Культура античного мира: культура Древней Греции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2015 в 18:52, контрольная работа

Описание работы

Основная задача контрольной работы– описать основные особенности древнегреческой культуры.
В связи с поставленной целью поставлены следующие задачи исследования:
Подобрать необходимую литературу;
рассмотреть особенности античной культуры Древней Греции;
обобщить полученный материал.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
1.1 Общая характеристика древнегреческой культуры и цивилизации
1.2 Крито-микенская культура (III тыс. – XII в. до н.э.)
1.3 Царский (гомеровский) период (XI–VIII вв. до н.э.)
1.4 Архаический период (VII–VI вв. до н.э.)
1.5 Классический период (V – первая треть IV в. до н.э.)
1.6 Эллинистический период (последние две трети IV – I в. до н.э.)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Культурология № 1 готовый.doc

— 237.00 Кб (Скачать файл)

         Литература. А для классических жанров литературы эллинизм стал временем заката. Героический и гражданский пафос эпоса и трагедии оставлял публику равнодушной, поскольку прежний порядок полисной жизни себя исчерпал. Она предпочитала поэзию малых форм – например, полные изящества и элитаризма эпиграммы и гимны Каллимаха, отвлекающие от жизненных забот мимы Герода. От литературы ждали, прежде всего, показа обособленного мира отдельного человека. Публика искала в поэзии наслаждения и занимательности. Из комедий исчезла политическая проблематика, ее сменили сюжеты из обыденной жизни, пародийно-мифологические темы. Так, наиболее яркий комедиограф того времени Менандр изображал социально-бытовые конфликты, через призму повседневной жизни обычных людей.

        Эллинизм подарил  миру новые литературные жанры  – буколическую поэзию, у истоков  которой стоял поэт Феокрит, и  роман, наиболее ярко представленный  в творчестве Лонги («Дафнис и  Хлоя»). Буколики описывали идиллию сельской жизни, гармонию человека с природой и отражали одну из характерных особенностей эпохи эллинизма – ностальгическую грезу о «золотом веке», когда жизнь была так проста и беззаботна. Роман представлял собой любовную историю на лоне природы, наполненную многочисленными приключениями и занимательно изложенную.

         Религия. Для религиозной жизни данного периода характерно отождествление некоторых малоазийских и египетских богов с греческими, усиление интереса к мистическим и экстатическим сторонам восточных культов. Так, египетская богиня Исида приняла облик греческой Деметры. Все большее распространение (в основном за пределами материковой Греции) получало обожествление царствующих особ. Уже Александр Македонский – «первый глобалист», задумавший интегрировать греческую культуру и цивилизацию с культурно-цивилизационными мирами Востока, – благосклонно принял от египетских жрецов титул сына бога Амона, брал в жены дочерей восточных владык.

         Архитектура и искусство. Архитектуре последнего периода развития древнегреческой культуры присущи пышность, обилие декора, интерес к внутреннему пространству, стремление к гигантским размерам. К примеру, Александрийский маяк, известный как одно из семи чудес света, возносился ввысь на 120 м.

       Ордерная система  распространялась на жилищные  постройки и все чаще выполняла  декоративную роль. Частные дома  зажиточных горожан богато украшались  мозаикой, статуями, росписями. Жизнь  в мегаполисах увеличивала тягу  человека к природе, и в городах начали разбивать парки, а в сельской местности – строить загородные поместья. Появился новый тип храма – ротонда (круглая в плане постройка), но широкое распространение он получил уже в Древнем Риме.

        Изобразительное  искусство эллинизма отличал, с одной стороны, драматический психологизм, а с другой – утонченный лиризм. В эллинистической скульптуре обобщенный героический образ отошел на второй план. При отсутствии единой эстетической системы формировались различные художественные школы. В ряде произведений проявилась тенденция к драматизации мировосприятия (фриз Алтаря Зевса в Пергаме, «Лаокоон»). Тонкой выразительной гармонией отмечены полные лиризма, спокойствия и ясности творения Агесандра («Венера Милосская») и Леохара («Аполлон Бельведерский»).

        В некоторых  скульптурных портретах обозначился  крен к натурализму. Но общим  для всех мастеров оставался  интерес к изображению эмоциональных  состояний человека и стремление  активно воздействовать на чувства  зрителя. Развитие скульптуры эллинизма  ознаменовалось появлением портрета, особенностью которого было достижение близкого сходства с изображаемой моделью. Искусство создания скульптурного реалистического портрета в дальнейшем было усовершенствовано римлянами.

        Таким образом, в период эллинизма был подведен итог культурному развитию Древней Греции и наметились совершенно новые, не свойственные греческой классике, тенденции, унаследованные Древним Римом. Качественно изменился сам характер, стиль античной культуры и цивилизации.

