Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 12:02, лекция
Следующей после рабовладельческого строя стадией развития общества является феодализм. Эта социально-экономическая формация возникала в разных обществах разными путями: нередко на развалинах рабовладельческого способа производства, но не менее, если не более, часто — непосредственно из первобытнообщинного строя. Многие исследователи справедливо указывают на однотипность рабовладельческой и феодальной формаций, для которых характерно существование личной несвободы всех или части непосредственных производителей.
Орду», т. е. там снова начнутся смуты. Впрочем, Дмитрий Донской не считал,
что прекращение выплаты дани должно будет улучшить положение народных
масс: «который сын мой возмет дань на своем уделе, то тому и есть», —
писал он в духовной. Таким образом, измениться должен был лишь адресат
дани.
Наследником Дмитрия был его старший сын Василий. Вероятно, это имя
было дано не случайно. Ведь в московском княжеском доме до сих пор Василии
почти не встречались. В переводе с греческого это имя означает «царь».
Юрием, т. е. Георгием, победоносцем, назвал Дмитрий другого сына. Власть и
оружие, единство страны и вооруженная борьба против ордынского ига, — вот
завет Дмитрия своим сыновьям, выраженный в их именах.
§ 3. ВЕЛИКОЕ КНЯЖЕСТВО ЛИТОВСКОЕ
В XIII — ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XV в.
Важную роль в отечественной истории сыграло Великое княжество
Литовское. Литовские племена в Прибалтике — жемайты (жмудь), аукштайты,
ятвяги, курши и т. д. — позже, чем восточные славяне, перешли к классовому
обществу. Но во второй половине XII в. у них уже наблюдаются союзы князей,
бывших еще, видимо, племенными вождями. Князья возглавляют первые набеги
на Русь. Однако Литовское государство создалось только в XIII в. Его
основателем был Миндовг (Миндаугас), который впервые упоминается в русских
летописях в 1219 г.
Миндовг объединил под своей властью литовские земли в кровавой борьбе
с остальными князьями. Волынский летописец сообщает, что он «нача избивати
братью свою и сыновце (т. е. племянников) свои, и другие выгна из земли и
нача княжити один во всей земле Литовской». Его называют даже
«самодержцем». Миндовг поддерживал союз с Александром Невским и с галицким
князем Даниилом Романовичем, за которого выдал замуж свою дочь.
Литовцы в
это время были еще
Литвы соперничали православие (Русь) и католицизм (Польша и Тевтонский
орден). Миндовг было принял католичество (1251), но это было лишь его
ловким политическим маневром. Через несколько лет он вернулся в язычество
и продолжил успешную борьбу с Тевтонским орденом за независимость Литвы.
В 1263 г. Миндовг погиб в результате заговора враждебных ему князей.
В Литве начались междоусобия. Отдельным князьям (Тройдену, Войшелку)
удавалось лишь временно укрепить княжескую власть. Их преемник Витень
(1293 — 1315) в союзе с галицкими князьями одерживал победы над Тевтонским
орденом. Расцвет Великого княжества Литовского (с этого времени оно так
называется) наступил при брате Витеня — Гедимине (1316 — 1341).
С самого начала в состав Великого княжества Литовского входили не
только литовские, но и русские земли. Уже Миндовгу была подчинена Черная
Русь — земли в бассейне Немана вокруг Гродно. При его наследниках
количество русских земель, подвластных великим князьям литовским,
значительно возросло. Особенно большие территории Руси оказались в Великом
княжестве Литовском при Гедимине. В его руках были Минск, Туров, Витебск,
Пинск. В Полоцкой земле сидели на княжении литовские князья. Влияние
Гедимина распространялось также на Киевскую, Галицкую и Волынскую земли.
При преемниках Гедимина — Ольгерде (Альгирдасе), Кейстуте (Кейстутисе),
Витовте — еще больше русских и будущих белорусских и украинских земель
входит в Великое княжество. Собственно этнографическая Литва составляла
около одной десятой части этого обширного государства.
