Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2015 в 18:52, контрольная работа
Основная задача контрольной работы– описать основные особенности древнегреческой культуры.
В связи с поставленной целью поставлены следующие задачи исследования:
Подобрать необходимую литературу;
рассмотреть особенности античной культуры Древней Греции;
обобщить полученный материал.
ВВЕДЕНИЕ
1. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
1.1 Общая характеристика древнегреческой культуры и цивилизации
1.2 Крито-микенская культура (III тыс. – XII в. до н.э.)
1.3 Царский (гомеровский) период (XI–VIII вв. до н.э.)
1.4 Архаический период (VII–VI вв. до н.э.)
1.5 Классический период (V – первая треть IV в. до н.э.)
1.6 Эллинистический период (последние две трети IV – I в. до н.э.)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованной литературы
Категория
меры имела важное значение
в этике. Согласно принципу «золотой
середины», сформулированному Аристотелем,
девиантным является любое
Равноправие
и творческие наклонности
Перечисленные
выше типологические черты
1.2 Крито-микенская культура (III тыс. – XII в. до н.э.)
Источником культуры
Древней Греции стала крито-
Политика. Критская культура основывалась на развитой по-своему цивилизации. Правил Критом царь – правитель и верховный жрец одновременно. Земля являлась собственностью государства. Существовало патриархальное рабство. Главным занятием было земледелие, но развивались и ремесла. Особую роль играла морская торговля. Критяне славились судостроением и мореходством. Они знали секреты каменного зодчества, создали свою письменность и декоративное искусство.
Религия. Значительную роль в культуре Крита играла религия, однако специальных храмов здесь не сооружалось и касты жрецов не существовало. На первом плане выступали женские божества (с которыми, по-видимому, связаны статуэтки «богинь со змеями»); в них некоторые ученые видят прототипы греческих богинь. Центральное место занимала Богиня-мать, которую представляла супруга царя. Изображения ритуальных боев с быками свидетельствуют о реминисценциях тотемизма. Священные ристалища устраивались, к примеру, в честь Минотавра (фантастического чудовища с головой быка и телом человека). Бык в критской культуре также являлся символом, условным обозначением царя (ежегодно «умирающего» и «возрождающегося »).
Искусство. Критяне испытывали огромный интерес к зрелищам, увлекались музыкой, танцами, спортом. Задолго до греков они изобрели театральную сцену, окруженную рядами сидений.
Искусство Крита
хотя и имеет некоторое
На фресках, украшавших
наиболее важные дворцовые
Скульптура у
критян не играла столь
В 1450 г. до н.э.
Крит был разрушен
В отличие от
критских, дворцы ахейских властителей
имели четкую систему
Для микенских
скульптурных изображений
В последний период существования микенской цивилизации на территории Балканского полуострова велись обширные военные действия. Вначале ахейские племена разрушили Трою, а в скором времени (около 1100 г. до н.э.) племена дорийцев покорили Микены, Тиринф, а также острова Крит, Мелос, Родос и др. Однако, несмотря на произведенные ими разрушения, культурное наследие Эгейского мира впоследствии существенно повлияло на развитие культуры Древней Греции.
1.3 Царский (гомеровский) период (XI–VIII вв. до н.э.)
В XII в. до н.э. на территории Балканского полуострова и прилегающих к нему островах Средиземноморья совершалось «великое переселение народов». Имевший место «демографический сдвиг» создал условия для становления собственно греческой культуры и цивилизации. Это был период трансформации раннего рабовладельческого государства. Власть все больше сосредоточивалась в руках аристократии, росло имущественное неравенство. К концу периода на смену наследственной власти пришла выборная. Сельские общины для более эффективного противостояния врагам образовывали первые полисы. Развертывалось противоборство аристократических родов и царской власти.
В VIII в. до н.э.
греки впервые в мире создали
полноценное фонетическое
В гомеровской
Греции особую популярность
В этот
период начала формироваться
греческая олимпийская
Наиболее стройную картину происхождения, иерархии и специализации богов дает в своей «Теогонии» Гесиод. Согласно его представлениям, мир возник из Хаоса, порождением которого стали Гея (земля), Тартар (бездна), Эрос (любовь), Эреб (мрак), Никта (ночь). От Геи произошли Уран (небо) и Понт (море). Затем Уран и Гея дали жизнь великанам – титанам, одноглазым циклопам, а также трем сторуким и пятидесятиголовым гакатонфейрам, которые позже помогли олимпийцам одержать победу над титанами. Титан Кронос лишил Урана власти и женился на своей сестре Рее. Одним из их детей стал Зевс, которого Рея спасла от пожиравшего своих чад Кроноса, подложив в пеленки вместо сына камень. Выросший Зевс сверг своего отца и титанов, освободил всех братьев и сестер и воцарился на Олимпе, разделив господство над миром с братьями. Посейдон стал править морем, Аиду достался подземный мир. За собой Зевс оставил небо и стал управлять громом, молнией и другими небесными явлениями. Его власти подчинялась смена времен года. Он предвещал судьбу и решал проблемы добра и зла. У Зевса было много детей от разных богинь, но главной женой считалась его сестра Гера (она олицетворяла землю, которая кормит людей). Дети Зевса составили первое поколение олимпийских богов. Среди них: богиня мудрости Афина-, бог войны Арес; богиня юности Геба; бог огня и кузнечного дела Гефест; охранитель людей, солнечный бог Аполлон, вносящий гармонию в мир; владычица зверей, покровительница охоты, а позже лунная богиня Артемида; богиня земного плодородия Де- метра; бог скотоводства и торговли Гермес; богиня любви и красоты Афродита. Его женами были не только богини, но и смертные женщины, подарившие миру героев – Геракла, Елену, Полидевка, Персея, Миноса. Зевс считался отцом всех богов и людей.
Отличительной
чертой греческой религии стал
Мифология греков причудливо отразила их универсальные представления о мире, законах жизни, общества и природы. В ней, как и в искусстве, утверждался следующий принцип: мерой всех явлений должен быть человек с его разумом, подчиняющим себе чувства. Неслучайна особая популярность возвеличенных героев и героических мифов в греческом обществе. Героическое вообще становится важной ценностью, формируя поведение человека под углом зрения высших гражданских идеалов.
Особое
значение в культуре этого
периода играл эпос –
Гомер создал идеал человека своего времени – смелого, мужественного, физически совершенного, благородного, подчиняющего свою наполненную подвигами жизнь требованиям разума и одновременно обладающего практической сметкой, умного и находчивого. Поэмы Гомера сыграли огромную роль в культуре Древней Греции. Они выполняли важную воспитательную функцию и служили грекам своеобразным сводом исторических знаний о легендарных событиях прошлого. Гомер оказал большое влияние на формирование единого интердиалектного греческого языка, который позже использовался всеми греческими эпическими поэтами. «Илиада» и «Одиссея» заложили основы античной литературы. Гомеровский эпос повлиял на становление героических жанров европейской литературы.
Нашествие дорийцев затормозило развитие греческого изобразительного искусства и архитектуры, которые начинали путь своего становления как бы заново, с примитивных форм. Однако к концу гомеровского периода и здесь наметился явный прогресс. Самое важное нововведение того времени – храмы, которые не получили распространения в крито-микенской архитектуре.
В IX–VIII вв. до
н.э. происходило совершенствование
искусства керамики и вазописи,
в котором преобладал
Таким образом,
гомеровская Греция стала
Информация о работе Культура античного мира: культура Древней Греции