Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 20:31, курсовая работа
Объектом исследования является развитие изобразительного искусства России начала XX века.
Предметом исследования- состояние живописи, графики, скульптуры изучаемого периода.
Цель курсовой работы- охарактеризовать развитие изобразительного искусства России начала XX века.
Введение.
Обратившись к изобразительному искусству периода, который начинается на рубеже 1880-1890-х годов и заканчивается в 1917, нельзя не поразиться удивительной сконцентрированности на небольшом отрезке времени не только крупнейших явлений культуры, ярчайших индивидуальностей - великих, художников, но и множества различных художественных группировок и объединений. Все вместе они создают на редкость многоликую картину, где в почти неправдоподобном соседстве оказываются мастера, подчас противоположные по своим творческим устремлениям, здесь с пересекаются стилевые направления, активно заявляют о себе творческие группы.
Сказанное относится прежде всего к живописи, которая совершила переход от старых принципов аналитического реализма к новейшим системам художественного мышления с молниеносной быстротой, не только догнав, но и во многом опередив основные европейские художественные школы.
Процесс перехода к новым творческим системам, который мы наблюдаем в России, был характерен для всего европейского искусства. В России он приобрел свои национальные особенности, которые были связаны как с далекими или близкими традициями, в частности с традициями самого развития культуры, так и со своеобразием ситуации, сложившейся в русской истории, в русской культуре на рубеже XIX и XX столетий - в период трагических взрывов и потрясений, на долгие годы предопределивших судьбу России[1].
Научная актуальность-нельзя понять настоящее, не зная прошлого. Исторический и культурный опыт прошлого помогает решить проблемы современности. В настоящее время Россия российское государство испытывает переломный период в своем развитии.
Внедряется рыночный механизм в экономике, соответственно претерпевают отношения и все другие сферы жизни общества: социальная жизнь, политика, культура и т.д. В этот период перестройки общественных отношений необходимо каждому гражданину понимание дальнейшего пути развития нашего государства, осознание своего места и роли в современный период жизни. Поэтому меня заинтересовал период развития изобразительного искусства России начала ХХ века.
Объектом исследования является развитие изобразительного искусства России начала XX века.
Предметом исследования- состояние живописи, графики, скульптуры изучаемого периода.
Цель курсовой работы- охарактеризовать развитие изобразительного искусства России начала XX века.
Отсюда вытекают следующие задачи:
-рассмотреть изобразительное искусство России на рубеже XIX-XX веков.
-охарактеризовать искусство эпохи 1905 г.
-проанализировать развитие живописи предоктябрьского десятилетия.
-выявить особенности революционной романтики в скульптуре.
Развитие изобразительного искусства на протяжении рассматриваемого периода, несмотря на отмеченную выше неравномерность, подчинено определенной логике. Первые шаги на этом пути связаны с утверждением лирической концепции художественного произведения, которая позволяла перенести акцент с самого изображаемого предмета на способ его истолкования. Этот, казалось бы, еле заметный сдвиг раскрепощал художника, давал ему возможность "сокращать" повествовательный аспект, заменять развернутый сюжет бессобытийным мотивом, сосредоточиваться на выражении собственных чувств и погружаться в созерцание. Постепенно на первый план выдвигалось субъективное начало, что в конце концов привело к своеобразной апологетике субъективизма на рубеже 1900-1910-х годов.
Параллельно шел процесс освобождения искусства от той, во многом служебной, роли, которую оно прежде выполняло в русском обществе, озабоченном разрешением наболевших социальных проблем. На рубеже столетий искусство возгорелось идеей полной самостоятельности, самодостаточности. Зачинателями борьбы за чистоту и самоценность искусства стали художники группы "Мир искусства". Между самими поборниками нового движения подчас возникали споры. Но эти внутренние споры не ослабили общего порыва к новым принципам художественного мышления Пусть искусство так и не освободилось от тех проблем, которые не уклады вались в параметры "чистой" эстетики, и вплоть до авангардных своих про явлений оставалось "философией в красках", продолжало выполнять пророческую функцию, оно все более укреплялось в своей специфике, полагаясь на внутренние возможности.
Что касается отношения художника к окружающему миру, то здесь процесс пролегал через все более последовательное преображение реальности. Реальность преображалась, как бы проходя различные стадии пересоздания - на уровне сюжета, средствами театрализации действительности, с помощью возрождения мифологического мышления. В соответствии с этим менялась жанровая структура. Жанры, предусматривавшие прямые формы общения искусства и действительности, такие как бытовой жанр или пейзаж, уступали место историческому, мифологическому, подготавливая полную отмену того принципа жанрового структурирования, который существовал в течение многих столетий[2].
