Жизнь и государственная деятельность Столыпина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 16:56, курсовая работа

Описание работы

Цель работы состоит в том, чтобы на основе историко-правового анализа выявить, роль П.А.Столыпина и его реформ в развитии Российской государства.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
-рассмотреть аппарат государственной власти конца XIX начала XX века;
-изучить реформы П.А.Столыпина;

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 118.14 Кб (Скачать файл)

 

Введение

 

В конце 19-го, начале 20-го века Российская Империя нуждалась в  серьезных экономических, социальных и государственных реформах. Данный исторический период являет ярчайшую из личностей того времени Петра Аркадьевича Столыпина, действительно крупного государственного деятеля в истории царской России

Общественно-политическая ситуация, в те времена была не просто накалена, а имела все признаки грядущей катастрофы. Перед народом встал  очень сложный выбор: продолжать жить с нынешней властью и ждать  реформ от государства, или с помощью  протестов и других революционных  методов, добиваться улучшений своей  жизни. Но после Русско-японской войны, бездарно проигранной царской властью, общество начало сомневаться в устойчивости государства. Сложная экономическая  ситуация в стране, поражение в  войне и явная неспособность  власти справиться с имевшимися трудностями  переросли в массовые народные волнения, завершившиеся революционным восстанием 1905-1907 г.

В такой ситуации нужно  было принимать решения, которые  бы кардинально переломили ситуацию и не позволили России втянуться  смертельную пропасть гражданской  смуты. Требовалась принимать решения, которые должны были изменить все  общественное и государственное  устройство. Эта была главная задача для правительства и на перспективу.

Начало работы 27 апреля 1906 года первой Государственной Думы было первым шагом начавшихся политических реформ, в которых так нуждалась  Российская Империя. Для того чтобы  реформы могли иметь успех  во главе их должны были стоять люди неординарные умные и решительные.

Именно таким был Пётр Аркадьевич Столыпин - выдающийся русский государственный деятель с сильной державной волей, который превыше всех своих интересов ставившим интересы России. В силу воспитания и образования многие жизненные воззрения Столыпина имели западный оттенок, и поэтому его политические взгляды не всегда отражали интересы России.

Цель работы состоит в  том, чтобы на основе историко-правового  анализа выявить, роль П.А.Столыпина и его реформ в развитии Российской государства.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

-рассмотреть аппарат государственной власти конца XIX начала XX века;

-изучить реформы П.А.Столыпина;

-проанализировать влияние данных реформ на органы государственной власти и управления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Становление личности П.А. Столыпина как великого государственного деятеля

 

    1. Личность П.А. Столыпина

 

Пётр Аркадьевич Столыпин принадлежал к старинному дворянскому  роду, который дал России не мало дипломатов, военных и государственных деятелей. Дворянский род Столыпиных известен с конца XVI века. Поколенная роспись ведётся с Григория Столыпина. С течением времени род сильно развивался, владея многочисленными поместьями в разных землях.

Пётр Аркадьевич Столыпин родился 2 апреля 1862 года в Дрездене, куда его мать ездила к родственникам. Детство и раннюю юность мальчик  провёл в основном в Литве. Летом  семья отдыхала в Колноберже или выезжала в Швейцарию. Когда детям пришла пора учиться, семья купила дом в Вильне. Виленскую гимназию Столыпин и окончил.

Удивительно то, что Столыпин в 19 лет поступил на физико-математический факультет Санкт-Петербургского университета. Среди его учителей был великий  химик Дмитрий Менделеев. В университете Столыпин отличался прилежанием  и старательностью в учебе. Он, несомненно, мог стать выдающимся учённым. Но как это не странно после окончания университета Столыпин предпочёл чиновничью карьеру, таковы были семейные традиции: среди Столыпиных было много чиновников и военных, но не было учёных. Семейное воспитание определило его решительность и твёрдый характер. Пётр Аркадьевич Столыпин обладал сильным характером, он мало употреблял алкоголя, не курил и не играл в карты. Женился он рано. Столыпин был примерным семьянином. Как гласило семейное предание, долгие годы скрываемое от посторонних, жена Петра Аркадьевича, Ольга Борисовна, раньше была невестой его старшего брата, убитого на дуэли. С убийцей брата стрелялся и Пётр, получив ранение в правую руку, которой с тех пор плохо владел. С течением времени он стал отцом многочисленного семейства. У него было пятеро дочерей и один сын.

