Элитарная и массовая культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 18:26, реферат

Описание работы

Так особенности производства и потребления культурных ценностей позволили культурологам выделить две социальные формы существования культуры: массовую и элитарную. [4]
Целью моего реферата является рассмотрение этих двух форм культуры, соотношения их компонентов в культурном целом и их место в современной культуре. Я рассмотрю исторические условия и этапы становления, каждой из форм, так же определю их взаимодействие и функции, которые они выполняют.

Содержание работы

Введение
Элитарная культура
1.1. История становления
1.2. Философские основы
1.3. Современное понимание элитарной культуры
1.4. Современная элитарная культура.
2. Массовая культура
2.1. История становления
2.2. Философские основы
2.3. Современное понимание массовой культуры
2.4. Современная массовая культура
3. Соотношение и взаимодействие элитарной и массовой культур
Заключение
Список используемых источников

Файлы: 1 файл

Элитарная и массовая культура.docx

— 55.28 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине: «История культуры»

на тему: Элитарная и  массовая культура.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение

    1. Элитарная культура

1.1. История становления

1.2. Философские основы

1.3. Современное понимание элитарной культуры

1.4. Современная элитарная культура.

2. Массовая культура

2.1. История становления

2.2. Философские основы

2.3. Современное понимание массовой культуры

2.4. Современная массовая культура

            3. Соотношение и взаимодействие элитарной и массовой культур

Заключение

Список используемых источников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

     Культура - это  обобщающее понятие, охватывающее  различные классы явлений. Она  представляет собой сложное, многослойное, многоуровневое целое, включающее  различные феномены. В зависимости  от того, с какой точки зрения, по каким основаниям ее анализировать,  можно выделять те или иные  ее структурные элементы, различающиеся  по характеру носителя, по результату, по видам деятельности и т.  д., которые могут сосуществовать, взаимодействовать, противостоять друг другу, менять свой статус. [1]

Так особенности производства и потребления культурных ценностей позволили культурологам выделить две социальные формы существования культуры: массовую и элитарную. [4]

 Целью моего реферата является рассмотрение этих двух форм культуры, соотношения их компонентов в культурном целом и их место в современной культуре. Я рассмотрю исторические условия и этапы становления, каждой из форм, так же определю их взаимодействие и функции, которые они выполняют.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Элитарная культура
      1. История становления элитарной культуры

Термин элитарная культура связывается с понятием элита и обычно противопоставляется народной и массовой культурам.

Элита (elite, франц. - избранный, лучший, отборный, отборный), привилегированные слои (слой), группы, классы, осуществляющие функции управления, развития производства и культуры. Таким образом, утверждается разделение общественной структуры на высших, привилегированных и низших, элиту и остальную массу.[2]

Выделение элиты берет начало из глубокой древности человечества.

Очевидно, когда в первобытной  общине стало происходить разделение труда, отделение духовной деятельности от материальной, процессы расслоение по имущественному, статусному и пр. признакам, и стали выделяться не только категории богатых и бедных, но и людей наиболее значимых в  каком-либо отношении - жрецы (волхвы, шаманы) как носители особого сокровенного знания, организаторы религиозно-ритуальных действ, вожди, родо-племенная знать. Но собственно элита формируется в классовом, рабовладельческом обществе, когда за счет труда рабов привилегированные слои (классы) освобождаются от изнурительного физического труда. Причем, в обществах разного типа наиболее значимые, элитные слои, составляющие меньшинство населения - это прежде всего, те, кто обладает реальной властью, подкрепленной силой оружия и закона, экономическим и финансовым могуществом, что позволяет им влиять на все другие сферы общественной жизни, в том числе социокультурные процессы (идеологию, образование, художественную практику и т.д.). Такова рабовладельческая, феодальная аристократия, высшее духовенство, купечество, промышленная, финансовая олигархия и др. [1]

     Группы, сообщества "лучших" избранных выделяются  также и по другим признакам.  Элитами считаются наиболее искусные  и талантливые художники, ученые, философы, литераторы. Таким образом,  формируются группы интеллектуально-художественной элиты, которые могут быть относительно автономными от политико-экономических слоев, но могут в определенных ситуациях взаимопроникать друг в друга.[1]

