Зарождение феодальных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 12:02, лекция

Описание работы

Следующей после рабовладельческого строя стадией развития общества является феодализм. Эта социально-экономическая формация возникала в разных обществах разными путями: нередко на развалинах рабовладельческого способа производства, но не менее, если не более, часто — непосредственно из первобытнообщинного строя. Многие исследователи справедливо указывают на однотипность рабовладельческой и феодальной формаций, для которых характерно существование личной несвободы всех или части непосредственных производителей.

Файлы: 1 файл

глава.docx

— 300.80 Кб (Скачать файл)

Орду», т. е. там снова начнутся смуты. Впрочем, Дмитрий Донской не считал,

что  прекращение выплаты  дани  должно  будет  улучшить положение народных

масс:  «который сын мой  возмет дань на  своем уделе,  то  тому и  есть», —

писал он  в  духовной.  Таким образом,  измениться должен был лишь адресат

дани.

     Наследником  Дмитрия был  его старший  сын Василий.  Вероятно,  это  имя

было дано не случайно. Ведь в московском княжеском доме до сих  пор Василии

почти не  встречались.  В  переводе с  греческого это  имя означает «царь».

Юрием, т. е. Георгием, победоносцем, назвал Дмитрий другого сына. Власть и

оружие,  единство страны и вооруженная борьба против ордынского ига, — вот

завет Дмитрия своим сыновьям, выраженный в их именах.

 

 

                     § 3. ВЕЛИКОЕ КНЯЖЕСТВО ЛИТОВСКОЕ

                      В XIII — ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XV в.

 

     Важную роль  в  отечественной  истории   сыграло   Великое   княжество

Литовское.  Литовские  племена в Прибалтике — жемайты (жмудь),  аукштайты,

ятвяги, курши и т. д. — позже, чем восточные славяне, перешли к классовому

обществу. Но во второй половине XII в. у них уже наблюдаются союзы князей,

бывших еще,  видимо,  племенными вождями. Князья возглавляют  первые набеги

на  Русь.  Однако  Литовское  государство  создалось только в XIII в.  Его

основателем был Миндовг (Миндаугас), который впервые упоминается  в русских

летописях в 1219 г.

     Миндовг объединил  под своей властью литовские  земли в кровавой борьбе

с остальными князьями. Волынский  летописец сообщает, что он «нача  избивати

братью свою и сыновце (т. е.  племянников) свои, и другие выгна из земли и

нача   княжити  один  во   всей  земле  Литовской».   Его   называют  даже

«самодержцем». Миндовг поддерживал  союз с Александром Невским и  с галицким

князем Даниилом Романовичем, за которого выдал замуж свою дочь.

     Литовцы в   это  время были еще  язычниками,  за  право христианизации

Литвы  соперничали православие (Русь)  и  католицизм (Польша и  Тевтонский

орден).  Миндовг было  принял католичество (1251),  но  это  было лишь его

ловким политическим маневром.  Через несколько лет он вернулся в язычество

и продолжил успешную борьбу с Тевтонским орденом за независимость  Литвы.

     В 1263 г.  Миндовг погиб в результате заговора враждебных ему князей.

В  Литве  начались  междоусобия.  Отдельным князьям  (Тройдену,  Войшелку)

удавалось лишь  временно  укрепить  княжескую власть.  Их  преемник Витень

(1293 — 1315) в союзе с галицкими князьями одерживал победы над Тевтонским

орденом.  Расцвет Великого княжества Литовского (с  этого  времени оно  так

называется) наступил при  брате Витеня — Гедимине (1316 — 1341).

     С  самого  начала  в  состав Великого  княжества Литовского входили  не

только литовские,  но и  русские земли.  Уже Миндовгу была подчинена Черная

Русь —  земли  в  бассейне  Немана  вокруг  Гродно.  При  его  наследниках

количество  русских   земель,   подвластных  великим   князьям  литовским,

значительно возросло. Особенно большие территории Руси оказались  в Великом

княжестве Литовском при  Гедимине.  В его руках были Минск, Туров, Витебск,

Пинск.  В  Полоцкой земле  сидели  на  княжении литовские  князья.  Влияние

Гедимина распространялось также на Киевскую,  Галицкую и  Волынскую земли.

При  преемниках Гедимина —  Ольгерде (Альгирдасе),  Кейстуте (Кейстутисе),

Витовте —  еще  больше русских и  будущих белорусских и  украинских земель

входит в  Великое княжество.  Собственно этнографическая Литва  составляла

около одной десятой части  этого обширного государства.

