Культура античного мира: культура Древней Греции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2015 в 18:52, контрольная работа

Описание работы

Основная задача контрольной работы– описать основные особенности древнегреческой культуры.
В связи с поставленной целью поставлены следующие задачи исследования:
Подобрать необходимую литературу;
рассмотреть особенности античной культуры Древней Греции;
обобщить полученный материал.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
1.1 Общая характеристика древнегреческой культуры и цивилизации
1.2 Крито-микенская культура (III тыс. – XII в. до н.э.)
1.3 Царский (гомеровский) период (XI–VIII вв. до н.э.)
1.4 Архаический период (VII–VI вв. до н.э.)
1.5 Классический период (V – первая треть IV в. до н.э.)
1.6 Эллинистический период (последние две трети IV – I в. до н.э.)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Культурология № 1 готовый.doc

— 237.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

1.4 Архаический период (VII–VI вв. до н.э.)

     Политика. Культура периода архаики начала складываться уже с конца VIII в. до н.э. Тогда начинается колонизация, благодаря которой влияние греческой культуры распространилось с материка на соседние регионы Малой Азии. В свою очередь греки знакомились с достижениями других народов и творчески перерабатывали их. Все это способствовало стремительному подъему их культуры.

       Развитие земледелия, торговли, ремесел требовало все  более активного использования  труда рабов. Рабы становились  самым доходным товаром. Огромное значение для экономики имело формирование системы денежного обращения (конец VIII в. до н.э.). Деньги стимулировали накопление доходов для последующих вложений в развитие ремесел, судоходства, в строительство общественных сооружений.

        В период  архаики окончательно утвердился полисный принцип устройства греческого общества. Старая земледельческая аристократия вступила в конфликт с набиравшими силу торговцами и ремесленниками. На первых порах борьба новых социальных сил за власть нередко приводила к установлению тирании – единоличной формы правления, при которой властитель защищал в известной мере интересы мелких и средних земледельцев, ремесленников и торговцев и формально допускал некоторые выборные должности. Произвол аристократии ограничивала и зарождавшаяся система права. Сложившиеся из обычаев правовые нормы постепенно приобретали характер стоящего над индивидуальной волей закона. Выдающимися реформаторами права того времени были Солон и Клисфен, которые заложили основы демократического законодательства и институций выборного правления.

        Религия. Греческая религия по-прежнему выполняла консолидирующую роль в обществе. Важное значение при этом имел культ Аполлона в Дельфах. Влияние дельфийской сакральной коллегии в греческом обществе было чрезвычайно велико, но носило чисто культовый характер, так как жрецы не участвовали в государственном управлении. В полисах выборные жрецы ведали таинствами и обрядами, одновременно осуществляя религиозное просвещение граждан. Большую роль в греческой религии играли культы Диониса и Деметры.

         Дионисии  справлялись 4 раза в год. В эти  дни устраивались торжественные  веселые шествия с песнопениями  в честь бога виноделия Диониса, жертвоприношения, шуточные игры, представления, пиры, проводились соревнования драматургов. Будучи антиподом аполлоническому идеалу гармонии и спокойной величавости, Дионисии вводили человека в область «божественного безумия», где уже не действовали законы привычного мира и наблюдалась невоздержанность во всем (в винопитии, эротике, танцах и т.п.). Однако культ Диониса заключался отнюдь не в поощрении разнузданности, а в предупреждении тенденции к застыванию и окостенению аполлонических форм, которые, по представлению Фр. Ницше, должны были как бы «взрываться» народной творческой энергией.

         Элевсинские  мистерии, связанные с культом  Деметры, сначала были древним  аграрным праздником осеннего  умирания и весеннего воскресения  растений. Но в архаической Греции  этот культ осмысливался и  как проблема смерти и воскресения  человека в круговороте живого. Во время таинств посвящения люди переживали мистическое проникновение в иной – полный чувственных стихий, рационально не освоенный мир.

        Философия и протонаука. Приземленность религии, разнообразие культов, мифов создавали в Греции особую духовную атмосферу, располагавшую к свободному мышлению и появлению философских концепций устройства мира. К тому же встречи греков с различными культурными мирами, развитие ремесел, требующих от мастеров здравого смысла и смекалки, привели к достаточно радикальной для того времени рационализации греческого мировосприятия. И в VI в. до н.э. появляется одно из величайших завоеваний греческой культуры – философия, зарождается протонаука. К примеру, Анаксимандр одним из первых описал космос как циклический физический процесс. Фале с своей теоремой о равнобедренном треугольнике впервые ввел доказательство в математику. Пифагор заложил основы геометрии, выработал аксиоматический метод построения науки, создал прообраз научного сообщества, своего рода образованного братства. В VI в. до н.э. начала складываться и греческая система начального образования с музыкально-гимнастическим уклоном (гимнастика, музыка, танцы, письмо и чтение).

