Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 13:45, реферат
Термин "античность" происходит от латинского слова antiquus - древний. Им принято называть особый период развития древней Греции и Рима, а также тех земель и народов, которые находились под их культурным влиянием. Хронологические рамки этого периода, как и любого другого культурно-исторического явления, не могут быть точно определены, однако они в значительной мере совпадают со временем существования самих античных государств: с XI-IX вв. до н.э., времени становления античного общества в Греции и до V н.э. - гибели римской империи под ударами варваров.
1.Введение………………………………………………………1 стр.
2.Культура Древней Греции и её периоды.....................2-7стр.
Крито–микенская культура
Культура периода архаики
Культура в классический период (период расцвета).
Культура эпохи эллинизма
3.Культура Древнего Рима.................................................8-14стр.
Этрусская культура
Культура Рима в царский период
Культура Рима в период Империи
4.Медицина в античную эпоху…………………………15-24стр.
Гиппократ – основоположник античной медицины
Деонтологические принципы Гиппократа
Принцип "не навреди" (модель Гиппократа)
5.Заключение…………………………………………………..25стр.
сказавшееся, в частности,
в почитании капитолийской
братьев Ромула и Рема – основателей города. Первый в Риме храм – храм Юпитера на Капитолийском холме – был построен этрусскими мастерами.
Культура Рима в период республики
Этрусское господство в Риме кончилось в 510г. до н.э. – восставший народ сверг последнего царя Тарквиния Гордого. Рим становится аристократической и рабовладельческой республикой. Начинают распространяться греческий язык, некоторые греческие обычаи (бритье бороды, короткая стрижка волос). Происходит замена старого этрусского алфавита греческим. Вводится медная монета по греческому образцу.Возникло ораторское искусство. Римские боги отождествляются с греческими, в богах римляне персонифицировали природные и общественные явления. Первыми произведениями на латыни были переводы с греческого. Среди многих поэтов того времени особое место занимают Лукреций и Катулл. Наиболее выдающимися писателями, мастерами прозы были Варрон и Цицерон. Римская историография служила, прежде всего, целям политической пропаганды, разъяснению и оправданию внешней и внутренней политики Рима. Римская архитектура испытала сильное влияние этрусской и особенно греческой культур. В своих сооружениях римляне стремились подчеркнуть силу, мощь, величие, подавляющие человека. Для их сооружений характерны монументальность, пышная отделка зданий, множество украшений, стремление к строгой симметрии, интерес к утилитарным сторонам архитектуры, к созданию преимущественно не храмовых комплексов, а зданий и сооружений для практических нужд. Широко применялись арки, своды и купола, наряду с колоннами использовались столбы и пилястры. Начинают широко применять бетон. Появляются новые типы зданий: базилики, амфитеатры, цирки, термы. Возникает новый тип монументального сооружения – триумфальная арка. Происходит активноевозведение акведуков, мостов. Большое развитие получила юриспруденция – наука о праве.
Культура Рима в период Империи
Римское государство превращается в огромную империю, включающую Восточное Средиземноморье, Северную Африку, большую часть Европы. Для религии характерно установление новых культов – почитание императоров, объявляющихся после смерти божественными. Больших успехов добилась медицина, врач Гален производил опыты по изучению дыхания, деятельности спинного и головного мозга, были созданы школы для подготовки врачей. Два самых известных римских архитектурных памятника того времени: Колизей (самый большой амфитеатр античного мира) и Пантеон (храм во имя всех богов).Стены, потолки и полы общественных зданий, а также дворцов императоров и богатых домов частных улиц украшались росписью или мозаикой. Особое распространение получила портретная скульптура. В конце II в. н.э. в Римской империи начинается кризис, который в конце III в.