     Способы присоединения  этих земель были различны.  Конечно, имел место

и  прямой захват,  но нередко  русские князья признавали добровольно  власть

литовских  князей,  а  местное  боярство  призывало  их,  заключая  с  ними

соглашения — «ряды». Причиной тому были неблагоприятные внешнеполитические

условия.  С  одной  стороны,  русским  землям  угрожала  агрессия немецких

рыцарских орденов,  с другой — ордынское иго. Феодальная раздробленность и

княжеские междоусобия в  Северо-Восточной Руси делали ее бессильной помочь

западным и  юго-западным частям  страны.  Поэтому русские  феодалы искали у

Великого княжества Литовского защиты  от  внешней угрозы,  тем  более  что

литовские князья не  были вассалами Орды,  и  тем  самым  ордынское иго  не

распространялось на его  территорию.

     Включению русских   земель  в  состав  Великого  княжества  Литовского

способствовали  также  многосторонние  и  давние  связи  литовских племен с

Русью,  особенно укрепившиеся в  XIV в.  Показателем  их  служат  и  браки

литовских князей.  Так,  одна из дочерей Гедимина была замужем  за тверским

князем,  его сын Ольгерд  был дважды женат на русских княжнах,  мужьями  же

его двух дочерей были суздальский  и серпуховской князья.

     Русские   земли  в   составе  Великого  княжества  Литовского,   более

многочисленные,  чем  литовские,  и  стоявшие  на  более  высокой  ступени

развития,  оказали существенное влияние на характер социальных отношений  и

культуру  этого  государства.  Феодальная  знать  Великого  княжества,  за

исключением князей,  состояла в основном не из литовцев, а из русских. Это

объяснялось в  том числе  и тем,  что в Литве долго  сохранялось подчиненное

непосредственно  великому   князю   свободное  крестьянство,   а   местный

феодальный класс  был  численно крайне  невелик.  Поэтому  русские князья и

бояре  в  Великом  княжестве  Литовском участвовали в  решении  политических

вопросов, в дипломатических  переговорах.

     Вслед   за   русской  знатью   русское   право   вошло   в   литовское

законодательство.  Русская  Правда  была  действующим  сводом  законов  на

территории Великого княжества  Литовского и  послужила одним  из  источников

для Судебника великого князя  Казимира (1468).  Русский язык в  его западном

варианте —  так  называемая «русская мова» —  стал  государственным языком

Великого  княжества  Литовского,   языком  образованной  части  литовского

общества.  Он послужил основой  для формирования в дальнейшем украинского  и

белорусского языков.  По  своим  функциям этот  язык  сравним с  латинским

языком в Западной Европе.

     Наследниками  Гедимина  в  результате  междоусобной  борьбы  стали  его

сыновья Ольгерд,  получивший восточную часть Литвы с  большинством русских

земель, и Кейстут, владевший  западной частью государства. Старшим  считался

Ольгерд,  даже называвший себя королем. Он захватил Волынь, Черниговскую и

Брянскую земли, одновременно воевал с немецкими рыцарями. После  его смерти

(1377)   начались  новые   усобицы.   Кейстут  в   1381 г.   отобрал  было

великокняжеский престол  у  сына  Ольгерда —  Ягайла (Йогайла),  но  вскоре

Ягайло вернул себе  великокняжескую  власть,  а  затем заманил Кейстута для

переговоров и убил. Борьбу продолжил сын Кейстута — Витовт.

     Междоусобицы  ослабляли  силы  Литовского  государства,  приводили  к

усилению опасности со  стороны Тевтонского ордена,  угрожавшего не  только

Литве,  но и  Польше.  В  кругах польских феодалов созрел план объединения

двух государств,  что  создавало бы  возможности как  для совместного отпора

ордену,  так и для  захвата Польшей украинских земель и подчинения ей всего

Великого княжества Литовского. Польско-Литовская уния отвечала интересам  и

литовских феодалов,  надеявшихся  на  помощь  Польши  для  успешной  борьбы

против ордена.  В 1385 г. в селении Крево (в 80 км юго-восточнее Вильнюса)

уния  была  заключена.  Ягайло  принял католичество с  именем Владислава и

женился  на  наследнице польского  престола  юной  королеве  Ядвиге,  став

одновременно королем  польским и  великим князем литовским.  Христианство в

католическом варианте  было  объявлено  государственной  религией  Великого

княжества Литовского.

     Однако Витовт  не подчинился унии и  возглавил  борьбу за независимость

Литвы.  Он заключил союз с  Московским княжеством, выдав свою дочь замуж за

московского великого князя  Василия Дмитриевича.  В 1392 г. Витовту удалось

добиться признания независимости:  он  стал  наместником Ягайла в  Великом

княжестве Литовском,  а  через  некоторое время  начал  и  себя  именовать

великим князем.

     Прекращение  усобиц  положительно сказалось  на  отпоре ордену.  А  это

было необходимо:  рыцари вели наступление на  литовские  и  польские земли,

захватили  литовскую Жемайтию  и  польскую  Добржинскую землю.  В  1409 г.

