Функции культуры и их многообразие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2014 в 14:51, реферат

Описание работы

Культуру как целостную систему обычно принято делить на две формы: материальную культуру и духовную культуру, что соответствует двум основным видам производства материальному и духовному. Материальная культура охватывает всю сферу материально-производственной деятельности человека и ее результаты: орудия труда, жилище, предметы повседневного обихода, одежду, средства транспорта и т.п. К духовной культуре относится сфера духовного производства и его результаты, т.е. сфера сознания - наука, нравственность, воспитание и просвещение, право, философия, искусство, литература, фольклор, религия и т.д. Сюда же следует отнести отношения людей между собой, к самим себе и к природе, которые складываются в процессе производства продуктов материальной и духовной деятельности.

Содержание работы

Введение. 3

1. Сущность культуры.. 5

2. Структура культуры.. 7

2.1. Материальная культура. 10

2.2. Духовная культура. 11

3. Основные функции культуры.. 11

3.1. Преобразующая функция культуры. 11

3.2. Защитная функция культуры.. 12

3.3. Коммуникативная функция культуры. 12

3.4. Познавательная функция культуры. 13

3.5. Информационная функция культуры.. 13

3.6. Нормативная функция культуры.. 13

4. Единство и многообразие культур. 14

Заключение. 16

Список использованной литературы.. 17

Файлы: 1 файл

культурология.doc

— 127.50 Кб (Скачать файл)

Ииииииим67ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 
«БАЛТИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ»

 

 

 

 

 

Психологический факультет

Кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин

 

 

 

Реферат

                                   по дисциплине «Культурология.»

 

 

Тема: «Функции культуры и их многообразие.»

 

 

 

 

 

 

                                                                Разработал:

                                                                

                                                                 Проверила:

                

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2014 г.

 

 

 

 

 

Содержание 
Введение. 3 
 
1. Сущность культуры.. 5 
 
2. Структура культуры.. 7 
 
2.1. Материальная культура. 10 
 
2.2. Духовная культура. 11 
 
3. Основные функции культуры.. 11 
 
3.1. Преобразующая функция культуры. 11 
 
3.2. Защитная функция культуры.. 12 
 
3.3. Коммуникативная функция культуры. 12 
 
3.4. Познавательная функция культуры. 13 
 
3.5. Информационная функция культуры.. 13 
 
3.6. Нормативная функция культуры.. 13 
 
4. Единство и многообразие культур. 14 
 
Заключение. 16 
 
Список использованной литературы.. 17 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 
 
Культуру как целостную систему обычно принято делить на две формы: материальную культуру и духовную культуру, что соответствует двум основным видам производства материальному и духовному. Материальная культура охватывает всю сферу материально-производственной деятельности человека и ее результаты: орудия труда, жилище, предметы повседневного обихода, одежду, средства транспорта и т.п. К духовной культуре относится сфера духовного производства и его результаты, т.е. сфера сознания - наука, нравственность, воспитание и просвещение, право, философия, искусство, литература, фольклор, религия и т.д. Сюда же следует отнести отношения людей между собой, к самим себе и к природе, которые складываются в процессе производства продуктов материальной и духовной деятельности. 
 
Культурообразующая деятельность может быть двух видов: творческой и репродуктивной. Первая создает новые культурные ценности, вторая лишь воспроизводит и тиражирует их. Иногда такого рода деятельность, направленную на механическое повторение продуктов чужого ума и чужого чувства, ошибочно также относят к духовному производству. Это неверно, ибо оно не просто тиражирование идей или произведений искусства, а их создание, обогащение культуры усилиями человека-творца. 
 
Различные эпохи человеческой истории или различные страны по уровню культуры, то как основной критерий принимают, прежде всего, не количественную сторону существующей там художественной или научной продукции, а ее национальную неповторимость и качественные характеристики. Ныне легко можно представить себе страну, "впитавшую" и использовавшую многие достижения других народов, но не давшую миру ничего "своего" и ничего нового. Так называемая "массовая культура" – яркий пример того, как стремление к подражательству и количеству за счет оригинальности и качества лишает культуру национального лица и превращает в свою противоположность - антикультуру. В этом и проявляется единство и многообразие культуры. 
Единство и многообразие культуры не следует рассматривать только как деление культуры на материальную и духовную лишь, на первый взгляд, кажется достаточно четким и бесспорным. 
Целью данной работы является изучение структуры и функций культуры, единство и многообразие культур. 
Предметом исследования является понятие сущности культуры, а объектом исследования явилась культура общества.  
 

 

 

 

Сущность культуры. 
 
Человек живет не только в мире вещей, но и в мире понятий. Одни из них отражают наш повседневный быт и доступны для каждого, другие лишь узкому кругу посвященных.  
 
