Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 19:37, курсовая работа
Основными хозяйственными занятиями местных народов было скотоводство и земледелие. В разных экологических зонах их сочетание было различным. В горах и предгорьях (у части адыгов, кабардинцев, ногайцев, абазин, карачаевцев, балкарцев, чеченцев и ингушей) ведущей отраслью хозяйства было скотоводство, сочетавшееся с земледелием. В предгорьях и на низменностях — в нижнем течении Кубани, на Черноморском побережье — значительного развития достигли полеводство и садоводство. Важную роль в хозяйстве народов Северного Кавказа играла охота.
Введение…………………………………………………………………………...2
Женские рубахи…………………………………………………………………...4
Женские кафтанчики……………………………………………………………...7
Женская верхняя одежда (платье)………………………………………….........9
Покрой рукавов платья………………………………………………………….14
Женская теплая одежда…………………………………………………………17
Женские пояса…………………………………………………………………...18
Девичьи головные уборы…………………………………………………..........22
Головные уборы замужних женщин…………………………………………....23
Женские шапочки………………………………………………………………..26
Женские украшения……………………………………………………….….....29
Комплексы женской одежды……………………………………………….…...32
Заключение……………………………………………………………………….38
Список использованной литературы…………………………………………...41
Если у большинства народов, в частности у русских, женский комплекс много сложнее девичьего и состоит из большего количества предметов (более всего это относится к головному убору), то у народов Северного Кавказа наоборот: наибольшей сложностью отличался наряд девушек. Будничная одежда девушки была значительно ближе к одежде замужней женщины, чем праздничная.
Наиболее проста по составу одежда старых женщин и девочек. Как для тех, так и для других у ряда народов Северного Кавказа достаточно было иметь рубаху, штаны и платок, требования к «приличию» одежды по отношению к ним снижались.
Обязательными составными частями женского (и в том числе девичьего) костюма у всех народов Северного Кавказа являлись рубаха и штаны. Рубаха иногда выполняла и функции платья, т. е. была платьем-рубахой.
Рубаха была туникообразной, с перекидным плечом, рукавами, пришитыми по прямой линии, с ластовицами или без них; в бока вшивались расширяющиеся книзу клинья. Рукава были длиной до кисти, а на праздничных рубахах много длиннее, иногда до подола, при этом книзу они расширялись.
Штаны шили с широким шагом и большим ромбовидным клином между штанинами или же с узким шагом и маленьким клином или вообще без него. Штаны последнего типа чаще встречались у чеченцев, ингушей, иногда осетин.
Обязательным являлся и большой платок, закрывавший голову и плечи. Девушки или просто накидывали его на голову, сложив углом, или завязывали различными способами, общими для всех народов Северного Кавказа.
В целом женская одежда
народов Северного Кавказа
Рассмотрим комплексы девичьей одежды в их наиболее сложном варианте — праздничном. Праздничная одежда отличалась качеством материала (предпочтительный цвет ткани у большинства народов был темно-красный) — бархат, плотный или легкий шелк, обильными украшениями — галуны, басонные изделия, шитье золотом и серебром, а также включала в себя серебряные застежки и пояса.
Первый комплекс девичьей одежды, который можно назвать карачаево-балкарским, состоял из шелковой рубахи с длинными, широкими внизу рукавами, штанов с большим ромбовидным клином, кафтанчика, украшенного золотым шитьем и серебряными нагрудными застежками. Позднее кафтанчик иногда шили без рукавов, и хотя он превращался в безрукавку, его воспринимали и называли так же, как и цельный кафтанчик. Поверх кафтанчика надевали распашное платье покроя черкески. К концу XIX в. низ такого платья уже делали и отрезным. При этом передок был гладким, а на боках и сзади юбка присборена или заложена складками.
В изменении покроя платья можно видеть влияние городской одежды. Платье застегивалось только у талии, а грудь оставалась открытой, позволяя видеть застежки на кафтанчике. Покрой и длина рукавов имели ряд вариантов. Платье украшалось золотым шитьем и галунами. В особо торжественных случаях надевали богато вышитые нарукавные подвески в виде лопастей. Невысокая цилиндрическая шапочка с плоским дном была вышита золотом или серебром. Из середины дна шапочки спускалась длинная кисть. Поверх шапочки надевали шелковый платок, повязанный разными способами. К такому костюму полагался пояс с серебряной пряжкой или же целиком серебряный.
Второй комплекс — адыгский — бытовал у кабардинцев, черкесов, адыгейцев, распространился у абазин, кубанских ногайцев. Он оказал сильное влияние на формирование костюма высших сословий других соседних народов. Адыгский комплекс имел два варианта. Первый вариант данного комплекса по составу совпадал с первым комплексом, но различался в некоторых деталях. Так, в праздничном платье кабардинок преобладали короткие рукава с подвешенными под ними нарукавными лопастями. Из-под них были видны узкие вышитые рукава кафтанчика. Покрой рукавов платья адыгеек очень разнообразен, нарукавные подвески встречались реже. Наиболее характерным головным убором (особенно у кабардинок) была высокая обтянутая галуном цилиндрическая шапочка с конусообразным или округлым верхом. Такая шапочка считалась наиболее «национальной», была предпочтительным головным убором в свадебной одежде. Наряду с ней у адыгских народов бытовали шапочки меньшей высоты с плоским дном, но их носили только до свадьбы, а связанная с ними терминология указывает на заимствование этих форм у других народов. В свою очередь девушки высших сословий Карачая и Балкарии заимствовали высокую адыгскую шапочку.
