История костюма народа Северного Кавказа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 19:37, курсовая работа

Описание работы

Основными хозяйственными занятиями местных народов было скотоводство и земледелие. В разных экологических зонах их сочетание было различным. В горах и предгорьях (у части адыгов, кабардинцев, ногайцев, абазин, карачаевцев, балкарцев, чеченцев и ингушей) ведущей отраслью хозяйства было скотоводство, сочетавшееся с земледелием. В предгорьях и на низменностях — в нижнем течении Кубани, на Черноморском побережье — значительного развития достигли полеводство и садоводство. Важную роль в хозяйстве народов Северного Кавказа играла охота.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...2
Женские рубахи…………………………………………………………………...4
Женские кафтанчики……………………………………………………………...7
Женская верхняя одежда (платье)………………………………………….........9
Покрой рукавов платья………………………………………………………….14
Женская теплая одежда…………………………………………………………17
Женские пояса…………………………………………………………………...18
Девичьи головные уборы…………………………………………………..........22
Головные уборы замужних женщин…………………………………………....23
Женские шапочки………………………………………………………………..26
Женские украшения……………………………………………………….….....29
Комплексы женской одежды……………………………………………….…...32
Заключение……………………………………………………………………….38
Список использованной литературы…………………………………………...41

Файлы: 1 файл

история костюма народа Северного Кавказа.doc

— 7.43 Мб (Скачать файл)

Как отмечалось ранее, в  отдельных элементах женского костюма  прослеживаются черты более древних  эпох, в частности деление на возрастные группы. При этом смена головного  убора женщины после рождения первого ребенка как бы фиксирует  ее переход в группу матерей. У народов Северного Кавказа можно отметить сходство в отношении к одежде девочек и глубоких старух: и те, и другие исключены из возможного полового общения и их одежда может сводиться к рубахе, штанам и головному платку.

Разница в одежде различных поколений характерна для всех народов. Особенно четко она выступает в переломные периоды, когда новое легче воспринимается молодежью, а старшее поколение придерживается старых форм. При рассмотрении одежды женщин Северного Кавказа следует учитывать местную специфику, в частности запрет на ношение теплой (меховой, а иногда и стеганой на шерсти или вате) верхней одежды девушками и молодыми женщинами.

Развитие капиталистических  отношений, рост классового расслоения крестьянства, усиление торгово-экономических связей с Россией, влияние русской культуры — все это не могло не отразиться на одежде народов Северного Кавказа. Вытеснение домотканины фабричными тканями здесь началось, как мы отмечали выше, значительно раньше, чем в других регионах страны; обрели признание ткани самого различного качества: у бедной части населения — холст, бязь, ситец и другие дешевые ткани, у богатых — шелка, бархат, парча.

Усиление привоза тканей из России в конце XIX в., вызванное  ростом в стране текстильной промышленности и освоением новых рынков, расширило возможности их приобретения горцами, но не произвело «переворота» в их костюме. Социальные изменения, вызванные «освобождением зависимых сословий» (крепостных и рабов), рост кулачества нашли отражение прежде всего в женской одежде. Отпали феодальные привилегии и запреты на отдельные формы и цвета одежды там, где они существовали. Новая социальная верхушка пыталась подражать феодалам в костюме, но не все было ей доступно. Трудоемкая и очень дорогая вышивка золотом и серебром швом «вприкреп» в значительной степени вытесняется более простой и быстрой гладью, используются иногда покупные фабричные элементы отделки — тесьма, ленты, позументы, аграманты, фабричные басонные изделия и кружева. Местные ювелиры изготовляют серебряные нашивные пластинки, имитирующие золотое шитье «вприкреп». Возрастает количество ввозимых из России шелковых и шерстяных шалей, пледов, платков, появляются шарфы — газовые, шифоновые и кружевные (ручного плетения вологодской работы). Входят в употребление ювелирные украшения европейского типа. В качестве украшения начинают носить и часы типа медальонов на короткой или длинной цепочке. На отдельных франтихах можно было видеть городские ботинки, а в руках — дамские ридикюли. Все эти нововведения были доступны только зажиточным слоям населения.

Наконец, города служили  источником моды. Влияние последней  особенно сказывалось на женской  одежде. В конце XIX — начале XX в. происходит переход от распашных платьев  к закрытым, появляются новые формы  рукавов. Процесс сближения традиционных форм с городской модой происходил стихийно и захватывал довольно узкий круг населения.    

 

 

Список используемой литературы.

  1. Студенецкая Е. Н. «Одежда народов Северного Кавказа 18-20 в. в.»
  2. Плаксина - Флеринская Э.Б., Михайловская Л. А., Попов В. П. – « История костюма. Стили и направления» М., 2010.
  3. Горина Г. С. – « Моделирование формы одежды» М., 1981.
  4. Мерцалова М. Н. « Костюм разных времен и народов» - М., 1993, 1995.
  5. Мерцалова М. Н. «История костюма» - М., 1972.
  6. Киреева Е. В. «История костюма»  - М., 1976.

                                                                      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




Информация о работе История костюма народа Северного Кавказа