Но есть и такие понятия, которые за своей кажущейся простотой скрывают вселенную человеческих страстей интеллектуального сверх напряжения в поисках ответа на вопрос: что такое человек и в чем смысл его бытия? Одно из таких понятий культура.  
Культура многогранна, и только в системе ценностей можно достаточно содержательно понять ее проявления. А проявления ее бесконечны. Можно говорить о культуре человечества, о культуре различных эпох (античная, средневековая), о культуре различных этносов и стран (русской и России, французской и Франции), о религиозных культурах (буддисткой, исламской, христианской), культуре различных социальных групп и профессий (крестьяне, горожане) и даже о культуре отдельных личностей (Пушкина, Конфуция и др.).  
 
В традиционном понимании слово "культура" (от латинского calture) первоначально означало возделывание, переработку почвы.  
 
В последствии этот термин был перенесен римлянами на человека и стал означать его воспитание и образование, т.е. "возделывание" человека. Культуру в этом смысле стали противопоставлять понятию некультурности, дикости, варварства.  
 
Современная наука рассматривает культуру как жизнетворчество, как творчески создательную деятельность по преобразованию природы и общества, результатами которого являются постоянное пополнение материальных и духовных ценностей, совершенствование всех сущностных человеческих сил.  
 
Культура как явление социального бытия человек и человечества привлекает многих исследователей пытающихся по-разному, в зависимости от общих философских посылок, идеологических установок и конкретных знаний, осуществить анализ той или иной области культуры и дать свою отличную от других исследователей интерпретацию культурных процессов.  
 
Однако, большинство специалистов, исследующих процессы культуры и творчества, считают, что культура представляет собой совокупность материальных и духовных ценностей, и все акты деятельности людей.  
 

 

Культура – это формы общения и отношения людей в повседневной практике.  
Культура предполагает определенный, характерный для данного общества уровень знаний, а значит, и процесс овладения знаниями, умениями, навыками, нормами и ценностями общества.  
 
В обыденном понятии культура выступает как собирательный образ, объединяющий искусство, религию, науку и т.д. Культурология же использует понятие культуры, которое раскрывает сущность человеческого бытия как реализацию творческого процесса и свободы. Именно культура отличает человека от первобытного существа.  
 
Надо различать:  
 
- во-первых, свободу как неотъемлемую духовную потенцию человека;  
 
- во-вторых, осознание и осознанную социальную реализацию свободы.  
 
Без первого культура просто не может появиться, но второе достигается лишь на сравнительно поздних стадиях ее развития.  
 
Понятие "культура" означает универсальное отношение человека к миру, через которое человек сознает мир и самого себя.  
 
Каждая культура – это неповторимая Вселенная, созданная определенным отношением человека к миру и к самому себе.  
 
Иными словами, изучая различные культуры, мы изучаем не просто книги, соборы или археологические находки – мы открываем для себя иные человеческие миры, в которых люди живут и чувствуют иначе, чем мы.  
 
Каждая культура есть способ творческой самореализации человека.  
Поэтому постижение иных культур обогащает нас не только новыми знаниями, но и новым творческим опытом.  
 
Как реализуется универсальное отношение человека к миру?  
 
Как оно закрепляется в человеческом опыте и передается от поколения к поколению?  
 
Ответить на эти вопросы и означает охарактеризовать культуру.  
Отношение человека к миру определяется смыслом. Смысл соотносит любое явление, любой предмет с человеком: если нечто лишено смысла, оно перестает существовать для человека. Смысл – это содержание человеческого бытия, взятое в особой роли: быть                посредником в отношениях человека с миром и самим собой. Именно смысл   определяет, что мы ищем и что откроем в мире и в самих себе. 

Культура - понятие, имеющее огромное количество значений в различных областях человеческой жизнедеятельности

«Культура есть практическая реализация общечеловеческих и духовных ценностей» 
 
Человек наделяет этими смыслами весь мир, и мир выступает для него в своей универсальной человеческой значимости. Культура есть универсальный способ, каким человек делает мир – "своим", превращая его в Дом смыслового бытия.  
 
Таким образом, весь мир превращается в носителя человеческих смыслов, в мир культуры.  
 
Отсюда можно дать определение культуры.  
 
Культура – это универсальный способ творческой самореализации человека через полагание смысла, стремление вскрыть и утвердить смысл человеческой жизни в соотнесенности его со смыслом сущего.  
 
Культура предстает перед человеком как смысловой мир, который вдохновляет людей и сплачивает их в некоторое сообщество.  
 