Хронологические рамки 1900-1917 г.
Степень изученности: Литература по русскому искусству конца XIX - начала XX века обширна Путь постижения наукой и критикой всего многообразия художественной культуры этого периода был сложен. Длительное время бытовало искаженное представление о творчестве художников начала нынешнего столетия. Лишь совсем недавно появилась возможность исследовать творчество мастеров русского авангарда, которое прежде было под запретом. Многие общие обзоры русского искусства рубежа столетий так или иначе затронуты искажающей тенденцией. И тем не менее наука накопила немалый материал по этой теме и дает в руки современного исследователя опыт анализа и обобщения.
Важную роль в осмыслении искусства рубежа столетий сыграла современная ему художественная критика, которая выдвинула такие значительные имена, как А.Н.Бенуа, Сергей Глаголь, С.П.Яремич, И.Э.Грабарь, С.К. Маковский, Е.Я.Тугендхольд, Н.Н.Пунин, Н.Я.Радлов, А.А.Ростиславов, Вс.Дмитриев, А.М.Эфрос, Максимилиан Волошин. Многие характеристики различных явлений искусства сделаны этими критиками блестяще и не могут не приниматься во внимание. Но, будучи сами связанными с тем или иным художественным направлением, они могли оценивать другие направления чрезвычайно субъективно. Вспомним, например, негативное отношение А.Бенуа не только к Малевичу и Кандинскому, но и к представителям куда более умеренного "Бубнового валета" Бенуа выступал как представитель "Мира искусства", уже миновавшего расцвет своей деятельности, и, несмотря на ряд точных характеристик, многие его оценки не отражали реального историко-художественного процесса. Сформировать целостную концепцию развития художественной культуры эти критики не могли.[3]
Наибольший успех сопутствовал критике в монографических описаниях жизни и творчества того или иного художника. Возглавил эту дея тельность И.Э.Грабарь, сам написавший книгу, о Серове и вдохновивший своих коллег на создание подобных же монографий о Врубеле, Левитане, Рябушкине, Нестерове - художниках, которые в 1910-е годы уже стали при знанными мастерами русской живописи. Все эти работы отмечены высоки ми качествами, но общего представления о русской живописи начала XX века они не дают.
Историко-художественное осмысление русского искусства начала XX века должно было закономерно наступить сразу же после того, как этот период отошел в историю. Однако серьезные шаги на этом пути были сделаны с большим запозданием. Исследователи, взгляды которых сложились задолго до революции, как правило, избегали говорить о левых течениях в живописи. В однотомной "Истории русского искусства" Виктора Никольского, вышедшей в 1923 году, а законченной в 1921, дальше "Мира искусства" рассмотрение материала не продвигается. Автор лишь называет общество "Бубновый валет", но не приводит ни одного имени и ни одного произведения. Из представителей классического искусствознания, сформировавшегося в 1900-1910-е годы, только П.П.Муратов, участвовавший прежде в затеянной И.Э.Грабарем "Истории русского искусства", выпустил монографию о Кончаловском. Мастера же левых течений имели свою собственную критику и теорию (Н.Н.Пунин, И.А. Аксенов, Н.И.Кульбин, В.М.Матвей (Марков), А.В.Грищенко, не говоря о теоретических работах самих художников, таких как Малевич, Кандинский, Матюшин), которая достаточно далеко отстояла от академических традиций. Правда, вскоре (в 30-е годы) эта линия в искусствознании заглохла, так как искусство, которое рассматривалось и утверждалось критиками подобного толка, было квалифицировано как антинародное и формалистическое. Что же касается традиционного "академического" искусствознания, то оно к 30-м годам преодолело его. Но тут наступил период, отнюдь не благоприятствовавший исследованию русского искусства начала XX столетия.
На этом пути необходимо отметить одно важное явление в историографии: это книга А. А.Федорова-Давыдова "Русское искусство промышленного капитализма" (М., 1929). Будучи учеником В.М.Фриче - главы социологической школы 20 х годов - и восприняв многое от этой школы, автор сумел тем не менее обойти вульгарно-социологические принципы (отдав им дань в тех частях книги, которые практически не связаны с конкретным стилевым анализом) и воссоздать особенности историко-художесвенного развития рубежа столетий. А.А.Федоров-Давыдов применил принципы типологического исследования, но вместе с тем проследил путь стиля, его перемены, распространив свой анализ на все виды пластического искусства и почти все его направления. Эта книга явилась первой и последней обобщающей работой о русском искусстве конца XIX - начала XX века в отечественной искусствоведческой литературе предвоенного времени.