охватывает все государство. Характерные признаки кризиса античной культуры – низкий уровень грамотности, огрубление нравов, пессимизм, широкое распространение христианства. В это время изменяется форма римского государства, принципат уступает место доминату – неограниченной монархии, лишенной всяких республиканских примет. В 395г. Империя окончательно распадается на Западную с центром в Риме и Восточную с центром в Константинополе. Восточная Римская империя существовала до 1453г. как Византийская империя, культура которой стала продолжением греческой, но в христианском варианте. Западная Римская империя прекратила свое существование в 476г., когда был низложен последний император. Этот год традиционно считается концом Древнего мира, античности. Античные государства сыграли выдающуюся роль в мировой истории: впервые в области экономики, политики, социальных отношений, государства, права, культуры сложились и развились такие отношения, были сформулированы такие концепции, понятия, идеи, которые составили основу европейской цивилизации и которым вообще была уготована долгая жизнь в мировой истории и культуре.Основные черты античного типа культуры проявились посредством нормы, классики и эстетической формы.
Понятие нормы как понятие культуры складывается уже в эпоху Древней Греции, но получает завершённость, целиком расцветает в римский период античности. Римская история переполнена историями назидательного характера, когда человек в интересах общества и государства поступался своими родственными чувствами. Нравственной
нормой было прославление людей прежде всего за верную службу отечеству и государству. Не случайно нормой искусства риторики была такая форма речевой организации, в которой превалировало общезначимое над индивидуальным. Даже на надгробиях принято было писать социальные статусы человека и заслуги его перед Римом. Только со II в. н.э. появляются эпитафии лирического, личного и семейного содержания. Этика
и эстетика подвига были нормой античного общества и античной культуры.
Понятие классики означает общественное состояние или тип искусства, в котором неповторимое, индивидуальное и общественное находятся в состоянии динамичного, неустойчивого, но реального равновесия. Классика как принцип общественного развития - это взаимодействие жизни и нормы. Например, рабовладение для Рима - естественное состояние : не развит внутренний рынок, нет такого количества потребителей, которые потребляли бы возможные производимые товары. Но это и противоестественное состояние общества, когда огромное количество населения не принадлежит к римскому обществу. Разрешение этого противоречия пошло в Риме по пути создания сословия вольноотпущенных.
Конфликт таким образом постоянно разрешался (конечно, до определённого времени).
Другой пример
- античная трагедия. Как художественное
произведение она основывается
на столкновении двух истин:
общественно-значимой (нормы) и индивидуально-
Для античного сознания важна эстетическая ясность форм. Отсюда и характерная эстетическая форма античного искусства. Цель искусства - сделать талант и дар внятным согражданам. Стихи всегда следуют чёткой
норме. Театральное действо отвечает существующему канону: зрители заранее хорошо знают сюжет трагедии или комедии, неожиданностей не может быть, но для них важно другое - понятность и убедительность известного сюжета и образов, то есть определённая, принятая эстетическая форма.
Римская культура - это языческая культура. Но эпоха поздней Римской
империи ознаменована широким распространением в её пределах нового вероучения - христианства, которое одержало окончательную победу в Риме при императоре Константине (324 - 330). Четвёртое столетие нашей эры было временем расцвета христианского красноречия. Обилие церковных споров и полемика с язычниками породили обширную христианскую литературу, созданную по всем правилам античной риторики. Особенную остроту идеологическая борьба между христианами и язычниками приняла в V в. н.э. в последние десятилетия существования великой Римской державы. В кризисе, охватившем римский мир в III в. н.э., можно обнаружить начало переворота, благодаря которому зародился средневековый Запад. Варварские нашествия V в. можно рассматривать как событие, ускорившее преобразование, придавшее ему катастрофический разбег и глубоко изменившее весь вид этого мира. Но вместе с гибелью Римского государства античная культура не исчезла, хотя и прекратилось её развитие как единого органического целого. Потенциал античной культуры, её сокровища, несмотря не длительное забвение, были оценены и востребованы потомками.
Медицина в античную эпоху
Гиппократ – основоположник античной медицины
Родился в 460 году до н. э. и жил в эпоху расцвета древнегреческой культуры. Один из основоположников античной медицины. За свой огромный вклад в развитие медицины Гиппократ был наречён отцом медицины.
