Культура античного мира: культура Древней Греции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2015 в 18:52, контрольная работа

Описание работы

Основная задача контрольной работы– описать основные особенности древнегреческой культуры.
В связи с поставленной целью поставлены следующие задачи исследования:
Подобрать необходимую литературу;
рассмотреть особенности античной культуры Древней Греции;
обобщить полученный материал.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
1.1 Общая характеристика древнегреческой культуры и цивилизации
1.2 Крито-микенская культура (III тыс. – XII в. до н.э.)
1.3 Царский (гомеровский) период (XI–VIII вв. до н.э.)
1.4 Архаический период (VII–VI вв. до н.э.)
1.5 Классический период (V – первая треть IV в. до н.э.)
1.6 Эллинистический период (последние две трети IV – I в. до н.э.)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Культурология № 1 готовый.doc

— 237.00 Кб (Скачать файл)

2.6 Другая жизнь

        Не всех девушек воспитывали для роли жены. Некоторые из них становились гетерами - подругами богатых мужчин. Они вели обеспеченную жизнь и могли присутствовать на пирах вместе с мужчинами.

 

 

§ 3. Жилища греков

        При раскопках обнаружено мало греческих домов, потому что их строили из недолговечного кирпича-сырца. Однако описания античных авторов и археологические находки позволяют представить, как выглядел дом снаружи и внутри. Обстановка средиземноморского жилища не менялась на протяжении веков.

3.1 Дом с двориком

       Центром жилища был двор, окруженный с трех или четырех сторон колоннадой. Именно туда выходили двери всех комнат, а стены, обращенные на улицу, имели лишь небольшие окна. Сами стены делали из кирпича-сырца, их возводили на каменном фундаменте, двери и ставни делали из дерева. Двор был вымощен каменными плитами, а крыша покрыта глиняной черепицей.

 

 

3.2 Раздельное проживание

          Мужчины и женщины в богатых греческих домах жили каждый своей жизнью, на своей половине дома. Греческие дома, особенно в Афинах, почти всегда имели второй этаж.

        Мужчины ели и развлекались на нижнем этаже, в комнате, которая называлась андрон. В мужской половине размещалась и специальная комната, посвященная Гестии, богине домашнего очага, в которой обычно собиралась вся семья. Внизу также находились кладовые, кухня и ванная.

3.3 Комнаты наверху

        На втором этаже, если он не сдавался внаем посторонним, располагались семейные спальни, помещения для прислуги и женские комнаты - гинекей. Женщины из обеспеченных семей вели замкнутый образ жизни. Большую часть времени они проводили в своем доме: занимались домашним хозяйством, руководили прислугой и рабами, воспитывали детей, пряли и ткали.

3.4 Освещение

        Греческие дома освещались маленькими масляными светильниками, сделанными из глины, бронзы или даже серебра. Масло наливали в круглый резервуар лампы. Потом зажигали фитиль (кусочек бечевки, покрытый воском), помещенный в специальное отверстие в лампе.

3.5 Мебель

         Большинство домов были обставлены очень просто: обычные деревянные столы, стулья и кровати. В богатых домах мебель могла быть инкрустирована слоновой костью, бронзой, золотом и серебром.

Большинство людей сидели на низких стульях без спинки - диффах, только глава дома и его близкие друзья сидели в креслах - тронах.

Столы, как правило, были низкими и использовались, только чтобы ставить на них посуду во время обедов, в другое время их убирали под ложе. Столы делали круглыми, овальными или прямоугольными, на трех ножках или на одной.

На деревянные кушетки и кровати натягивали шнуры или кожаные ремни. Затем клали матрасы, подушки, а сверху покрывало.

Одежду и постельные принадлежности хранили в сундуках, а небольшие предметы держали в коробках и корзинах.

 

§ 4. Одежда и мода

      Греческие костюмы были очень простыми: мужчины носили туники, а женщины - хитоны. Это были цельные куски ткани с отверстиями для рук. Они сшивались по всей длине и скреплялись на плече пряжками или брошками.

4.1 Мужское одеяние

        У молодых мужчин туника обычно доходила до колен, у пожилых - до пят, часто ее подвязывали поясом.

Когда бывало особенно жарко, ремесленники и рабы носили только набедренную повязку, завязывающуюся на талии. В холодную погоду поверх туники набрасывали гиматий - длинный шерстяной или льняной плащ, закреплявшийся под правой рукой. Короткий плащ с застежкой на шее назывался хламидой. В городах ходили с непокрытой головой. В деревнях и в дороге для защиты от солнца надевали пилос - шапочку без полей - или петас - дорожную шапочку с круглыми полями.

