Ценности молодежной субкультуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 00:34, реферат

Описание работы

Современное общество не однородно. Каждый человек – это особенный микромир, со своими интересами, проблемами, заботами. Но при этом у многих из нас похожие интересы и запросы. Порой, чтобы их удовлетворить, необходимо объединиться с другими людьми, ведь вместе легче достигнуть цели. Т

Содержание работы

1. Введение ..............................................................................................................3
2. Основная часть.....................................................................................................5
2.1 Сущность понятия "молодёжная субкультура"...........................................6
2.2 Признаки, классификации, направления и функции..................................6
2.3 Футбольные хулиганы (фанаты).................................................................10
3.Заключение..........................................................................................................15
4.Список используемой литературы...........

Файлы: 1 файл

культурология 2.docx

— 41.12 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

1. Введение ..............................................................................................................3

 

2. Основная часть.....................................................................................................5

 

   2.1 Сущность понятия "молодёжная субкультура"...........................................6

   2.2 Признаки, классификации, направления и функции..................................6

   2.3 Футбольные хулиганы (фанаты).................................................................10

 

3.Заключение..........................................................................................................15

 

4.Список используемой литературы....................................................................17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Современное общество не однородно. Каждый человек – это особенный микромир, со своими интересами, проблемами, заботами. Но при этом у многих из нас похожие интересы и запросы. Порой, чтобы их удовлетворить, необходимо объединиться с другими людьми, ведь вместе легче достигнуть цели. Таков социальный механизм образования субкультур – объединений людей по интересам, которые не противоречат ценностям традиционной культуры, а дополняют её. И молодежные субкультуры (которые часто основываются на увлечениях различными жанрами музыки, спортом, литературой и др.) - не исключение.

Подростки  во все времена составляли особую социально-демографическую группу, но в наше время сложилась специфическая подростковая культура, которая, наряду с другими социальными факторами, играет большую роль в развитии современного подростка. Впервые к этой проблематике обратились социологи в 60-е годы XX века. В России с конца 80-х годов внимание исследователей к молодежным субкультурам стало более заметным. В последние годы молодежной субкультуре уделяется гораздо больше внимания.

Цель моей работы: рассмотреть основные характеристики и аспекты молодежных субкультур, выделить их особенности, показать их взаимосвязь и влияние на формирование моды, вкусов и моровоззрение молодого поколения. Работая над темой, я столкнулась с многообразием позиций, точек зрения авторов.

 

Актуальность исследования молодежных субкультур в системе социального  управления обусловлена необходимостью теоретического осмысления последствий  социокультурных реформ, проводимых в современном российском обществе и наполненных неоднозначным  содержанием. Эта неоднозначность  проявляется в углублении противоречий, неизменно существующих в любой  общественной системе, и в появлении  новых противоречий - в отношениях между отдельными индивидами, в отношениях между создаваемыми ими социальными  образованиями, а также - между теми и другими одновременно. Прежде всего, такие противоречия возникают при  взаимодействии молодежи, как социальной общности, с остальной частью современного российского общества. Они имеют  различные причины, в числе которых  и специфическое отношение молодежи к социокультурным ценностям. На современном этапе реформирования общества эти противоречия усугубляются еще и процессами обновления системы  общественных ценностей и норм.

 
 Наиболее глубоко противостояние интересов проявляется во взаимосвязях общества с частью молодежи, использующей не только общественную, но и собственную  систему ценностей и норм, основанную на интересах и потребностях именно этой части молодежи, то есть - субкультурную. Объединение молодых людей и их групп, пользующихся субкультурной системой ценностей, представляет собой субкультурную социальную систему.

 

Молодежная субкультура  есть искаженное зеркало взрослого  мира вещей, отношений и ценностей. Рассчитывать на эффективную культурную самореализацию молодого поколения  в больном обществе не приходится, тем более что и культурный уровень других возрастных и социально-демографических  групп населения России также  постоянно снижается.

Молодежная субкультура- система ценностей, и норм поведения, вкусов, форм общения, отличная от культуры взрослых и характеризующая жизнь  подростков, молодежи примерно от 10 до 20 лет.

Объектом исследования являются молодежные субкультуры.

Предметом исследования - проблемы социального управления молодежными  субкультурами в современном  российском обществе.

