской свободы,  но еще не закрепощение крестьян. Срок —

конец ноября,  время,  когда  уже собран урожай и установился  санный путь —

был сравнительно удобным  и для землевладельцев,  и для  крестьян.  В едином

государстве,  с другой стороны,  потеряли силу запреты  на переход крестьян

из  одного княжества в  другое.  Крестьяне небольших  княжеств,  территория

которых  приближалась к  размерам  крупной  вотчины,  фактически приобрели

право перехода хотя бы в  Юрьев день.

     Господствовала,   как  и  раньше,  натуральная   рента,  хотя  местами

возникала  и   денежная.   Барщина  по-прежнему  была  слабо  развита,   а

собственную запашку  феодала  обрабатывали главным  образом холопы.  Такие

пашенные холопы получали от хозяина небольшой земельный  надел и назывались

страдниками  (от  «страда» —   сельскохозяйственные  работы).   Социальное

положение страдников приближалось к положению крепостных крестьян (наличие

собственного  хозяйства  и  личная  несвобода),   но  степень  приближения

вызывает в науке споры.

     В конце  XV в.  появилась новая форма холопства — кабальное.  Должник

давал на себя «служилую кабалу»,  по которой он  был  обязан  отрабатывать

своим трудом «по вся дни» проценты долга. Освободиться кабальный  холоп мог

только после смерти хозяина, так как, будучи холопом, он не мог  заработать

денег  для  уплаты  долга.  Но  и  освободившийся холоп обычно снова шел в

кабалу:  у него не было средств к существованию. Нередко  будущий кабальный

холоп  и  не  брал  денег,  а  кабала  была  лишь документом,  оформляющим

поступление в холопство.

     Продолжалось  развитие  ремесла.  Многие  ремесленники  жили  в  селах

(вотчинное ремесло),  но  главными центрами были города. Растет ремесленная

специализация,  в  крупных  городах часто существовали слободы,  населенные

ремесленниками одной  специальности (Гончарная, Кузнечная, Бронная в Москве

и т. п.).  Высокого уровня достигло оружейное дело. Например, крымский хан

просил Ивана III прислать ему доспехи русской работы. Развивалось литейное

Информация о работе Зарождение феодальных отношений