Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 16:56, курсовая работа
Цель работы состоит в том, чтобы на основе историко-правового анализа выявить, роль П.А.Столыпина и его реформ в развитии Российской государства.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
-рассмотреть аппарат государственной власти конца XIX начала XX века;
-изучить реформы П.А.Столыпина;
Настаивая в своих законопроектах на ликвидации должностей уездного предводителя дворянства и земского начальника, которые по преимуществу отстаивали сословные интересы землевладельческого класса - поместного дворянства, сковывали местную инициативу, П.А.Столыпин предложил заменить их правительственными чиновниками (участковый комиссар). По замыслу П.А.Столыпина, правительственный участковый комиссар, являясь представителем общей правительственной власти, должен быть связующим звеном между поселковым волостным и уездным управлением, осуществлять надзор за их деятельностью. Городские общественные учреждения и чины общей полиции не входили в его компетенцию. Участковый комиссар назначался министром внутренних дел из лиц, достигших 25-летнего возраста, имеющих диплом об окончании высшего или среднего учебного заведения и соответствующий административный опыт. Он не имел права совмещать должность с какими-либо иными должностями по правительственной или общественной службе.
В круг компетенции участкового комиссара входило:
- ведение дел по земельному, поселковому и волостному управлениям, в том числе утверждение в должностях лиц поселкового и волостного управления, контроль за правильностью их распоряжений и наложение на них дисциплинарных изысканий, вплоть до отстранения от должности;
- участие в завершении поземельного устройства сельских обывателей;
- заведование делами по взиманию окладных сборов;
- заведование делами по военной и военно-конской повинностям;
- исполнение поручений правительственных учреждений;
- распоряжения при чрезвычайных обстоятельствах.
Действия участкового комиссара могли быть обжалованы в уездном совете.
Определенные изменения в сфере управления предусматривались на уездном и губернском уровнях. В каждом уезде учреждалась должность начальника уездного управления, который являлся представителем общей правительственной власти в пределах уезда. Начальник уездного управления назначался царем по представлению министра внутренних дел из числа лиц, занимавших должности вице-губернатора, предводителя дворянства, непременного члена губернского по крестьянским делам присутствия, председателя уездного съезда, председателя губернской или уездной земской управы. Его должность не могла быть совмещена ни с какими иными должностями по государственной и общественной службе.
Начальнику уездного управления
подчинялись (в порядке руководства,
надзора и ревизии) все уездные
правительственные учреждения и
должностные лица МВД, а также
участковые правительственные комиссары.
Кроме того, он, по поручению губернатора,
мог производить ревизии всех
земских и городских
Начальник уездного управления
являлся председателем уездного
совета во всех его присутствиях и
осуществлял руководство его
занятиями и делопроизводством.
В компетенцию уездного совета входило
осуществление
Управление губернией возлагалось на губернатора, кандидатура которого утверждалась царем по представлению министра внутренних дел и одобрения Совета министров. Состоя в ведомстве МВД, губернатор являлся главным представителем высшего правительства в губернии. Он осуществлял наблюдение за точным исполнением законов и распоряжений правительства, обеспечивал общественное спокойствие и безопасность, заботился о благосостоянии вверенной его управлению губернии. Губернатору принадлежит надзор за всеми находящимися в губернии гражданскими ведомствами, правительственными и общественными учреждениями и должностным лицами, исключая судебные установления, учреждения государственного контроля, Государственного банка и высших учебных заведений.
Губернатор являлся
Таким образом, начиная с
участкового и заканчивая губернским
уровнями, создавалась единая и взаимосвязанная
система управления, которую осуществляли
правительственные чиновники-
Второй составляющей столыпинской реформы управления, начиная с уездного уровня, было урегулирование отношений между органами местного управления и самоуправления. В "Главных началах преобразования земских и городских общественных управлений" содержалась продуктивная мысль о необходимости создания в уездах и губерниях смешанных коллегий (губернские и уездные советы), состоящих на паритетных началах из правительственных должностных лиц и представителей местного самоуправления. Такие коллегии должны были четко определить и разграничить компетенцию и функции тех и других органов, а также выработать конкретные предложения по всему периметру совместно решаемых проблем.
В целях устранения обособленности между органами управления и самоуправления предлагались следующие меры:
- преобразовать Совет по делам местного хозяйства на началах участия в нем выборных от земств и городов для предварительного обсуждения дел как законодательного свойства, так и распорядительных мер общего характера в области земского и городского хозяйства;
- расширить компетенцию земских и городских учреждений в областях:
- общественного призрения;
- народного здравия;
- ветеринарного, продовольственного, строительного, пожарного, страхового дела;
- путей сообщения и средств связи;
- издания обязательных постановлений о развитии земледелии, торговли и промышленности.