Можно отметить некоторое различие в покрое платья. У адыгейских девушек встречались платья, не имевшие застежек у талии, спереди от плеча до подола пришивали клин. Подобные платья носили нараспашку поверх кафтанчика, на который иногда надевали пояс.
Второй вариант адыгского комплекса, бытовавший у некоторой части адыгейцев, отличался по своему составу. Верхнее платье сай было необязательным, верхней одеждой мог служить и кафтанчик, надетый поверх рубахи. И праздничный костюм мог состоять из шелковой рубахи и надетого поверх нее вышитого золотом нарядного кафтанчика из плотного шелка, бархата или фабричного сукна. При этом способе ношения кафтанчик украшался галуном и шитьем не только спереди, но и сзади. Девушки-адыгейки могли носить шапочки, не надевая поверх них платка, а просто накидывая его на плечи. Наряду с платками в конце XIX -начале XX в. в Адыгее получили широкое распространение тюлевые-газовые и кружевные шарфы.
Третий комплекс — осетинский (он иногда встречался и у ингушей). Поверх обязательных рубахи и штанов надевалось распашное платье, на грудь которого были нашиты серебряные застежки. Кафтанчик под платьем не носили, но на талии прикрепляли поверх рубахи поясные подвески, украшенные вышивкой и галунами, имитировавшие полочки кафтанчика. Под вырез платья надевали отдельный нагрудник с нашитыми на нем серебряными застежками традиционной формы.
Четвертый комплекс — вайнахский, он был наиболее простым по составу.
Сочетание платья-рубахи, штанов и большого платка на голове считалось достаточным как для повседневного, так и для праздничного костюма. Последний отличался лишь качеством тканей и наличием украшений. В особо торжественных случаях поверх платья-рубахи надевалось верхнее платье распашного покроя, иногда с разрезными рукавами. На этом платье от ворота до талии могли быть нашиты серебряные застежки, однако только нижние 4—5 пар застегивались, а выше из-под платья была видна рубаха, нашейные серебряные украшения. В конце XIX и особенно в начале XX в. под такое платье с нашитыми застежками иногда надевали еще нагрудник с подобными же застежками, которые имели чисто декоративное значение. Шапочек чеченские девушки не носили. У ингушей в свадебном наряде встречались шапочки осетинского типа.
Такие же общие черты (в покрое, составе и форме отдельных элементов) характерны и для одежды замужних женщин.
Первый комплекс одежды замужних женщин — карачаево-балкарский. Он включал прежде всего головной убор, состоящий из двух платков разной величины. Нижний, меньший, надевался так, чтобы волосы не были видны, и завязывался особым узлом на темени. Обычно он был черного цвета. Распашное платье у женщин часто имело застежку от ворота до талии на мелкие металлические или нитяные пуговки. Под платье надевался кафтанчик без украшений. В холодное время года замужние женщины носили стеганые капталы, наплечную шаль, а пожилые — нагольную или крытую шубу из овчины.
Ареал этого комплекса одежды замужних женщин совпадал с границами первого девичьего комплекса и первого варианта второго девичьего комплекса (карачаевцы, балкарцы, кабардинцы, черкесы, частично адыгейцы) .
Второй комплекс одежды замужних женщин совпадал по распространению со вторым вариантом второго, адыгского комплекса (девичья одежда адыгеек). Он включал описанный выше головной убор из двух платков, платье-рубаху и нижнюю рубаху из белой ткани, играющую роль белья. Иногда в холодное время года для тепла надевали два верхних платья. Бытовали и стеганые капталы.
Третий, осетинский комплекс одежды замужних женщин бытовал в пределах ареала девичьего осетинского комплекса. Головной убор обычно состоял из двух платков, при этом верхний часто не завязывали, а просто накидывали на голову, спуская концы спереди или на спину. Иногда поверх него на лоб повязывали третий платок, сложенный в виде полосы. Распашное платье повседневного употребления часто носили с передником на пояске. В начале XX в. молодые замужние женщины начали носить закрытые платья без разреза ниже пояса, с матерчатым нагрудником в вырезе. В холодное время года надевали наплечные шали, шубы, стеганые капталы.
Наконец, четвертый, вайнахский комплекс одежды замужних женщин более всего отличался от остальных комплексов головным убором. Они носили чухту, укреплялась на голове завязками на темени и полностью закрывала волосы. Поверх чухты надевали большой платок. Платье-рубаху (иногда два), теплую шаль на плечи, шубу, реже стеганый каптал носили зимой.
