Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 18:26, реферат
Так особенности производства и потребления культурных ценностей позволили культурологам выделить две социальные формы существования культуры: массовую и элитарную. [4]
Целью моего реферата является рассмотрение этих двух форм культуры, соотношения их компонентов в культурном целом и их место в современной культуре. Я рассмотрю исторические условия и этапы становления, каждой из форм, так же определю их взаимодействие и функции, которые они выполняют.
Введение
Элитарная культура
1.1. История становления
1.2. Философские основы
1.3. Современное понимание элитарной культуры
1.4. Современная элитарная культура.
2. Массовая культура
2.1. История становления
2.2. Философские основы
2.3. Современное понимание массовой культуры
2.4. Современная массовая культура
3. Соотношение и взаимодействие элитарной и массовой культур
Заключение
Список используемых источников
РЕФЕРАТ
по дисциплине: «История культуры»
на тему: Элитарная и массовая культура.
Содержание
Введение
1.1. История становления
1.2. Философские основы
1.3. Современное понимание элитарной культуры
1.4. Современная элитарная культура.
2. Массовая культура
2.1. История становления
2.2. Философские основы
2.3. Современное понимание массовой культуры
2.4. Современная массовая культура
3. Соотношение и взаимодействие элитарной и массовой культур
Заключение
Список используемых источников
Введение
Культура - это
обобщающее понятие,
Так особенности производства и потребления культурных ценностей позволили культурологам выделить две социальные формы существования культуры: массовую и элитарную. [4]
Целью моего реферата является рассмотрение этих двух форм культуры, соотношения их компонентов в культурном целом и их место в современной культуре. Я рассмотрю исторические условия и этапы становления, каждой из форм, так же определю их взаимодействие и функции, которые они выполняют.
Термин элитарная культура связывается с понятием элита и обычно противопоставляется народной и массовой культурам.
Элита (elite, франц. - избранный, лучший, отборный, отборный), привилегированные слои (слой), группы, классы, осуществляющие функции управления, развития производства и культуры. Таким образом, утверждается разделение общественной структуры на высших, привилегированных и низших, элиту и остальную массу.[2]
Выделение элиты берет начало из глубокой древности человечества.
Очевидно, когда в первобытной общине стало происходить разделение труда, отделение духовной деятельности от материальной, процессы расслоение по имущественному, статусному и пр. признакам, и стали выделяться не только категории богатых и бедных, но и людей наиболее значимых в каком-либо отношении - жрецы (волхвы, шаманы) как носители особого сокровенного знания, организаторы религиозно-ритуальных действ, вожди, родо-племенная знать. Но собственно элита формируется в классовом, рабовладельческом обществе, когда за счет труда рабов привилегированные слои (классы) освобождаются от изнурительного физического труда. Причем, в обществах разного типа наиболее значимые, элитные слои, составляющие меньшинство населения - это прежде всего, те, кто обладает реальной властью, подкрепленной силой оружия и закона, экономическим и финансовым могуществом, что позволяет им влиять на все другие сферы общественной жизни, в том числе социокультурные процессы (идеологию, образование, художественную практику и т.д.). Такова рабовладельческая, феодальная аристократия, высшее духовенство, купечество, промышленная, финансовая олигархия и др. [1]
Группы, сообщества
"лучших" избранных выделяются
также и по другим признакам.