В те годы, в литературе любили противопоставлять мятежных людей 60-х годов и законопослушных 80-х. Столыпин был типичным «восьмидесятником». В литературе Пётр Аркадьевич предпочитал  прозу И. С. Тургенева, поэзию А. К. Толстого и А. Н. Апухтина. С Апухтиным он был в дружеских отношениях. На петербургской квартире Столыпина Апухтин не редко читал свои новые стихи. Пётр Аркадьевич Столыпин никогда не имел проблем с департаментом полиции.

Карьера Столыпина началась с того момента, когда после университета он поступил в министерство государственных  имуществ. С 1887 по 1889 год Пётр Аркадьевич просидел в департаменте земледелия и сельской промышленности на скромной должности помощника начальника, имея чин коллежского секретаря. Однако, как оказалось, скромный чиновник имел неплохие связи в верхах. Уже  в 1888 году он получил придворное звание камер-юнкера. И совсем скоро Столыпина  назначили ковенским уездным предводителем дворянства.

В 1889 году Столыпин, вместе с  семьёй, уехал в Колноберже, где делил своё время между службой и делами в поместье, которое он превратил в образцовое. И можно отметить то, что Столыпин занимал видное место в среде российского поместного дворянства. Ковенская губерния граничила с Германией, и по разным делам предводителю дворянства часто приходилось бывать в соседней стране. Возвращаясь из поездок, Столыпин, с увлечением, любил рассказывать о жизни немецких крестьян на хуторах.

В 1899 году Столыпин был назначен ковенским губернским предводителем дворянства. В губернской иерархии эта должность стояла на втором месте (после губернатора). Одно из первых дел Столыпина на новом посту заключалось в создание Ковенского общества сельского хозяйства. Но в 1902 году неожиданно для самого себя - Пётра Аркадьевича назначили гродненским губернатором. В Гродно Столыпин пробыл всего 10 месяцев. Очень скоро его назначили саратовским губернатором. Дети Столыпина смотрели на Россию, как на незнакомую страну. Хотя и про Столыпина ничего иного не скажешь, ведь вся его прежняя жизнь была связана с западным краем и Петербургом. В коренной России он бывал лишь наездами и российскую деревню знал очень слабо.

В 1904 году началась война  с Японией. В мае этого года, в Саратовской губернии уже вспыхнули  крестьянские волнения. Побывав в Аткарском уезде, Столыпин сообщал жене Ольге Борисовне: «Слава богу, удалось обойтись арестами, без порки». Грозовая атмосфера лета 1904 года разрядилась 15 июля убийством Плеве - министр внутренних дел. Началась «либеральная весна», столь трагично завершившаяся 9 января 1905 года.

«Кровавое воскресенье» стало  первым днём первой русской революции. Вскоре в Саратове и других городах  губернии начались забастовки, митинги  и демонстрации. Вскоре после этого  Столыпин в сопровождение казаков  начал разъезжать по мятежным деревням. Против крестьян он действовал напористо  и бесцеремонно. Выступая на сельских сходах, губернатор употреблял много  бранных слов, грозил Сибирью, каторгой и казакам, сурово пресекал возражения. На время волнения стихли, но осенью, после завершения полевых работ, возобновились с невиданной ранее  силой. Во время всех этих событий  Столыпин был запечатлён, как либеральный губернатор.

В апреле 1906 года был удалён в отставку председатель совета министров  Сергей Витте, пытавшийся наладить отношения  с общественностью. На его замену назначили престарелого и инертного  Ивана Горемыкина. Но чтобы сгладить недовольство общественности этой заменой, решили отправить в отставку министра внутренних дел Петра Дурново.

Встал вопрос – кем его  заменить. До сих пор неизвестно, какие силы вытолкнули Столыпина  на столь важный пост в российской администрации, сравнительно молодого и малоизвестного в столице губернатора.

«Достигнув власти без  труда и борьбы, силою одной  лишь удачи и родственных связей, Столыпин всю свою недолгую, но блестящую  карьеру чувствовал над собой  попечительную руку проведения»* - вспоминал  товарищ министра внутренних дел  С. Крыжановский.

После роспуска I думы Столыпин был назначен председателем Совета министров с сохранением за ним  портфеля министра внутренних дел.

Очень быстрое продвижение вверх по карьерной лестнице, было связанно с тем, что П.А. Столыпин был глубоко порядочным гражданином, патриотом беззаветно любившим свою Родину, администратором неоднократно доказавшим свои выдающиеся организаторские способности.