      1. Философские основы элитарной культуры

Усиление социально-культурного  расслоения способствовало формированию необходимости теоретически обосновать социально-культурное неравенство. В  определенную систему такие теории сложились на рубеже Х1Х-ХХ вв. Достаточно назвать Ф.Ницше, Х.Ортега-и-Гассета, В.Парето, Г.Моска, Р.Михельса, Ч.Р.Миллса, Дж.Скотта, А.Тойнби, Д.Белла, Т.Адорно, Н.Бердяева и многих других. Одни связывают понятие элиты с политико-экономической влиятельностью, а то и с прямой принадлежностью к власти (власть - основа привилегий и орудие элиты у Т.Дай); другие - с уровнем квалификации, статусом, наличием творческого начала (Т.Лансуэлл), третьи - как творческое меньшинство, лучшие, наиболее квалифицированные в своей сфере деятельности (лучшие шахматисты, летчики и пр.) и т.д. [1]

  Шопенгауэр в своей работе «Мир как воля и представление» разделил человечество на две группы:   высших - людей гения, способных к эстетическому созерцанию и художественно-творческой деятельности, и низших - людей пользы, уделом которых является чисто практическая, утилитарная деятельность. Х.Ортега-и-Гассет видит общество как "орден людей выдающихся и орден людей заурядных". Народ же - это только один из элементов социальной структуры, косная материя исторического процесса, второстепенный компонент бытия.[1]

Вообще, во всех западных теориях  элита рассматривается, как неизбежный, необходимый элемент любой цивилизации.

     В отечественной  общественной мысли проблемы  элиты и элитарной культуры  наиболее последовательно представлены, например, в работах Н.Бердяева, выступившего  против идеи социального равенства,  которое, по его мнению, ведет  к исчезновению элиты, аристократии, а, значит, принципов организации общества. Поэтому народовластие, демократия воспринимается им как угроза творческой личности, элите, культуре.

                В современное время западные  социологи и культурологи рассматривают  понятие элита с двух сторон: с позиции ее роли в управлении, принадлежности к властным структурам и с позиции рассмотрения ее, как лучшей части общества, наиболее способной к духовной деятельности, одаренной высокими нравственными и эстетическими качествами.

     Еще Н.Бердяев  высказывал мысль, что "не  только существует аристократия  как класс, как социальная группа, но и каждый класс, каждая  группа выделяет свою аристократию. Выделяется и подбирается аристократия  крестьянская, купеческая, профессорская,  литературная, художественная и  т.д." [1]

1.3.Современное понимание элитарной культуры

     В современной  отечественной культурологии (и  социологии) элиту в целом понимают  как высший привилегированный  слой (или слои) социальной структуры  общества, осуществляющие важные  социальные и культурные функции,  прежде всего функции управления. При этом выделяются элиты  политические, технологические, социально-культурные  и пр.; с точки зрения направлений  - элиты демократические, антидемократические, либеральные и т.д.[1]

     Элитарная  культура формируется в рамках  привилегированных в какой-либо  сфере (в политике, коммерции,  искусстве) слоев, общностей и  включает, как и культура народная  ценности, нормы, идеи, представления,  знания, образ жизни и т. д.  в знаково-символическом и материальном  их выражении, а также способы  практического их использования.  Эта культура охватывает разные  сферы социального пространства: политическую, экономическую, этико-правовую, художественно-эстетическую, религиозную  и др. области общественной жизни.[1]

     В широком  смысле элитарная культура может  быть представлена достаточно  обширной частью общенародной (общенациональной) культуры. В этом случае она  имеет в ней глубинные корни,  включая и народную культуру, в другом, узком смысле - заявляет  о себе как о "суверенной", подчас противостоящей общенациональной  культуре, в определенной мере изолированной от нее.[1]

     Наиболее яркие  примеры элитарных субкультур, носящих  особенно закрытый, (эзотерический)  характер в рамках одного или  разных социальных слоев можно  обнаружить в художественной  культуре. Это различные, весьма специфические, направления в искусстве, зарубежном и отечественном конца Х1Х и ХХ вв. Таковы, сообщество художников " Мир искусства", объединения символистов, авангардистские направления, где создаются свои типы культурных текстов, свой язык, специфические средства выражения, способы их (текстов) бытования.[1]

Элитарная культура, включая  ее эзотерические (внутренние, тайные, предназначенные для посвященных) направления, входят в разные сферы  культурной практики, выполняя в ней  разные функции (роли): информационно-познавательную, пополняя сокровищницу знаний, технических  достижений, художественных произведений; социализационную, включая человека в мир культуры; нормативно-регулятивную и др. На первый план в элитарной культуре выходит культуротворчесткая функция, функция самореализации, самоактуализации личности, эстетико-демонстрационная.[6]