Все эти столыпинские мероприятия были направлены на создание предпосылки для продуктивной работы органов местного управления и самоуправления, которым и предстояло совместными усилиями проводить в жизнь системные реформы.[7]
4 Направление реформаторской деятельности П.А. Столыпина
4.1 Реформа образования
Системная модернизация без
приобщения большинства населения
к хотя бы элементарным знаниям о
мире была невозможна. Поэтому одно
из важнейших направлений реформ
П.А. Столыпина - расширение и совершенствование
системы образования. Так, в Министерстве
народного просвещения был
Предполагалось реформировать и систему высшего образования. Так, правительством был разработан новый Университетский устав, предоставлявший высшей школе широкую автономию: возможность выбора ректора, значительная сфера компетенции Совета университета и т.д. Вместе с тем, устанавливались четкие правила функционирования студенческих объединений и организаций, что должно было способствовать сохранению здоровой академической обстановки в стенах учебных заведений. Правительство считало необходимым привлечь общественность к делу развития образования. Именно в годы столыпинских преобразований были разработаны положения о негосударственных Московском археологическом институте, Московском коммерческом институте, Народном университете имени А.Л. Шанявского.
При этом развитие системы образования понималось П.А. Столыпиным в “связке” с ростом научного знания и накопления культурных богатств. В годы реформ правительство активно финансировало фундаментальные исследования, научные экспедиции, академические издания, реставрационные работы, театральные коллективы, развитие кинематографа и т.д. В период премьерства П.А. Столыпина было подготовлено детально разработанное “Положение об охране древностей”; было принято решение о создании Пушкинского дома в Санкт-Петербурге; были поддержаны многие проекты по организации музеев в различных частях империи.
Правительство создавало
благоприятную среду для
4.2 Аграрная реформа
Осенью 1906 года в крестьянском
движении обозначился спад, и правительство
раскрыло, наконец, свои планы по аграрному
вопросу. 9 ноября 1906 года был издан
указ, имевший скромное название “О
дополнении некоторых постановлений
действующего закона, касающихся крестьянского
землевладения и
Столыпинская аграрная реформа, о которой в наши дни много говорят и пишут, в действительности – понятие условное. В том смысле условное, что она, во-первых, не составляла цельного замысла и при ближайшем рассмотрении распадается на ряд мероприятий, между собой не всегда хорошо состыкованных. Во-вторых, не совсем правильно и название реформы, ибо Столыпин не был ни автором основных её концепций, ни разработчиком. И, наконец, в-третьих, у Столыпина, конечно же, были и свои собственные замыслы, которые он пытался реализовать.
В конце 1905 года, когда дела у царского правительства были из рук вон плохи, главноуправляющий землеустройством и земледелием Н. Н. Кутлер поставил вопрос о частичном отчуждении помещичьих земель. Но царь после недолгого колебания решительно отверг кутлеровский проект, а сам Кутлер с треском вылетел в отставку.
Столыпин, как видно, считал, что в таком проекте нет надобности. Частичное отчуждение помещичьей земли фактически уже идёт. Многие помещики, напуганные революцией, продают имения. Важно, чтобы Крестьянский банк скупал все эти земли, разбивал на участки и продавал крестьянам. Из перенаселённой общины лишние работники уйдут на банковские земли. Идёт переселение в Сибирь. Под воздействием определённых правительственных мер община прекратит все эти свои бесконечные земельные переделы.
Примерно так сложилась у Столыпина общая концепция реформы. В этих рамках он смирился с проектом Гурко и даже как бы “усыновил” его. Правда, это был не тот случай, когда приёмное чадо становится похожим на отца. Скорее, происходило обратное. “Надо вбить клин в общину”, - говорил Столыпин своим сподвижникам. “Вбить клин”, заставить прекратить переделы, наделать хуторов и отрубов на общинных землях – все эти идеи подспудно или открыто были выражены в проекте Гурко. Оттуда Столыпин их и почерпнул.
10 октября 1906 года, когда
этот проект рассматривался в
Совете министров, Столыпин
9 ноября 1906 года проект
“Особого журнала” Совета
Его стержневой идеей было разрушение крестьянской общины путем разрешения свободного выхода из нее любого домохозяина. Выходящий из общины крестьянин получал в частную собственность все закрепленные за ним наделы, они должны были быть сведены в один участок.
Восстания были быстро подавлены, после чего последовали многочисленные расстрелы. В такой обстановке Столыпин, уже в качестве премьера, вновь начал переговоры о вхождении в правительство общественных деятелей.
Указ поощрял образование отрубного и хуторского крестьянского хозяйства, не посягая при этом на помещичье землевладение.
Почему же произошел поворот правящих верхов от принудительного сохранения общины к политике ускоренного ее разрушения? Революция продемонстрировала обратную сторону крестьянской общины – общинное уединение крестьян способствовало и их революционному единению. П.А. Столыпин считал, что совместная жизнь крестьян в деревнях облегчает работу революционерам. А вот крестьян, получивших в собственность землю, рассредоточенных по хуторам крестьян трудно поднимать на бунт.
Социальный же смысл аграрной реформы П.А. Столыпина состоял в том, чтобы создать широкий слой мелких буржуазных собственников, являющихся основным фактором политической стабильности общества.
Информация о работе Жизнь и государственная деятельность Столыпина