Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 19:37, курсовая работа
Основными хозяйственными занятиями местных народов было скотоводство и земледелие. В разных экологических зонах их сочетание было различным. В горах и предгорьях (у части адыгов, кабардинцев, ногайцев, абазин, карачаевцев, балкарцев, чеченцев и ингушей) ведущей отраслью хозяйства было скотоводство, сочетавшееся с земледелием. В предгорьях и на низменностях — в нижнем течении Кубани, на Черноморском побережье — значительного развития достигли полеводство и садоводство. Важную роль в хозяйстве народов Северного Кавказа играла охота.
Введение…………………………………………………………………………...2
Женские рубахи…………………………………………………………………...4
Женские кафтанчики……………………………………………………………...7
Женская верхняя одежда (платье)………………………………………….........9
Покрой рукавов платья………………………………………………………….14
Женская теплая одежда…………………………………………………………17
Женские пояса…………………………………………………………………...18
Девичьи головные уборы…………………………………………………..........22
Головные уборы замужних женщин…………………………………………....23
Женские шапочки………………………………………………………………..26
Женские украшения……………………………………………………….….....29
Комплексы женской одежды……………………………………………….…...32
Заключение……………………………………………………………………….38
Список использованной литературы…………………………………………...41
Второй тип шапочек первой группы отличается меньшей высотой цилиндрической части, также обтянутой полосатыми галунами, и более выпуклой полушаровидной верхушкой, покрытой бархатом или сукном. Эта верхушка была украшена радиально расположенными от центра галунами, между которыми была видна основная ткань красного или черного цвета. Шапочки такого типа имели басонные украшения в виде плетенок, окаймляющих верхний край цилиндра и расположенных между галунами на верхушке. Спереди по верхнему краю цилиндра была протянута нитка, с которой в виде бахромы спускались кисточки из золотых или серебряных ниток. На самой макушке, в месте скрещения галунов, часто располагалась вертикально поставленная продолговатая басонная бусина из золотых или серебряных ниток. В других случаях на макушке делали выпуклую серебряную накладку, посередине которой находился шарик, иногда завершенный лунницей или изображением птички. По гладкому или зубчатому краю накладки были иногда прикреплены мелкие подвески. Серебряные накладки украшали чернью, гравировкой, зернью, порой позолотой. Шапочки второго типа также назывались «золотая шапка».
Шапочки третьего типа первой группы имели вид невысоких цилиндров от 5 до 10 см, обтянутых галунами, с плоским дном, также покрытым галунами. Спереди по верхнему краю цилиндра в некоторых случаях подвешена бахрома. Шапочки этого типа бытовали главным образом у адыгейцев и черкесов современной Карачаево-Черкесии. В Адыгее вообще наблюдалась тенденция к меньшей высоте шапочек всех трех типов первой группы.
Девушки могли носить шапочки на распущенные волосы или косы. Но чаще все же поверх шапочки накидывали платок или шарф, который закрывал только заднюю половину шапочки, оставляя свободным шарик на макушке. Невесты и молодухи обязательно надевали поверх шапочки указанным способом платок, сложенный углом. Концы платка проводили под подбородком и закидывали на спину.
Вторая группа шапочек, для украшения которых характерно более позднее шитье гладью, также включает несколько типов. Все шапочки второй группы имели плоское донышко и невысокий околыш. Первый, наиболее распространенный тип — твердая шапочка в виде невысокого (4—6 см) цилиндра с плоским донышком. Ее обтягивали бархатом, чаще всего темно-красного цвета, или черным плотным шелком. Обычно такую шапочку украшали золотым шитьем гладью по околышу. Вышивка имела вид растительного побега или отдельных повторяющихся фигурок стилизованного растительного или геометрического орнамента. Донышко украшалось вышивкой в виде сложной розетки или нескольких сложных фигурок. Из центра донышка до плеча спускалась кисть из золотых и серебряных ниток, порой весьма сложного фигурного плетения. Иногда и центре донышка делали небольшую серебряную накладку с шариком, на котором укреплялась птичка. Шапочки этого типа были более всего распространены в Карачае и Балкарии, где их называли окъа бёрк (окъа — шитье золотом, бёрк — шапка). Тем же термином карачаевцы и балкарцы называли и высокие шапочки первой группы, встречавшиеся в знатных семьях, о чем говорилось ранее.
Шапочки первого типа второй группы, описанные выше, носили также в Адыгее, Кабарде, у черкесов Карачаево-Черкесии. В Кабарде их носили только девушки. Для свадебного праздника и последующего ношения до рождения первого ребенка, т. е. в наиболее важные периоды жизни женщины, шапочки не были приняты. Обычно, если тот или иной предмет костюма не применяется при обрядовом действии, это свидетельствует о его заимствовании или недавнем происхождении.
Второй тип шапочек второй группы отличался еще более низким околышем (1,5—2 см) и плоским дном. Такая шапочка могла держаться на голове только при помощи шнурка под подбородком. Ее носили немного на бок. Такая шапочка обильно украшалась золотым шитьем, особенно на донышке. Никаких кистей или выпуклых басонных украшений на ней не было. Эти шапочки бытовали в Адыгее и у черкесов Карачаево-Черкесии.