         Литература. Большое место в греческой культуре периода архаики играла поэзия. Самым ярким эпическим поэтом считался Гесиод. В поэме «Труды и дни» он утверждал, что счастье человеку приносит лишь то богатство, которое добыто собственным трудом. Однако в целом эпос уже отходил на второй план, уступая пальму первенства лирической поэзии, прославлявшей пиры, игры, любовь, воспевавшей не подвиги героев, а простые человеческие чувства, поднятые на божественную высоту. Выдающимися лириками VII–VI вв. до н.э. были Архилох, Алкей, Анакреонт и Сафо (Сапфо).

         Архитектура. В период архаики шло становление архитектуры. Складывался тип древнегреческого города, религиозно-политическим и торговым центром которого стал акрополь. Здесь строились здания различного предназначения и размещалась агора – торговая площадь. Главное место в акрополе занимали храмы, посвященные тому или иному богу. В них часто хранились казна и художественные ценности. Внутри храма воздвигалась статуя божества. Верующие молились и совершали обряды около храма. Торжественные процессии проходили мимо его открытых ворот. Греческая архитектура не угнетала личность своими размерами. В период архаики распространился основной, господствовавший в то время тип культовых сооружений – периптер (прямоугольное сооружение с одним рядом колонн по периметру здания), а затем – диптер (храм с двумя рядами колонн). Крыши храмов были двускатными, покрытыми черепицей.

         Искусство. В скульптуре и живописи в период архаики шел активный поиск выразительной формы, способной воплотить возвышенный эстетический идеал гармоничного гражданина. Особенно красноречиво это стремление выразилось в скульптуре аргосской школы, которую ярко представлял Полимед.

        Типичными  образцами, созданными ваятелями  того времени, были скульптуры  обнаженных юношей – куросов  и целомудренно задрапированных девушек – кор. Лица скульптур не индивидуализировались («Клеобис и Битон» Полимеда), позам придавались статичность, напряженная сдержанность, благородство и торжественность. В VI в. до н.э. появляются рельефные украшения храмов. Сюжетами для создаваемых композиций служили традиционные художественно переработанные мифы, описанные Гомером исторические события и их участники. Большую роль в скульптуре играл цвет. Раскрашивались отдельные части тела куросов и одежда. Иногда в глазницы вставлялись драгоценные камни.

         В вазописи  в VI в. до н.э. известны чернофигурный  стиль (основатель Эксекий) – исполнение  рисунка черным лаком по красной  глине, а также краснофигурный  стиль (основатель Эпиктет) – роспись  керамики, при которой изображения  оставались в цвете обожженной глины, а фон сосуда покрывался черным лаком. Переход ко второму стилю сопровождался обращением художников к разнообразным бытовым сюжетам («Девушка, направляющаяся к купальне» из мастерской Евфрония).

         Таким образом, в период архаики сложились каноны греческой религии, ярко заявили о себе своеобразные стили в архитектуре и скульптуре, наметились пути дальнейшего развития философии и науки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.5 Классический период (V – первая треть IV в. до н.э.)

         Политика и экономика. Переход от архаики к классике был в значительной степени обусловлен греко-персидскими войнами, возвышением Афин и расцветом рабовладельческой демократии. Фактически он начался уже в конце VI в.

        В первой  трети V в. до н.э. греки вели войну против персов. Борьба за независимость заставила ряд полисов вопреки распрям сплотиться в военном союзе. Афиняне и их союзники разбили персов при Марафоне, Соломине и под Платеями. После войны культурный центр Греции переместился в Афины. Последовавшие притязания афинян на господство над остальным греческим миром стали возбудителем спокойствия в эллинском мире. Зависимые города восставали против власти Афин, но всякий раз терпели поражение. Наконец, между Афинами и Спартой разразилась Пелопоннесская война (431–404 гг. до н.э.). Ее итогом стало поражение Афин. Произошло крайнее ослабление всех эллинских полисов. Стоит ли удивляться тому, что в 338 г. до н.э. окрепшее Македонское царство фактически подчинило себе почти все греческие города.

       Для экономической жизни классической Греции характерно расширение ремесла и торговли одновременно с сокращением доли производства зерновых. С этими процессами связано уменьшение экономической и политической роли деревни: ее свободное население частью перебиралось в города. Усилилась социальная дифференциация, интенсивно росло рабовладение.

        Политическая  жизнь Греции в V в. до н.э. испытывала  сильное влияние Афин, где Перикл, избранный стратегом в 444 г. до  н.э., завершил процесс построения  демократического общества. В Афинах действовали основные принципы демократии: свобода слова, равные возможности в занятии должностей (сочетание системы жеребьевки и выборов), равенство перед законом, коллегиальность управления. Существенную роль играли народное собрание, суд. Однако многие жители (не только рабы, но и женщины, переселенцы из других полисов, рожденные в смешанных браках афинян с неафинянами) не могли участвовать в политической жизни, выборах, занимать государственные должности.