началась так  называемая Великая  война  королевства Польского  и  Великого

княжества Литовского против Тевтонского ордена.  Решающая битва  произошла

15 июля 1410 г. возле селения Грюнвальд в Северной Польше. С двух сторон в

сражении  участвовало  около  60  тыс.   человек.  Польскую  часть  войска

возглавлял   Владислав-Ягайло,   осуществлявший  и   общее   командование.

Предводителем литовско-русских  войск был Витовт. В состав его  рати входили

и  смоленские полки,  сыгравшие  важную  роль  в  битве.  Силы  ордена были

разгромлены, большинство  рыцарей либо погибли, либо попали в  плен. В числе

убитых был  и  великий  магистр фон  Юнгинген.  Вслед  за  тем  соединенные

польско-литовские войска взяли целый ряд замков,  принадлежавших ордену, и

захваченных рыцарями городов, в том числе Гданьск, Торунь, Кенигсберг.

     В  1411 г.  возле Торуня (Польша) был подписан договор,  по  которому

орден был вынужден отказаться от  Жемайтии и  Добржинской земли,  а  также

уплатить большую контрибуцию. Победа под Грюнвальдом остановила дальнейшую

агрессию ордена на территории Польши и Литвы.

     Грюнвальдская  битва  привела  к  усилению  позиций  Великого княжества

Литовского. В 1413 г. в местечке Городло (Восточная Польша) была заключена

новая,  Городельская  уния,  согласно  которой  закреплялась независимость

Великого княжества Литовского.  Теперь требовалось лишь  взаимное согласие

литовских и  польских феодалов при  выборе  как  польского  короля,  так  и

великого князя литовского.  Впрочем,  в последующий период не раз польский

королевский  и  литовский  великокняжеский престолы  объединялись в  руках

одного монарха.  Эта  уния была личной,  а  не  государственной:  Польша и

Великое   княжество   Литовское  продолжали  существовать  как   отдельные

государства.

     Вместе  с   тем  Городельская  уния  распространила  католичество и  на

западную часть Литвы — Жемайтию, сделав его государственной религией всего

Великого  княжества  Литовского.  Феодалы-католики  получили  определенные

привилегии.  Принятие католичества вело к  полонизации.  Таким образом,  в

конечном счете Городельская уния создала условия для наступления  Польши на

земли  Великого  княжества  Литовского.  Попытка  Витовта  добиться  полной

самостоятельности Великого  княжества  Литовского  и  принять  королевский

титул оказалась неудачной  из-за  сопротивления Польши.  Вскоре умер и  сам

Витовт (1430).  Польше в  конце  концов удалось добиться перехода под  свою

власть части украинских земель — Западного Подолья.

     Мы видели,  как  непросто  складывались  отношения Великого княжества

Литовского с Северо-Восточными княжествами. Связано это с тем, что, вобрав

в  себя культуру,  право,  литературу Древней Руси,  включив  в свой состав

Западные и Юго-Западные древнерусские  земли,  Литовское  княжество  стало

претендовать на то, чтобы  стать центром объединения русских  земель. С 70-х

годов XIV в.  Литовское княжество  вело  борьбу  на  два  фронта —  против

Тевтонского  ордена  и  Москвы —  и  в иные периоды даже заключала союзы с

крестоносцами ради достижения успеха в борьбе  против  русских  князей.  В

1368 —   1372 гг.  князь  Ольгерд  трижды  ходил  походами  на  московское

княжество,  открыв эпоху  так называемой литовщины. Не отказался  от попыток

остановить рост могущества Москвы и князь Витовт.  В 1404 г.  к Литовскому

княжеству был присоединен  Смоленск. Однако к этому времени  Москва упрочила

свои позиции в объединении  Северо-Восточной Руси.  После  Куликовской битвы

она стала центром  освободительного  движения.  Кроме  того,  в  Литовском

княжестве все большее  распространение получали католичество и католическая

культура,  что,  конечно,  мешало литовским князьям претендовать  на  роль

наследников    земель,   некогда   входивших   в   состав   Древнерусского

православного государства.

     Основное население    Великого    княжества   Литовского   составляли

крестьяне-земледельцы,  находившиеся в феодальной зависимости. Уже в XV в.

возникают  зачатки крепостнических  отношений.  Так,  крестьяне делились на

похожих,  т. е.  имевших право уходить от феодала в определенный  срок,  и

непохожих,   т. е.   прикрепленных   к   земле,   фактически   крепостных.

Существенным этапом развития крепостничества в Великом княжестве  Литовском

был  привилей  (жалованная грамота) Казимира IV (1447),  согласно которому

Информация о работе Зарождение феодальных отношений