     В культурных текстах элитарных культур, в том числе субкультурных, являющихся специализированными, профессиональными, на первый план выходит не следование традициям, традиционным образцам, канонам, как в народной культуре, а нарушение их, поиск новых идей, образов, смыслов - в науке, в технике, в искусстве, Здесь главное - установка на самовыражение, самореализацию в творчестве, следовательно, на уникальность, неповторимость творческого результата, новых научных теорий, манеры художественного высказывания, поиск новых технологий, нового видения и даже сознательное нарушение устоявшихся ранее норм, правил, эталонов. Поэтому, когда говорится, например, о традициях применительно к профессиональному, особенно элитарному искусству, то речь идет о следовании и сохранении наиболее общим принципов: общих технологических, структурно-композиционных норм, образно-семантического "словаря", подходов к материалу, его обобщению, художественному переосмыслению. Наличие у профессиональных авторов устойчивых повторяющихся стереотипов (образно-семантических, содержательно-тематических и др.), стандартов получает отрицательную оценку. Это оценивается чаще всего как заштампованность, однообразие, бедность фантазии. А сходство с творениями других авторов, тем более заимствования (явные или скрытые) объявляется эпигонством и даже плагиатом.[1]

     Новации проявляются  по-разному, в том числе и в форме демонстративного противопоставления, коренной ломки традиций. Бурные выступления, теоретические манифесты, и декларации, а также реальная культурная практика в культуре ХХ века в разных странах явились реакцией на происходящие в буржуазном обществе кризисные процессы. Они обосновывали право художника и мыслителя на творческую непонятность, обособленность от массы, от общепринятых эталонов, т. е. на "бытие культуры для культуры", "искусства для искусства", т.е. "чистого искусства", отгораживающегося от реальной жизни. Так в России на рубеже веков активно развивало и внедряло идеи элитарной культуры художественное объединение "Мир искусства" и его лидеры С.Дягилев и талантливый художник А.Бенуа. Дягилев видел силу искусства в том, что оно "самоцельно", "самополезно и главное - свободно".[1]

1.4 Современная элитарная  культура

     Увеличение  числа различных художественных  течений свидетельствует об интенсивности  идейно-художественных поисков в  среде художественной и интеллектуальной элиты. Это происходит на фоне усиливающегося кризиса, охватившего все сферы социального бытия, затронувшего культурное самоопределение человека. Особенно остро встали проблемы отчуждения человека - от общества, от природы, от себе подобных, от труда и его результата, т. е. превращение их в самостоятельную силу, господствующую над человеком, враждебную ему, подчинение его технике. Человек почувствовал себя одиноким и потерянным в мире, перенасыщенном социальными и политическими и другими конфликтами. Возросло ощущение приближающейся катастрофы. Все это стало осознаваться как нарушение культурной целостности. Поиски выхода из кризисной ситуации породили разные философские концепции, отражающие разочарование в силе разума, ощущение бесчеловечности мира, тотальной изолированности человека от социума, обусловили поворот философии в сторону иррационализма, иными словами, поворот к иррациональной реальности, внутреннему бытию человека, познаваемому только интуитивно. Происходит противопоставление человека миру. Идеи иррационализма стали опорой для многих элитарных "сверхноваторских" направлений в художественной культуре. Хотя эти течения не создавались какой-либо единой группой авторов, а разные направления возникали в различных странах, в разные годы, в разных видах искусства, но, несмотря на это есть основания говорить об общности идейно-эстетических позиций (отношение искусства и действительности, проблемы коммуникативности и др.). Эти направления получили название модернистких.[1]

     Модернизм  (moderne - франц. новый) - это общее название для различных течений в современном искусстве, которое характеризуется ориентацией на создание абсолютно новых форм, демонстративным разрывом с национальными традициями, принимающим бунтарский, даже скандальный характер. Протест против всего "консервативного", обывательского, выливается в уход от реального мира с его предметностью, погружение в глубины подсознания, тайны духовности, создание странных, алогичных, иногда завораживающих культурных текстов (произведений) явилось реакцией на невиданный ранее глобальный культурно-цивилизационный перелом.[2]

 Примером этого направления является абстрактное искусство (нефигуративное), провозглашающее освобождение живописцев от форм видимого мира во имя наиболее полного выражения духовности.

    Так же это сюрреализм (сверхреализм) еще одно протестное направление в литературе и изобразительном искусстве Франции, ориентированное на поиск пути выхода из одиночества, возможности активной деятельности вне связи с революционностью и империалистической действительностью. Сюрреалисты стремились соединить в своем творчестве элементов реальности и алогичной фантастики, чтобы создать мир новой реальности, где самые неправдоподобные события кажутся нормальными.[2]

Информация о работе Элитарная и массовая культура