Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2015 в 18:52, контрольная работа
Основная задача контрольной работы– описать основные особенности древнегреческой культуры.
В связи с поставленной целью поставлены следующие задачи исследования:
Подобрать необходимую литературу;
рассмотреть особенности античной культуры Древней Греции;
обобщить полученный материал.
ВВЕДЕНИЕ
1. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
1.1 Общая характеристика древнегреческой культуры и цивилизации
1.2 Крито-микенская культура (III тыс. – XII в. до н.э.)
1.3 Царский (гомеровский) период (XI–VIII вв. до н.э.)
1.4 Архаический период (VII–VI вв. до н.э.)
1.5 Классический период (V – первая треть IV в. до н.э.)
1.6 Эллинистический период (последние две трети IV – I в. до н.э.)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованной литературы
8.1 Кузнецы
Большинство кузнецов работали в небольших домашних кузницах, но в Афинах у них был свой квартал неподалеку от храма бога Гефеста - покровителя их профессии.
8.2 Бронза
Бронза - ценный металл, получаемый путем соединения расплавленного олова и меди. Многие статуи, изготовленные из бронзы, расплавляли для повторного использования, поэтому до нас дошло очень немного таких работ. Две статуи выше человеческого роста были найдены в море неподалеку от берегов Южной Италии в 1972 г. Они датируются серединой V в. до н.э. и известны как "Воины из Риаче".
8.3 Ковка и литье
Первое бронзовое оружие - панцири, шлемы, щиты - изготавливались из листовой бронзы, которую чеканили и ковали на деревянной опоре.
Позднее небольшие статуи создавали из металла путем отливки в формах. Крупные статуи изготавливали по частям, а потом соединяли друг с другом.
8.4 Золото и серебро
Золото и серебро использовали для изготовления монет, украшений и даже больших статуй. Очень немногие сохранились до наших дней, так как большую часть статуй расплавили или похитили римляне или расхитители гробниц.
В основном греки добывали серебро в Македонии, Эпире и Аттике. Копи принадлежали государству, их сдавали в аренду частным лицам. К V в. до н.э. там трудилось около 20 тыс. рабов. Они работали в темноте, согнувшись в три погибели, смена продолжалась по 10 часов.
8.5 Железо
В VIII-VII вв. до н.э. греки научились обрабатывать железо и стали широко применять его для изготовления орудий труда и оружия. С железом работать труднее, чем с бронзой, которую они по-прежнему использовали. Для извлечения чистого металла из руды нужна высокая температура - 1539ºС, ее греки получить еще не могли. Железную руду нагревали в кирпичной печи, обмазанной изнутри глиной, доводя до тестообразного состояния. Железо содержало много примесей и нуждалось в дальнейшей обработке. Многократно нагревая металл, кузнец ковал его, закаливал в холодной воде и в итоге добивался хорошего качества изделия.
§ 9. Пиры и праздники
Для древних греков обед был основным приемом пищи в течение дня. Обедали поздно вечером и обычно приглашали друзей, так как трапеза в одиночестве не считалась хорошим завершением дня.
9.1 Греческие пиры
Греческие пиры устраивали главным образом для мужчин. Женщинам запрещалось присутствовать на них, кроме тех случаев, когда собиралась только семья. Приглашенные могли привести и собственных друзей, а также гетер, развлекавших хозяина и гостей. У парадной двери дома гостей встречали рабы, они омывали им руки и ноги и украшали их головы венками из листьев и цветов, затем сопровождали их в пиршественный зал, где они располагались на ложах.
9.2 Кушанья
Кушанья подавали на маленьких, уже сервированных столиках рабы. Вилок не было, поэтому гостям приходилось брать еду руками или подцеплять ее кусочками хлеба, которым и вытирали руки, катая его меж пальцами. Подавали несколько блюд на выбор: за рыбными следовали мясные, например барашек, говядина, свинина или мелкая птица, и разные соусы. В конце трапезы подавали сыр и фрукты: фиги, виноград, груши и яблоки, а также сладости, приготовленные из меда и орехов. Виноград всегда присутствовал в меню греческих обедов: его ели в сыром виде и из него готовили вино.
9.3 Вино и беседы
Самая оживленная часть пиршества - симпосий - начиналась, когда со столов убирали еду и гости вместе с хозяевами сосредотачивались на серьезной беседе. Обсуждали обычно важные вопросы, касавшиеся политики, философии или нравов. гости пили вина, смешанное с водой в большом сосуде, который назывался кратер. Из кратера вино разливалось по чашам. Прежде чем испить вина, гости трижды совершали приношения богам - возлияния.
9.4 Музыка, поэзия и танцы
Симпосий был обыкновенно серьезным мероприятием, но иногда эту часть вечера проводили более легкомысленно. Для гостей играли флейтисты и кифареды, а сами они пели, читали стихи или рассказывали забавные истории и показывали фокусы. На некоторых пирах приглашенных развлекали танцовщицы, музыканты, акробаты и фокусники.