4.2 Женские наряды

        Основа женского костюма - свободно облегавший тело и ниспадавший до пят хитон. Верхнюю часть ткани драпировали, а затем оборачивали вокруг тела - так в Балканской

Греции возник дорический хитон. Его стягивали поясом на талии и застегивали на плече, оставляя руки открытыми, хотя иногда к хитону прикреплялись и небольшие рукава.

Ионический хитон состоял из двух сшитых по бокам кусков ткани, застегивающихся несколькими брошками или булавками по всей длине руки - от плеча до запястий.

4.3 Переменчивость моды

        Одежда по большей части изготавливалась их грубой некрашеной шерсти или небеленого льна, хотя состоятельные люди могли позволить себе крашеные ткани с вышивкой и разнообразными узорами. Известно, сто яркие, кричащей расцветки ткани были модны в архаический период. Позднее предпочтение стали отдавать однотонным тканям. Украшая одежду узорной каймой или вышивкой.

 

4.4 Прически

        Мода на прически также менялась от века к веку. С течением времени волосы и бороды у мужчин становились все короче, а женские прически - все затейливее.

В классический период женщины собирали волосы на затылке и укладывали их с помощью лент, сеток для волос, перевязей и золотой тесьмы. Бороды мужчин стали аккуратнее.

В эллинистический период мужчины сбрили бороды, а у женщин в моду вошли высокие прически и завивка - от крупных волн до мелких кудряшек.

4.5 Обувь

        Большинство греков почти все время ходили босыми, самой распространенной обувью были кожаные сандалии с ремешками. Кроме них, носили и сапоги из кожи или вяленой шерсти, доходившие до середины голени.

4.6 Забота о красоте

        Богатые женщины каждый день принимали ванну и натирали тело душистыми маслами. Чтобы кожа выглядела белой, как того требовала мода, пользовались растертым в порошок мелом, румянили щеки и подкрашивали брови черной краской.

 

 

 

§ 5. Архитектура

      В классической Греции строительство велось по строгим математическим правилам, чтобы общественные здания и храмы стали воплощением гармонии, простоты и изящества. Архитекторы добивались соразмерности всех частей сооружения, высчитывая высоту и число колонн, тщательно продумывали декор - украшение скульптурой и живописью.

5.1 Архитектурные стили

        Храм рассматривался греками как олицетворение города, его красоты, могущества и силы. Неудивительно, что именно в храмовом строительстве была разработана система ордеров, определившая развитие архитектуры от античности и эпохи Возрождения до наших дней. Зародившись в VII в. до н.э., она предполагала четкую соразмерность всех частей храма, широкое использование колонн, украшение скульптурой и живописью. Самым ранним ордером был дорический, в VI в. до н.э. появился ионический, а век спустя - коринфский.

5.2 Дорический ордер

        Дорический стиль пользовался наибольшей популярностью в Пелопоннесе и греческих колониях на Сицилии и в Южной Италии. Он отличался простотой, приземленностью и некоторой тяжеловесностью из-за утолщенных мощных колонн. Верхняя их часть (капитель) была гладкой и не имела никаких украшений.

5.3 Ионический ордер

        Ионический стиль - более изящный и легкий, чем дорический. Его основные отличительные признаки - стройные колонны и богато украшенные капители. Этот ордер был широко распространен на западном побережье Малой Азии и на островах Эгейского моря.

5.4 Другие стили

       Эолийскую капитель, представлявшую собой раннюю форму капители ионической, обнаружили в Смирне (современный город Измир) в Малой Азии и на острове Лесбос. Этот архитектурный стиль датируется началом VI в. до н.э. Коринфская капитель, пышно украшенная листьями-акантами, появилась позднее. В Греции коринфский стиль использовали редко, однако он стал очень популярен в Риме.

5.5 Влияние сквозь века

        Архитектура Древней Греции оказала огромное влияние на весь мир. Она восхищала римлян, которые копировали греческие сооружения, и вдохновляла зодчих последующих эпох - Возрождения, Нового времени и современности. Здания, построенные в стиле античных храмов, называют классическими или неоклассическими.

 

 

 

 

§ 6. Скульптура

       Древние греки, великие ваятели, считали человеческое тело мерилом прекрасного. Классическим образцам греческой скульптуры подражают на протяжении многих веков. Ценители искусства разных стран по-прежнему неустанно восхищаются ими. К сожалению, многие статуи были разрушены или вывезены из Греции во время вторжения завоевателей. Но нам известно, как они выглядели, благодаря сохранившимся до наших дней многочисленным римским копиям с греческих оригиналов.

6.1 Архаический период (VII-VI вв. до н.э.)