Достижение цели исследования предполагает необходимость постановки и решения следующих задач:

- определения понятия  молодежных субкультур как объекта  социального управления и выявления  его специфических особенностей;

- изучения условий формирования, социальной роли и социального  характера молодежных субкультур;

- выявления сущности, особенностей  проявления субкультурной деятельности  молодежи в современном обществе;

- выработки управленческих  мер, направленных на регулирование  процесса развития молодежных  субкультур в современной России, определения основных компонентов  эффективного воздействия на  этот процесс.

 
 

 

 

Основная часть

Субкультура молодежи получила заметное развитие в 60- 80 е годы в  силу ряда причин: продление сроков обучения, вынужденная не занятость  трудом, акселерация. Субкультура молодежи, являясь одним из институтов, фактором социализации школьников, играет противоречивую роль и оказывает неоднозначное  влияние на подростков. С одной  стороны, она отчуждает, отделяет молодежь от общей культуры общества, с другой  способствует освоению ценностей, норм, социальных ролей.

Субкультурная активность молодежи зависит  от ряда факторов:

  • От уровня образования. У лиц с более низким уровнем образования, например, учащихся ПТУ, она значительно выше, чем у студентов вузов;
  • От возраста. Пик активность- 16-17 лет, к 21-22 годам она заметно падает;
  • От места жительства. Движение неформалов более характерны для города, нежели для деревни, так как именно город с его обилием социальных связей дает реальную возможность выбора ценностей и форм поведения.

Проблема в том, что  ценности и ориентации молодежи ограничены в основном сферой досуга: модой, музыкой, развлекательными мероприятиями, часто  малосодержательным общением.  Молодежная субкультура носит развлекательно- рекреативный и потребительский  характер, а не познавательный, созидательный  и творческий. В России, как и  во всем мире, она ориентируется  на западные ценности: американский образ  жизни в его облегченном варианте, массовую культуру, а не на ценности национальной культуры. Эстетические вкусы и предпочтения школьников часто довольно примитивны и формируются  главным образом средствами ТВ, музыки и др. Эти вкусы и ценности поддерживаются периодической печатью, современным  массовым искусством, оказывающим деморализующее и дегуманизирующее воздействие.

 Рост самодеятельных  молодежных групп связан с  особенностями психического развития  личности в подростковом и  юношеском возрасте, когда активное  стремление молодых людей к  признанию их роли в обществе  проявляется при недостаточно  сформировавшейся социальной позиции,  что находит отражение в тяге  к стихийно-групповому общению. 

Речь идет о стремлении к самоорганизации, к утверждению  своей самостоятельности, характерном  для социального созревания на подростковом и юношеском этапах. Эта тенденция проявляется в моде на одежду, музыку, и т.д. Причем нередко эти второстепенные моменты приобретают особую значимость, подкрепляя, с одной стороны, чувство мнимой самостоятельности подростка, с другой- желание протеста, порой даже неосознаваемого.

2.1 СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ  «МОЛОДЕЖНАЯ СУБКУЛЬТУРА»

 

Под культурой понимаются убеждения, ценности и выразительные  средства, которые являются общими для определённой группы людей и  служат для упорядочения опыта и  регулирования поведения членов этой группы.

 

Система норм и ценностей, отличающих группу от большинства обществ, называется субкультурой. Субкультура  может отличаться от доминирующей культуры языком, манерой поведения, одеждой  и другими аспектами. Она формируется  под влиянием таких факторов, как  возраст, этническое происхождение, религия, социальная группа или местожительство.

 

Под молодежной субкультурой понимается культура определенного  молодого поколения, обладающего общностью  стиля жизни, поведения, групповых  норм, ценностей и стереотипов.

Ценности субкультуры  не означают отказа от национальной культуры, принятой большинством, они обнаруживают лишь некоторые отклонения от нее.

Иногда группа активно  вырабатывает нормы или ценности, которые явно противоречат господствующей культуре, ее содержанию и формам. На основе таких норм и ценностей  формируется контркультура. Известный  пример контркультуры - хиппи 60-х годов  или «система» в России 80-х  годов.

2.2 Признаки, классификации, направления, функции субкультуры

 

ПРИЗНАКИ СУБКУЛЬТУРЫ:

    • ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ
    • НОРМЫ ПОВЕДЕНИЯ
    • ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И ВЗАИМООТНОШЕНИЙ
    • ПРЕДПОЧИТАЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ
    • МОДА
    • ЖАРГОН
    • ФОЛЬКЛОР

 

ОСНОВНОЙ ФАКТОР, ПРИВЛЕКАЮЩИЙ МОЛОДЕЖЬ В СУБКУЛЬТУРЫ - стремление приобрести внешние, формальные характеристики, позволяющие выделяться из общей обезличенной массы населения мегаполиса. Поэтому, несмотря на декларирование представителями субкультуры своей приверженности каким-либо идеологическим, религиозным, политическим концепциям, обычно они не особо вникают в них и в основном объединяются по внешним характеристикам - одежда, прически, музыка, места общения и т.д.

