Культура античного мира: культура Древней Греции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2015 в 18:52, контрольная работа

Описание работы

Основная задача контрольной работы– описать основные особенности древнегреческой культуры.
В связи с поставленной целью поставлены следующие задачи исследования:
Подобрать необходимую литературу;
рассмотреть особенности античной культуры Древней Греции;
обобщить полученный материал.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
1.1 Общая характеристика древнегреческой культуры и цивилизации
1.2 Крито-микенская культура (III тыс. – XII в. до н.э.)
1.3 Царский (гомеровский) период (XI–VIII вв. до н.э.)
1.4 Архаический период (VII–VI вв. до н.э.)
1.5 Классический период (V – первая треть IV в. до н.э.)
1.6 Эллинистический период (последние две трети IV – I в. до н.э.)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Культурология № 1 готовый.doc

— 237.00 Кб (Скачать файл)

          Категория  меры имела важное значение  в этике. Согласно принципу «золотой  середины», сформулированному Аристотелем, девиантным является любое поведение, которое нарушает меру. Философ одинаково осуждал трусость и безрассудство, скупость и мотовство, робость и беззастенчивость.

          Равноправие  и творческие наклонности граждан  полисов, постоянно боровшихся за  влияние, предопределили такую особенность  греческой культуры, как агональность (состязательность). Соревновались атлеты во время спортивных игр, спорили за победу хоры и поэты, добивались первенства в искусстве красноречия ораторы. Спор-состязание отрабатывался в философских диалогах Платона. В искусстве прослеживается борьба за пальму первенства различных школ и отдельных художников. Агональность способствовала отграничению личного мнения, формированию индивидуального подхода (Б. Р. Виппер). Греческая культура уделяла гораздо больше внимания личности, чем восточная.

         Перечисленные  выше типологические черты древнегреческой  культуры и цивилизации своеобразно  преломлялись в разные периоды  ее развития, к анализу которых  мы обращаемся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Крито-микенская культура (III тыс. – XII в. до н.э.)

       Источником культуры  Древней Греции стала крито-микенская  культура, сформировавшаяся в районе  островов и побережья Эгейского  моря, вероятно, не без влияния  культуры Древнего Египта. Ранняя  цивилизация на Крите существовала  в III–II тысячелетиях до н.э. (города Кносс, Фест, Гурния, Маллия, Като-Закро).

Политика. Критская культура основывалась на развитой по-своему цивилизации. Правил Критом царь – правитель и верховный жрец одновременно. Земля являлась собственностью государства. Существовало патриархальное рабство. Главным занятием было земледелие, но развивались и ремесла. Особую роль играла морская торговля. Критяне славились судостроением и мореходством. Они знали секреты каменного зодчества, создали свою письменность и декоративное искусство.

Религия. Значительную роль в культуре Крита играла религия, однако специальных храмов здесь не сооружалось и касты жрецов не существовало. На первом плане выступали женские божества (с которыми, по-видимому, связаны статуэтки «богинь со змеями»); в них некоторые ученые видят прототипы греческих богинь. Центральное место занимала Богиня-мать, которую представляла супруга царя. Изображения ритуальных боев с быками свидетельствуют о реминисценциях тотемизма. Священные ристалища устраивались, к примеру, в честь Минотавра (фантастического чудовища с головой быка и телом человека). Бык в критской культуре также являлся символом, условным обозначением царя (ежегодно «умирающего» и «возрождающегося »).

Искусство. Критяне испытывали огромный интерес к зрелищам, увлекались музыкой, танцами, спортом. Задолго до греков они изобрели театральную сцену, окруженную рядами сидений.

       Искусство Крита  хотя и имеет некоторое сходство  с египетским (тематические мотивы, отдельные художественные приемы  в скульптуре и живописи), но по существу своему резко от него отличается. Критскому искусству свойственны декоративность, динамизм, эмоциональная насыщенность образов, чувственность, выразительность, интерес к миру во всей его целостности и животворности. Для архитектурных построек характерны многоуровневая хаотичная композиция дворцовых комплексов, интерес к внутреннему пространству, световым эффектам, яркая раскраска помещений (Кносский дворец). Критские художники были большими мастерами росписи, изобретателями фресковой живописи.

       На фресках, украшавших  наиболее важные дворцовые помещения, изображались сцены придворной  жизни, религиозные обряды, состязания, обожествляемые явления естественной  природы, звери, птицы, растения. Фигурам  людей, особенно мужским, придавалась некоторая условность, вероятно, с оглядкой на египетский канон («Царь-жрец» из Кносского дворца, XVI в. до н.э.). От египетской живописи критскую отличали динамичная композиция, яркость цвета, декоративная красочность фигур и фона. Фрески были проникнуты жизнеутверждающим пафосом, рассчитаны на чувственное любование. Женские фигуры изображались более реалистично, чем мужские.