        Самые ранние каменные статуи (начало VII в. до н.э.) были высечены в простой, монументальной манере, подражавшей стилю Крита и Египта. Фигуры изображались в застывших позах, с выставленной вперед левой ногой и руками, почти прижатыми к бокам. На лицах застыла легкая улыбка. Существовали два основных типа скульптур: курос (фигура обнаженного юноши) и кора (статуя молодой женщины в платье до пят). Позже греческие зодчие научились ваять фигуры в менее статичных и схематичных позах.

6.2 Классический период (V-IV вв. до н.э.)

        Скульптуры классической эпохи разработали приемы изображения человеческого тела в реалистичной манере, чуждой схематичности. Их творения поражают естественностью, красотой и гармонией. Возрос интерес к изображению женского тела. Многие мастера искусно передавали выражение лица, эмоции, создавали скульптурные портреты известных политических деятелей. Чтобы продемонстрировать свое искусство, ваятели изображали фигуры в движении, например атлетов, занимающихся спортом. Слава об афинских художниках вскоре распространилась по всему миру, их работы стали образцом для подражания и позже были вывезены в Рим. Мастерские скульпторов находились недалеко от карьеров, где добывали мрамор. Чтобы ценный материал для работы всегда был под рукой.

6.3 Эллинистический период (конец IV-I вв. до н.э.)

         В эллинистический период скульпторы расширили круг изображаемых персонажей. Если художники классического периода сосредотачивали свое внимание на богах и знаменитых людях, то теперь моделями часто становились дети и старики. Скульптуры этого периода очень выразительны. Вместо спокойных, гармоничных поз эллинистические мастера предпочитали изображать эмоциональные состояния, внутренние переживания, страсти, боль, старость или даже смерть.

 

§ 7. Керамика

       Греция славилась своей изящной и нарядной расписной керамикой, которая снискала популярность по всему Средиземноморью. Жанровые сцены, детально изображенные на керамических сосудах, сообщают множество ценных сведений о повседневной жизни, мифологии и исторических преданиях греков.

7.1 Геометрический орнамент

        В XI-VIII вв. до н.э., в эпоху "темных веков" и греческой архаики, вазы и сосуды покрывали силуэтными орнаментами - зигзагами и другими геометрическими рисунками. И лишь позднее между фризами (горизонтальными полосами) геометрических орнаментов стали изображать фигуры животных и людей.

7.2 Восточный стиль

        В VII в. до н.э. в подражание искусству Ближнего Востока (прежде всего Египта и Малой Азии) сложился ориентализирующий, или ковровый, стиль. Вазы и сосуды стали украшать стилизованными пальмовыми листьями, цветами и бутонами лотоса, а также мифическими чудовищами. Позднее на сосудах появились сюжеты из греческих мифов и повседневной жизни. Росписи выполнялись темно-коричневым лаком по светлой глине, детали выписывались тонкими контурными линиями белой и пурпурной красками.

7.3 Афинская керамика

        С середины VI по IV в. до н.э. изысканные образцы узорчатой вазовой живописи создавались в Коринфе и Афинах, а затем и по всей Аттике. Отойдя от ковровой стилистики и орнаментов, художники стали украшать сосуды сценками из повседневной жизни, а также сюжетами мифов и легенд. Образцы афинской керамики, сделанные около 550 г. до н.э., расписаны в так называемом чернофигурном стиле: на красном фоне выделяются блестящие фигуры, покрытые густым черным лаком - смесью глины, пепла и воды. Условность черных фигур не удовлетворяла афинских вазописцев, и около 530 г. до н.э. они создали более выразительный краснофигурный стиль, который просуществовал до IV в. до н.э. На черном с металлическим отливом фоне выступали светлые фигуры. На смену мифологическим сюжетам пришли жанровые и бытовые сценки.

7.4 Красное и черное

         В аттической керамике VI в. до н.э. расцвел чернофигурный стиль. Афинские гончары добавляли в глину охру, чтобы после обжига сосуды становились оранжево-красными. На смену орнаментам пришли фигурные изображения. Их выписывали черным лаком по красному фону. Для краснофигурной вазописи, наоборот, характерны красные фигуры на черном фоне. Черным лаком вычерчивали контуры фигур, затем им покрывали весь сосуд, оставляя незакрашенными только фигуры. Кисточкой или пером на светлых фигурах прорисовывали черты лица, складки одежды и другие детали. Во время обжига все отверстия печи закрывали, прекращая доступ кислорода, и сосуд становился черным. Когда температура в печи падала, вентиляционные отверстия открывали, и на фоне черного, блестящего, как зеркало, лакового покрытия эффектно проступали красные фигуры.

§ 8. Обработка металла

          Основным металлом для изготовления оружия и орудий труда, начиная с микенского периода и далее, была бронза. Железо появилось в период "темных веков". Из золота и серебра делали только украшения и предметы роскоши.

Информация о работе Культура античного мира: культура Древней Греции