       Завершился важный этап мировой истории, который послужил своего рода прологом к развитию европейской культуры и цивилизации. Античная Греция дала миру полисную демократию, философию, фонетическую письменность, сформировала основы современных литературных жанров, каноны архитектуры и скульптуры, заложила начала европейской науки. Значительным достижением древнегреческой культуры является взгляд на человека как на прекрасное и совершенное творение природы.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

        Культура Древней Греции во всех ее проявлениях дала толчок развитию европейской культуры. Древняя Греция открыла человека как прекрасное и совершенное творение природы, как меру всех вещей. Великолепные образцы греческого гения проявились во всех сферах духовной и социально-политической жизни: в скульптуре, литературе и др. Одним из видимых результатов развития греческой цивилизации стала античная скульптура. Заимствованная греками из древней и рафинированной, но безличной и униформированной деспотичной цивилизации Египта, уже в архаическую эпоху она отличается от окоченевших и схематичных греческих фигур большей мягкостью, живостью и большей индивидуализацией очертаний. А с началом классической эпохи, характеризующейся массовым ростом самосознания свободных граждан демократических полисов, скульптура приобретает специфические античные оригинальные черты. Она перестает служить застывшим в деревянной позе символом незыблемости. Вместе с античным городом формировалась и греческая, а затем и римская литература, все те ее жанры и литературные образцы, которые в значительной степени будут определять развитие европейской и мировой литературы. Эмансипирующаяся личность осуществляет свою потребность в выражении и осознании чувств и переживаний в другом роде литературы - в лирике. В классическую эпоху ведущим жанром становится драма, а обязательным атрибутом архитектуры каждого города - театр. Величайшие драматурги трагедии - Эсхилл, Софокл, Эврипид, комедии - Аристофан. Древнегреческий театр, возникший из религиозного культа бога природы Диониса, развивался очень быстро.

      Античная скульптура, литература и театр являлись предметом изучения и подражания во все последующие века. Когда, например, в эпоху Возрождения стали создаваться первые литературные комедии и трагедии, образцами для них послужили пьесы античных авторов. Позже неоднократно обращались к богатому театральному наследию, оставленному античностью, вы Связь с общественно-политической жизнью, служение интересам народа, внимание к человеку со всем богатством его духовной жизни, использование лучших достижений греческого эпоса и лирики -- все это сделало афинский театр театром больших идеи и прекрасной художественной формы, дающиеся западноевропейские драматурги.

      Вот так цивилизация Древней Греции стала основой для возникновения европейской цивилизации, и оказала огромное влияние на развитие средневекового, а, следовательно, и современного мира

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

1. Культурология. Учебное пособие  Под редакцией А. А. Радугина –  М., 2001.

2. Эренгросс Б.А. Культурология. Учебник для вузов / Б.А. Эренгросс, Р.Г. Апресян, Е. Ботвинник – М.: Оникс, 2007.

3. Драч Г.В., Матяш Т.П. Культурология. Краткий тематический словарь  – М.: «Феникс», 2001.

4. Булгакова С. В. Культурология / Булгакова  С. В. – М.: Эксмо, 2009.

5. Ширшов И.Е. Культурология – теория и история культуры: учебное пособие / Ширшов И.Е. – Мн.: Экоперспектива 2010.

6. Давидович В.Е. Сущность культуры / Давидович В.Е., Жданов Ю.И. - Ростов  н/Д., 1973.

http://www.kazedu.kz/referat/196997

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 1

§ 1. Воспитание детей

       Греческих граждан воспитывали в убеждении, что их патриотический долг - обзаводиться семьей и детьми. Предпочтение отдавалось сыновьям, так как им предстояло стать полноправными гражданами полиса, ответственными за его будущее. Они также могли позаботиться о своих родителях в старости. Дочери же, выйдя замуж, переходили из-под власти отца под власть мужа.

1.1 Жизнь или смерть

       Отец имел право отказаться от ребенка, если считал, что это не его дитя, или если ребенок рождался увечным. Часто отказывались и от новорожденных девочек. Ребенка оставляли умирать в уединенном месте, например на вершине горы. От детей отказывались еще и в том случае, если родители не могли прокормить их. Новорожденного могла взять на усыновление бездетная семья.

1.2 Праздники

      На седьмой день после рождения ребенка совершалась амфидромия - отец официально признавал младенца своим. Вход в дом украшался венками из листьев оливкового дерева, если новорожденным был мальчик, и гирляндами из шерсти, если девочка.

     Домашним богам приносили жертвы и дары, а приглашенные на праздник гости дарили малышу подарки - игрушки и амулеты. Тогда же младенцу давали имя. Когда ребенку исполнялось три года, ему дарили кувшин и переставали считать малышом.

      До шести-семи лет ребенок занимался только играми и воспитывался матерью и нянями в отцовском доме, но по достижении семилетнего возраста мальчики начинали учиться в школах.