Способы присоединения этих земель были различны. Конечно, имел место
и прямой захват, но нередко русские князья признавали добровольно власть
литовских князей, а местное боярство призывало их, заключая с ними
соглашения — «ряды». Причиной тому были неблагоприятные внешнеполитические
условия. С одной стороны, русским землям угрожала агрессия немецких
рыцарских орденов, с другой — ордынское иго. Феодальная раздробленность и
княжеские междоусобия в Северо-Восточной Руси делали ее бессильной помочь
западным и юго-западным частям страны. Поэтому русские феодалы искали у
Великого княжества Литовского защиты от внешней угрозы, тем более что
литовские князья не были вассалами Орды, и тем самым ордынское иго не
распространялось на его территорию.
Включению русских земель в состав Великого княжества Литовского
способствовали также многосторонние и давние связи литовских племен с
Русью, особенно укрепившиеся в XIV в. Показателем их служат и браки
литовских князей. Так, одна из дочерей Гедимина была замужем за тверским
князем, его сын Ольгерд был дважды женат на русских княжнах, мужьями же
его двух дочерей были суздальский и серпуховской князья.
Русские земли в составе Великого княжества Литовского, более
многочисленные, чем литовские, и стоявшие на более высокой ступени
развития, оказали существенное влияние на характер социальных отношений и
культуру этого государства. Феодальная знать Великого княжества, за
исключением князей, состояла в основном не из литовцев, а из русских. Это
объяснялось в том числе и тем, что в Литве долго сохранялось подчиненное
непосредственно великому князю свободное крестьянство, а местный
феодальный класс был численно крайне невелик. Поэтому русские князья и
бояре в Великом княжестве Литовском участвовали в решении политических
вопросов, в дипломатических переговорах.
Вслед за русской знатью русское право вошло в литовское
законодательство. Русская Правда была действующим сводом законов на
территории Великого княжества Литовского и послужила одним из источников
для Судебника великого князя Казимира (1468). Русский язык в его западном
варианте — так называемая «русская мова» — стал государственным языком
Великого княжества Литовского, языком образованной части литовского
общества. Он послужил основой для формирования в дальнейшем украинского и
белорусского языков. По своим функциям этот язык сравним с латинским
языком в Западной Европе.
Наследниками Гедимина в результате междоусобной борьбы стали его
сыновья Ольгерд, получивший восточную часть Литвы с большинством русских
земель, и Кейстут, владевший западной частью государства. Старшим считался
Ольгерд, даже называвший себя королем. Он захватил Волынь, Черниговскую и
Брянскую земли, одновременно воевал с немецкими рыцарями. После его смерти
(1377) начались новые усобицы. Кейстут в 1381 г. отобрал было
великокняжеский престол у сына Ольгерда — Ягайла (Йогайла), но вскоре
Ягайло вернул себе великокняжескую власть, а затем заманил Кейстута для
переговоров и убил. Борьбу продолжил сын Кейстута — Витовт.
Междоусобицы ослабляли силы Литовского государства, приводили к
усилению опасности со стороны Тевтонского ордена, угрожавшего не только
Литве, но и Польше. В кругах польских феодалов созрел план объединения
двух государств, что создавало бы возможности как для совместного отпора
ордену, так и для захвата Польшей украинских земель и подчинения ей всего
Великого княжества Литовского. Польско-Литовская уния отвечала интересам и
литовских феодалов, надеявшихся на помощь Польши для успешной борьбы
против ордена. В 1385 г. в селении Крево (в 80 км юго-восточнее Вильнюса)
уния была заключена. Ягайло принял католичество с именем Владислава и
женился на наследнице польского престола юной королеве Ядвиге, став
одновременно королем польским и великим князем литовским. Христианство в
католическом варианте было объявлено государственной религией Великого
княжества Литовского.
Однако Витовт
не подчинился унии и
Литвы. Он заключил союз с Московским княжеством, выдав свою дочь замуж за
московского великого князя Василия Дмитриевича. В 1392 г. Витовту удалось
добиться признания
княжестве Литовском, а через некоторое время начал и себя именовать
великим князем.