9.5 Игры
Хотя большинство греков были занятыми людьми, они все же находили время для разного рода игр. Были популярны игры с фигурами на доске, похожие на наши шахматы, в кости или жмурки. Помимо крупных атлетических соревнований, греки также устраивали игры в мяч, когда команды должны были головой отбивать мяч и перебрасывать его на сторону соперника.
Некоторые увлекались жестокими зрелищами, такими, как кошачьи или петушиные бои, на которых животные должны были сражаться друг с другом до смерти.
В такие игры, как кости или бабки, где вместо кубиков бросали кости мелких животных, играли обычно дома или в игорных домах.
§ 10. Театр и актеры
Западное представление о драме уходит своими корнями в эпоху Древней Греции. Пьесы, возможно выросшие из песен и танцев, исполнявшихся на празднествах в честь бога вина Диониса, отделились от религиозных церемоний и обрели самостоятельность.
10.1. Дионисии
В Афинах древний религиозный праздник вырос в фестиваль драматического искусства Дионисии, который продолжался шесть дней. Его устраивали каждый год в марте-апреле. После процессии и жертвоприношений разыгрывались серьезные и шутовские драматические состязания. Поэты заранее представляли свои пьесы архонту, который выбирал, какие из них показать публике. Репетициями руководил автор, в его распоряжении были труппа хористов и актеров. Архонт возлагал обязанность набрать хор, обучить его, одеть и выплатить жалованье на состоятельного гражданина полиса, труд поэта и актеров оплачивался из казны полиса.
10.2 Первые пьесы
В древних празднествах участвовала группа людей (хор), которые танцевали и распевали гимны. Сценическое же представление разыгрывалось как диалог актера и хора. В V в. до н.э. на сцену были введены еще два актера, в результате роль хора уменьшилась, а диалоги актеров приобрели особую значимость. Так зародилось представление о современной пьесе.
10.3. Трагедии и комедии
Вскоре возникло два разных типа греческих пьес: трагедии и комедии. В трагедиях, как правило, действовали герои греческих мифов и легенд, речь шла о нравственном выборе, страстях и конфликтах, часто они завершались несчастьями. В комедиях героями были обыкновенные люди, нередко высмеивались видные политики и известные люди того времени.
10.4 Театр
В V в. до н.э. в Афинах построили площадку для сценических представлений. В склонах холма полукругом вырубили ступени для зрителей (театрон). Представление проходило на орхестре - круглой площадке, вымощенной мрамором, позади располагался логейон - помост, с которого актеры декламировали текст. Позднее это новшество распространилось по всей Греции и стало прообразом современного театра.
10.5 Маска, я тебя знаю!
Зал был таким большим, что люди, сидевшие в последних рядах, находились слишком далеко от сцены и не могли рассмотреть все как следует. Поэтому актеры (ими были всегда мужчины) выступали в закрывавших лицо и голову масках, чтобы показать, какую роль они исполняют - мужскую или женскую - и в каком душевном состоянии пребывают их герои. Некоторые маски были двусторонними: на одной стороне у них было спокойное выражение лица, на другой - злое, так что актер одним движением руки изменял свой облик и настроение.
Маски делали из древесины коры или плотной разрисованной ткани с чрезмерно большим отверстием для рта, которое, располагаясь особым образом, усиливало голос актера, чтобы зрители ясно слышали каждое произнесенное им слово.
10.6 Костюмы
Актеры облачались в костюмы: парики, плотные туники и башмаки на толстой подошве, отчего выглядели солиднее и выше. Яркая одежда означала, что актеры играют удачливых героев, несчастных одевали в серые и голубые одеяния, а черный цвет считался траурным. В комедиях грудь и живот актеров подбивалась подушками. У хористов не было обуви и масок, лишь короткая туника и гиматий; наряжались они также в птиц и животных.
§ 11. Религия и мифология
Древние греки покланялись десяткам богов и богинь, каждый из которых отвечал за тот или иной аспект жизни человека и в этом мире, и в загробном. Все боги, даже наивысшие олимпийские, не были всемогущи, они подчинялись року, довлевшему и над людьми. Строгих догматов, как в монотеистических религиях, греки не знали и поклонялись наряду с богами-олимпийцами и покровителями полисов тем, чье расположение хотели заслужить.
11.1 Мифы и легенды
Мифы - важная часть религии - рассказывали об устройстве вселенной, роли богов в мире и месте человека в нем. Они давали объяснения и многим природным явлениям: смене дня и ночи, появлению грома и молний, штормам и бурям на море. Сейчас эти понятия имеют научное объяснение.
11.2 Сотворение вселенной
Согласно легенде, до начала существования было небытие, которое называлось Хаос. Из этого темного и пустого пространства постепенно вышла Гея, мать-земля, чтобы образовать мир. Она произвела на свет Урна, небо.
