Лекция по "Истории костюма древнего и античного мира"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 19:26, лекция

Описание работы

Работа содежрит лекцию по дисциплине "История костюма древнего и античного мира"

Файлы: 1 файл

История костюма.docx

— 4.86 Мб (Скачать файл)

ЛЕКЦИЯ  №1

 

  1. Цель курса
  • Сформировать представление об основных направлениях и этапах в развитии одежды народов мира, начиная с древнейших времен до середины ХХ в.
  • Продемонстрировать с помощью иллюстративного материала процесс возникновения, трансформации и совершенствования костюма в связи с ментальными, социальными, экономическими, политическими изменениями в ходе развития человечества.
  • Определить национальные особенности бытового костюма разных народов в зависимости от истории, быта, религии и других факторов.
  • Показать разницу между бытовым и танцевальным сценическим костюмом.

 

 

В процессе изучения данного курса  выпускник должен:

ЗНАТЬ:

    • значение истории костюма в своей профессиональной деятельности;
    • логическую последовательность в ходе развития бытового и сценического костюма;
  • взаимосвязь костюма с бытом, социальным статусом его хозяина, нравственностью, моралью конкретного общества, экономическим и политическим устройством мира.

 

 

Содержание курса

  1. Введение в историю костюма
  2. История костюма древнейшего и античного миров:

- Исторический костюм Древнего Египта

- Исторический костюм народов  Передней Азии

- Костюм античной эпохи. Древнегреческий исторический костюм

- Древнеримский исторический костюм

- Исторический костюм скифских  племен.

  1. Западноевропейский исторический костюм эпохи     Средневековья
    1. Западноевропейский костюм позднего средневековья.                                         Италия, Испания, Франция, Англия, Германия
    1. Костюм Эпохи Возрождения.
    2. Русский костюм до монгольского периода. 
    3. Русский костюм с XIII по XVII вв.
    4.   История костюма в странах Европы XVII – XVIII вв.
    5.   История костюма в странах Европы XIX –

      первой половины ХХ века

    1. Особенности народного и сценического костюма разных стран

 

 

Введение в историю костюма.

  1. Что изучает история костюма. Источники информации и иконографический материал для изучающих историю костюма.
  2. Понятия одежда, костюм, мода.
  3. Основные причины возникновения одежды.
  4. Национальные, социальные, этические, климатические факторы,  влияющие на развитие костюма.
  5. Различие между уличной одеждой и костюмом «от кутюр», различие между бытовой и профессиональной одеждой, сценический костюм, особенности балетного костюма.

 

Что изучает история костюма. Дисциплина «История костюма» рассматривает многовековую трансформацию одежды как социально-культурного явления.

Причина и логика появления и изменения одежды. Ещё на заре своего существования человек создал первый покров для защиты тела от холода воды и тепла и помощи в непрерывной борьбе за свое существование. Защитник и помощник – вот чем был для человека первобытный костюм.  Костюм – это предмет материальной культуры человека. Его функциональное назначение существовало и видоизменялось вместе с людьми. Со временем костюм стал выполнять множество других функций: прямых и косвенных, более тонких, интимных, способных лишь создать еле уловимое настроение. Эта психологическая связь между человеком и одеждой возникла очень рано. В различные эпохи одежда имела свою форму, свою окраску и свое влияние на формирование внешнего облика человека. Однако эстетический критерий человеческой красоты постоянно меняется. В связи с этим меняется и костюм. Причины смены этого критерия красоты (моды) настолько разнообразны, что с трудом можно разыскать и выделить основные из них, создающие тот или ной идеал костюма определенного времени.

 

Национальные, социальные, этические, климатические факторы,  влияющие на развитие и формирование костюма.

  • материальный прогресс общества;
  • технические изобретения;
  • знакомство с дальними странами;
  • возникновение городов или их разрушение;
  • появление новых народов и исчезновение старых культур;
  • социальные и личные отношения между людьми, сложившиеся в

              обществе.