Шапочки третьего типа второй группы имели форму усеченного конуса с плоским дном, обтянутого красным бархатом. И околыш, и донышко украшались золотым шитьем гладью, а изредка и вприкреп. Орнамент стилизованный растительный или геометрический. Кистей и металлических украшений на донышке они не имели. Этот вид шапочек наиболее характерен для Осетии. Встречаются они и в восточных районах Кабарды, а также в Ингушетии, по-видимому, заимствованные из Осетии.
В Осетии шапочки этого типа служили частью свадебного костюма. Иногда девушки надевали их в разных торжественных случаях, но в целом шапочки в Осетии бытовали значительно меньше, чем в Кабарде и Адыгее; возможно, это объяснялось меньшей материальной обеспеченностью основной массы осетин, а позднее также значительным влиянием городской моды. Последнее отразилось и на украшениях шапочек блестками, канителью в виде пружинок, бисером.
Головные уборы женщин Северного Кавказа дополняли различного рода наносные украшения: I) повязки или мешочки, скрывавшие волосы от посторонних; 2) подвески и украшения кос.
Повязка для кос (по-кабардински шъхъэ пышIэ) представляла собой широкую полосу белой ткани, иногда на концах украшенную вышивкой. Ею плотно обматывали каждую из двух кос или просто волосы, разделенные на две пряди, а затем их перевивали подобием толстого шпура и внизу закрепляли. Независимо от длины кос это украшение опускалось до подола.
Одежда народов Северного Кавказа отличается своеобразием не только в покрое, но и по общему стилю и характеру украшении. Сшитая из дорогих тканей праздничная женская одежда украшалась галунами, басонными изделиями (плетенки, шнурки, кисточки, подвески и т. п.), сделанными из золотых и серебряных ниток, а также золотым и серебряным шитьем.
Шитье золотом было особенно характерно для адыгских народов, карачаевцев и балкарцев, плоскостных осетин и ингушей. У этих же народов широко употреблялись и отличались высоким качеством басонные изделия. Галуны употреблялись повсеместно.
I. Среди украшений,
нашитых или прикрепленных к
одежде, мы выделяем верхушки
шапочек — выпуклые или
Наибольшее распространение серебряные верхушки на шапочках получили у адыгских народов, реже у карачаевцев и балкарцев. У последних они встречались на шапочках с плоским дном и имели вид небольшой круглой пластинки с шариком или птичкой в центре.
Можно заметить взаимозаменяемость
металлических украшений и
В начале донышком, украшенные ажурными филигранными пластинками; на донышке пластинки были круглые, по околышу — фигурные.
2. Украшения женских платков в виде серебряных бусин, нанизанных на бахрому, и фигурных серебряных подвесок, укрепленных по углам платка. Чаще бусины на бахроме платков плели из золотых шнурков и нитей. Подобные украшения использовались обычно для обогащения покупных фабричных платков. Иногда при этом имевшаяся на платках бахрома заменялась более длинной, сделанной из крученых шелковых нитей. Платок, украшенный металлическими бусинками и подвесками, становился более нарядным, при каждом движении раздавался мелодичный серебряный звон. Такие украшения платков встречались у карачаевцев, балкарцев, кабардинцев.
3. Нагрудные или плечевые
бляхи и подвески. Крупные круглые,
слегка выпуклые серебряные
На груди платья или кафтанчика вдоль разреза по сторонам застежек часто нашивали подвески, расположенные одна под другой от плечей до пояса. Они имели вид шариков на цепочках, целых или разрезанных вдоль миндалин или грушевидных пуговиц, висящих узким концом вниз. Последние чаще встречались у чеченцев (а также в Закавказье), остальные — у адыгских народов, карачаевцев, балкарцев, осетин.
Подвески других форм, нашитые на одежду (платье, безрукавку, нагрудники), были распространены у чеченцев, особенно в районах, пограничных с Дагестаном и Грузией.
4. Кроме нагрудных подвесок, у ряда народов встречались подвески, нашивавшиеся вдоль разреза рукава платья.
5. На одежду нашивали также футляры для молитв дууа или имитирующие их треугольные пластинки, иногда с цепочками или бубенчиками по нижнему краю. Украшения-амулеты или пластинки иногда нашивались на боку под рукой, где они не были видны посторонним, но часто и просто на груди, играя роль и украшений. Украшения-амулеты более всего были распространены в горных районах, особенно Северо-Восточного Кавказа.
6. У очень многих народов в качестве украшений широко использовались монеты или имитирующие их бляхи. На Кавказе использование монет в качестве украшений известно по многим памятникам средневековья. Но в XIX — XX вв. монеты, нашитые в качестве украшения на одежду и головные уборы, на Северном Кавказе встречались не часто и более всего у чеченцев, возможно, под влиянием соседних народов Дагестана.