Для того, чтобы раскрыть сущность культуры, необходимо снова повториться. Термин культура первоначально означал возделывание почвы, ее культивирование, т.е. изменение в природном объекте под воздействием человека в отличие от тех изменений, которые вызваны естественными причинами. Камень, отшлифованный морским прибоем, так и остается компонентом природы, и тот же камень, обработанный дикарем, - искусственный объект, выполняющий определенную функцию, принятую в данном сообществе – орудийную или магическую.  
 
Таким образом, в этом первоначальном содержании термина выражена особенность культуры – заложенное в ней человеческое начало – и акцентировано внимание на единство культуры, человека и его деятельности.  
 
Согласно наиболее распространенному сегодня пониманию этого термина, культура есть смыслонесущий и смыслопередающий аспект человеческой практики и ее результатов, символическое измерение социальных событий, позволяющее индивидам жить в особом жизненном мире, который они все более или менее понимают, и совершать поступки, характер которых понят всеми остальными.  
 
История понятия культура, многообразие ее истолкований наводят на мысль: а возможно ли строгое и вместе с тем универсальное определение культуры?  
 
Разница культур преподносит массу несовпадений, существенных отличий. Но все, что не принято и не понято нами, не всегда заблуждение. В каждой культуре есть своя специфика.  Запад стремился ответить на вопросы, что есть мир и каково место человека в этом мире 
 
Существо трансляции традиционности культуры в том и состоит, что с помощью ряда специальных приемов духовная личность учителя возрождается в ученике.  
 
История культуры предстает как цель катастрофическая. Каждому новому поколению в соответствии с ведением культурного процесса приходилось бы создавать те же самые структуры на том же месте, а проще говоря, создавать велосипед.  
 
Культура выступает чутким сейсмографом жизненных событий. От ее состояния, развития зависит интеллектуальный потенциал не только отдельной личности, но и всего народа, даже всего человечества. Где же как ни в культуре живет и проявляется народный дух? Всякая культура есть культура духа, т.к. имеет духовную основу – она есть продукт творческой работы духа над природными стихиями.  
 
2. Структура культуры. 
 
 Исходя из антропологической модели человека, на кумулятивном уровне культура выступает как взаимосвязь элементов, каждый из которых есть следствие предрасположенности человека к определенной деятельности. К ним относятся: хозяйственная культура, политическая культура, правовая культура, философская культура, религиозная культура, научно-техническая культура, художественная культура. Каждому из этих элементов на кумулятивном уровне соответствует элемент культуры на обыденном уровне. Они тесным образом взаимосвязаны и влияют друг на друга. Экономической культуре соответствует домашнее хозяйствование, ведение семейного бюджета; политической — нравы и обычаи; правовой — мораль; философии — обыденное мировоззрение; религии —суеверия и предрассудки, народные верования; научно-технической культуре —практические технологии; художественной культуре — обыденная эстетика (народная архитектура, искусство украшения жилища). Натрансляционном уровне осуществляется взаимодействие между кумулятивным и обыденным уровнями, происходит обмен культурной информацией. 
 

Между кумулятивным и обыденным уровнями существуют каналы связи, осуществляемой посредством трансляции: сфера образования, где традиции, ценности каждого из элементов культуры транслируются (передаются) последующим поколениям; средства массовой коммуникации (СМК) — телевидение, радио, печать, — где осуществляется взаимодействие между "высокими" ценностями и ценностями повседневной жизни, нормами, традициями, произведениями искусства и массовой культурой; социальные институты, учреждения культуры, где знания о культуре и культурные ценности становятся доступными для широкой публики (библиотеки, музеи, театры и т.п.). 
 
Развитие информационной цивилизации расширило возможности человека в постижении им реального мира, появились новые способы трансляции культуры. В этой связи актуализировалась проблема элитарной и массовой культуры.  
 
Американский культуролог Т. Элиот, в зависимости от степени осознанности культуры, выделял в ее вертикальном срезе два уровня. высший и низший, понимая под культурой определенный образ жизни, вести который могут только избранные-"элита".  

Говоря о структуре культуры, необходимо иметь в виду, что она представляет собой систему, единство образующих ее элементов. Доминирующие черты каждого из элементов образуют так называемое "ядро" культуры” которое представляет собой стабильную целостность ведущих ценностных ориентации. "Ядро" культуры выступает как ее основополагающий принцип, который и выражается в науке, искусстве, философии, этике, религии, праве, основных формах экономической, политической и социальной организации, в ее менталитете и образе жизни. Специфика "ядра" той или иной культуры зависит от иерархии составляющих его ценностей. Таким образом, структуру культуры можно представить как разделение на центральное "ядро" и так называемую "периферию " (внешние слои). Если ядро обеспечивает устойчивость и стабильность, то периферия более склонна к инновациям и характеризуется относительно меньшей устойчивостью. Ценностная ориентация культуры может меняться в зависимости от ряда факторов, в качестве которых выступают экономические условия, этические нормы, эстетические идеалы и критерий удобства. Например, современную культуру часто называют обществом всеобщего потребления, поскольку на первый план социокультурной жизнедеятельности выдвинуты именно эти ценностные основания. 
 