Общие черты женской одежды народов Северного Кавказа (в особенности первых трех комплексов) в конце XIX — начале XX в. еще более усилились за счет возросшего влияния городской моды. Последнее выразилось в постепенной замене распашного платья закрытым, в широком распространении выкройной проймы, иногда в сочетании с модными рукавами, с буфами на плечах, с высоким обшлагом и т. п. Нагрудники с застежками часто заменяются нагрудниками, сшитыми из ткани. Иногда последние украшаются вышивкой, складками и даже кружевами и рюшками.
Влияние городской одежды сказывается и в повседневном, и в праздничном костюме, но в наиболее торжественных случаях и особенно на свадьбу девушки надевали традиционную одежду.
Наиболее устойчивым перед внешним влиянием оказался четвертый комплекс — вайнахский. Влияние городской одежды здесь сказалось лишь в частичных изменениях традиционного платья-рубахи: распространяются выкройные проймы, рукава у кисти собирают на манжет или резинку. В 1910-х годах появляется кокетка. Состав костюма и общий свободный силуэт одежды чеченских женщин остается прежним.
Опосредованно изменения, коснувшиеся всех сфер экономики, быта, культуры, отразились и на одежде. Процесс развития одежды народов Северного Кавказа, так же как эволюция их культуры в целом, протекал не в условиях изоляции отдельных народов и региона в целом, а в обстановке постоянных взаимосвязей между этими народами и населением соседних территорий.
При рассмотрении истории
одежды прежде всего учитывались
изменения покроя основных ее частей,
а также появление новых
Одним из более древних типов покроя одежды, сшитой из ткани, является туникообразный покрой с перекидным плечом, рукавами, пришитыми по прямой линии, с ластовицами или без них, а также с боковыми вставками-клиньями. Туникообразный покрой рубах был широко распространен. С течением времени покрой туникообразной одежды обычно меняется или по крайней мере «обрастает» деталями: воротники, разрезы, обшивки и т. п.
Для верхней одежды народов Северного Кавказа — бешмета, черкески, женского кафтанчика, платья и каптала характерен не прямой силуэт, как в одежде народов Средней Азии, а довольно сложный покрой, обеспечивающий плотное прилегание одежды в верхней части от плечей до пояса. Плавное расширение одежды от талии к подолу обеспечивалось особым покроем спинки, системой боковых клиньев, а также особым клином-надставкой у передних пол, имевшим целью достичь большего запаха разреза. Все эти виды одежды имели застежку от ворота до талии. Эта одежда обычно носилась с поясом.
Казалось бы, что перечисленные выше предметы верхней одежды народов Северного Кавказа ничем не напоминают туникообразный покрой и не связаны с ним. Однако это не так. Вплоть до конца XIX в. и даже позднее элементы туникообразного покроя в них присутствовали, Это прежде всего перекидное плечо и пришивание рукавов до прямой линии. Передок и спинку черкески, стеганого женского каптала, платья, кафтанчика и бешмета кроили из одного куска ткани.
Появление швов на плечах, вырезных пройм, выкроенных рукавов, а на женских платьях — и рукавов сложного покроя из двух половин относится к самому концу XIX и к началу XX в. и является заимствованием городской моды. Сохранение указанных выше элементов туникообразного покроя — своеобразное «воспоминание» об архаичных формах плечевой одежды, характерной для всех народов Северного Кавказа, что составляет особенность этого региона. Такой путь изменения покроя от туникообразного до сложных форм одежды типа черкески, бешмета и др., в которых сохранялись элементы более ранних форм, и до покроя городского типа прошли все народы Северного Кавказа.
Сходство природно-хозяйственных условий, социально-экономического развития и различные виды культурных связей привели к появлению общих черт в одежде народов Северного Кавказа, особенно мужской, где в некоторых случаях фиксируется почти тождество. Наибольшее сходство и вместе с тем длительное сохранение традиционных форм наблюдается в обуви, более всего обусловленной природной средой и занятиями населения.
Сходство женской одежды
народов Северного Кавказа
В одежде народов Северного Кавказа ярче, чем в других элементах материальной культуры (например в жилище), выражались социальные различия, большую роль играла престижность. Народная поговорка «По одежке встречают...» в полной мере относилась к этому региону. Из дверей турлучного дома с соломенной крышей могла выйти княжна в пышном и дорогом, шитом золотом платье с серебряным поясом. Как мы отмечали ранее, существовали и социальные запреты на ношение тех или других форм одежды или ее цвет для лиц, не принадлежавших к высшим сословиям.
Еще более резкие социальные отличия наблюдались в женской одежде, и они сохранялись вплоть до 1860-х годов. Сословным признаком костюма женщины из феодальной среды (особенно у кабардинцев) были высокие шапочки, ходули, корсеты, нарукавные подвески, красный цвет платья и т. п. Кабардинский женский костюм феодальной верхушки оказал значительное влияние на женскую одежду высших социальных слоев других народов (карачаевцев, балкарцев, отчасти осетин). Этому способствовала значительная политическая роль Кабарды на Северном Кавказе в XVI—XVIII вв.. а также межэтнические браки, характерные для феодальной среды.
Информация о работе История костюма народа Северного Кавказа