7. В известной степени роль украшения играли мелкие круглые серебряные пуговки, пришивавшиеся на платья, кафтанчики и даже шубы женщин старшего XX в. в Кабарде и Осетии встречались бархатные ша возраста. Они заменяли пуговки-узелки, вывязанные из шнурка, и застегивались на мелкие петли из шнурка. Традиция таких застежек уходит в период средневековья.
8. Украшениями являются и нагрудные застежки, насчитывающие также не одно столетие своего существования. Эти застежки, пришивавшиеся на платье или кафтанчик, а позднее на нагрудник, прошли путь от собственно застежек к их имитации.
9. Особое место занимают украшения в виде металлических накладок разной формы, нашивавшиеся на женские кафтанчики, платья, иногда на стеганые капталы. Бытовали они у карачаевцев, балкарцев, кабардинцев. Их располагали на углах пол, по борту и подолу, низу рукавов (в виде нашивных браслетов), т. е. в тех же местах, где встречалось золотое шитье. Сама форма этих накладок совпадает с излюбленными мотивами золотого шитья. Обычно они изготовлялись ювелирами по заказу женщин, которые сами вырезали из бумаги желаемый образец, повторяя традиционные мотивы золотого шитья. С задней стороны накладки были снабжены петельками для нашивания.
Технология изготовления
накладок различна. В одних случаях
это тонкие серебряные пластинки
с легким черновым узором, в других
— пластинки, изготовленные способом
литья с последующей
Наряду с накладками, имитирующими золотое шитье вприкреп, в начале XX в. вошли в моду более мелкие украшения, нашивавшиеся на груди, по бортам и подолу платья.
Вторую большую группу женских украшений представляют украшения, надевавшиеся отдельно, съемные (ожерелья, браслеты, серьги, кольца и др.). В конце XIX — начале XX в. они были гораздо менее распространены, чем нашивные. Отчасти это можно объяснить характером женского костюма в целом. Головные уборы, включавшие в себя шали, закрывавшие уши и шею, не способствовали ношению серег, височных подвесок, шейных украшений. Нагрудным украшением прежде всего служили застежки, на фоне которых другие украшения были бы мало заметны. Длинные рукава рубах и платьев закрывали запястья, а часто и кисти рук, что делало малоцелесообразным ношение браслетов и даже колец.
Из европейских шейных украшений у богатых женщин изредка можно было встретить медальоны на цепочке. Роль украшений играли и дамские часы, которые в это время носили на шее. Крышка часов была обычно орнаментирована. Если цепочка была короткой, получалось нечто вроде медальона, если она была очень длинной и спускалась до пояса, то часы закладывали в специальный карманчик, нашитый на левой стороне груди. Подобного рода кармашки встречаются и на платьях самого традиционного покроя, сделанных в конце XIX в., а особенно в начале XX в.
В начале XX в. изредка можно было встретить (у осетин, иногда чеченцев) броши европейского типа. Браслеты так же встречались очень редко и были в основном покупными (гладкие дутые с камнями, цепочки и др.).
Среди съемных украшений самыми популярными были кольца. Иногда их носили на нескольких пальцах сразу. Кольца были гладкие, типа обручальных, с небольшими щитками, с камешками в оправе. В начале XX в. бытовали почти исключительно кольца европейских форм, купленные в магазинах.
В конце XIX в. и особенно в начале XX в. все более распространяются покупные ювелирные украшения неместных форм. К таковым относились многие серьги, кольца, почти все браслеты, все броши и часы. Они были доступны только зажиточным семьям
Итак, из приведенного описания видно, что в костюме женщин видное место занимали украшения из металла, причем в большей степени нашитые или прикрепленные на предметы одежды. Изготовлялись украшения из серебра или «белого» металла. Это объяснялось не только большей, чем золото, доступностью этих металлов, но и местными вкусами. Позолота использовалась также умеренно. Однако в конце XIX и особенно в начале XX в. позолотой стали пользоваться чаще, особенно при изготовлении женских металлических поясов.
Наличие украшений и их качество определялось, естественно, прежде всего имущественным положением и социальной принадлежностью их носительниц. Вместе с тем соответственно традиции некоторый минимум их имелся в большинстве семей. Благодаря своей ценности украшения, особенно нагрудные застежки и пояса, переходили из поколения в поколение, из семьи в семью. Пояса, принадлежавшие невесте, позднее передавались, например сестрам ее мужа.
Определение комплексов женской одежды конца XIX — начала XX в. также сложно, как и мужской, но в данном случае возможно их выделение с учетом некоторых этнических особенностей. При этом необходимо иметь в виду значительную разницу праздничной и повседневной одежды, знать, что в праздничной одежде черты отдельных комплексов проявляются ярче, чем в будничной. Исследования показали, что праздничный костюм был одновременно и свадебным, последний отличался от первого только большим платком, закрывавшим голову и фигуру невесты. Одежда замужних женщин после рождения первого ребенка претерпевала значительные изменения. Поэтому помимо девичьих важно рассмотреть отдельно и комплексы одежды замужних женщин.
Информация о работе История костюма народа Северного Кавказа