         Архитектура. Греческие зодчие разработали систему соотношения несущих и несомых частей здания – ордер (от лат. ordo, ordin – строй, порядок), начало формирования которой пришлось на период архаики. Ими были созданы три основных Ра: дорический, ионический, коринфский. Названия второго и третьего происходят от местностей, где они возникли.

        Дорический  ордер прост, суров и мужествен. «Чувством глубокой уверенности, непоколебимой твердости веет  от дорийского храма», – отмечал  Р. Виппер. Ощущение это создается  благодаря приземистым массивным колоннам без базы, имевшим каннелюры (вертикальные желобки). Под тяжестью покрытия колонна несколько «разбухает», утолщается примерно на середине своей высоты, но не утрачивает победной устойчивости; увенчивается простой капителью – эхином и абакой. Характерной чертой дорического стиля является деление фриза на квадратные плиты – метопы (на них иногда создавались рельефы, изображавшие богов и людей) и триглифы (торцы балок, украшенные тремя вертикальными желобками). Снаружи, на переднем и заднем фасадах, склоны крыши образовывали треугольники – фронтоны, как правило, без скульптурных украшений. В дорическом стиле построены, например, храмы Посейдона и Геры в Пестуме, Аполлона в Дельфах (VI–V вв. до н.э.).

         Ионический  ордер – стиль более гибкий, изящный и женственный. В нем ярко выражены декоративные украшения составных частей и, в частности, колонны; она более стройная, в основе имеет базу, а ее капитель украшается двумя завитками – волютами. Особенность этого ордера составляют также сплошной фриз, идущий по антаблементу в виде непрерывной ленты рельефа, и богато декорированный фасад. Для ионического стиля характерно широкое использование орнамента. Примерами построек в этом стиле являются одно из чудес света – храм Артемиды в Эфесе (VI и IV вв. до н.э.), храм Ники Аптерос и Эрехтейон в Афинах, храм Афины в Приене (V в. до н.э.).

         Коринфский  ордер похож на ионический, но  более богат декоративно-орнаментальным  убранством. Капители его колонн  украшены стилизованными изображениями  цветка аканфа. Греческие зодчие относительно редко работали в этом стиле. Он больше пришелся по вкусу архитекторам Рима. Первые из найденных археологами коринфских колонн (большая капитель каждой из них имеет форму стилизованной «цветочной корзины») остались от храма Аполлона в Бассах (IV в. до н.э.).

         Греческая  архитектура была полихромной (цветной). Раскрашивались элементы верхней  части храма, например, триглифы  и фронтоны – в синий цвет, метопы – в красный, а отдельные  детали покрывались позолотой. Колонны оставались нераскрашенными, но естественный цвет мрамора (от желтоватого до серовато-голубоватого) участвовал в создании общего колорита. Полихромная гамма, дополненная цветной скульптурой, придавала зданиям торжественный и праздничный вид.

       В противоположность ордерной архитектуре частные дома граждан выглядели довольно просто: стены из кирпича-сырца и внутренний дворик. Лишь пол порой щедро украшался мозаикой, главным образом в жилищах богатых людей. Их дома имели большие размеры и апартаменты.

        Классический  период – время небывалого  расцвета греческого искусства. Архитектура развивалась благодаря  строительству акрополей, разнообразных  общественных сооружений. Самый  грандиозный из архитектурных  комплексов этого периода –  ансамбль нового Акрополя в Афинах, воздвигнутый в V в. до н.э. на месте разрушенных персами храмов.

         Асимметрично  расположенные постройки комплекса  объединяла единая художественная  идея, единый принцип равновесия  составных частей в границах  ансамбля. Главным архитектором Акрополя являлся Фидий. Он же как скульптор выполнил ряд фигур в центральном храме комплекса, главном святилище Афин – Парфеноне (447–438 гг. до н.э.). Храм, в сооружении которого участвовал и великий Фидий, был посвящен покровительнице города Афине-Парфенос (Афине-Деве) и символизировал победу греков над врагами. Зодчими этого величественного здания были известные мастера, среди которых выделялись Иктин и Калликрат. Кроме Парфенона в ансамбль Акрополя входили Эрехтейон (в нем совершались обряды в честь Афины и Посейдона), храм Ники Аптерос (Ники Бескрылой), Пропилеи (парадный вход в комплекс), бронзовая статуя Афины Промахос (Афины-Воительницы) работы Фидия. У подножия Акрополя воздвигли одеон (крытый театр для музыкальных представлений) и театр Диониса.

        В архитектуру  поздней классики пришел новый  тип постройки в честь определенной  личности – мавзолей. Одним из  чудес света стал Галикарнасский  мавзолей – усыпальница правителя  Карии Мавсола и его жены  Артемисии (середина IV в. до н.э.).

Информация о работе Культура античного мира: культура Древней Греции