Существует  множество классификаций неформальных самодеятельных групп. По социально-правовому  признаку выделяют:  
1) просоциальные, или социально-активные, с позитивной направленностью деятельности, например, группы экологической защиты, охраны памятников, окружающей среды;  
2) асоциальные, или социально-пассивные, деятельность которых нейтральна по отношению к социальным процессам, например, музыкальные и спортивные фанаты;  
3) антисоциальные - хиппи, панки, преступные группировки, наркоманы и т.п.

По направленности интересов молодежные объединения  и группы классифицируются следующим образом:  
- увлечение современной молодежной музыкой;  
- устремление к правопорядковой деятельности;  
- активно занимающиеся определенными видами спорта;  
- околоспортивные - различные фанаты;  
- философско-мистические; 

Поскольку каждая субкультура является элементом традиционной культуры, она  взаимосвязана с традиционной субкультурой в следующих аспектах:

1) субкультура заимствует ценности традиционной культуры определенным образом преобразуя их.

2) Преобразованные ценности субкультура может возвращать в традиционные культуры, стимулируя ее дальнейшее развитие.

Каждая субкультура включает в  себя ряд элементов, без которых  невозможно говорить о ее существовании:

1) Носители субкультуры (мозговой центр).

2) Идеология.

3) Символика.

4) Стиль поведения.

5)  Специфические ценности.

Механизмы формирования субкультуры  включают в себя следующие этапы:

1)  заимствование ценностей.

2)  Преобразование ценностей.

3)  Распространение ценностей. Поиск единомышленников.

4) Закрепление ценностей.

Поскольку в основе молодежной субкультуры  находится протест, на начальных  этапах развития она имела ярко выраженный контркультурный характер. В последствии  молодежная субкультура обретала контркультуры  не черты только в тех случаях, когда что-то угрожало ее существованию  или целостности. Являясь важнейшей  составляющей жизнедеятельности молодого человека, молодежная субкультура реализует  следующие функции:

1)      Объединяющая

2)      социализирующая функция

3)      Воспитательная

4)      Защитная

5)      Адаптироваться

6)      Функций опеки

7)      Рекреативная

8)      Коммуникативная

Группы, объединенные по способу  времяпрепровождения, включают в себя музыкальных и спортивных фанатов, металлистов. Всех их объединяет одиночество, неумение найти для себя более достойное занятие. Неформальные объединения по социальной позиции являются формой социальной и политической активности. Круг их проблем включает в себя сохранение и восстановление памятников истории и культуры, улучшение окружающей среды, формирование духовно-нравственной и гражданской ответственности, политические проблемы. Они выступают на собраниях и митингах, в печати, обращаются в соответствующие государственные и общественные органы. Некоторые их акции наталкиваются на противодействие органов правопорядка, когда они носят противоправный характер.

С недавнего времени для  многих криминальных групп стало  характерно создание довольно жесткого порядка управления (хотя и раньше слово преступного авторитета являлось законом). Наличие или отсутствие криминальной субкультуры в том  или ином коллективе можно определить по следующим признакам:

  1. жесткая групповая иерархия (стратификация) — своеобразный табель о рангах (причем наиболее ярко это проявляется в закрытых молодежных коллективах);
  2. обязательность следованию установленных норм и правил и в то же время наличие системы исключений для лиц, занимающих высшие ступени в преступной иерархии;
  3. наличие враждующих между собой группировок, конкурирующих за сферы влияния (сбыт наркотиков, проституция, оказание «услуг» в виде предоставления крыши, рынок ритуальных услуг и т.д.);
  4. факты вымогательства (денег, продуктов питания, одежды и др.);
  5. использование в речи уголовного жаргона (арго);
  6. нанесение татуировок;
  7. значительная распространенность фактов как насильственного, так и добровольного гомосексуализма.
  8. повсеместная распространенность карточной игры под интерес, т.е. с целью извлечения материальной или иной выгоды;
  9. наличие кличек;
  10. групповые нарушения.

Информация о работе Ценности молодежной субкультуры