Жизнь и государственная деятельность Столыпина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 16:56, курсовая работа

Описание работы

Цель работы состоит в том, чтобы на основе историко-правового анализа выявить, роль П.А.Столыпина и его реформ в развитии Российской государства.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
-рассмотреть аппарат государственной власти конца XIX начала XX века;
-изучить реформы П.А.Столыпина;

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 118.14 Кб (Скачать файл)

  Государственная дума  учреждалась для предварительной  разработки и обсуждения законодательных  предположений, входящих, по силе  основных законов, через Государственный  Совет самодержавной власти. Предусматривалось,  что Дума будет обсуждать законы, сметы министерств и главных  управлений, государственные доходы  и расходы, дела о постройке  железных дорог и т.д.

  Устанавливался порядок  выборов в Думу: по губерниям  и областям и крупным городам.  Выборы на окраинах должны  были осуществляться на основе  особых правил. Политический маневр  правительства был рассчитан  на привлечение «надежных, монархических  и консервативных сил» и, прежде  всего, крестьянства. Высокий избирательный  ценз лишал права участия в  выборах: рабочих, значительную  часть городского населения, безземельных  крестьян и батраков. Однако надежда  царского правительства не оправдалась.  Булыгинскую думу бойкотировала подавляющая часть населения России.

  Революция в 1905 году  заставила Николая II подписать  17 октября Манифест «Об усовершенствовании  государственного порядка», в котором  содержалось обещание народу  «незыблемых» основ гражданской  свободы на началах действительной  неприкосновенности личности, свободы  совести, слова, собраний и  союзов. В Манифесте также устанавливалось,  что никакой закон не мог  принять силу без одобрения  Государственной думы.  Манифест  положил начало складыванию парламентаризма  в России. Это был новый шаг  по пути превращения феодальной  монархии в буржуазную.

  Царизм вынужден был  изменить закон о выборах. По  новому закону от 11 декабря 1905 г. были утверждены четыре избирательные  курии: от помещиков, городского  населения, крестьян и рабочих.  Были лишены прав выбора женщины,  солдаты, матросы, учащиеся, безземельные  крестьяне и батраки. Система  представительства в Думе была  разработана следующим образом:  земледельческая курия направляла  одного выборщика от 2 тыс. чел., городская — от 7 тыс., крестьянская  — от 30 тыс., рабочая — от 90 тыс.  чел. 

  Государственная дума  учреждалась как законодательный  орган, хотя от этого принципа  царизм старался уклониться. В  ведении Думы должны были быть  вопросы, требующие законодательства: государственная роспись доходов  и расходов; отчет государственного  контроля по использованию государственной  росписи; дела об отчуждении  имущества; дела о постройке  железных дорог государством; дела  об учреждениях компаний на  акциях и ряд других, менее  важных дел. Государственная дума  имела право запроса в правительство  по поводу незаконных действий, допущенных министрами или главными  управляющими. Дума не могла начинать  сессию по своей инициативе, а  созывалась указами царя.

  Новое положение о  Государственном Совете.

  Царское правительство,  не полагаясь только на избирательную  систему, накануне открытия первой  Государственной думы опубликовало  новое положение о Государственном  Совете. По положению от 20 февраля  1906 г. Государственный Совет преобразовывался фактически во вторую палату, стоящую над Государственной думой. Это было нарушением Манифеста 17 октября 1905 г.

  На выборах в первую  Государственную думу победили  кадеты, которые имели 179 мест, или  37,4%. Большинство крестьянских депутатов  вошли в группу трудовиков, которая  к началу заседаний Думы получила  более 400 наказов от крестьян. Центральным вопросом работы  первой Государственной думы  стал аграрный вопрос. На обсуждение  Думы представили свои законопроекты  кадеты, трудовики и эсеры.

  Еще до созыва Государственной  думы царское правительство приняло  решение о ее роспуске в  случае, если будет поставлен  вопрос об отчуждении помещичьей  земли. Назначенный председателем  Совета министров И.Л. Горемыкин  относительно решения аграрного  вопроса заявил, что отчуждение  помещичьей земли недопустимо,  крестьянство удовлетворения своих  нужд должно ждать от правительства,  а не от Думы.

  Созыв III Государственной  думы.