11.3 Семейство титанов
Из безграничного Хаоса возникли Гея (земля), Тартар (бездна), Эрос (любовь), Мрак и Ночь, породившие Свет и День. Гея породила Урана (небо), соединилась с ним и родила 12 детей - 6 братьев-титанов и 6 сестер-титанид. Уран заточил своих детей в недра земли. От этого Гея пришла в ярость и научила своего младшего сына Кроноса, как победить отца. Кронос низверг отца и занял его место у власти.
11.4 Рождение Зевса
Кронос воцарился в мире титанов, но опасался, что его дети восстанут и тоже свергнут его. Пятерых детей, родившихся от сестры, богини Реи, он безжалостно проглатывал. Участь эта постигла Гестию, Деметру, Геру, Аида и Посейдона. родив шестого Зевса, Рея обманула Кроноса, подсунув ему вместо ребенка камень, завернутый в пеленки, а сына спрятала в пещере на Крите, где тот и вырос.
11.5 Месть Зевса
Когда Зевс возмужал, он восстал против отца и заставил его вернуть всех своих братьев и сестер, подлив яда в напиток Кроноса и вызвав у того приступ кашля. Зевс вместе с пришедшими на помощь циклопами и великанами одолел Кроноса и титанов, низверг их в тартар и захватил власть над миром.
Борьба, однако, не закончилась: разгневанная Гея произвела на свет от Тартара стоглавое чудовище Тифона. Зевс испепелил все его сто голов, а тело низверг в тартар, где оно до сих пор грозит всему живому, сотрясая земную твердь и вызывая извержения вулканов.
Олимпийцы поделили мир: могущественный Зевс стал властителем неба и царем всех богов, а в жены взял свою сестру Геру. Посейдон ведал морями и океанами, Аид стал владыкой царства мертвых и подземного мира, Гестия превратилась в богиню домашнего очага, а Диметра - богиню земледелия и плодородия.
11.6 Новые боги
Новых греческих богов называли олимпийцами, ибо греки верили, что те обитают высоко над облаками, на горе Олимп. Боги жили одной большой семьей, во главе которой стоял Зевс. Он поддерживал порядок на земле, даровал людям законы, определял для них счастье и беды, жизнь и смерть. Бессмертные божества часто наведывались в мир людей, влюблялись в земных женщин, и те рождали могучих детей - полубогов-полудетей, героев многочисленных мифов и легенд.
§ 12. Храмы и обряды
Храмы древних греков не предназначались для богослужения, подобно церквам, синагогам и мечетям. Они служили местом обитания богов и богинь, где те могли жить со всеми удобствами, когда им вздумается посетить землю. Каждый храм был посвящен определенному богу или богине.
12.1 Храмовая архитектура
Оформление греческого храма напоминало царские залы микенских дворцов. Самые ранние представляли собой помещение, которое называлось наос, со статуей божества. Позднее храмы стали намного более изысканными. Самые большие и богато украшенные были построены в классический период и в эпоху эллинизма.
12.2 Ежедневные молитвы
Религия играла важную роль в повседневной жизни. Греческие семьи начинали день с молитвы у алтаря во дворике своего дома. Во время молитвы они совершали возлияния (приношение вина) перед алтарем. Кому молиться, зависело от того, чем планировали заниматься в этот день. К примеру, тот, кто готовился к путешествию, молился Гермесу - покровителю дорог и путников. Грек, желавший снискать особой милости у божества или отблагодарить его, направлялся к его храму и оставлял в нем ценные приношения.
12.3 Исполнение обрядов
Божество могло внять просьбам молящегося, только если тот строго соблюдал все правила и обряды (в противном случае оно могло обидеться и наслать несчастья). Непременно руки надо было омыть и окропить себя водой. При торжественных молениях за соблюдением процедуры следили жрецы, они совершали возлияния и раскуривали благовония. Богам приносились в жертву и животные: их род, цвет шерсти, способ заклания, форма ножа - все это зависело от традиций семьи и полиса, в котором почитали данное божество. Для того, кто обращался с молитвой, правильное поведение жесты имели большое значение. Одним богам полагалось молиться с покрытой головой, другим - с непокрытой, в некоторых случаях надлежало быть босиком.
Приложение № 2
Греческие боги:
ЗЕВС – царь Олимпа, бог грома и молний, властитель олимпийской семьи богов и людей. Символы Зевса: молния, орел и дуб.
ПОСЕЙДОН – владыка моря, «колебатель земли», брат могучего Зевса. Вруке его трезубец. Символы Посейдона: трезубец, дельфины и кони.
АИД – мрачный владыка подземного царства мертвых, брат Зевса и Посейдона.
Обладает волшебным шлемом, делающим его невидимым.
ГЕРА – супруга и сестра Зевса, лилейно-рукая, волоокая покровительница брака и супружеской верности. Символы Геры: гранат и павлин.
Информация о работе Культура античного мира: культура Древней Греции