 

 Источники информации  и иконографический материал  для изучающих историю костюма.  История культуры одежды – это последовательность развития общего культурного процесса, в котором ничего не исчезает, из того, что создали предыдущие поколения. Будущие поколения лишь трансформируют приобретенные ценности в соответствии с новыми природно-климатическими условиями, экономическими и социальными условиями жизни людей, иной мировоззренческой системой взглядов,  художественно-эстетическими ценностями. Поэтому, какие бы варианты одежды не диктовала современная мода, она лишь интерпретирует то, что уже когда-то было найденно.

Источники информации:

- летописи

- наскальные  рисунки 

- исторические  трактаты и книги

-фрески и  скульптуры

- рисунки

- фото

- видео

 

Понятия одежда, костюм, мода.

 

ОДЕЖДА – совокупность изделий надеваемых человеком призванных защищать его от неблагоприятных воздействий окружающей среды и выполняющих не только утилитарные, но и эстетические функции.

Одежда  включает комплекс предметов: бельё, верхнее  платье, костюм, головной убор, обувь, аксессуары и др.

Одежда- самобытнейшее и древнейшее явление цивилизации, существующее столько, сколько существует homo sapiens. По свидетельству археологов ее возраст составляет более 50 000 лет. Уже только по этой причине одежда человека заслуживает серьезного внимания, т. к. является важнейшим источником осмысления проблем этногенеза, этнической истории, связи между различными племенами и народами.

Одежда  первобытного человека носила чисто  условный характер. У некоторых племен ее присутствие на теле означалось краской или татуировкой. По существу это был лишь прообраз «настоящей одежы».

Истоки  «настоящей одежды» приходятся на период позднего неолита, когда зарождается родовое общество и возникает потребность в маркировании «своих» и «чужих», где свои определялись по материнской линии. Одновременно с этим возникает потребность создания системных половых табу для отличий мужской и женской одежды. Схема возникновения и развития одежды проходила по восходящей: от простейшей одежды до более сложных ее видов, от не сшивной к сшивной, от глухой к распашной. Самым простым видом не сшивной одежды был набедренник, подвидом которого стали фартуки перевязки, пояса, плащи. Таким образом, формировался первый комплект одежды, включающий набедренную и верхнюю или плечевую одежду.

 На  рубеже древнекаменного и среднекаменного периодов произошли изменения в природно-климатических условиях, существенно отразившиеся на животном и растительном мире, следовательно, и на сырье для одежды, на занятиях людей их мировоззрении. Наступила эпоха «северного Оленя», а в месте с ней эпоха плетеной одежды с четко выраженной защитной функцией. Выразителем этого направления развития одежды была культура «мизинских мадонн», которая в своеобразной пластической форме олицетворяла историю «парности», связанную с укреплением института семьи. Одежда «мизинских мадонн» приобрела черты сакральности, проявившиеся преимущественно в украшениях: в подвесках из ракушек, зубов оленей и лисиц, в диадемах, изготовленных из кости мамонта, в бусах, перстнях, браслетах, амулетах.

Эпоха неолита охарактеризовалась переходом от охоты к земледелию и скотоводству, т.е. к воспроизводимому хозяйству. Кардинально изменяется технология изготовления одежды, формируется культура нового типа – земледельческая. Ее сакральная сущность основывалась на культуре земли, и это сказывалась на новых направлениях и новых функциях одежды. Ее трансформация способствовала изобретению ткани и шитья. На первых парах одежда по форме и крою сохраняла традиции палеолита с дальнейшей заменой материалов. Из ткани изготовляют рукава, нагрудники, которые одевали отдельно, и лишь через некоторое время начали сшивать. В одежде человека неолита украшения играли значительную роль. Недаром неолит называют эпохой костяных украшений.

 

КОСТЮМ –  (фр. costume – обычай) определённая система предметов и элементов одежды, обуви, аксессуаров, отражающая социальную и национальную принадлежность человека, его пол, возраст, занятия, профессию.

Костюм  несет на себе отпечаток эпохи, в  которой он создан, и отражает:

  • экономический и культурно-эстетический уровень общества;
  • функциональную принадлежность;
  • исторический, классовый, психологический характер общества;
  • нравственные  и духовные ценности общества;
  • национальную и половую принадлежность;
  • сексуальность.