  Выборы в третью  Государственную думу обеспечили  победу правых партий. Возник  помещичье-буржуазный союз. Буржуазия,  зависящая от царизма политически  и экономически, ставила целью  разделить с ним власть.

  В отличие от первой  и второй Дум третья Государственная  дума была угодливой и преданной  самодержавию. Ее реакционность  проявлялась в поддержке правительственной  политики, финансировании нужд полиции,  жандармерии, в принятии антидемократического  рабочего законодательства.

  Рабочее законодательство.

  К концу 19в. —  началу 20в. рабочее движение значительно  усилилось. Только в 1900—1904 гг. произошло 1000 стачек рабочих.  Поэтому рабочий вопрос стал: одним из важнейших во внутренней  политике царского правительства.

  В 1882 г. был принят  закон, запрещавший применение  на предприятиях труда детей  до 12 лет и использование труда  подростков 12—15 лет более 8 часов в сутки. В 1885 г. утвержден закон, запрещавший ночную работу женщин и подростков до 17 лет на ткацких предприятиях. Морозовская стачка вызвала необходимость принятия фабричного закона, касающегося порядка и условий найма, увольнения и штрафования рабочих. В 1901 и 1903 гг. последовали законы об утверждении пенсий рабочим государственных предприятий, потерявшим трудоспособность на предприятии, и о компенсации заводчиками рабочим, получившим травмы на производстве. Играя в целом прогрессивную роль, рабочее законодательство давало возможность правительству сдерживать выступления рабочих.

  Программа преобразований  П.А. Столыпина.

  Третьеиюньский политический  акт означал государственный  переворот, обеспечивший сохранение  за правительством подлинной  власти в стране и Думе.

  В этой ситуации  самодержавие, делая ставку на  кулачество, осуществило экономический  маневр — от поддержки крестьянской  общины перешло к ее разрушению. Важнейшими инструментами разрушения  общины стали сведение к одному  месту чересполосных крестьянских  наделов и массовое переселение  крестьян за Урал. Другим элементом  аграрной политики Столыпина  была деятельность Крестьянского  поземельного банка. Разработанная  П.А. Столыпиным программа преобразований, помимо аграрной реформы, содержала  целый комплекс законопроектов, в том числе проекты преобразования  системы местных органов. Однако  эти законопроекты не были  одобрены Государственной думой.

  Столыпинская программа преобразований была последним шансом самодержавия сохранения монархического правления в России. Основополагающей формулой управления страной явился принцип «сначала успокоение, а потом реформы». С этой целью правительство усилило роль карательных органов, особенно полиции и жандармерии. В соответствии с утвержденным в феврале 1907 г. положением в стране была создана широкая сеть специальных охранных отделений, которые подчинялись департаменту полиции. Охранное отделение включало канцелярию, отдел наружного наблюдения и агентурный отдел. Сыщики наружного отдела тайно наблюдали за неблагонадежными. Работу агентурного отдела осуществляли секретные сотрудники — осведомители и провокаторы, проникающие и действующие в революционных организациях.

  IV Дума и кризис  власти в годы Первой мировой  войны. 

  Дума четвертого созыва, избранная в 1912 г. На основе  збирательного закона от 3 июня 1907 г., представляла собой октябристско-кадетское учреждение. Социал-демократическая фракция, включая большевиков, занимала в Думе 14 мест. Через три месяца после начала войны она была обвинена в государственной измене, арестована, а затем осуждена и выслана на вечное поселение в Туруханский край.

  Дума созывалась царем  не регулярно. По важнейшим  вопросам государственной жизни  царь издавал указы в обход  Думы. Лидеры помещичье-буржуазных  фракций, которых беспокоила опасность  срыва колонизаторских планов  русской империалистической буржуазии,  пытались повлиять на политику  правительства, добиться создания  ответственного перед Думой правительства.

  Назреванию кризиса  самодержавной власти способствовала  мировая война, кровавый воз  которой Россия тянула с августа  1914 г. Поражения на фронте расшатали  весь старый правительственный  механизм. В работе механизма  власти и системы управления  страной начались перебои. Ведомственная  разобщенность и трения, отсутствие  однородного кабинета были старыми  недугами царизма. Проявилась  несогласованность действий военного  и гражданского управления, обострились  политические разногласия в правящих  кругах. В течение 1916 г. одни  некомпетентные министры заменялись  на других. За год сменилось  5 министров внутренних дел, 4 министра  сельского хозяйства, 3 военных министра. Министерская чехарда дополнилась губернской — только за 1916 г. были заменены 43 высших представителя власти в губерниях. В январе 1917 г. были удалены 16 членов Государственного совета, их заменили крайне правые, что явилось вызовом общественному мнению. Самодержавие потеряло способность управлять страной и вести войну.