       Скульптура у  критян не играла столь фундаментальной  роли, как у греков. Предпочтение  отдавалось рельефам и мелкой  пластике. Изображениям были свойственны подвижность, эмоциональное напряжение, преобладание извилистых линий. Критские скульпторы не стремились к соблюдению пропорций.

        В 1450 г. до н.э. Крит был разрушен землетрясением  и критян покорили пришедшие  с материка воинственные греки-ахейцы. После этого центр культуры переместился на юг Балканского полуострова – в Микены, Тиринф, Пилос. В микенской культуре заметны предпочтения воинской доблести и физической силы, что нашло выражение в суровом, подчиненном целям обороны стиле архитектуры, в многочисленных фресковых сценах войны и охоты.

       В отличие от  критских, дворцы ахейских властителей  имели четкую систему расположения  комнат и залов, причем ориентация  по сторонам света не соблюдалась. Центральное место отводилось мегарону – большому прямоугольному вытянутому залу с отверстием в кровле и очагом посередине. Здания были в основном двухуровневые. Как и на Крите, залы имели различное назначение, их стены украшали фрески, отличающиеся от критских схематичностью и стилизованностью образов.

         Для микенских  скульптурных изображений характерны  статичность позы, подчеркивание  анатомической структуры тела, чеканная  проработка формы и деталей  головы. Наряду с мелкой пластикой  изредка встречается монументальная  скульптура. Едва ли не единственным сохранившимся ее образцом являются «Львиные ворота» – плита с изображением львов, опирающихся передними лапами на колонну и сторожащих вход в город. Она размещалась рядом с вратами микенской крепости.

         В последний  период существования микенской цивилизации на территории Балканского полуострова велись обширные военные действия. Вначале ахейские племена разрушили Трою, а в скором времени (около 1100 г. до н.э.) племена дорийцев покорили Микены, Тиринф, а также острова Крит, Мелос, Родос и др. Однако, несмотря на произведенные ими разрушения, культурное наследие Эгейского мира впоследствии существенно повлияло на развитие культуры Древней Греции.

 

 

1.3 Царский (гомеровский) период (XI–VIII вв. до н.э.)

        В XII в. до н.э. на территории Балканского полуострова и прилегающих к нему островах Средиземноморья совершалось «великое переселение народов». Имевший место «демографический сдвиг» создал условия для становления собственно греческой культуры и цивилизации. Это был период трансформации раннего рабовладельческого государства. Власть все больше сосредоточивалась в руках аристократии, росло имущественное неравенство. К концу периода на смену наследственной власти пришла выборная. Сельские общины для более эффективного противостояния врагам образовывали первые полисы. Развертывалось противоборство аристократических родов и царской власти.

        В VIII в. до н.э. греки впервые в мире создали  полноценное фонетическое письмо, преобразовав отдельные финикийские  знаки в гласные буквы. В гомеровской Греции, однако, письменность еще не получила широкого распространения. И, несмотря на то что в дальнейшем грамоте обучались практически все граждане полиса, все же ранняя греческая культура оставалась культурой устного, а не письменного слова. У греков не было трепетного отношения к букве, тексту в отличие от восточных культур, где письменное слово наделялось магическими свойствами. Зато высоко ценилось ораторское искусство.

         В гомеровской  Греции особую популярность приобрели  спортивные состязания в честь богов. Эти зрелища организовывались для свободных граждан. Среди выступавших были только свободные люди, но представители сильного пола. Первыми и наиболее знаменитыми стали Олимпийские игры в честь Зевса (с 776 г. до н.э. по 393 г. н.э.).

         В этот  период начала формироваться  греческая олимпийская мифология  и религия, пришедшая на смену  доолимпийским богам (Гея, Уран) и  титанам. Зарождались основные религиозные  центры Древней Греции – святилища  в Олимпии и Дельфах. Для греческой религии был характерен политеизм. Главой пантеона олимпийских богов считался повелитель неба Зевс. Существовала четкая градация богов, наделявшихся определенными возвеличенными функциями.