В 30-50-е годы данная тема могла исследоваться лишь частично и односторонне. Появлялись книги и статьи только о тех мастерах рубежа сто- летий, которые сохраняли связи с традиционным реалистическим мышлением второй половины XIX века или прямо продолжали работать в духе позднего передвижничества. В центре внимания оказался Н.Касаткин. Иногда появлялись работы о Серове и Врубеле; в 1934 году вышла книга Н.И.Соколовой о "Мире искусства". Но мастера "Голубой розы", "Бубнового валета", а тем более авангардисты 1910-х годов в большинстве своем оставались незнакомыми не только широкой публике, но и многим специалистам.
Перемены в изучении русского искусства рубежа столетий наметились в 60-е годы. Началось последовательное отвоевание одного "опального" художника за другим. Константин Коровин, Сарьян, Лентулов, Фальк, Петров-Водкин, Кузнецов стали "открытыми", в течение 60-70-х годов их творчество получило освещение в монографиях, статьях, на выставках. Продолжалось исследование творчества мастеров "Мира искусства", "Союз русских художников", поздних передвижников. Выходили многочисленные монографии, статьи, устраивались персональные и тематические выставки, издавались альбомы.
Следует выделить том X (в двух книгах) "Истории русского искусства" (1968-1969), двухтомное (в четырех книгах) издание "Русская художественная культура конца XIX - начала XX века" (1968-1980) и вторую книгу второго тома "Истории русского искусства" (1981).
Здесь учтен опыт и использованы результаты и отдельных монографий, и коллективных трудов.
Структура курсовой работы определяется поставленной целью и задачами. Она состоит из введения, четырех глав, заключения, списка использованных источников и литературы.
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО НА РУБЕЖЕ XIX-XX ВЕКОВ.
Общий демократический подъем конца 1890-х — начала 1900-х годов создал благоприятную почву для развития передовой русской художественной культуры. В частности, эти годы были ознаменованы важными изменениями в жизни художественной школы, укреплением в ней реалистических демократических традиций. Под давлением передового общественного мнения в начале 90-х годов была создана специальная комиссия, которой предстояло выработать новый устав Академии художеств, новые формы педагогического процесса, которые отвечали бы эстетическим потребностям современности и переменам, совершавшимся в искусстве
Однако в царской России Академия художеств была учреждением, подчиненным императорскому двору, это обусловило половинчатость проведенных реформ.
В 1893 году новый академический устав был, наконец, утвержден и со следующего учебного года вошел в практику. Согласно новому уставу на академическое собрание возлагалось общее руководство искусством в России. Это собрание отныне и стало собственно Академией художеств, при которой функционировало Высшее художественное училище. Его профессорами стали И. Е. Репин, И. И. Шишкин, А. И. Куинджи, В. Е. Маковский, скульпторы А. М. Опекушин, Л. В. Позен.
Профессора-передвижники укрепили свое влияние в высшей художественной школе, определяя этим в значительной мере дальнейший характер развития искусства многонациональной России. С их приходом в Академию реалистическая школа получила официальное признание.
Система преподавания в Высшем художественном училище предусматривала создание мастерских. Занятия в натурных классах считались подготовительной ступенью для перехода учеников в мастерские. Мастерскими руководили профессора, в основном передвижники; ученики имели право работать в любой из них, по своему выбору.
Многие из представителей молодого поколения художников конца XIX — начала XX века начинали свою деятельность экспонентами и членами Товарищества передвижных художественных выставок (Архипов, С. Иванов, Касаткин и другие), успешно развивая традиции передвижников— учителей и предшественников. Однако передвижничество в 1 890-е—1 91 0-е годы не было уже столь монолитной силой, как в период его расцвета, когда это направление выступило в борьбе за демократическое, социально заостренное содержание в искусстве и активно противодействовало рутинности. Внутри Товарищества образуется консервативная группа лиц, враждебно встречающих стремление к обновлению традиций и затрудняющих вступление в его ряды талантливой художественной молодежи. На новом историческом этапе часть передвижников, утратив пафос гражданственности, переживала заметный творческий кризис, который не коснулся, однако, многих крупнейших мастеров, в частности В. И. Сурикова, И. Е. Репина, В. Д. Поленова, А. И. Куинджи.. Товарищество передвижных художественных выставок оставалось среди крупнейших по составу выставочных организаций.