  Раздражение у народа  вызывала и царская охранка,  система политического сыска,  доведенная до таких масштабов,  что превращалась в свою противоположность. 11 января 1917 г. земским собраниям  и городским думам было запрещено  обсуждение политических вопросов. Даже царская семья роптала  против охранки, сделавшей ее  главным объектом наблюдений.

  В стране назревал  голод. Продовольственный крах  последовал из-за сокращения урожая  и саботажа помещиков, выступивших  против твердых цен, введенных  в сентябре 1916 г. Министр земледелия  Риттих ввел продразверстку на хлеб, но самодержавие оказалось неспособным ее осуществить. В январе — феврале 1917 г. продовольственное положение промышленных центров стало катастрофическим. Петроград и Москва получили 25% положенных поставок продуктов, что создало предпосылки для массовых выступлений рабочих.

  Определенный вклад  в расшатывание государственной  власти внесла и российская  буржуазия, ее прогрессивный блок  в Государственной думе (лидер  П.Н. Милюков), а также фракция  трудовиков (лидер А.Ф. Керенский), социал-демократов меньшевиков (лидер  Н.С. Чхеидзе). За отказ поддержать  войну были осуждены 5 социал-демократов  большевиков — депутатов Государственной  думы.

  Депутаты Государственной  думы требовали замены царского  правительства правительством народного  доверия страны. Но 25 февраля 1917 г.  указом царя заседания Государственной  думы были прерваны. Неожиданный  революционный обвал большой  силы в феврале — марте 1917 г. подвел черту под историей  конфронтации парламента и царской  власти, начавшейся еще в 1906 г.  Это противоборство двух центров  управления завершилось гибелью  обеих конфликтующих сторон.

Министры царского правительства  и другие высшие царские сановники, всего около трех десятков человек, были арестованы и с марта 1917 г. находились в Трубецком бастионе Петропавловской  крепости.

  27 февраля 1917 г. на  заседании Думы был создан  Временный комитет Государственной  думы «для восстановления порядка  и для сношений с лицами  и учреждениями». 

  1 марта было образовано  Временное правительство, которое  должно было до созыва Учредительного  собрания осуществлять исполнительно-распорядительные  функции. Так как полномочия  Временного правительства не  были определены, оно фактически  стало и законодательным органом  страны.

  IV Государственная дума  фактически прекратила свое существование,  более 200 ее членов, известных  своими связями с монархией,  порвали с Думой, притихли и  выжидали. 60—70 членов Думы собирались  на ее частных совещаниях. Однако  это не давало Думе никакого  права претендовать на роль  представительного органа России. Прекрати ли свою деятельность  и монархически настроенные партии: «Союз русского народа», «Союз  17 октября» и др. Была парализована  активность помещиков — основы административно-управленческой элиты.[6]

 

2.2 Высшие органы государственного управления

 

После убийства Александра II первого марта  1881  года  произошло некоторое ужесточение режима в отношение органов городского и земского управления.

В июне 1889 года был издан  закон  о  земских  участковых  начальниках,  они заменили мировых посредников.

Июнь 1890 года – вышло положение  о губернских, уездных учреждениях:

1-я курия становилась  только дворянской;

2-я – повышался избирательный  ценз;

3-я (крестьянская) – лишалась  самостоятельного  представительства,  гласных от нее учреждал губернатор.

Июнь 1892 года – новое городское  положение. Поднимается  избирательный  ценз для  участия  в  городских  выборах.  Городское  управление  перестало  быть самостоятельным и было подчинено губернской  администрации.  Ограничивались заседания городской думы.

В 1905 году в стране происходили  массовые беспорядки. На пике февраля  1905г был издан царский магистрат, который  вводил  в  стране  законосовещательный орган, каким стала Государственная Дума.

Права Думы:

- была подотчетна государственному совету (верхней палате);

- имела право законодательной инициативы, но  Император  оставлял за собой право вета;

Информация о работе Жизнь и государственная деятельность Столыпина