       Наиболее стройную  картину происхождения, иерархии  и специализации богов дает в своей «Теогонии» Гесиод. Согласно его представлениям, мир возник из Хаоса, порождением которого стали Гея (земля), Тартар (бездна), Эрос (любовь), Эреб (мрак), Никта (ночь). От Геи произошли Уран (небо) и Понт (море). Затем Уран и Гея дали жизнь великанам – титанам, одноглазым циклопам, а также трем сторуким и пятидесятиголовым гакатонфейрам, которые позже помогли олимпийцам одержать победу над титанами. Титан Кронос лишил Урана власти и женился на своей сестре Рее. Одним из их детей стал Зевс, которого Рея спасла от пожиравшего своих чад Кроноса, подложив в пеленки вместо сына камень. Выросший Зевс сверг своего отца и титанов, освободил всех братьев и сестер и воцарился на Олимпе, разделив господство над миром с братьями. Посейдон стал править морем, Аиду достался подземный мир. За собой Зевс оставил небо и стал управлять громом, молнией и другими небесными явлениями. Его власти подчинялась смена времен года. Он предвещал судьбу и решал проблемы добра и зла. У Зевса было много детей от разных богинь, но главной женой считалась его сестра Гера (она олицетворяла землю, которая кормит людей). Дети Зевса составили первое поколение олимпийских богов. Среди них: богиня мудрости Афина-, бог войны Арес; богиня юности Геба; бог огня и кузнечного дела Гефест; охранитель людей, солнечный бог Аполлон, вносящий гармонию в мир; владычица зверей, покровительница охоты, а позже лунная богиня Артемида; богиня земного плодородия Де- метра; бог скотоводства и торговли Гермес; богиня любви и красоты Афродита. Его женами были не только богини, но и смертные женщины, подарившие миру героев – Геракла, Елену, Полидевка, Персея, Миноса. Зевс считался отцом всех богов и людей.

        Отличительной  чертой греческой религии стал антропоморфизм. Греческие боги были не только внешне похожи на людей, они и вели себя, как люди: влюблялись и ревновали, завидовали и строили козни, страдали и веселились. С точки зрения греков, между миром богов и людей не существовало непреодолимой границы. Греки чтили богов, но не унижали свое достоинство перед обитателями Олимпа и обращались с ними «по свойски».

        Мифология  греков причудливо отразила их  универсальные представления о  мире, законах жизни, общества и  природы. В ней, как и в искусстве, утверждался следующий принцип: мерой всех явлений должен быть человек с его разумом, подчиняющим себе чувства. Неслучайна особая популярность возвеличенных героев и героических мифов в греческом обществе. Героическое вообще становится важной ценностью, формируя поведение человека под углом зрения высших гражданских идеалов.

         Особое  значение в культуре этого  периода играл эпос – древнейший  род литературы, повествующий о  событиях прошлого. В VIII в. до н.э. великий греческий поэт Гомер  создал первые известные нам  литературные произведения Древней Греции «Илиаду» и «Одиссею». Реализм в изображении эпохальных событий и точность деталей еще соседствуют в них с легендами и мифами, которые, однако, начали перерабатываться в художественных формах.

        Гомер создал  идеал человека своего времени – смелого, мужественного, физически совершенного, благородного, подчиняющего свою наполненную подвигами жизнь требованиям разума и одновременно обладающего практической сметкой, умного и находчивого. Поэмы Гомера сыграли огромную роль в культуре Древней Греции. Они выполняли важную воспитательную функцию и служили грекам своеобразным сводом исторических знаний о легендарных событиях прошлого. Гомер оказал большое влияние на формирование единого интердиалектного греческого языка, который позже использовался всеми греческими эпическими поэтами. «Илиада» и «Одиссея» заложили основы античной литературы. Гомеровский эпос повлиял на становление героических жанров европейской литературы.

        Нашествие  дорийцев затормозило развитие  греческого изобразительного искусства и архитектуры, которые начинали путь своего становления как бы заново, с примитивных форм. Однако к концу гомеровского периода и здесь наметился явный прогресс. Самое важное нововведение того времени – храмы, которые не получили распространения в крито-микенской архитектуре.

        В IX–VIII вв. до  н.э. происходило совершенствование  искусства керамики и вазописи, в котором преобладал геометрический  стиль. Сосуды расписывались полосками  геометрического орнамента, редкие  изображения человека были также чрезвычайно схематичны, подобны геометрическим фигурам. Это искусство полностью соответствовало архитектоническому стилю, характеризующемуся простотой конструкции.

       Таким образом, гомеровская Греция стала временем  зарождения самобытных основ древнегреческой культуры (полисы, литература и письменность, олимпийская религия, интерес к состязаниям, храмовая архитектура), получивших дальнейшее развитие в культуре периода архаики.

Информация о работе Культура античного мира: культура Древней Греции