Родился он в городе Меропис, на острове Кос. Отец Гиппократа происходил из рода асклепиадов (врачей). Он же и был первым учителем Гиппократа в области медицины. Но Гиппократ не ограничился знаниями, приобретёнными у своего главного наставника. Став после смерти своих родителей странствующим врачом - периодевтом (в их обязанности в
частности входило лечение бедного населения) он много путешествовал по многим греческим городам, а также Малой Азии. Это дало возможность Гиппократу иметь обширную врачебную практику и накопить большой опыт, обобщенный им в виде медицинских сочинений. Часть этих сочинений дошла до нашего времени в так называемом "Гиппократовом сборнике". С особым уважением к Гиппократу относились врачи Эллады и Фессалии.
Вообще вопрос о том, какие труды оставил после себя Гиппократ, до сих пор окончательно не решён. Согласно традициям того времени врачи не подписывали своих сочинений, и все они со временем оказались анонимными. Первый сборник трудов древнегреческих врачей был составлен много лет спустя после смерти Гиппократа в III в до н. э. в знаменитом александрийском хранилище рукописей. По велению Птолемея со всего света свозились в Александрию рукописи ученых, которые систематизировались в каталоги, изучались, переводились и переписывались. Среди 700 тысяч свитков было 72 медицинских сочинения, написанные по-гречески. Все они были безымянными: история не сохранила ни одного подлинника, в котором было бы указано авторство Гиппократа или других врачей Древней Греции классического периода. Около 300 до н. э.
медицинские рукописи были объединены в "Гиппократов сборник". Таким
образом александрийские ученые сохранили для потомков сочинения Гиппократа и других греческих врачей живших в V - III века до н. э.
У Гиппократа было два сына Фессал и Дракон. Они работали с отцом, под его непосредственным руководством и влиянием. Часть работ "Гиппократова сборника" написана ими.Гиппократ скончался по одним источникам в возрасте 83, а по другим - 104 лет. Похоронен в Лариссе Фессалийской. Местные жители очень чтили его могилу и ещё во II в н. э. показывали путешественникам.
2. Деонтологические принципы Гиппократа
Велики заслуги Гиппократа в становлении деонтологических принципах
зарождающейся научной медицины. После смерти ученого прошло более 23 веков, и если о специальных работах великого грека, к сожалению, знают не многие врачи, то о принципах клятвы Гиппократа, например, знает почти всё население. В период становления научной медицины "клятва" явилась своеобразным уставом нового поколения врачей, порвавших связи с храмовой медициной жрецов. Но одновременно она объединяла врачей того времени в борьбе со знахарями, лжеврачами, шарлатанами. Положение этой "клятвы": "... направлять режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости" остаётся незыблемым в настоящее время.
В наш век, когда раздаются голоса о дегуманизации медицины, особенно актуально звучат слова "клятвы" о врачебной тайне: "Чтобы при лечении - а также без лечения - я не увидел или не услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной". Этой же проблеме посвящены такие работы Гиппократа, как "Закон", "О враче", "О благоприличном поведении", "Наставление". В статье "Закон", выступая против посредственности в медицине, он писал о врачах, что "по званию их много, на деле же - как нельзя менее". В работе "О враче", указывая на необходимость аргументированности, обоснованности суждений врача у постели больного отмечал, что "... поспешность и чрезмерная готовность, даже если бывает весьма полезны, презираются".
Говоря о необходимости профессиональной подготовки хирурга и вреде невежд в этой области, великий ученый писал: "А стыдно через операцию не достигнуть того, чего желаешь". В подготовке хирурга он основное внимание уделял не технической стороне проведения операции, а диагностическому процессу в деятельности врача. "Только тот кто будет иметь знания признаков правильно приступит к хирургии".
В работе "О благоприличном поведении" Гиппократ говорит не только о
правилах поведения врача в обществе, но и о положении медицины в системе других наук и связи медицины с философией. "Ведь врач философ равен богу. Да и немного в самом деле различия между мудростью и медициной и всё, что ищется для мудрости всё это есть и в медицине, а именно: презрение к деньгам, совестливость, скромность, простота в одежде, уважение, суждение, решительность, опрятность, изобилие мыслей, знание всего того, что полезно и необходимо для жизни, отвращение к пороку, отрицание суеверного страха перед богами, божественное превосходство. То, что они имеют, они имеют против невоздержанности, против корыстолюбивой и грязной профессии, против непомерной жажды приобретения, против алчности, против хищения, против бесстыдства..."