 

1.3 Детские игрушки

        Малышам дарили погремушки и куклы, дети постарше играли в волчок, йо-йо (чертик на ниточке), обруч или катали деревянные тележки, запряженные козами. Более состоятельные семьи приобретали даже специальную детскую мебель, например скамеечки и кроватки.

 

 

1.4 Образование

      Целью образования в Древней Греции было воспитание ответственных граждан, которым надлежало принимать участие в управлении государством. Разумеется, это означало, что только мальчики должны были получить всестороннее образование. Девочки до 15 лет практически не покидали отцовского дома и под руководством матери обучались лишь счету, чтению и письму. Обучение начиналось с семи лет, оно не было бесплатным, поэтому большинство мальчиков получали лишь начальное образование. Состоятельные семьи оплачивали образование своих сыновей до их совершеннолетия - 18 лет.

1.5 Три ступени обучения

       Греки проходили три ступени обучения. Мальчики постигали азы чтения, письма и счета у частных учителей, которых называли грамматистами. Ученики также заучивали наизусть отрывки из сочинений поэтов, мифы и легенды. От 7 до 12-14 лет мальчики совмещали учебу у грамматистов и кифаристов, которые обучали детей поэзии и музыке. Выученные наизусть фрагменты эпических поэм или сочинения лучших лириков ученики распевали под аккомпанемент кифары и лиры. На третьей ступени юноши переходили к педотрибам - учителям гимнастики. Под их руководством в палестрах (местах для спортивных упражнений) они занимались борьбой, бегом, прыжками, метанием диска и копья, а богатые греки обучались верховой езде и военному ремеслу. Танцы в обязательную программу не входили.

1.6. Высшее образование

          В Древней Греции не было университетов, как в ниши дни. С конца V в. до н.э. вошло в моду дальнейшее обучение рисованию и различным наукам - геометрии, астрономии, географии, риторике и философии. Преподавали эти предметы за особую плату софисты - учителя мудрости. Многие философы создавали собственные школы, как это сделали в V-IV вв. до н.э. в Афинах Сократ, Платон и Аристотель.

 

 

 

 

 

§ 2. Женщины и семья

       Женщины в Древней Греции вели весьма замкнутую жизнь даже по сравнению с другими древними цивилизациями. Они не принимали участия в политической жизни государства, зато обладали правом собственности на землю и прочее имущество. Их жизнь во многом контролировалась родственниками-мужчинами: сначала отцом и братьями, затем мужем и даже сыновьями.

2.1 Брак

       Девушка выходила замуж около 15 лет, но муж ее мог быть значительно старше. Философ Платон считал, что 30-35 лет - самый подходящий возраст для мужчины, чтобы обзаводиться семьей. Мужа для девушки выбирал отец, он же по доброй воле обеспечивал ее приданым - деньгами, недвижимостью или даже землей.

2.2 День бракосочетания

        В этот день обе семьи приносили жертвы богам и устраивали праздник - каждая семья в своем доме. Отец отрекал дочь от родительского дома и освобождал от всех уз, чтобы она могла вступить в новую семью. Жених или жрец ("вестник") перевозил невесту, одетую в белое платье и с покрывалом, наброшенным на лицо, в новый дом на колеснице. Процессию сопровождали гимны в честь бога Гименея.

Бедняки довольствовались простой повозкой и не нанимали музыкантов.

Невеста не должна была входить в свое новое жилище сама: ее переносил через порог на руках муж в знак того, что она присоединяется к культу и домашним богам новой семьи. Затем новобрачные подходили к домашнему очагу, невесту кропили водой, она прикасалась к огню очага и читала молитвы. Затем вместе с мужем они съедали немного хлеба и фруктов.

2.3 Положение женщины

       В доме женщина играла главную роль. Она ведала расходами, вела хозяйство, наблюдала за рабами и собственными служанками, пряла и ткала, а также заботилась о детях и ухаживала за другими членами семьи, когда те болели.

2.4 Узница в доме?

      Муж после свадьбы становился опекуном жены: без его согласия она не могла распоряжаться своим имуществом. Жизнь богатой замужней женщины в Афинах протекала в кругу семьи. Ей разрешалось посещать подруг или приглашать их к себе в гинекей на обед, но этим и ограничивался круг ее общения. У нее почти не было других предлогов, чтобы выйти из дома. Женщинам из бедных семей чаще удавалось покидать свой дом: они делали покупки на рынке и пополняли запасы воды, что давало возможность ближе познакомиться с настоящей жизнью.

2.5 Развод

       Супруг мог отослать жену обратно в родительский дом, оставив детей у себя. Для этого ему достаточно было отречься от нее при свидетелях. Женщине, чтобы развестись, надо было обратиться к архонту, чтобы тот официально оформил развод при условии, что для того имеются веские основания. Развод мог состояться по требованию третьих лиц - отца или брата жены.

Информация о работе Культура античного мира: культура Древней Греции