Конечно, нельзя отрицать то, что ему кто-то способствовал, на протяжении всей его карьеры, но это  всё же не главные причины ее стремительного роста. Надо совершенно определенно  сказать, что Петр Аркадьевич Столыпин был личностью во всех отношениях неординарной и, это в первую очередь, было причиной и основанием его быстрого продвижения по государственной  службе.[1]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Система органов государственной власти и управления в конце XIX начале XX века

 

2.1 Система органов государственной власти

 

В конце 19 – начале 20века Россия одновременно с передовыми капиталистическими странами вступает в новую стадию развития. Это было результатом бурного капиталистического роста, проходившего в стране в пореформенный период. Новые экономические отношения обусловили складывание сложной социально-классовой структуры общества. Формировались новые классы — буржуазия и пролетариат.

  Буржуазия была представлена  различными группами: предприниматели-монополисты,  немногочисленный слой финансовой  олигархии, ростовщической буржуазии  и широкий слой торговой буржуазии.  Царское правительство обеспечивало  частные предприятия государственными  заказами, дешевой рабочей силой,  рынками сбыта и этим давало  возможность капиталистам получать  высокие прибыли. Занимая ведущие  позиции в экономической сфере,  в начале 20в. буржуазия не играла  значительной роли в структурах  власти.

  Численность рабочего  класса составила 16,8 млн чел., из которых 3 млн были фабрично-заводскими, горными и транспортными рабочими. По концентрации рабочих на крупных предприятиях Россия занимала первое место в мире. Рабочее законодательство в стране практически отсутствовало.

  Господствующим сословием  российского общества оставалось  дворянство. Хотя после отмены  крепостного права его значение  в экономической жизни продолжало  падать, но в государственном  управлении дворянство сохраняло  ведущую роль: правительство состояло  из представителей высшего слоя  дворян, в центральных и местных  органах власти они также занимали  ключевые позиции.

  Привилегированным сословием,  являющимся частью государственного  аппарата, было духовенство (около  600 тыс. чел.).

Самым крупным сословием, насчитывающим более 90 млн чел., было крестьянство, на которое ложилась основная тяжесть налогов. По сравнению с другими сословиями крестьяне были ограничены в политических и гражданских правах.[2]

Россия нуждалась в  радикальных реформах государственного управления, аграрных преобразованиях, введении демократических свобод.

  Николай Второй, уверенный  в незыблемости самодержавия, в  первое десятилетие своего царствования  не внес никаких изменений  в государственную систему. «Мне  известно, что в последнее время  слышались в некоторых земских  собраниях голоса людей, увлекающихся  бессмысленными мечтаниями об  участии представителей земства  в делах внутреннего управления. Пусть все знают, что я, посвящая  все силы благу народному, буду  охранять начала самодержавия  так же твердо и неуклонно,  как охранял его мой незабвенный  покойный родитель», — так  Николай II определил в первой  своей публичной речи 17 января 1895 г. программу управления Россией.

  Он управлял страной  с помощью армии чиновников, насчитывающей  в конце 19в. 455 тыс. чел. Существовал  Государственный Совет — законосовещательный  орган. Кабинет министров не  являлся правительством, так как  глава каждого ведомства подчинялся  непосредственно императору. Деятельность  государственных органов отличалась  формализмом, полной бесконтрольностью  чиновников со стороны общества. В этих условиях в России  усиливается общественно-политическое  движение. К началу 19в. сформировались  три политических лагеря:

- революционно-демократический, который боролся за свержение самодержавия и установление демократической республики;

- либерально-буржуазный — добивался установления ограниченной монархии и проведения частичных реформ;

- правительственный - стремился сохранить монархический строй.

  На фоне относительно  мирного развития капитализма  и рабочего движения на Западе  Россия выделялась остротой социальных  конфликтов, завершившихся первой  русской революцией (1905). Революция  заставила самодержавие искать  компромиссы.

  Учреждение Государственной  Думы.

  В условиях революции  правительство пришло к выводу  о необходимости обновления монархии.

  6 августа 1905 г. Николай  II издал Манифест о созыве Государственной  думы, которая по имени разработчика  проекта, министра внутренних  дел А.Г. Булыгина (1851—1919), получила  название булыгинской. Одновременно было опубликовано «Учреждение Государственной думы», статья 1 которого утверждала, что Дума будет совещательным органом.

Информация о работе Жизнь и государственная деятельность Столыпина