Культура, если ее рассматривать в широком плане, включает в себя как материальные, так и духовные средства жизнедеятельности человека, которые созданы самим человеком.  
 
Материальные и духовные реальности, созданные творческим трудом человека, называют артефактами.  
 
В настоящее время культура исследуется системно, а это значит, что в ее познании используются представления о вероятных и случайных процессах.  
 
Особенностями системного анализа является, то, что системный подход дает возможность представить культуру целостно, а не по частям, выявить специфику влияния разных сфер культуры друг на друга.  
 
Наконец, системный подход – это гибкая и достаточно толерантная концепция, не позволяющая абсолютизировать полученные выводы и тем более противопоставлять и другие, полученные иными методами выводы.  
 
Именно системный подход позволил понять и саму культуру как специфическую форму и систему жизнедеятельности людей, выделив в ней области культуры, культурные институты, принципы социальных связей, культурные образцы, которые определяют структуру культуры.  
 
Каждая из перечисленных составляющих культуры была описана представителями определенных научных школ, внесших свой позитивный вклад в понимание культуры, однако, только совокупность разных подходов позволяет понять ее как систему, со всеми присущими ей специфическими особенностями.  
 
Структурная целостность культуры проявляется в том, что культуры соотносятся иерархическим образом.  
 
Важно отметить, что целостность культуры определяется как фундамент – на целостность природы.  
 
Однако целостность культуры, с которой человек сталкивается в повседневной жизни – это целостность материальной и духовной культуры.  

 

 

 

 

 

 

2.1. Материальная культура  
 
Более непосредственна и более прямо обусловлена качествами и свойствами объектов, той разновидности форм вещества, энергии и информации, которые использовались человеком в качестве исходных материалов или сырья для создания материальных предметов, материальных продуктов, материальной среды существования человека.  
 
Материальная культура включает себя разнообразные по типам и формам артефакты, где природный объект и его материя трансформированы так, что объект превращен в вещь, т.е. в предмет, свойства и характеристики которого заданы и продуцированы творческими способностями человека так, чтобы они более точно или более полно удовлетворяли потребностям человека.  
 
Традиционно культурологи выделяют такие области внутри материальной культуры, которые связаны с практической деятельностью людей, производством и воспроизводством их социальной жизни, а так же производством и воспроизводством самого человека.  
 
Первая и большая часть материальной культуры: орудия труда, все средства производства, жилище, технические средства, т.е. все то, что, получило название искусственной среды или среды обитания человека.  
 
Эту часть материальной культуры обозначают термином производственно-техническая культура или материально-техническая основа жизни общества. Особой частью производственно-технической культуры являются производственные технологии и специальные формы общения людей в процессе производства, трудовой и творческий потенциал участников трудовой деятельности.  
 
Вторая, не менее значимая часть материальной культуры связана с функционированием множества общественных институтов, организаций и учреждений, обеспечивающих нормальный ход общественной жизни во всех ее сферах и, в первую очередь, в социально-политической.  
 
Третьей областью материальной культуры справедливо считают производство и воспроизводство самого человека. Эта область материальной культуры исследует ни столько методико-биологические проблемы воспроизводства человека, сколько анализирует проблемы взаимоотношений поколений.  
 

 

2.2. Духовная культура  
 
Изучается сравнительно давно. Можно сказать, что с самого начала человеческой истории люди пытались понять духовную культуру, выяснить причины ее возникновения, объяснить, как складываются акты духовного творчества, какими качествами должен обладать творец духовного творчества, какими качествами должен обладать творец духовных ценностей общества.  
 
Составной частью духовной культуры любого общества является, и мир ценного знания, который позволяет человеку ориентироваться в мире вообще и, что особенно важно, в том обществе, где он живет и действует.  
 
Ценности культуры имеют для человека большой личностный смысл и значение, они являются тем базисом, на который человек строит свои отношения с другими людьми, со всем обществом и даже с самим собой.  
 
Особое место в духовной культуре всегда занимали знания, которые по мере развития человечества все больше и больше отождествляли с наукой.  
 
Культура является совокупным достоянием труда, она раскрывает родовое свойство человека и человечества.  
 
Исследование культуры как системы позволяет понять, как идут процессы ее распространения, хранения и потребления, отчего зависят типы и виды культур, каковы тенденции и закономерности функционирования культуры.  
 
 
3. Основные функции культуры 
 
Функциональный анализ культуры предполагает наличие явлений, которые выполняют определенные функции (нормы, ритуалы, общение, производство и т.п.). 

Информация о работе Функции культуры и их многообразие