Элитами считаются наиболее
Усиление социально-
Шопенгауэр в своей работе «Мир как воля и представление» разделил человечество на две группы: высших - людей гения, способных к эстетическому созерцанию и художественно-творческой деятельности, и низших - людей пользы, уделом которых является чисто практическая, утилитарная деятельность. Х.Ортега-и-Гассет видит общество как "орден людей выдающихся и орден людей заурядных". Народ же - это только один из элементов социальной структуры, косная материя исторического процесса, второстепенный компонент бытия.[1]
Вообще, во всех западных теориях
элита рассматривается, как неизбежный,
необходимый элемент любой
В отечественной
общественной мысли проблемы
элиты и элитарной культуры
наиболее последовательно
В современное время западные
социологи и культурологи
Еще Н.Бердяев
высказывал мысль, что "не
только существует
1.3.Современное понимание элитарной культуры
В современной
отечественной культурологии (
Элитарная
культура формируется в рамках
привилегированных в какой-
В широком
смысле элитарная культура
Наиболее яркие примеры элитарных субкультур, носящих особенно закрытый, (эзотерический) характер в рамках одного или разных социальных слоев можно обнаружить в художественной культуре. Это различные, весьма специфические, направления в искусстве, зарубежном и отечественном конца Х1Х и ХХ вв. Таковы, сообщество художников " Мир искусства", объединения символистов, авангардистские направления, где создаются свои типы культурных текстов, свой язык, специфические средства выражения, способы их (текстов) бытования.[1]
Элитарная культура, включая
ее эзотерические (внутренние, тайные,
предназначенные для
В культурных текстах элитарных культур, в том числе субкультурных, являющихся специализированными, профессиональными, на первый план выходит не следование традициям, традиционным образцам, канонам, как в народной культуре, а нарушение их, поиск новых идей, образов, смыслов - в науке, в технике, в искусстве, Здесь главное - установка на самовыражение, самореализацию в творчестве, следовательно, на уникальность, неповторимость творческого результата, новых научных теорий, манеры художественного высказывания, поиск новых технологий, нового видения и даже сознательное нарушение устоявшихся ранее норм, правил, эталонов. Поэтому, когда говорится, например, о традициях применительно к профессиональному, особенно элитарному искусству, то речь идет о следовании и сохранении наиболее общим принципов: общих технологических, структурно-композиционных норм, образно-семантического "словаря", подходов к материалу, его обобщению, художественному переосмыслению. Наличие у профессиональных авторов устойчивых повторяющихся стереотипов (образно-семантических, содержательно-тематических и др.), стандартов получает отрицательную оценку. Это оценивается чаще всего как заштампованность, однообразие, бедность фантазии. А сходство с творениями других авторов, тем более заимствования (явные или скрытые) объявляется эпигонством и даже плагиатом.[1]
Новации проявляются по-разному, в том числе и в форме демонстративного противопоставления, коренной ломки традиций. Бурные выступления, теоретические манифесты, и декларации, а также реальная культурная практика в культуре ХХ века в разных странах явились реакцией на происходящие в буржуазном обществе кризисные процессы. Они обосновывали право художника и мыслителя на творческую непонятность, обособленность от массы, от общепринятых эталонов, т. е. на "бытие культуры для культуры", "искусства для искусства", т.е. "чистого искусства", отгораживающегося от реальной жизни. Так в России на рубеже веков активно развивало и внедряло идеи элитарной культуры художественное объединение "Мир искусства" и его лидеры С.Дягилев и талантливый художник А.Бенуа. Дягилев видел силу искусства в том, что оно "самоцельно", "самополезно и главное - свободно".[1]
1.4 Современная элитарная культура
Увеличение
числа различных
Модернизм (moderne - франц. новый) - это общее название для различных течений в современном искусстве, которое характеризуется ориентацией на создание абсолютно новых форм, демонстративным разрывом с национальными традициями, принимающим бунтарский, даже скандальный характер. Протест против всего "консервативного", обывательского, выливается в уход от реального мира с его предметностью, погружение в глубины подсознания, тайны духовности, создание странных, алогичных, иногда завораживающих культурных текстов (произведений) явилось реакцией на невиданный ранее глобальный культурно-цивилизационный перелом.[2]
Примером этого направления является абстрактное искусство (нефигуративное), провозглашающее освобождение живописцев от форм видимого мира во имя наиболее полного выражения духовности.
Так же это сюрреализм (сверхреализм) еще одно протестное направление в литературе и изобразительном искусстве Франции, ориентированное на поиск пути выхода из одиночества, возможности активной деятельности вне связи с революционностью и империалистической действительностью. Сюрреалисты стремились соединить в своем творчестве элементов реальности и алогичной фантастики, чтобы создать мир новой реальности, где самые неправдоподобные события кажутся нормальными.[2]