Костюм  характеризуется:

  • материалами, из которых он сделан (мех, ткань, трикотаж, кожа);
  • художественным оформлением (дизайном);
  • кроем.

Костюм  отражает внешний образ человека. Кроме материальной культуры он несет  информацию о:

  • психологической,
  • социальной;
  • возрастной;
  • исторической характеристики человека.

Психологическая характеристика костюма проявляется  в том, что человек одевает  на себя и в его отношении к  тому, что он одевает.

Историческая  характеристика складывается из познания всего окружения, которое сложилось  в данную историческую эпоху. Как  только общество разделилось на классы, костюм становится отражением социального неравенства и носит классовый характер.

Костюм, как и одежда, покрывает тело человека, но функциональные особенности их различны. Если одежда служит человеку для того, чтобы защищать его от климатических воздействий, то костюм отражает внешний образ человека, выявляет его внутреннее содержание и является психологической, социальной, возрастной и исторической  характеристикой. Костюм  всегда является объектом творчества и средством эстетического воспитания личности. Костюм – это составная часть предметного мира, окружающего человека. Важно создать гармонию между этим миром и человечеством, чтобы вещи служили человеку, а не он был их рабом. Костюм – это образно расширенный ансамбль, в центре которого человек. Создание костюма это постоянный поиск разнообразия форм и конструкции одежды. Источники,  используемые при создании костюма, могут быть самые разнообразные. Богатейшей кладовой для создания костюма, является исторический костюм, который формировался, шлифовался и утверждался веками. Исторический костюм наряду с национальным костюмом является богатейшим источником творчества художника – модельера.

Исторический костюм – костюм конкретной эпохи, культуры, этноса. Исторический костюм это правдивое зеркало прошлого, позволяющее нам изучать современный костюм, раскрывающий в своем многообразии культурный, экономический, духовный образ современного человека.

Ансамбль – (от франц. ensemble – вместе, сразу) - художественно решенный костюм, несучий определённый замысел, образное содержание, структуру, обусловленные его назначением. Ансамбль комплект одежды, выполненной по единому художественному замислу. Ансамбль  объединяет костюм, обувь, прическу, грим, аксессуары и несёт определённую унитарно-эстетическую функцию. Ансамбль костюма характеризуется строгой взаимной подчинённостью его составляющих с образом человека конкретного времени и находится в созвучии с окружающей средой – интерьером или экстерьером.

Комплект – (от лат. complectus) это набор элементов костюма, объединенных стилевым единством и определёнными признаками, например, материалом, назначением, цветом. Предметы, составляющие комплект равнозначны, взаимосвязаны, что и отличает комплект от ансамбля.

 

 

МОДА  – (фр. mode от лат. modus – мера, образ, способ, правило, предписание) более широкое распространение и кратковременное господство определенных вкусов в отношении одежды, предметов быта или в предметов какой-либо другой сферы жизни или культуры человека.

Модой в  самом широком смысле этого слова  называют существующие в определённый период и общепризнанные на данном этапе отношения к внешним  формам культуры: к стилю жизни, обычаям  сервировки и поведения за столом, одежде.

Мода  характеризует поверхностные и  непродолжительные изменения внешних  форм, предметов быта и художественных произведений.

В отличие  от стиля, мода характеризует поверхностные  непродолжительные изменения внешних  форм предметов быта и художественных произведений. Существенной чертой моды является её частая сменяемость. В моде проявляется постоянное стремление человека к обновлению, изменению  всего, что его окружает, в том числе и одежды. Мода, едва зародившись, медленно приближается к своему концу, уничтожая саму себя, и при этом умирает молодой.

Понятие «мода» относится преимущественно  к явлениям культуры, охватывающих широкий круг жизнедеятельность  людей, включая материальные и духовные ценности, выработанные человечеством  в процессе его развития. В более  узком смысле модой называют смену  форм, пропорций, фасонов одежды, головных уборов и аксессуаров, которая происходит в течение сравнительно коротких промежутков времени.

Информация о работе Лекция по "Истории костюма древнего и античного мира"