Прекращение усобиц положительно сказалось на отпоре ордену. А это
было необходимо: рыцари вели наступление на литовские и польские земли,
захватили литовскую Жемайтию и польскую Добржинскую землю. В 1409 г.
началась так называемая Великая война королевства Польского и Великого
княжества Литовского против Тевтонского ордена. Решающая битва произошла
15 июля 1410 г. возле селения Грюнвальд в Северной Польше. С двух сторон в
сражении участвовало около 60 тыс. человек. Польскую часть войска
возглавлял Владислав-Ягайло, осуществлявший и общее командование.
Предводителем литовско-русских войск был Витовт. В состав его рати входили
и смоленские полки, сыгравшие важную роль в битве. Силы ордена были
разгромлены, большинство рыцарей либо погибли, либо попали в плен. В числе
убитых был и великий магистр фон Юнгинген. Вслед за тем соединенные
польско-литовские войска взяли целый ряд замков, принадлежавших ордену, и
захваченных рыцарями городов, в том числе Гданьск, Торунь, Кенигсберг.
В 1411 г. возле Торуня (Польша) был подписан договор, по которому
орден был вынужден отказаться от Жемайтии и Добржинской земли, а также
уплатить большую контрибуцию. Победа под Грюнвальдом остановила дальнейшую
агрессию ордена на территории Польши и Литвы.
Грюнвальдская битва привела к усилению позиций Великого княжества
Литовского. В 1413 г. в местечке Городло (Восточная Польша) была заключена
новая, Городельская уния, согласно которой закреплялась независимость
Великого княжества Литовского.
литовских и польских феодалов при выборе как польского короля, так и
великого князя литовского. Впрочем, в последующий период не раз польский
королевский и литовский великокняжеский престолы объединялись в руках
одного монарха. Эта уния была личной, а не государственной: Польша и
Великое княжество Литовское продолжали существовать как отдельные
государства.
Вместе с тем Городельская уния распространила католичество и на
западную часть Литвы — Жемайтию, сделав его государственной религией всего
Великого княжества Литовского. Феодалы-католики получили определенные
привилегии. Принятие католичества вело к полонизации. Таким образом, в
конечном счете Городельская
уния создала условия для
земли Великого княжества Литовского. Попытка Витовта добиться полной
самостоятельности Великого княжества Литовского и принять королевский
титул оказалась неудачной из-за сопротивления Польши. Вскоре умер и сам
Витовт (1430). Польше в конце концов удалось добиться перехода под свою
власть части украинских земель — Западного Подолья.
Мы видели, как непросто складывались отношения Великого княжества
Литовского с Северо-Восточными княжествами. Связано это с тем, что, вобрав
в себя культуру, право, литературу Древней Руси, включив в свой состав
Западные и Юго-Западные древнерусские земли, Литовское княжество стало
претендовать на то, чтобы
стать центром объединения
годов XIV в. Литовское княжество вело борьбу на два фронта — против
Тевтонского ордена и Москвы — и в иные периоды даже заключала союзы с
крестоносцами ради достижения успеха в борьбе против русских князей. В
1368 — 1372 гг. князь Ольгерд трижды ходил походами на московское
княжество, открыв эпоху так называемой литовщины. Не отказался от попыток
остановить рост могущества Москвы и князь Витовт. В 1404 г. к Литовскому
княжеству был присоединен Смоленск. Однако к этому времени Москва упрочила
свои позиции в объединении Северо-Восточной Руси. После Куликовской битвы
она стала центром освободительного движения. Кроме того, в Литовском
княжестве все большее распространение получали католичество и католическая
культура, что, конечно,
мешало литовским князьям
наследников земель, некогда входивших в состав Древнерусского
православного государства.
Основное население Великого княжества Литовского составляли
крестьяне-земледельцы, находившиеся в феодальной зависимости. Уже в XV в.
возникают зачатки крепостнических отношений. Так, крестьяне делились на
похожих, т. е. имевших право уходить от феодала в определенный срок, и
непохожих, т. е. прикрепленных к земле, фактически крепостных.
Существенным этапом развития
крепостничества в Великом
был привилей (жалованная грамота) Казимира IV (1447), согласно которому